Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2008
Семинар для педагогов «Психологическая подготовка к ЕГЭ»


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Варвара ГАЛАТОНОВА,
педагог-психолог
школы № 980 ЮАО
г. Москвы
Татьяна БОГАЧЕВА,
педагог-психолог
школы № 866 ЮАО
г. Москвы
Марина ЧИБИСОВА,
кандидат
психологических наук

Семинар для педагогов
«Психологическая подготовка к ЕГЭ»

I часть

1. Ознакомить с целями занятия и принять правила

Цели семинара:

— Обсудить плюсы и минусы ЕГЭ.

— Сформулировать понятие готовности к ЕГЭ.

— Выделить трудности, возникающие у учащихся при подготовке к нему.

— Познакомиться с некоторыми приемами саморегуляции своего эмоционального состояния.

— Выработать стратегии поддержки разных групп учащихся во время подготовки к ЕГЭ и во время проведения.

Правила: говорить только от первого лица, не перебивать друг друга, время на выступление участника не более 1,5 минут. (Хорошо бы иметь песочные часы.)

2. Упражнение на разогрев «Шкала согласия»

(См. в статье М.Ю. Чибисовой «Мифология ЕГЭ».)

Утверждения могут быть такими:

— Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ.

— ЕГЭ — нужное и полезное нововведение в школе.

— Отношение ребят к ЕГЭ во многом зависит от родителей и педагогов.

3. Упражнение «Ассоциация»

(См. в статье Чибисовой «Мифология ЕГЭ».)

Ведущему необходимо выявить связь между тревогой учителей, тревогой учеников и родителей.

4. «Отличия ЕГЭ от традиционного экзамена»

«Мозговой штурм». Работа в командах. Обсуждение результатов.

По завершении можно предложить учителям ознакомиться со следующей таблицей (см. с. 25).

5. Трудности при подготовке к ЕГЭ

Объяснить, что они бывают: процессуальные (связанные с процедурой), личностные (обусловленные личностными особенностями) и познавательные (обусловленные недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов).

Работа в командах: привести примеры трудностей каждой группы. Обобщить результаты.

Познавательные трудности

• Недостаточный объем знаний.

• Недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями.

• Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета.

• Неумение оперировать учебным материалом.

Важно обратить внимание педагогов на то, что это результат всего периода обучения в школе!

Личностные трудности

• Невозможность произвести впечатление.

• Убеждения и предрассудки, связанные с ЕГЭ.

• Неадекватная самооценка.

Процессуальные трудности

• Недостаточное знакомство с процедурой.

• Незнакомое место, незнакомые взрослые.

6. Готовность к ЕГЭ

Сформулировать понятие готовности к ЕГЭ и выделить его компоненты.

Познавательный компонент

• Высокая мобильность, переключаемость.

• Высокий уровень организации деятельности.

• Высокая и устойчивая работоспособность.

• Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

• Четкость и структурированность мышления, комбинаторность.

• Сформированность внутреннего плана действий.

Личностный компонент

• Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ.

• Самооценка — умение адекватно оценить свои знания, умения, способности.

• Самостоятельность мышления и действия, целеустремленность.

Процессуальный компонент

• Знакомство с процедурой.

• Навык работы с тестовыми материалами.

• Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми.

Обсудить, от кого зависит сформированность данных компонентов.

Отличительные особенности Традиционный экзамен Единый государственный экзамен
Что оценивается? Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность
Что влияет на оценку? Большое влияние оказывают субъективные факторы, контакт с экзаменатором, общее впечатление и пр. Оценка максимально объективна
Возможность исправить собственную ошибку На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и исправить ее во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы Можно заметить и исправить ошибки при проверке
Кто оценивает? Знакомые ученику люди Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты
Когда можно узнать результаты экзамена? На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней В течение нескольких дней
Критерии оценки Известны заранее Известны заранее, но в очень общем виде
Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и пр.) Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала
Как происходит фиксация результатов? В письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания.

На устном — на черновике

Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов
Стратегия деятельности во время экзамена Унифицированная Индивидуальная

7. Упражения на саморегуляцию

Ритмичное четырехфазное дыхание

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4–6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднять руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточить свое внимание в центре ладоней и почувствовать сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.

Третья фаза (4–6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисовать перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).

Четвертая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.

Дышать таким образом не более 2–3 минут.

Сосредоточение на пульсе.

В ситуациях тревоги и стресса попробовать сосредоточиться на собственном пульсе. Найти пульс на руке и начать считать. У спокойного человека пульс не более 80 ударов в минуту, у взволнованного — гораздо больше. Задача — усилием мысли выровнять его и заставить биться реже. (Можно так же сосредотачиваться на своем дыхании, представляя себе ощущение прохлады при вдохе и тепла — при выдохе. Сконцентрироваться на этих ощущениях.)

8. Рефлексия занятия

Благодарность за сотрудничество. Предложить план следующего занятия.

II часть

1. Упражнение на разогрев

«Сделай, как я, передай другому»

Каждый придумывает себе движение какого-то определенного животного, затем показывает его окружающим. После ознакомления с движениями каждого кто-то из участников сначала показывает свое движение, затем движение другого игрока. Тот, в свою очередь, показывает свое, затем чье-то еще и т.д.

2. Аутогенная тренировка (3–5 минут)

Инструкция. «Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать, подобно облакам в небе.

Мысленно повторите 5–6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5–6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох».

Обсудить возможные положительные утверждения для аутогенной тренировки.

3. Расширение представлений о ЕГЭ

Задания типа А. Наиболее легкие задания, в которых надо выбрать один верный ответ из четырех предложенных вариантов.

Правильный ответ на каждое задание оценивается в 1 балл.

Задания типа В. Задания, предполагающие краткий свободный ответ (нужно записать только окончательный вариант: число, слово, словосочетание или набор букв). Они сложнее, но каждый правильный ответ также оценивается в 1 балл.

Задания типа С. Это задания, требующие развернутого свободного ответа (включающего словесное обоснование, математический вывод, полное решение задачи, сочинение и т.п.). Эти задания самые сложные, причем одно-два из них имеют очень высокую сложность и примерно соответствуют уровню сложности заданий сильнейших вузов или олимпиад. Правильное выполнение каждого задания типа С оценивается несколькими баллами, а в целом дает возможность набрать от 20 до 35 % баллов от общего возможного количества баллов.

4. Каковы критерии выставления оценок?

Эти критерии устанавливаются для каждого предмета отдельно, но при этом они одинаковы для всех регионов страны, школ и учащихся. Мы укажем сейчас основные ориентиры, в соответствии с которыми выставляются школьные оценки.

• На «тройку» надо выполнить по крайней мере половину заданий из первой части (по русскому языку — две трети);

• чтобы получить школьную «четверку», надо правильно выполнить половину всех заданий, при этом одно-два из второй или третьей части работы;

• для получения «пятерки» необходимо выполнить более трех четвертей всех заданий, одно из них должно быть из третьей части. Например, чтобы получить «5» по русскому языку, надо, как минимум, правильно выполнить ВСЕ задания из первой части и получить 20 баллов (из 22 возможных) за сочинение.

5. Зачем нужны индивидуальные стратегии

Сдающий экзамен выпускник может сам определять стратегию своих действий, выбирать задания в соответствии со своим уровнем притязаний, формулировать претензии по поводу процедуры проведения и т.д.

Необходимо также принять решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым. Например, для одного «сдать успешно» — означает получить «3», для другого — «4», для третьего — набрать минимум 75 баллов (поскольку в его вуз объявили именно такой проходной балл), а для кого-то минимум — 91 или 99 баллов. При этом надо понимать: тест составлен так, что получить 100 баллов из 100 сможет только один из ста тысяч выпускников. Таким образом, имеет значение не только уровень подготовки, но и уровень притязаний. Поэтому принципиальны многочисленные «пробы», по результатам которых корректируется исходная цель.

Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии — например, во что бы то ни стало решить задание группы С, не доделав задания группы А. Выбор стратегии, не соответствующей ожидаемому и возможному результату, может быть обусловлен и тем, что у ученика отсутствует информация о том, каким образом работа будет оцениваться (то есть фактически о том, к какому результату приведут те или иные стратегии).

Выбранная стратегия определяет также особенности планирования и распределения времени. Для того чтобы справиться с заданиями ЕГЭ, требуется рационально распределить имеющийся временной промежуток в соответствии с выбранной стратегией и сложностью каждого задания: решить, сколько времени отвести на задания каждой группы, причем, скажем, на задания группы А его требуется меньше, чем на задания группы С. Неумение выпускника планировать время приводит к тому, что у него возникает страх не успеть, а это, в свою очередь, способствует нерациональному распределению времени и отрицательно влияет на результат.

Таким образом, для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с тестами и помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.

6. Упражнение на саморегуляцию

Инструкция. «Закройте глаза и сядьте как можно удобнее на этом стуле. Положите руки на колени, а спину держите прямо. Представьте себе, что сейчас в свое солнечное сплетение вы сажаете маленькое зернышко. Это зернышко вашей уверенности (или спокойствия). Дышите ровно и сконцентрируйтесь на этом маленьком семечке и на своих ощущениях. Оно начинает расти. С каждым вдохом и с каждой минутой оно все увеличивается, разрастается и уже заполняет всю вашу грудную клетку. Почувствуйте, какой большой стала ваша уверенность (спокойствие). Сделайте еще несколько вдохов, сосредоточившись на своих ощущениях. А теперь сожмите руки в кулаки и откройте глаза».

7. Дети групп риска

• Выделить группы детей:

– с личностными трудностями: с недостатком произвольности и саморегуляции (инфантильные); тревожных, неуверенных, перфекционистов и отличников;

– с познавательными трудностями: правополушарные (дети-синтетики), астеничные, гипертимные, застревающие.

• Дать психологические характеристики каждой из групп (см. Методические рекомендации).

• Мозговой штурм. Работа в командах: разработка стратегий поддержки каждой группы на этапе подготовки к экзамену. Обсуждение.

8. Упражнение на саморегуляцию

Релаксация по Джекобсону (вариант для детей). Проводится сидя на стуле. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением. Проводится с закрытыми глазами.

Упражнения

«Лимон». Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… Так по 3 раза каждой рукой.

«Кошечки». Представьте себе, что вы — красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи и спины… 3 раза.

«Черепаха». Вы — черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам срочно нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя… 3 раза.

«Слоненок». Представьте, что вы лежите на солнышке и загораете. А теперь из-за кустов выбегает слоненок и бежит прямо на вас. Чтобы он вас не задел, напрягите живот сильно-сильно, как только можете. Еще сильнее, еще интенсивнее работают мышцы живота. А теперь можно расслабиться, потому что слоненок пробежал мимо. Обратите внимание на приятное расслабление, которое возникает в теле после напряжения. Каким тяжелым и теплым кажется тело… 3 раза.

«Высокий забор». Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону которого находится фруктовый сад. В заборе выломана одна доска, и вам нужно проникнуть в сад через эту узкую щель так, чтобы не занозить себя. Втяните живот как можно сильнее и аккуратно начинайте пролезать через эту щель. Сильнее втягивайте живот и убирайте выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту сторону забора, расслабьте мышцы живота максимально, как это возможно. Ваш живот отдыхает и находится в состоянии приятного расслабления… 3 раза.

«Муха». Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его, напрягите все мышцы лица... А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу… 3 раза.

«Жвачка». У вас во рту находится твердая конфета, и вам во что бы то ни стало нужно разгрызть ее. Сожмите зубы как можно крепче, стисните их… Еще, еще. А теперь расслабьте лицо. Почувствуйте, какой тяжелой стала нижняя челюсть, как отдыхают мышцы лица… 3 раза.

«Жмурки». Вам нужно зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче, сильнее сжимайте веки… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза.

«Теплая лужа». Представьте, что вы стоите босиком возле большой теплой лужи с глубоким илистым дном. Вы наступаете в нее правой ногой, и ваши пальцы погружаются в мягкий и теплый ил. Вам очень хочется ощутить опору под ногами, и вы давите на мягкое дно всей ступней, изо всех сил. Ил проходит у вас между пальцами ног, а вы надавливаете все сильнее и сильнее. Выньте правую ногу из лужи и расслабьте ее. Теперь то же левой ногой… 3 раза.

9. Рефлексия занятия.

Методические рекомендации для учителей по стратегиям работы с детьми группы риска

TopList