Тренинговое занятие
для учащихся 7–8-х классов
Шаги к уверенности
Цель: формирование убеждений в
преимуществах уверенного поведения перед
агрессивным и неуверенным.
Задачи: создать доверительную
атмосферу в среде подростков; развивать умение
анализировать поступки и желания,
дифференцировать проявления уверенности,
неуверенности, агрессивности в поведении людей;
развивать творческое мышление учащихся.
Материалы: мяч, маски или костюмы
сказочных персонажей, чистые листы и фломастеры.
1. Упражнение «Разминка»
Учащимся предлагается образовать круг. Ведущий
передает одному из участников (веселому) мяч со
словами: «Самый веселый». Тот в свою очередь
должен передать мяч тому, кто, по словам педагога,
«самый воспитанный», «самый умный», «самый
добрый» и т.д. Задание можно усложнить, отдав
инициативу детям.
Например, один из участников передает мяч
соседу справа: «Мне нравится Аня, потому что она
сидит со мной за партой».
После выполнения упражнения ведущий обращает
внимание, что ребята, передавая мяч друг другу,
делали свой выбор.
Вопрос для обсуждения:
— Какой путь самоутверждения выбирают ваши
сверстники?
Учащимся показывают предварительно
обработанные результаты социальной акции,
проводимой в школе: «Где и с кем я чувствую себя
комфортно?» Участники тренинга отмечают, что
наибольшее количество ответов — «на дискотеке»,
«в общении с одноклассниками», «работая в
кружках», «на спортивных соревнованиях». Ведущий
обращает внимание учащихся на то, что многие
подростки, пробуя алкоголь и табак, также ощущают
себя комфортно.
Проводится обсуждение, в ходе которого ребята
называют всевозможные причины, по которым их
сверстники начинают курить, пробовать алкоголь,
а также изменяют свой внешний облик (красят
волосы в неестественные тона, прокалывают разные
части тела). Ведущий акцентирует внимание на
проявлении неуверенности ребят, на их желании
самоутвердиться с помощью, например, курения.
Учащиеся рассказывают о своих чувствах и
ощущениях от общения со сверстниками, сделавшими
подобный выбор, указывают на агрессию, которая
возникает в их поведении.
Далее участникам занятия предлагают сделать
свой выбор, поделив их на три группы: уверенные,
неуверенные, агрессивные. Поделить на группы
можно разными способами. например, используя
личную самооценку каждого («каким вы себя
ощущаете?») или поведение, можно предложить:
«попробуйте почувствовать себя уверенным,
прочувствуйте неуверенность, побудьте немного
агрессивным».
2. Упражнение «Вхождение в роль»
Время выполнения: 10–12 минут.
Учащимся предлагается обыграть небольшой
отрывок русской народной сказки «Колобок»,
переделав ее так, чтобы Колобок у ребят первой
группы был неуверенным; у второй — агрессивным и,
соответственно, у третьей группы — уверенным.
Вопросы для обсуждения:
— что чувствуют другие герои сказки, встречая
«разных Колобков» — с разным типом поведения?
— какого Колобка (уверенного, неуверенного,
агрессивного) может быстро «съесть» Лиса? Какой
ей покажется особенно «невкусным»? А какой может
смело продолжить свой путь дальше?
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "MSK-INTERIOR.RU". На сайте Вы сможете найти всю необходимую информацию о том, как сделать красивый и современный интерьер квартиры самостоятельно. Полезные советы специалистов, мастер-классы, телепрограммы, видеообзоры, разнообразные решения - кухни, детские, спальни, аксессуары, подвесные потолки, шторы для спальни фото и многое другое. Всё это Вы можете посмотреть на сайте, который располагается по адресу: http://msk-interior.ru/.
3. Упражнение «Ассоциации»
Учащимся каждой группы предлагается записать
все слова, ассоциирующиеся со словами:
«уверенность», «неуверенность»,
«агрессивность». Листы вывешиваются, и
происходит обсуждение.
— Что находится в душе, в сердце у агрессивных
подростков? (Учащиеся все вместе ищут подходящие
слова на листе.)
— Может ли агрессивный человек быть лидером?
Если «да», то чем характеризуется его
группировка?
— Чем вызвана неуверенность? Может ли человек в
состоянии неуверенности добиться чего-либо?
— Друзей с каким типом поведения вы бы
предпочли иметь рядом с собой?
— Какое поведение самое успешное?
4. Упражнение «Рефлексия»
Ведущий снимает листы «Неуверенность»,
«Агрессивность» и оставляет только лист
«Уверенность». Предлагает учащимся подумать,
насколько они близки к уверенному типу
поведения. Затем ребята располагаются так, как
считают они сами (рядом, в нескольких шагах,
далеко от листа со словом «Уверенность»).
Вопрос для обсуждения:
— Трудно было оценить собственное поведение?
5. Заключение
Ведущий говорит, что шаг к уверенности — это
всегда маленький шаг к успеху!
Елена БОРИСОВА,
педагог-психолог,
г. Приволжск,
Ивановская область
|