Управление инновациями в школе
Учебное пособие
|
В.С. Лазарев
М.: Центр педагогического
образования, 2008
|
В наше время психологи
не только не испытывают недостатка в
психологической литературе, но и сталкиваются с
противоположной ситуацией, когда вынуждены
выбирать среди большого числа изданий
отвечающие профессиональным предпочтениям и
задачам. Отчасти поэтому они редко заглядывают
на соседние полки книжных магазинов, где
располагается литература по смежным областям
знаний, например педагогического содержания.
Складывается следующая парадоксальная
картина. Само собой разумеется, что педагогам
психологические знания необходимы, о чем
неустанно твердят психологи, обвиняя учителей в
психологической безграмотности (порой
справедливо), а при этом сами они почему-то готовы
обходиться без представления о том, что
происходит в современном образовании. Было бы
неверно призывать психологов к принципиальному
расширению сферы профессиональных интересов за
счет включения в нее сведений из частных
педагогических дисциплин, но в то же время
успешное решение психологических проблем в
области образования вряд ли возможно без хотя бы
общего знакомства с происходящими в образовании
изменениями.
Справедливости ради надо отметить, что не так
уж много сейчас выходит педагогических изданий,
которые следовало бы прочитать школьным
психологам. Книга, о которой идет речь, — из их
числа.
На первой странице книги читаем: посвящается
памяти моего учителя В.В.Давыдова. Эти слова дают
достаточно адекватное представление о ее авторе.
В.С.Лазарев — психолог, один из ближайших
учеников Давыдова, автор многочисленных
публикаций по вопросам психологии образования,
сейчас — директор Института инновационной
деятельности в образовании РАО. Чтобы понять
идеологию издания и авторскую позицию, надо
обязательно прочитать «Предисловие», в котором с
позиций теории В.В.Давыдова формулируется
основной принцип построения системы школьного
обучения: образование должно быть не только
развивающим, но и развивающимся.
Далее в первой главе книги речь идет о целях
современной школы, которые могут пониматься
по-разному в зависимости от подхода к
образованию. Трудно не согласиться с авторским
тезисом о необходимости соответствия содержания
и формы образования закономерностям
психического развития ребенка. Автор говорит о
целесообразности определения целей образования
посредством указания на психологические
новообразования в каждом возрастном периоде.
Все последующее изложение — подробное
описание теоретической модели инновационной
деятельности школы с позиций обозначенного выше
психолого-педагогического подхода. Специальное
внимание автор уделяет проектным технологиям и
организации экспериментальной работы в школе.
Знакомство с этими разделами поможет психологу,
во-первых, разобраться в происходящих в его
родной школе изменениях и, во-вторых, включиться,
например, в реализацию новой экспериментальной
программы. Согласитесь, что позиция активного
участника значительно отличается от позиции
наблюдателя, вынужденного ограничиваться лишь
выполнением спущенных руководителем указаний.
Дело осталось за малым — выбрать, какая позиция
вам больше подходит.
Марина СТЕПАНОВА
|