День школьного психолога
День школьного психолога на VII
Московском педагогическом марафоне учебных
предметов начался с размышлений о том, насколько
изменилась за последнее время роль этого
специалиста в образовательном учреждении.
Марина Битянова, директор Центра «Точка Пси»,
профессор МГППУ, открывая мастер-класс
«Современные образовательные технологии в
работе школьного психолога», напомнила коллегам,
как еще совсем недавно психологи были самыми
главными новаторами в школах, носителями
интерактивных игровых, деятельностных методик
работы. Педагоги оценили эффективность
предложенных технологий и сегодня владеют ими не
хуже психологов. А в ситуации урока — даже лучше.
Психологи же, постепенно разочаровавшись в чисто
психологических способах воздействия (тренинги,
игровые программы), поскольку они не вписываются
в жесткие рамки школьного распорядка, оказались
не слишком компетентными на стандартном
сорокаминутном занятии в классе, где стоят парты
в три ряда и висит зеленая доска перед глазами.
Урок психологии стал одним из самых скучных в
детском расписании. Получается, психолог просто
обязан освоить современные образовательные
технологии, чтобы помогать и ученикам, и
преподавателям.
После
такого решительного заявления сотрудники Центра
«Точка Пси» Татьяна Беглова и Татьяна Меркулова
пригласили добровольцев на сцену, чтобы «в
режиме аквариума» продемонстрировать залу формы
работы по самым современным технологиям, в
частности по технологии критического мышления.
В соседней аудитории Олег Хухлаев, заведующий
кафедрой «Этнопсихология и проблемы
поликультурного образования» МГППУ, на своем
мастер-классе «Психологическое сопровождение
детей-мигрантов в образовательной среде» не стал
выбирать желающих из публики. Он предложил
каждому слушателю осмыслить личный опыт
миграции. Да, этим опытом обладает почти каждый
взрослый. Ведь любое вхождение в незнакомую тебе
культуру (переход в другую школу, на новую работу)
— тоже своего рода миграция. Чтобы помочь нашим
ученикам, мы должны проанализировать
собственные реакции на смену культурных норм.
Как правило, формируются четыре основные
поведенческие стратегии мигранта: ассимиляции
(растворения в новой культуре ценой забвения
старой), сепарации (отторжения нового ради
исходного), маргинализации (когда человек теряет
все точки опоры) и — самая эффективная —
интеграции. именно помощь в выборе модели
поведения является первоочередной задачей
психолога, занимающегося детьми-мигрантами.
Для психолога естественно работать с личным
опытом клиента. О чем бы ни шла речь. Поэтому
никто не удивился, когда Марина Чибисова,
открывая мастер-класс «Психологическая
подготовка к ЕГЭ: чем психолог может помочь
выпускнику и родителю?», предложила собравшимся
быстренько сдать ЕГЭ самим, а уж потом заниматься
чужими проблемами.
В идеале работа психолога с выпускным классом
должна начинаться еще осенью, после первого
пробного экзамена, когда есть время
проанализировать имеющиеся у детей трудности
(один не в силах принять решение, другой не может
оставить недоделанное задание, третий слишком
полагается на взрослых), подобрать и опробовать
персональные рекомендации. Есть время
поговорить и с педагогами (они боятся
тестирования не меньше детей), и с родителями,
которые часто устраняются от решения проблемы,
считая, что вся ответственность лежит на школе.
Странно, в Большом зале обсуждали совершенно
иные проблемы, но участники дискуссии «Зачем
школьному психологу знания об отклоняющемся
развитии?» повторили почти слово в слово
печальные слова о нежелании родителей помогать
своим детям, сотрудничать со школой. И это одна из
главных трудностей, с которой сталкиваются
психологи, не имеющие права заниматься с детьми,
если семья не дала согласия на такие занятия. А
ведь своевременная помощь ученику в
выстраивании оптимального образовательного
маршрута позволяет предупредить многие
конфликты и кризисные ситуации.
Ведущий Михаил Семаго, профессор Академии
повышения квалификации и переподготовки
работников образования, призывал коллег
тщательно составлять договор как с родителями
школьников, так и с администрацией
образовательного учреждения, чтобы ничто не
мешало нормальной работе.
Конец дня был посвящен играм. Мария Ступницкая
и Вадим Родионов, сотрудники АНО «Школа
«Премьер», раскрыли сущность критериального
оценивания, предложив добровольцам изобразить
экзамен по аплодированию. Одни старательно
хлопали, другие оценивали «учеников» — как
придется или по заранее оговоренным параметрам.
Разницу почувствовали все.
Александра Соболева, директор направления
тренинговых программ компании «Искусство
тренинга», приглашала слушателей исполнять
ритмичные считалки и одновременно хлопать
соседей по коленкам и по макушкам, чтобы понять,
какие сложные физиологические, психологические,
личностные процессы провоцируют самые простые
игровые приемы.
И словно не было позади напряженного рабочего
дня — психологи шумно обменивались
впечатлениями. Стало ясно, насколько азартно и
заинтересованно существуют они в своей
профессии.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
|