Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2008
ЧТО УМЕЮТ БЕЛОРУССКИЕ ПСИХОЛОГИ?


ГИЛЬДИЯ

ЧТО УМЕЮТ БЕЛОРУССКИЕ ПСИХОЛОГИ?

В декабре 2007 года в Минске состоялся традиционный V Республиканский фестиваль практической психологии. Обычно мы, сотрудники отдела Академии последипломного образования, начинаем готовить фестиваль за несколько месяцев до его начала, и каждый раз пеед нами встают вопросы: «Как сделать так, чтобы мероприятие носило обучающий характер и, учитывая форму и предновогоднюю дату проведения, было ярким, занимательным, разнообразным? В чем будет отличие нынешнего фестиваля от предыдущих?»

Все наши фестивали тематические, в этом году тема фестиваля — «Семья: от проблем к достижениям». Было сразу решено, что целью мероприятия станет демонстрация разнообразных технологий работы с семьей в учреждениях образования. Почему именно эта цель? Многие психологи согласятся с нами, что в работе с семьей, семейными кризисами можно использовать настоящее профессиональное мастерство, побыть психотерапевтом, разобраться в сложносплетениях человеческой судьбы.

С другой стороны — реальность школы, детского сада, других учреждений образования такова, что из-за большого объема других функциональных обязанностей, постоянной нехватки времени психолог не имеет возможностей для длительной индивидуальной психотерапевтической работы с родителями и детьми. В то же время практическая психология образования сегодня располагает арсеналом интерактивных форм работы, рассчитанных на достаточно большие группы участников, которые и решено было на фестивале продемонстрировать.

Традиционным для всех наших фестивалей является приглашение ведущих отечественных и зарубежных, прежде всего российских, ученых для проведения мастер-классов, проблемных лекций, ведущих специалистов нашего Министерства образования. Отличием нынешнего фестиваля стало широкое привлечение психологов «с земли» — не только из Минской области, но и из других областей — для проведения гостиных, игровых мастерских. Для этого в сентябре был объявлен республиканский конкурс творческих работ. Психологам предлагалось представить авторские программы, проекты, сценарии мероприятий и больших психологических игр. И, как оказалось впоследствии, именно широкое участие психологов школ, детских садов, социально-педагогических центров придало фестивалю практико-ориентированный характер, позволило создать комфортное коммуникативное пространство, эффективный диалог между участниками.

Анализ содержания конкурсных материалов позволил определить, что наиболее популярными формами работы в учреждениях образования являются клубы для родителей разной направленности, например: для родителей благополучных детей, для родителей детей с особенностями психофизического развития. Популярна также коррекционно-развивающая работа для старших школьников, но практически отсутствуют материалы по гендерному воспитанию, формированию полоролевой идентичности для школьников младшего и среднего школьного возраста, а также опыт работы с семьями в социально опасном положении.

Всего на фестиваль приехали более 150 психологов со всей республики. Два дня фестиваля пролетели для участников незаметно в постоянной смене мероприятий. Первый день фестиваля по содержанию можно условно обозначить как день «проблем», второй — «достижений».

Кульминацией фестиваля явилось проведение тематических гостиных, где на обсуждение участников фестиваля был представлен опыт победителей конкурса творческих работ. В конце первого дня психологи приняли участие в постановках психологических театров, в конце второго дня — в больших психологических играх.

Для нас было важно создать на фестивале особую эмоциональную атмосферу профессионального сообщества, и с этой целью были организованы акции, способствовавшие знакомству, взаимодействию психологов друг с другом, работала выставка творческих работ участников, в перерывах на нескольких площадках одновременно проходили перформансы, мультимедийные презентации социальных центров, спонтанные дискуссии по обсуждаемым проблемам.

Фестиваль завершился. Конечно же, он не мог представить психологам целостную систему психологической работы с семьей, но мы надеемся, что он дал им импульс к приобретению новых знаний и навыков, предоставил возможность оценить уровень собственной психологической практики.

В этом номере «Школьного психолога» под рубрикой «Вместе с родителями» мы представляем российским коллегам лучшие образцы творческих работ участников фестиваля.

Елена ОСИПОВА,
начальник отдела
прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск

TopList