ЧТО УМЕЮТ БЕЛОРУССКИЕ ПСИХОЛОГИ?
В декабре 2007 года в Минске состоялся
традиционный V Республиканский фестиваль
практической психологии. Обычно мы, сотрудники
отдела Академии последипломного образования,
начинаем готовить фестиваль за несколько
месяцев до его начала, и каждый раз пеед нами
встают вопросы: «Как сделать так, чтобы
мероприятие носило обучающий характер и,
учитывая форму и предновогоднюю дату проведения,
было ярким, занимательным, разнообразным? В чем
будет отличие нынешнего фестиваля от
предыдущих?»
Все наши фестивали тематические,
в этом году тема фестиваля — «Семья: от проблем к
достижениям». Было сразу решено, что целью
мероприятия станет демонстрация разнообразных
технологий работы с семьей в учреждениях
образования. Почему именно эта цель? Многие
психологи согласятся с нами, что в работе с
семьей, семейными кризисами можно использовать
настоящее профессиональное мастерство, побыть
психотерапевтом, разобраться в сложносплетениях
человеческой судьбы.
С другой стороны — реальность школы, детского
сада, других учреждений образования такова, что
из-за большого объема других функциональных
обязанностей, постоянной нехватки времени
психолог не имеет возможностей для длительной
индивидуальной психотерапевтической работы с
родителями и детьми. В то же время практическая
психология образования сегодня располагает
арсеналом интерактивных форм работы,
рассчитанных на достаточно большие группы
участников, которые и решено было на фестивале
продемонстрировать.
Традиционным для всех наших фестивалей
является приглашение ведущих отечественных и
зарубежных, прежде всего российских, ученых для
проведения мастер-классов, проблемных лекций,
ведущих специалистов нашего Министерства
образования. Отличием нынешнего фестиваля стало
широкое привлечение психологов «с земли» — не
только из Минской области, но и из других
областей — для проведения гостиных, игровых
мастерских. Для этого в сентябре был объявлен
республиканский конкурс творческих работ.
Психологам предлагалось представить авторские
программы, проекты, сценарии мероприятий и
больших психологических игр. И, как оказалось
впоследствии, именно широкое участие психологов
школ, детских садов, социально-педагогических
центров придало фестивалю
практико-ориентированный характер, позволило
создать комфортное коммуникативное
пространство, эффективный диалог между
участниками.
Анализ содержания конкурсных материалов
позволил определить, что наиболее популярными
формами работы в учреждениях образования
являются клубы для родителей разной
направленности, например: для родителей
благополучных детей, для родителей детей с
особенностями психофизического развития.
Популярна также коррекционно-развивающая работа
для старших школьников, но практически
отсутствуют материалы по гендерному воспитанию,
формированию полоролевой идентичности для
школьников младшего и среднего школьного
возраста, а также опыт работы с семьями в
социально опасном положении.
Всего на фестиваль приехали более 150 психологов
со всей республики. Два дня фестиваля пролетели
для участников незаметно в постоянной смене
мероприятий. Первый день фестиваля по содержанию
можно условно обозначить как день «проблем»,
второй — «достижений».
Кульминацией фестиваля явилось проведение
тематических гостиных, где на обсуждение
участников фестиваля был представлен опыт
победителей конкурса творческих работ. В конце
первого дня психологи приняли участие в
постановках психологических театров, в конце
второго дня — в больших психологических играх.
Для нас было важно создать на фестивале особую
эмоциональную атмосферу профессионального
сообщества, и с этой целью были организованы
акции, способствовавшие знакомству,
взаимодействию психологов друг с другом,
работала выставка творческих работ участников, в
перерывах на нескольких площадках одновременно
проходили перформансы, мультимедийные
презентации социальных центров, спонтанные
дискуссии по обсуждаемым проблемам.
Фестиваль завершился. Конечно же, он не мог
представить психологам целостную систему
психологической работы с семьей, но мы надеемся,
что он дал им импульс к приобретению новых знаний
и навыков, предоставил возможность оценить
уровень собственной психологической практики.
В этом номере «Школьного психолога» под
рубрикой «Вместе с родителями» мы представляем
российским коллегам лучшие образцы творческих
работ участников фестиваля.
Елена ОСИПОВА,
начальник отдела
прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск
|