ТЕПЛО СЕМЬИ
Занятие для родителей с элементами тренинга
Цель: знакомство и сплочение родителей,
определение круга общих проблем, возникающих в
семьях.
Подготовительная работа: оформление
классного кабинета; разработка рекомендаций для
родителей.
Оформление класса: на школьной доске —
тема встречи; к встрече готовится выставка
рисунков детей на тему «Моя семья».
1. Игра «Знакомство»
Ведущий. Для начала давайте
поприветствуем друг друга и познакомимся. Сейчас
мы представимся друг другу с помощью игры
«Знакомство». Встаньте в круг. У меня в руках мяч.
Каждый, кто получает мяч, будет называть свое имя
и повторять имена предыдущих участников. Итак,
мое имя…
2. Игра «Похвали себя»
Ведущий. Перед вами небольшой опросник
«Какая (ой) я?» (см. приложение 1). В нем
перечислены черты, которые встречаются у многих
людей. Выберите те, которые описывают
положительные стороны вашей личности. Похвалите
себя.
3. Упражнение «Азбука эмоций»
Ведущий. Уважаемые мамы и папы! У меня в
руках азбука эмоций, в которой находятся самые
разнообразные чувства и эмоции, позитивные и
негативные, которые может испытывать человек.
Возможно, после того как вы переступили школьный
порог, придя на эту встречу, в вашем сердце
поселились чувства и эмоции ожидания,
любопытства, тревоги и др. Давайте заполним нашу
азбуку эмоций своими впечатлениями.
Родители записывают на стикерах чувства и
эмоции, которые их переполняют. После этого
каждый приклеивает стикер на страницу азбуки,
рассказывая при этом, что он испытывает.
4. Упражнение «Символ семьи»
Родители объединяются в группы по 4–5 человек.
Ведущий. Семья — это та крепость, те
стены, за которыми наши дети чувствуют себя в
безопасности. Если стены рушатся, то защищаться
от невзгод и бурь жизни приходится под
развалинами этих стен. Но стены должны быть.
Каждый из вас, когда рассуждает о семье,
вкладывает в это свой собственный смысл, что-то
личное, что-то важное для него. Сейчас каждой группе
необходимо придумать и изобразить символ вашей
новой, только что созданной «семьи», а также
девиз. Время выполнения — 3–5 минут.
По завершении каждая группа (семья)
демонстрирует девиз и символ.
5. Упражнение «Законы семьи»
Ведущий. Испокон веку в каждой семье
существуют свои традиции, ритуалы, совместные
праздники, а также «законы» воспитания детей.
Каждый из вас, если хочет, может рассказать о
традициях и законах своей семьи. Все вместе мы
можем их обсудить и решить, что является
положительным, а что отрицательным.
На карточках каждой группе (семье) предлагаются
главные составляющие законов семьи: единство
требований, значение похвалы, трудовое участие,
разделение благ.
Каждая группа (семья) предлагает свой свод
семейных законов (см. приложение 2).
После завершения задания — обсуждение.
6. Игра «Дорисуй фигуру»
Ведущий. У каждого из вас есть дети —
мальчики и девочки — абсолютно разные. Каждый
ребенок — индивидуальность, со своими чувствами,
фантазиями, своим восприятием мира. Все мы были
детьми, любили фантазировать, выдумывать,
приукрашать.… Поэтому сейчас я предлагаю вам
вернуться в детство.
Участникам команд предлагается шесть фигур на
листе (треугольник, квадрат, круг, зигзаг, овал,
пятиугольник), которые необходимо дорисовать и
превратить в законченные изображения на тему
«Семья». Важно постараться, чтобы изображения
выглядели как можно более неожиданно,
фантастически. Для работы используются
карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки.
После этого все группы (семьи) демонстрируют
полученные изображения друг другу.
По окончании задания работы вывешиваются на
доске.
7. Диагностическое упражнение «Домик»
Ведущий. Конечно, каждый из нас хотел бы
узнать про свою семью. Правильно ли мы общаемся с
мужем (женой), детьми, родителями? Существуют ли
пробелы в воспитании детей? И т.д. Чтобы ответить
на эти и другие вопросы, следует выполнить
упражнение «Домик».
Каждый родитель рисует на листе формата А4 (или
А5) домик с шестью окошками. После этого ведущий
просит расселить в этом домике свою семью.
Рисунки родителей не обсуждаются! Происходит
самоанализ.
8. Тест «Имя существительное»
Ведущий. Предлагаю продолжить самоанализ
своего состояния и состояния своей семьи.
Инструкция: за 1 минуту необходимо написать
как можно больше существительных.
Анализ: какие существительные названы в
числе первых трех? Если, например, муж, дом,
ребенок, то это хорошо.
Статья опубликована при поддержке официального российского сайта популярного вело-производителя "Electra". "Electra" покоряет Сибирь. Высокое качество, красивый дизайн, надёжность. Вы можете приобрести мужские, женские и детские велосипеды, купить велосипед тандем в СПБ. Посмотреть информацию о фирме, каталог велосипедов, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://electrabike.ru/.
9. Упражнение «Азбука эмоций» (рефлексия)
После завершения встречи каждому родителю
предлагается описать свои эмоции и настроение.
Оформляется «Азбука эмоций».
Также родителям предлагается ответить на
вопросы:
— Что вы думаете о прошедшей встрече?
— Что было для вас важным, полезным?
— Что вам понравилось (не понравилось)?
10. Заключительное слово ведущего
Ведущий. Если вы находитесь здесь, в этом
классе, значит, у вас есть семья. Полная или
неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной
квартире или нет — это все на втором плане.
Главное — что она у вас есть. Цените и берегите
ее, потому что именно она нужна вам и вашим детям
для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь
и невзгод современной жизни, которая может, с
одной стороны, защитить от отрицательных
воздействий среды, а с другой — приспособить к
жизни в обществе.
Ведущий в конце встречи раздает каждому
родителю буклет с рекомендациями «В дневник
родителям».
Ведущий. Всем спасибо! До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
Какая я?
Я_____________________________________________________
добрая
рациональная
мечтательная
красивая
умная
удачливая
успешная
смешливая
модная
вдумчивая
беспечная
стремительная
непоседливая
легкая на подъем
добродушная
словоохотливая
здоровая
счастливая
радостная
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЗАКОНЫ СЕМЬИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В ДНЕВНИК РОДИТЕЛЕЙ
Рекомендации по развитию
положительных эмоций вашего ребенка
Папы и мамы! Дедушки и бабушки!
Помните!
• От повторяющихся знаков приветствия,
одобрения, любви и принятия у ребенка
складывается ощущение: «со мной все в порядке»,
«я — хороший». От сигналов осуждения.
недовольства, критики появляется ощущение: «со
мной что-то не так», «я — плохой».
• Душевная копилка ребенка работает день и
ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда
бросаем.
• Даже требования, которые вы предъявляете,
должны быть наполнены любовью и надеждой.
• Научитесь слушать своего ребенка в радости и
в горести.
• Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом
с ним, не избегайте общения с ним.
• Станьте для своего ребенка примером для
подражания в проявлении положительных эмоций по
отношению к членам своей семьи и к другим людям.
• Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом
возрасте.
• Не разговаривайте со своим ребенком с
равнодушным и безразличным лицом.
• Заводите свои красивые, добрые и светлые
ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и
жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям
• Перед уходом в школу получить объятие
родителей и напутственное слово или жест.
• По возвращении из школы рассказать о своих
удачах и проблемах и получить слова поддержки и
участия за чашкой чая.
• В выходной день обсудить прожитую неделю и
значение ее для детей и родителей.
• Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой
и папой.
• На ночь послушать сказку и быть заботливо
укрытым.
• В свой день рождения получать сюрпризы и
устраивать их для других членов семьи.
• Вместе с мамой готовиться к празднику и печь
вкусный торт.
• Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во
время своей болезни и попросить у них любимую еду
или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Елена БАРКОВСКАЯ,
педагог-психолог,
УО «Полоцкая государственная
общеобразовательная средняя школа № 18
им. Евфросинии Полоцкой»,
г. Полоцк
ЛИТЕРАТУРА
Семейное воспитание/ сост. Т.Е. Заводова, Ю.А.
Лежнева. — Мн.: Красико-Принт, 2006.
Родительские университеты/ Сост. О.А.
Запотылок. — Мн.: Красико-Принт, 2006.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические
игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с
нем. — М.: Генезис, 2001 |