Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2008
Школа молодого родителя


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Школа молодого родителя

Одним из приоритетных направлений в работе с родителями в учебном учреждении «Заболотский ГУПК детский сад — средняя школа» является преемственность. Работа по данному направлению начинается со «Школы молодого родителя», целью которой является организация плодотворного взаимодействия родителей и специалистов учебно-педагогического комплекса для улучшения качества образовательной, воспитательной и развивающей работы, способствующей формированию полноценной, всесторонне развитой личности ребенка.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

1. Диагностика — изучение социального состава семьи, ее психологических особенностей, социального заказа родителей, методов семейного воспитания.

2. Просвещение и консультирование (индивидуальное и групповое).

3. Совместная деятельность — досуговая, художественно-творческая, помощь ребенку в учении.

4. Психолого-педагогическая помощь на специальных занятиях с родителями, их детьми.

Школа молодого родителя на базе Заболотского государственного учебно-педагогического комплекса существует четыре года и объединяет молодых родителей, активно интересующихся проблемами воспитания. Изначально работа была организована с родителями 5–6-летних детей с целью подготовки детей к школе и профилактики школьной дезадаптации. Школа молодого родителя росла и развивалась вместе с детьми и их семьями. В настоящий момент организовано тесное взаимодействие с семьями, имеющими детей дошкольного и младшего школьного возраста.

План работы ШМР согласуется с родителями, которые вносят изменения и дополнения в ее деятельность, и обязательно включает в себя мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, формированию у них позитивного отношения к учебно-педагогическому комплексу.

Школа молодого родителя затрагивает наиболее актуальные вопросы воспитания:

— эмоциональные взаимоотношения в семье;

— развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка;

— нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребенка;

— моральные и нравственные нормы и принципы в семье, их влияние на детей и др.

Формы организации заседаний «Школы молодого родителя» очень разнообразны: практикумы, тренинги, дискуссии, круглый стол, деловые игры, лекции, консультации.

Как научить своего ребенка жить в мире людей?

Уроки этики для детей и родителей

Этика — это безгранично расширенная
ответственность
по отношению ко всему живущему.
А. Швейцер

Резкость, грубость, неотесанность — это пороки,
от которых иной раз не свободны даже умные люди.
Ж. Лабрюйер

Вежливость порождает
и вызывает вежливость.
Э. Роттердамский

Задачи:

обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома;

— формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов.

Форма проведения: дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

— Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.

— Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания

Анкетирование детей № 1

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «–».

• громко кричать

• драться

• перебивать в разговоре другого человека

• списывать из чужой тетради во время контрольной

• задавать неуместные вопросы

• свистеть

• ругаться

• жадничать

• сплетничать

• ябедничать

• врать

• навязываться в друзья

• не обращать внимания, если кого-то обижают

• молчать, если кто-то совершил плохой поступок

• приставать к людям с расспросами

• завидовать кому-то

• жаловаться на кого бы то ни было

• быть равнодушным к чужой беде

Анкетирование детей № 2

Продолжите предложения:

1. Добрый человек — это тот, кто...

2. Злой человек — это тот, кто...

3. Честный человек — это тот, кто...

4. Правдивый человек — это тот, кто...

5. Жестокий человек — это тот, кто...

6. Грубый человек — это тот, кто...

Анкетирование детей № 3

Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

Анкетирование родителей

Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка.

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.

2. Подбор ситуаций для дискуссии

Ситуация № 1

Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от всех, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом...

Ситуация № 2

На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика.

Результатом контрольной работы стала двойка. Ученик же, у которого мальчик списывал, получил пять. Ребенок, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...

Ситуация № 3

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына...

Ситуация № 4

Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают подходящими ему для дружбы.

Ситуация № 5

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.

3. Выпуск классной газеты по теме собрания

Учащиеся оформляют газету на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Материалы берут из окружающей жизни.

4. Памятка для родителей
по воспитанию культуры поведения у детей

— Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

— Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

— Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

— Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.

— Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.

— Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.

— Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

ХОД ВСТРЕЧИ

I. Вступительное слово ведущего

В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого готовы на все, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги, — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенку следует знать, когда можно включать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и пр.

Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.

— Какие качества характера присущи культурному человеку?

— Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?

II. Анализ анкетирования

Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик родителей. Обсуждение анонимное. После общего обсуждения классный руководитель кладет на стол, где сидят родители каждого ребенка, их характеристики.

В четвертом классе знакомство родителей с характеристиками ребенка просто необходимо. Переход в пятый класс — достаточно тревожная ситуация и для детей, и для родителей. Они должны знать, какое мнение об их ребенке у педагогов в начальной школе, для того чтобы подумать над тем, что и как нужно изменить во взаимоотношениях с самим ребенком.

III. Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем.

IV. Анализ газеты по теме собрания, выпущенной учащимися.

V. Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее.

VI. Обсуждение впечатлений от встречи.


ПРИЛОЖЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЯ
для работы с детско-родительской парой

«Совместный рисунок»

Родитель и ребенок последовательно делают два совместных рисунка.

1. Родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними лежит чистый лист белой бумаги, сориентированный горизонтально, и пачка цветных карандашей (или фломастеров).

Инструкция. Я попрошу вас нарисовать картинку. Рисовать нужно молча, не разговаривая друг с другом. Каждый из вас будет рисовать только одним карандашом или фломастером, который выберет сейчас.

Психолог предлагает родителю и ребенку выбрать по одному карандашу. После этого еще раз напоминает о том, что рисовать нужно молча, и предлагает начать работу.

Психологу важно обращать внимание на следующие моменты:

— кто какой карандаш выбрал; кто первым взял карандаш; был ли выбор, сделанный каждым из участников, полностью самостоятельным;

— кто первым начал рисунок; кто первым закончил рисунок;

— как и кем было принято решение об общем окончании работы;

— были ли паузы при выполнении задания у родителя или ребенка;

— как распределялось пространство листа между рисующими;

— было ли невербальное взаимодействие между родителем и ребенком, какое.

После того как задание выполнено и оба участника закончили рисовать, психолог просит рассказать о том, что изображено на рисунке, не обращаясь ни к кому конкретно: «Расскажите, пожалуйста, что нарисовано на вашем рисунке?»

При этом важно обращать внимание на то, кто рассказывает в основном, как начинается рассказ: по инициативе самого рассказчика или его просит, заставляет, подталкивает к рассказу партнер. Важно отмечать моменты диалога в процессе рассказа, моменты согласия (несогласия), вносятся ли дополнения в рассказ, кем и какого рода.

2. Родитель и ребенок сидят друг напротив друга, между ними чистый лист белой бумаги (сориентирован вертикально). Далее процедура повторяется аналогично варианту 1.

По окончании рисования психолог спрашивает каждого: ребенка и родителя — о том, какой из рисунков им больше понравилось рисовать и с чем это связано.

Расположение партнеров (рядом или напротив друг друга) влияет на актуализацию опыта сотрудничества, если сидят рядом, и опыта конфронтации, противостояния, если сидят напротив.

В ходе выполнения рисунка участниками уместны любые вопросы, комментарии или дополнительные инструкции, которые покажутся важными и нужными психологу.

«Совместные дела»

Инструкция. Договоритесь, что вы будете делать вмеете в ближайшее воскресенье. Запишите дела, о которых вы договорились, на листе бумаги. Когда будете обсуждать ваши совместные дела, постарайтесь учитывать мнения и интересы друг друга.

Наблюдая за выполнением задания, важно обращать внимание на то, кто проявляет большую инициативу, насколько каждый из партнеров выражает согласие или несогласие в ходе обсуждения, отмечать невербальные проявления партнеров во время выполнения задания.

Иногда, когда работа закончена, бывает полезно попросить партнеров оценить в процентах степень своего желания выполнять перечисленные дела или степень своего согласия выполнять их. При этом важно, чтобы оценка проводилась партнерами независимо друг от друга.

«Один карандаш»

Родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними чистый лист белой бумаги и один карандаш.

Инструкция. Нарисуйте вдвоем картинку, на которой обязательно должны быть дом и дерево. Какими они будут и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш. Придумайте название рисунка и запишите его также одним карандашом.

Психологу важно фиксировать вербальные реакции партнеров в ходе выполнения задания, отслеживать, чтобы партнеры все время держали карандаш вдвоем, и отмечать те моменты, когда кто-то из партнеров выпускает карандаш из руки.

После выполнения задания важно провести обсуждение полученного опыта, расспросив родителя и ребенка о том, легко ли было рисовать одним карандашом, понравилось или нет задание и почему, как чувствовали себя в процессе рисования.

«Командир — подчиненный»

Для выполнения этого задания понадобятся кубики из строительного набора (10–15штук).

Один из партнеров здесь назначается командиром, другой — подчиненным.

Инструкция. Вам надо построить что-то из кубиков (дом, башню, другое — что-то одно). Один из вас — командир, именно он придумает, что вы будете строить и как это будет выглядеть. Командир будет отдавать приказы подчиненному. Командир руководит строительством и говорит подчиненному, какой кубик взять и куда поставить. При этом нельзя показывать, какой кубик взять и куда поставить. Можно только приказывать словами. Подчиненный выполняет приказы командира. Вам необходимо как можно быстрее построить то, что задумал командир, из всех кубиков, которые у вас есть.

После выполнения задания можно предложить партнерам поменяться ролями.

Если в роли командира — ребенок, которому сложно не жестикулировать, можно попросить его спрятать руки за спину.

В диагностическом варианте использования этой методики психолог отмечает вербальные и невербальные проявления партнеров и характер их взаимодействия друг с другом.

В коррекционном варианте важно обсуждать те чувства, которые возникают у партнеров в ходе выполнения упражнения, а также схожесть с ситуациями их повседневного взаимодействия.

«Узелок»

Родитель и ребенок прячут одну руку за спину. Перед ними веревочка или шнурок.

Инструкция. У каждого из вас сейчас может работать одна рука, а на двоих — две. Вам вдвоем нужно завязать узелок на веревочке.

При диагностике отмечаются вербальные и невербальные проявления партнеров, кто берет на себя инициативу в выполнении задания.

При коррекции важно, как обычно, провести обсуждение чувств и мыслей родителя и ребенка в ходе выполнения задания.

Анна ДУБРОВСКАЯ,
педагог-психолог,
Заболотский государственный
учебно-педагогический комплекс
«Детский сад — средняя школа»,
г. Орша

ЛИТЕРАТУРА

Беседы о нравственности: Сборник статей. — М., 1996.

Коломинский Я.Л. Мы живем среди людей. — М., 1989.

Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. Бодалева А.Л., Столина В.В. — М.: Педагогика, 1989.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.

TopList