Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2008
Идеальные родители


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Идеальные родители

Тематический вечер

Цель: познакомить родителей с современными психологическими подходами к воспитанию ребенка.

Задачи: раскрыть качества «идеальных» родителей; познакомить родителей с итогами анкетирования «Родители глазами детей»; научить родителей открыто выражать свои чувства по отношению к поступкам ребенка.

Оборудование:

— стенд, на который помещены закрытые карточки с качествами идеальных родителей;

— итоги анкетирования «Родители глазами детей»;

— дипломы участника психологической игры «Идеальные родители»;

— музыкальная композиция «Песенка Мэри Поппинс» из к/ф «Мэри Поппинс, до свиданья», фоновая музыка;

— карточки с заданиями для родителей.

Условия проведения: для участия в конкурсной программе тематического вечера необходимо создать две группы родителей по 5–6 человек (родителям перед началом вечера раздаются сердечки-приглашения для участия в конкурсной программе).

ХОД ВСТРЕЧИ

Ведущий. Идеальные родители… Эта тема затрагивает всех и каждого, ибо каждый из нас чей-то родитель и каждый из нас чей-то ребенок. Когда дети маленькие, родители для них — верх совершенства, они принимают идеалы и ценности, нормы морали и поведения родителей. С возрастом происходит смена значимых лиц, перестройка взаимоотношений со взрослыми. Чем взрослее ребенок, тем критичнее его отношение к родителям.

Сегодняшняя наша встреча построена на основе анкетирования «Родители глазами детей», проведенного в нашей школе (см. приложение 1). Мы познакомимся с его результатами и примерим на себя роли «идеальных родителей» в конкурсной программе. Только ответив на предложенные вопросы и выполнив задания, мы сможем узнать формулу идеальных родителей.

Всем нам хочется быть хорошими родителями, а иногда даже идеальными. Но быть идеальными можно, наверное, только в идеальных условиях. К счастью, наше время таково, что большинство родителей осознанно и обдуманно относятся к появлению ребенка на свет, а главное — понимают, что накормить, обуть и купить много игрушек — еще не все. Следует помочь будущему человеку набраться уверенности и сил, понять, чего он хочет, научить строить отношения и добиваться целей. Без этого в изменчивом конкурентном мире нынче не достигнешь успеха и счастья.

Уважаемые родители! Сегодня нам предстоит вывести формулу идеальных родителей. Для этого на сцену мы приглашаем участников конкурсной программы (две команды родителей по 5–6 человек), которые и помогут нам ответить на очень непростой вопрос: «Какие же они, идеальные родители?» Сделать это можно, только правильно ответив на предложенные вопросы и решив задания. За каждый правильный ответ команды получают право открыть одно из качеств идеальных родителей.

1-й конкурс. «Возрастная психология»

В этом конкурсе предстоит определить возраст ребенка по психологическим характеристикам. Знание возрастной психологии необходимо для того, чтобы расти вместе с ребенком, понимать его, ведь на каждом возрастном этапе ребенок разный и перед ним стоят разные задачи, помочь решить которые могут только родители.

Участники получают конверт с заданиями. См. приложение 2.

А пока команды готовятся, мы обратимся к результатам анкетирования, которое было проведено среди наших детей.

Вопрос: какими видят дети своих родителей?

Дети младшего школьного возраста ответили на этот вопрос следующим образом:

«Мои родители добрые, отзывчивые, ласковые, заботливые и любящие. Они часто гуляют со мной по выходным и помогают во всем. Папа любит смешить меня, а мама — мне помогать»; «Мои родители веселые. Папа часто играет со мной в футбол»; «Мои родители добрые, но иногда бьют меня»; «Мои родители никогда не ссорятся, они занимаются со мной математикой и водят меня в цирк и театр, в кино и парк»; «Мои родители добрые. Мама любит, когда я у бабушки»; «Мои родители очень любят детей, любят играть с ними и ездить на природу»; «Мои родители не очень хорошие и не очень злые, но иногда бьют меня»; «Мои родители — самые умные»; «Мои родители могут помочь мне, когда у меня не очень хороший день».

Дети среднего школьного возраста ответили на этот вопрос так:

«Мои родители — самые умные родители, самые лучшие в мире»; «Это дорогие мне люди»; «Моя мама мне лучшая подруга, она понимает меня в трудную минуту»; «Это самые замечательные люди и лучшие друзья»; «Это люди, которые дали мне жизнь, дают любовь, ласку, образование и пищу»; «Это для меня самое святое, что есть на земле»; «Это хорошие люди, которые меня понимают».

Ответы старшеклассников были следующими:

«Мои родители — это самые лучшие родители»; «Это такие родители, о которых мечтала»; «Они очень заняты личными делами, поэтому мне не совсем знакомы, но требовательны»; «Мои родители любящие, заботливые, понимающие»; «Мои родители — прекрасные, добрые, умные люди»; «Мои родители заботливые, строгие, требовательные»; «Мои родители умные и справедливые»; «Они занятые, строгие, но справедливые»; «Требовательные, дисциплинированные, любящие и веселые»; «Мои родители знают обо мне все»; «Мои родители вредные и придирчивые»; «Мои родители иногда обижают меня»; «Мои родители — идеальные».

Сейчас мы вернемся к участникам конкурсной программы и заслушаем их ответы по первому заданию, в котором они должны были определить возраст детей по предложенным характеристикам.

Итак, за правильные ответы наши участники получают право открыть карточки с качествами идеальных родителей.

(Ведущий комментирует характеристики.)

Первая характеристика — это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям и представлениям о том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь». Принятие — это основа конструктивных отношений с ребенком. Важно, чтобы эти отношения были настоящими, так как ребенок чувствует любую фальшь. Если родители, самые близкие, значимые, авторитетные люди, не готовы дать нам безусловную любовь, то чего же мы можем ждать от других людей? Только родители способны любить ребенка независимо от того, худой он или толстый, интеллектуально одаренный или тугодум, гиперактивный или неторопливый, красивый или не очень.

Вторая, не менее важная характеристика, — это помощь в понимании мира, обозначении границ приемлемого и недопустимого поведения. Здесь задача родителей — объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо». Родители именно те люди, которые первыми начинают показывать ребенку нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Обозначение границ помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем. Ребенок, которому неизвестны правила и нормы, теряется от неопределенности, чувствует себя брошенным, не ощущает комфорта и безопасности, ну а далее сам начинает устанавливать грань допустимого и дозволенного. Чаще всего это приводит к нарушениям поведения, сложностям в принятии любых рамок, правил и стандартов. Здесь, во-первых, важно взвесить принципиальность и важность запретов, во-вторых, определить форму, в которой выставляются ограничения и запреты, в-третьих, следует наказание и осуждение поступка, а не личности в целом.

А мы продолжаем конкурсную программу.

2-й конкурс. «Темперамент»

Наши участники получают конверт со вторым заданием, в котором им предстоит по словесному описанию определить тип темперамента ребенка.

А мы вернемся к нашему исследованию «Родители глазами детей».

В ответе на следующий вопрос наши дети описывали свои отношения с родителями, используя пять прилагательных. Ученики начальной школы ответили следующим образом:

Мои отношения с родителями — «добрые, заботливые, отличные, так себе, ласковые, иногда ругательные, не очень, грамотные, классные, конфликтные, замечательные».

Ученики 5–8-х классов ответили так:

Мои отношении с родителями — «хорошие, доверительные, классные, теплые, дружеские, понимающие, уважительные, любвеобильные, строгие, иногда плохие, интересные, откровенные, правдивые, деловые».

Ответы старшеклассников были следующими:

Мои отношения с родителями — «хорошие, понимающие, спонсирующие, поучительные, плохие, иногда злые, иногда строгие, отличные, великолепные, странные, справедливые, уважительные, доверительные, рассудительные, счастливые, ласковые, поддерживающие, требовательные, недоверительные, непонятные, агрессивные иногда, серьезные, бюджетные, демократические, взаимовыгодные, разумные, информационные».

Еще один вопрос звучал так: «Можете ли вы сказать, что ваши родители заняты только собой?»

Младший школьный возраст: да — 10%, иногда — 60%, нет — 30%.

Средний школьный возраст: да — 2%, иногда — 30%, нет — 68%.

Старший школьный возраст: да — 2%, иногда — 51%, нет — 47%.

«Достаточно ли времени уделяют вам родители?»

Младший школьный возраст: да — 60%, не совсем — 30%, нет — 10%.

Средний школьный возраст: да — 94%, не совсем — 5%, нет — 1%.

Старший школьный возраст: да — 94%, не совсем — 6%.

Сейчас мы возвращаемся к участникам конкурсной программы и заслушаем их ответы по знанию типов темперамента.

Итак, наши участники за правильные ответы получают право открыть еще одну карточку с качеством идеальных родителей.

Третья характеристика идеальных родителей — это последовательность и согласованность в действиях, запретах и разрешениях. Принципиальное значение для воспитания любого ребенка имеет последовательность действий, санкций, поощрений и наказаний. Беда, если наше настроение влияет на то, что сегодня мы разрешили ребенку что-либо, что вчера запретили, потому что изменилось наше настроение. Вторая беда связана с несогласованностью слов и действий взрослых, с которыми общается ребенок. Разногласия взрослых по поводу воспитания ребенка — явление распространенное, но стоит помнить, что ребенок не должен знать об этих разногласиях.

Четвертая характеристика идеальных родителей — умение слышать и понимать ребенка. Умению слышать и понимать ребенка, строить с ним конструктивные отношения можно учиться. Человек не рождается на свет профессионалом ни в одной области, в том числе и в профессии родителя. Помните, что ребенок совсем не обязан быть таким, каким вы его хотите видеть. Он должен вырасти самим собой. Уравновешенность придет с годами, память и внимание можно развить, социальным навыкам научиться, но сбои в эмоциональной сфере, основой которых зачастую является неприятие родителями тех или иных черт сына или дочери, неадекватные реакции на поведение ребенка корректируются очень сложно, оказывая влияние на жизнь ребенка в самых разных сферах.

Здесь важно отмечать любые успехи ребенка, пусть даже минимальные. Важно помнить и о воспитании собственным примером. Следует научиться не просто слушать, а слышать своего ребенка, проникая в его чувства и переживания. Необходимо уметь доносить до ребенка свои требования, пожелания и предложения. Для сообщения ребенку своих идей и мнений стоит выбирать эффективные методы.

Одним из важных умений является использование «Я-посланий». Речь идет о способе выражения собственных эмоций и чувств. В одной и той же ситуации мы можем сказать: «Ты меня расстроил», а можем: «Я расстроился», «Твое поведение меня тревожит» или «Я тревожусь о тебе». Простая игра слов имеет глубокий психологический смысл. Выраженное в форме «Ты-послания» сообщение наделяет ребенка ответственностью за наши чувства. Ответной реакцией станут обида, агрессия или чувство вины. Использование «Я-посланий» разделяет поступок ребенка и наши чувства по этому поводу и оставляет больше возможностей для конструктивного диалога. Другой стороной пользы «Я-посланий» является то, что, сообщая ребенку о своих чувствах, мы учим его быть более открытым, показываем ему, что не стоит бояться негативных переживаний. Открытое и искреннее высказывание своих чувств способствует взаимопониманию и дальнейшему диалогу.

3-й конкурс. «Я-послания»

Наши участники получают конверты со следующим заданием, в котором им предстоит научиться высказывать свои чувства по поводу возникающих неприятных ситуаций, используя «Я-послания».

Мы продолжаем знакомиться с результатами анкетирования «Родители глазами детей».

На вопрос «Если бы я был(а) моим папой (моей мамой)» младшие школьники ответили так:

«Была бы доброй, отзывчивой, помогала бы своим родителям и детям»; «Был бы сильным и мужественным»; «Никогда не ругал бы»; «Больше времени проводила с детьми»; «Помогал бы делать уроки»; «Общался бы с ребенком каждый день»; «Был бы, как мой папа, только бы не пил и не курил»; «Водила бы детей в парк, каталась с ним на каруселях»; «Уделяла бы внимание, не ругала, ничего не запрещала».

Дети среднего школьного возраста ответили так:

«Я бы заботилась и говорила ласковые слова»; «Старалась бы уделять детям больше времени»; «Очень любила бы сына и дочь»; «Я бы смотрела каждый день дневник»; «Я бы купил свой дом и машину»; «Не ругалась бы без повода»; «Покупала бы ребенку много игрушек и красивых вещей»; «Ничего бы не запрещала и разрешала гулять на улице до 22.30»; «Была бы заботливой, нежной и доброй»; «Много времени уделяла бы мужу и детям»; «Был бы любящим, умным и строгим»; «Относилась бы к ребенку как к лучшему другу»; «Давал бы больше денег».

Старшеклассники на тот же вопрос ответили так:

«Была бы такой, как моя мать, как мой отец»; «Разрешала бы то, что мне запрещают»; «Я бы уделяла детям больше внимания»; «Была бы добрым и понимающим родителем»; «Была бы построже»; «Разрешал бы гулять допоздна»; «Я был бы лучшим другом, позволял бы все в мерах дозволенного»; «Я бы был, как мой отец, но исправил бы его плохие качества»; «Я бы почаще вспоминал себя в возрасте моего ребенка и не допускал таких ошибок, которые допускают они по отношению ко мне»; «Не пилила бы дочь днями, чаще разговаривала спокойным тоном и давала больше денег на карманные расходы»; «Я бы купил сыну машину, чтобы он чувствовал себя хорошо»; «Я бы пытался найти общие интересы»; «Пытался бы найти с ребенком общий язык, интересы и понимание».

Следующий вопрос заставил учеников задуматься над тем, как их надо воспитывать. Были получены следующие ответы.

Младший школьный возраст:

«Помогать во всем»; «Не ругать и не бить ремнем»; «Жалеть и не ругать»; «Иногда надо и поругать»; «Не кричать»; «Разрешать ходить домой самостоятельно»; «Разрешать есть кириешки, компашки, бомбастер»; «Уделять внимание».

Средний школьный возраст:

«Говорить слова, которые пригодятся в будущем»; «Иногда ругать»; «Меньше кричать»; «Ремнем»; «Чуть-чуть строго»; «Научить этикету»; «Солью и горохом»; «Записать на секцию»; «Понятно все разъяснять, не бить, давать отдыхать»; «Объяснять то, что трудно для меня»; «Ласково»; «Методом кнута и пряника»; «Внимательно, главное, не разбаловать»; «Не повышая голоса»; «Справедливо».

Старшеклассники:

«Мягче, чем это делают мои родители»; «Относиться с уважением несмотря на возраст, но и ругать тоже надо»; «Не надо повторять несколько раз то, что я должна сделать»; «Так, как воспитывают меня сейчас»; «Так, чтобы детям не было от этого скучно»; «Не перегружать»; «В строгости»; «Чтобы я не чувствовала на себе давление»; «Держать в ежовых рукавицах и быть со мной построже»; «Строго, чтобы дети не садились на голову начиная с раннего возраста»; «Спасибо строгому папе, что я не шатаюсь по улице с бутылкой пива и сигаретой»; «Не баловать и не давать слишком много свободы»; «С толком и лаской, без насилия»; «Конструктивно и результативно»; «Надо заниматься самовоспитанием».

Теперь мы заслушаем ответы наших участников и узнаем, как они научились использовать технику «Я-посланий» в общении с детьми. Они получают право открыть оставшиеся качества идеальных родителей.

Расти вместе с ребенком, учитывая, что перед детьми и подростками на разных этапах развития стоят разные задачи так можно сформулировать пятое качество идеальных родителей. Многие родители говорят о том, что на определенных этапах развития ребенка общение с ним доставляло удовольствие, не возникало сложностей, а какие-то этапы были особенно сложны. Кому-то лучше всего было иметь дело с младенцем, кто-то с восторгом пережил возраст «почемучек» (4–5 лет), а кому-то удается найти гармонию с подростком или стать другом юноше или девушке.

Причина здесь лежит в наших индивидуальных особенностях. Но истинно хорошие родители растут и меняются вместе с ребенком, предоставляя ему столько свободы и заботы, сколько необходимо в тот или иной период развития. На каждом этапе своего развития ребенок решает так называемые «задачи возраста», овладевая своим телом, усваивая навыки самообслуживания, приобретая знания и тренируя интеллектуальные процессы, строя отношения со сверстниками, взрослыми и младшими детьми. Наша взрослая задача — «сопровождать», быть рядом сначала физически, а затем рационально и эмоционально, подтверждая свою готовность к диалогу и поддержке, но не проживая жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то жизненное пространство, на котором он должен научиться сам решать задачи и удовлетворять свои потребности.

Ценить и уважать свою уникальность, свободу и развитие — следующая характеристика идеальных родителей. Принять тот факт, что ребенок не часть нас, а самостоятельное существо, имеющее право, возможности и способности принимать решения и совершать выбор, могут лишь те родители, которые ценят и свою свободу, дорожат своей самостоятельностью.

В раннем детстве родитель — высший авторитет, судья и образец. Но подростку уже важнее найти свое место среди сверстников, а потом в жизни ребенка появятся другие близкие люди. К тому факту, что придет другой мужчина или другая женщина, с которыми наш ребенок будет делить радости и горести, тоже надо быть готовым.

Принесение своей жизни в жертву ребенку рано или поздно оборачивается сложностями для обеих сторон или хотя бы для одной из них. Безраздельное внимание к ребенку, потребность и требование участия во всех его делах, отказ от личной жизни или карьеры оборачиваются внутренним напряжением, взаимной неудовлетворенностью, даже конфликтами. Чем интереснее, значительнее, эмоционально и интеллектуально насыщеннее становится наша жизнь, тем более интересными и значительными людьми мы останемся для своего ребенка, когда он повзрослеет и станет нам настоящим другом. Помните, что ваша жизнь не заканчивается вместе с рождением на свет малыша и может продолжаться не только в нем. Уважать, ценить и принимать уникальность личности своего ребенка мы можем лишь тогда, когда сами ценим, уважаем и принимаем собственную уникальность и свободу.

Сегодня, уважаемые родители, мы с вами говорили, казалось бы, о простых истинах. Однако как трудно в нашей повседневной жизни следовать этим нехитрым заповедям, как трудно соответствовать громкому эталону — «идеальный родитель». И все же это необходимо, ведь на карту поставлены судьбы не абстрактных, а реальных, наших единственных и неповторимых детей. Пусть наши отношения с ними будут гармоничными и пусть ваши дети с гордостью говорят окружающим: «Мои родители — идеальные!»

Звучит песенка Мэри Поппинс из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья».

Ведущий подводит итоги конкурсной программы, торжественно вручает дипломы участника психологической игры «Идеальные родители».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Родители глазами детей»

1. Идеальные родители — это…

2. Мои родители — это…

3. Назовите 5 прилагательных, которые описывают ваши отношения с родителями.

4. Можете ли вы сказать, что ваши родители заняты только собой:

а) практически всегда;

б) иногда;

в) почти никогда.

5. Достаточно ли времени уделяют вам родители? Сколько времени в день уделяют вам родители?

6. Если бы я был(а) моим отцом (моей мамой)…

7. Как тебя надо воспитывать?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание для первой команды

Определите, какому возрасту свойственны
следующие психологические особенности?

Этот возраст называют вершиной детства. Важнейшая среда развития детей этого возраста — семья и школа. В этом возрасте ребенок утрачивает детскую непосредственность в поведении.

Значимая деятельность — учеба. Центральная проблема этого возраста — проблема школьной успеваемости и оценки результатов учебной деятельности. Дети этого возраста чрезвычайно восприимчивы, внушаемы, эмоциональны и отзывчивы. Они любознательны, подвижны и непоседливы. Требовательны и избирательны к товарищам, легко меняют друзей. Дети хотят все узнать, задают много вопросов. Их привлекает все новое, неожиданное и яркое. Пересказывая события, дети в этом возрасте непроизвольно, совершенно неумышленно вносят в него дополнения от себя, обогащают его выдуманными подробностями. В этом возрасте происходит первоначальное складывание характера.

Задание для второй команды

Определите, какому возрасту свойственны
следующие психологические особенности?

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира.

Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы.

Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым.

Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни.

Центральное новообразование этого возраста — самоопределение, профессиональное и личностное.

В этот период большое количество времени уделяется своей внешности и проводится перед зеркалом. Важнейшая среда развития — общество сверстников.

Инна ОДИНОКАЯ,
педагог-психолог,
государственное учреждение образования
«Средняя общеобразовательная школа № 24»,
г. Гомель

TopList