40 и я — это Семья
Демократизация общества,
гуманизация системы образования актуализируют
проблему формирования личности и вызывают
необходимость нового подхода к взаимодействию
общественного и семейного воспитания,
формированию новых установок в системе
личностных ценностей. Это обусловливает
важность целенаправленной работы специалистов
психолого-педагогической службы по организации
эффективной работы в диаде «семья–школа». Одной
из форм такого взаимодействия выступает
проведение в школе Единого дня психологии.
Целесообразность данного мероприятия
обоснована потребностью родителей в поддержке,
правом ребенка иметь педагогически образованных
родителей и стремлением общества защитить себя и
предупредить появление многих социальных
проблем.
Название
Единого дня психологии «40 и я — это Семья» весьма
символично.
«40» — это номер нашей школы. Под «Я» мы понимаем
каждого ученика школы и его родителей.
Вся проводимая у нас работа с семьей
основывается на принципах:
— системности;
— единства семьи и школы;
— многоплановости процесса воспитания;
— мягкости, лояльности в отношениях;
— ясности, согласованности требований.
Основная идея: познание родителями и
учащимися психологии общения, законов
взаимодействия друг с другом.
Цели: организация совместного
пространства для взаимодействия и творчества
всех участников образовательного пространства;
расширение психологических и
социально-нравственных знаний, формирование
установки на восприятие и понимание
эмоциональной стороны общения с ребенком;
осознание его эмоционального состояния и
создание атмосферы социальной и психологической
безопасности.
Участники: учащиеся 1–11-х классов, их
родители, педагог-психолог и другие члены
педагогического коллектива средней школы № 40.
Оборудование: мультимедийный проектор,
стенд для оформления галереи рисунков «Чудесный
сад», «Почтовый ящик мнений», кинофильм «Курьер».
Время проведения: 4–6 часов.
Такой день организуется в субботу — шестой
день недели, когда дети и их родители приходят в
школу заниматься в клубах, кружках, на
факультативах, когда проводятся различные
мероприятия. Заранее проводится рекламная и
подготовительная работа с учащимися и их
родителями.
По субботам в школе работает психологический
практикум «Семья и школа», клуб для родителей и
педагогов «Семейный совет», где участвует группа
активных родителей. К их помощи часто обращаются
психологи при подготовке важных мероприятий.
СХЕМА ЕДИНОГО ДНЯ ПСИХОЛОГИИ
Начальный этап — организационное
собрание (20 минут), которое проводится в актовом
зале школы для всех гостей.
После приветствия сообщается план мероприятия.
Этап теоретический: дискуссионный клуб
(60–90 минут)
На данном этапе проходит групповое
консультирование родителей по вопросам обучения
и развития ребенка, а также просветительская
работа со всеми участниками педагогического
процесса с целью формирования у них потребности
в психологических знаниях и желания
использовать их в интересах собственного
развития. Консультации проводят психологи школы
и родители-волонтеры из актива, которые прошли
предварительную подготовку с помощью психологов
школы.
Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "hernia.ru". Всё о грыжах - пахово-мошоночная, бедренная, вентральная, паховая грыжа, грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. Симптомы, лечение, хирургические методы лечения, подготовка к операции и восстановление, часто задаваемые вопросы и другая полезная информация. Подробнее читайте на сайте, который располагается по адресу: http://www.hernia.ru/.
Все консультации проходят одновременно в
разных помещениях, каждый родитель получает
приглашение на определенную консультацию.
Тематика может быть следующая:
• консультация для родителей «Причины
неадекватного поведения детей и пути его
предотвращения»;
• работа с семьями, находящимися в социально
опасном положении: беседа-размышление «Семьи
наркоманов»;
• технология «Родитель — родителю»:
консультация на тему «Умственное утомление».
Этап практический: «Путешествие в
Зазеркалье, или Ты — мое зеркало» (90–120
минут)
Родители — участники дискуссионного клуба —
делятся на группы в соответствии с возрастом их
детей, посещающих нашу школу, и принимают участие
в следующих мероприятиях, идущих параллельно.
• Для детей и родителей младшей школы
проводится коллективное занятие
«Генеалогическое древо». Технология создания
генеалогического древа семьи традиционна —
семья приносит фотографии и с помощью педагога
на листе ватмана создает родовое дерево (вариант
— родовой дом) своей семьи. Эти работы могут на
следующем этапе использоваться в оформлении
галереи «Чудесный сад».
• Для учащихся и родителей средней школы
психологи организуют мероприятие «Открытое
письмо родителям».
В кабинете находятся ученики и их родители.
Целесообразно посадить их отдельно: впереди —
учеников, а на задние парты — родителей. Под
руководством психолога ученики пишут письмо
родителям. Психолог стимулирует детей написать
то, что давно хотелось сказать родителям, то, что,
по мнению ученика, вызывает разногласия с
родителями.
После того как дети напишут письмо,
предлагается сесть вместе с родителями по парам
и обсудить то, что написано в письме. Бывает, что
дети отдают письмо в руки родителю, бывает —
просто пересказывают его содержание.
Дается некоторое время на обсуждение письма в
парах, а затем предлагается всем вместе
поговорить о том, что нового и неожиданного
узнали родители о своих детях. Обычно
завязывается продолжительный заинтересованный
разговор. Здесь важно умение психолога вести
дискуссию.
Для родителей учащихся 5–9-х классов в актовом
зале проводится кинолекторий. После просмотра
фильма («Курьер», «Чучело») проходит совместное с
детьми обсуждение проблемы «отцов и детей».
Этап заключительный (60–90 минут)
На этом этапе осуществляется триединое
взаимодействие: педагог — родитель — ребенок.
Оформление галереи «Чудесный сад». Галерея
оформляется с помощью рисунков, аппликаций и
других работ участников конкурса
«Генеалогическое древо». Кроме того, около
стенда лежат материалы, с помощью которых
участники Единого дня психологии могут выразить
свои впечатления от мероприятия, а также
отрефлексировать свое состояние — можно
использовать лица-настроения, цветовые символы и
прочие изображения, которые тоже «растут» в
«Чудесном саду».
Подведение итогов: «Почтовый ящик мнений».
На выходе из школы стоит «Почтовый ящик мнений»,
в который всем участникам мероприятия
предлагается опустить письмо со своими
пожеланиями, просьбами, рекомендациями по
организации следующего Единого дня психологии.
В течение всего дня на мультимедийном
проекторе в фойе школы работают «Вестник
информации» и «Фотомарафон»: родителей и детей
знакомят с новинками в области психологического
знания, изменениями в системе работы школы,
сообщают о действующих на базе школы клубах,
секциях, кружках, а также даются рекомендации по
воспитанию и обучению детей. Родители имеют
возможность в ходе «Фотомарафона» увидеть
наиболее яркие моменты мероприятий, проводимых в
школе и вне ее с участием ребят.
Е. АЗАРЕНОК,
педагог-психолог СШ № 40,
г. Могилев
|