Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2008
40 и я — это Семья


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

40 и я — это Семья

Демократизация общества, гуманизация системы образования актуализируют проблему формирования личности и вызывают необходимость нового подхода к взаимодействию общественного и семейного воспитания, формированию новых установок в системе личностных ценностей. Это обусловливает важность целенаправленной работы специалистов психолого-педагогической службы по организации эффективной работы в диаде «семья–школа». Одной из форм такого взаимодействия выступает проведение в школе Единого дня психологии. Целесообразность данного мероприятия обоснована потребностью родителей в поддержке, правом ребенка иметь педагогически образованных родителей и стремлением общества защитить себя и предупредить появление многих социальных проблем.

Название Единого дня психологии «40 и я — это Семья» весьма символично.

«40» — это номер нашей школы. Под «Я» мы понимаем каждого ученика школы и его родителей.

Вся проводимая у нас работа с семьей основывается на принципах:

— системности;

— единства семьи и школы;

— многоплановости процесса воспитания;

— мягкости, лояльности в отношениях;

— ясности, согласованности требований.

Основная идея: познание родителями и учащимися психологии общения, законов взаимодействия друг с другом.

Цели: организация совместного пространства для взаимодействия и творчества всех участников образовательного пространства; расширение психологических и социально-нравственных знаний, формирование установки на восприятие и понимание эмоциональной стороны общения с ребенком; осознание его эмоционального состояния и создание атмосферы социальной и психологической безопасности.

Участники: учащиеся 1–11-х классов, их родители, педагог-психолог и другие члены педагогического коллектива средней школы № 40.

Оборудование: мультимедийный проектор, стенд для оформления галереи рисунков «Чудесный сад», «Почтовый ящик мнений», кинофильм «Курьер».

Время проведения: 4–6 часов.

Такой день организуется в субботу — шестой день недели, когда дети и их родители приходят в школу заниматься в клубах, кружках, на факультативах, когда проводятся различные мероприятия. Заранее проводится рекламная и подготовительная работа с учащимися и их родителями.

По субботам в школе работает психологический практикум «Семья и школа», клуб для родителей и педагогов «Семейный совет», где участвует группа активных родителей. К их помощи часто обращаются психологи при подготовке важных мероприятий.

СХЕМА ЕДИНОГО ДНЯ ПСИХОЛОГИИ

Начальный этап — организационное собрание (20 минут), которое проводится в актовом зале школы для всех гостей.

После приветствия сообщается план мероприятия.

Этап теоретический: дискуссионный клуб (60–90 минут)

На данном этапе проходит групповое консультирование родителей по вопросам обучения и развития ребенка, а также просветительская работа со всеми участниками педагогического процесса с целью формирования у них потребности в психологических знаниях и желания использовать их в интересах собственного развития. Консультации проводят психологи школы и родители-волонтеры из актива, которые прошли предварительную подготовку с помощью психологов школы.

Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "hernia.ru". Всё о грыжах - пахово-мошоночная, бедренная, вентральная, паховая грыжа, грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. Симптомы, лечение, хирургические методы лечения, подготовка к операции и восстановление, часто задаваемые вопросы и другая полезная информация. Подробнее читайте на сайте, который располагается по адресу: http://www.hernia.ru/.

Все консультации проходят одновременно в разных помещениях, каждый родитель получает приглашение на определенную консультацию.

Тематика может быть следующая:

• консультация для родителей «Причины неадекватного поведения детей и пути его предотвращения»;

• работа с семьями, находящимися в социально опасном положении: беседа-размышление «Семьи наркоманов»;

• технология «Родитель — родителю»: консультация на тему «Умственное утомление».

Этап практический: «Путешествие в Зазеркалье, или Ты — мое зеркало» (90–120 минут)

Родители — участники дискуссионного клуба — делятся на группы в соответствии с возрастом их детей, посещающих нашу школу, и принимают участие в следующих мероприятиях, идущих параллельно.

• Для детей и родителей младшей школы проводится коллективное занятие «Генеалогическое древо». Технология создания генеалогического древа семьи традиционна — семья приносит фотографии и с помощью педагога на листе ватмана создает родовое дерево (вариант — родовой дом) своей семьи. Эти работы могут на следующем этапе использоваться в оформлении галереи «Чудесный сад».

• Для учащихся и родителей средней школы психологи организуют мероприятие «Открытое письмо родителям».

В кабинете находятся ученики и их родители. Целесообразно посадить их отдельно: впереди — учеников, а на задние парты — родителей. Под руководством психолога ученики пишут письмо родителям. Психолог стимулирует детей написать то, что давно хотелось сказать родителям, то, что, по мнению ученика, вызывает разногласия с родителями.

После того как дети напишут письмо, предлагается сесть вместе с родителями по парам и обсудить то, что написано в письме. Бывает, что дети отдают письмо в руки родителю, бывает — просто пересказывают его содержание.

Дается некоторое время на обсуждение письма в парах, а затем предлагается всем вместе поговорить о том, что нового и неожиданного узнали родители о своих детях. Обычно завязывается продолжительный заинтересованный разговор. Здесь важно умение психолога вести дискуссию.

Для родителей учащихся 5–9-х классов в актовом зале проводится кинолекторий. После просмотра фильма («Курьер», «Чучело») проходит совместное с детьми обсуждение проблемы «отцов и детей».

Этап заключительный (60–90 минут)

На этом этапе осуществляется триединое взаимодействие: педагог — родитель — ребенок.

Оформление галереи «Чудесный сад». Галерея оформляется с помощью рисунков, аппликаций и других работ участников конкурса «Генеалогическое древо». Кроме того, около стенда лежат материалы, с помощью которых участники Единого дня психологии могут выразить свои впечатления от мероприятия, а также отрефлексировать свое состояние — можно использовать лица-настроения, цветовые символы и прочие изображения, которые тоже «растут» в «Чудесном саду».

Подведение итогов: «Почтовый ящик мнений». На выходе из школы стоит «Почтовый ящик мнений», в который всем участникам мероприятия предлагается опустить письмо со своими пожеланиями, просьбами, рекомендациями по организации следующего Единого дня психологии.

В течение всего дня на мультимедийном проекторе в фойе школы работают «Вестник информации» и «Фотомарафон»: родителей и детей знакомят с новинками в области психологического знания, изменениями в системе работы школы, сообщают о действующих на базе школы клубах, секциях, кружках, а также даются рекомендации по воспитанию и обучению детей. Родители имеют возможность в ходе «Фотомарафона» увидеть наиболее яркие моменты мероприятий, проводимых в школе и вне ее с участием ребят.

Е. АЗАРЕНОК,
педагог-психолог СШ № 40,
г. Могилев

TopList