Психологическая игра «Женсовет»
Принципы воспитания ребенка в неполной семье
Целевая группа: женщины, воспитывающие
ребенка без отца и эмоционально уже пережившие
развод.
Цель занятия: осознание
основополагающих принципов воспитания ребенка в
неполной семье; получение эмоциональной
поддержки от женщин, преодолевающих аналогичные
жизненные трудности.
Оборудование: стулья, расставленные
полукругом, стол президиума для ведущего и
секретариата, доска, на которой обозначена
повестка дня, бумага, фломастеры.
Продолжительность игры: 3 часа.
Вступительное слово
Ведущий. На очередное заседание собрался
женсовет, в состав которого входят наиболее
авторитетные и мудрые женщины, воспитывающие
детей без отца. Это женщины разведенные, вдовы
или родившие ребенка без мужа.
По данным психологических исследований, дети,
растущие в неполных семьях, по сравнению с их
сверстниками из полных семей имеют искажения в
развитии эмоциональной и личностной сфер.
Наиболее уязвимую группу составляют мальчики,
растущие без отца. Для них в большей степени, чем
для девочек, характерны сниженный эмоциональный
тонус, трудности в общении, чувство одиночества и
отверженности, негативное самоощущение.
Собравшиеся на женсовет женщины знают, что дети
переживает развод тяжело, но они также знают, что
при мудрой позиции матери его последствия для
последующей жизни ребенка могут быть
минимизированы.
Сегодня на повестке дня женсовета один вопрос:
«Выработка основополагающих принципов
воспитания ребенка в неполной семье».
Знакомство
Ведущий. Предлагаю участницам
представиться по очереди и, кроме своего имени,
назвать ассоциацию, связанную с животным или
растительным миром, которая приходит вам в
голову, когда вы думаете о своей жизни.
Выборы
Ведущий. Для ведения заседания нам
необходимо выбрать секретариат женсовета,
который будет вести запись предложений участниц.
Ведущий предлагает персоналии. В обязанности
секретариата входит также анализ предложений,
высказываний участниц, представление ролевой
игры, запись принципов на ватмане.
Упражнение «Скульптура»
Ведущий. В нашем женсовете есть ячейки (участницы
разбиваются на подгруппы по 4–5 человек).
Сейчас я попрошу членов женсовета проявить свои
творческие способности и в каждой ячейке создать
скульптуру, метафорически изображающую жизнь
женщины, воспитывающей ребенка или нескольких
детей без активного участия отца. На создание
скульптуры дается 7 минут. Когда скульптура будет
демонстрироваться, руководитель ячейки может
давать пояснения.
После представления первой скульптуры
женсовету предлагается дать характеристику
созданному образу, обозначить основные
характерные черты. Характеристики записываются
на доске.
Та же процедура повторяется после
представления каждой скульптуры и в конце
формулируется обобщенная характеристика
матери, воспитывающей ребенка без отца.
После выполнения упражнения ведущий
предлагает участницам обсудить влияние
обозначенных обобщенных характеристик на
процесс воспитания ребенка. По итогам обсуждения
участницы должны сформулировать первый принцип.
1. Только психологически здоровая мать
может воспитать психологически здорового
ребенка.
Ролевая игра по сценарию
Ведущий. Мать-одиночка вынуждена
принимать на себя функции, которые в семье обычно
возлагаются на отца или делятся между ним и
матерью. Кроме принятия самостоятельно всех
важнейших решений она вынуждена материально
обеспечивать себя и детей, зарабатывать на жизнь.
Роль кормильца семьи забирает у нее большую
часть времени, которое в идеале должно
отводиться для радостей и забот материнства. А
ведь как хочется, чтобы какие-то решения
принимались подрастающим ребенком, тем более что
это учит его будущей взрослой жизни, готовит к
роли мужчины, если это сын. В связи с этим я
предлагаю посмотреть и проанализировать
типичную сцену из жизни семьи.
Двум
участницам игры заранее раздаются карточки с
подробно описанными ролями.
Роль матери. Мать, желая вырастить из
сына мужчину, поручает ему мужские обязанности
по дому. Сейчас в разговоре с сыном мать в
очередной раз будет обсуждать с ним текущие дела
семьи, говорить о том, как распределить бюджет на
очередной месяц, о том, какие покупки она уже
совершила и что ей еще нужно сделать (например,
купить платье на свой день рождения, продукты на
праздничный стол, кого пригласить). В конце
разговора мать спрашивает сына, не будет ли он
возражать, если на праздник к ним придет ее новый
знакомый. В ходе разговора мать постоянно
спрашивает мнение сына, считается с ним.
Роль сына-подростка. Активно участвует
в обсуждении, дает советы, оценку покупок,
совершенных матерью. На просьбу матери о
присутствии на ее дне рождения нового знакомого
вспылил и заявил, что никто им не нужен.
Информация для ведущего. Мать-одиночка не
должна остерегаться обращаться к своему
сыну-школьнику как к зрелой личности, она отчасти
может посвящать его в свою финансовую ситуацию,
позволять себе свободно с ним болтать о пустяках,
ездить с ним в турпоездки, дать ему почувствовать
ответственность за экономию денег или их
зарабатывание. Вместе с тем она должна
добиваться того, чтобы он, вне зависимости от
возложенной на него ответственности, продолжал
помнить, что он — ее сын, а не муж и не подруга.
Мать должна всячески поддерживать свои личные
дружеские и деловые связи. Когда она со своим
мальчиком отправляется на экскурсию, то может
пригласить участвовать в ней другого мальчика и,
возможно, его родителей. Мать должна поощрять
сына иметь своих друзей и свои интересы и иметь
возможность ходить в гости без нее (не разыгрывая
жутких страданий по поводу того, что он вынужден
ее на время покинуть). Когда сын войдет в
подростковый возраст, матери, возможно, придется
напоминать себе, что она не должна ревновать его
к его подружкам и друзьям. И решения относительно
своей личной жизни она принимает самостоятельно.
После завершения игры ведущий предлагает
обсудить следующие вопросы:
Что вы увидели в этой сцене? Характерны ли
подобные ситуации для неполной семьи? Было ли
похоже поведение сына на поведение мужа? Что
опасного для женщины в том, если сын будет
заменять в делах мужа, а дочь — играть роль
подружки? Чем чревато для сына или дочери, если
они будут исполнять эти роли?
После обсуждения ведущая предлагает
сформулировать следующий принцип,
который звучит примерно так:
2. Не делай из сына — мужа, а из дочери —
подружку.
Ты же не хочешь, чтобы они просидели около твоей
юбки всю жизнь!
Упражнение «Стрелок»
Ведущий сообщает, что проводится разминка.
Поднимают руку те, кто продолжает злиться на
своего бывшего мужа. Женщины часто злятся, когда
мужчины ведут себя как лодыри, трудоголики,
гуляки, алкоголики.
Группе предлагается стать в круг, один участник
назначается «стрелком», он становится в центр
круга. Стрелок из символической рогатки стреляет
в любого человека из круга и называет любой
типаж, он может это делать достаточно быстро.
Если он называет гуляку, то тот, на кого он
показывает, изображает мужчину, смотрящего в
бинокль, а два члена группы по краям от гуляки
перед ним «крутят бедрами». Если называют
трудоголика, тогда та, на кого показали,
изображает мужчину, копающего землю лопатой, а
стоящие по краям хлопают в ладошки. Лодырь
изображает чтение газеты, а «края» отгоняют от
него мух. Алкоголик изображает, соответственно,
пьяного мужчину, а «края» хлопают его
«сковородкой».
Упражнение «Разожми кулак»
Участницам предлагается разбиться на пары.
Один в паре должен сжать кулак. Ведущий поясняет,
что кулак в этом упражнении — символ ребенка,
который может плохо себя вести, плохо учиться.
Однако мамы знают, что и плохое поведение, и
плохие отметки в школе не свидетельствуют о том,
что ребенок плохой. Они знают, что несмотря ни на
что их ребенок хороший, позитивный, у него
«здоровое нутро». Ведущий предлагает разжать
кулак. Разжать кулак — значит добраться до
здоровой сущности ребенка.
Обсуждение: какие стратегии при разжимании
кулака использовались и какие чувства
испытывали участницы при использовании силовых
методов?
Беседа о роли матери в неполной семье
Ведущий. Как известно, в полной семье
традиционно мать выполняет функцию
эмоционального фона семьи, создает теплую
семейную атмосферу, выполняет задачу близости,
доверительности, понимания, а отец в большей мере
представляет функцию нормативного контроля,
создает систему оценок, осуществляет регуляцию
поведения. В семье, где единственный воспитатель
— мать, ей необходимо осуществлять обе эти
функции. Вместе с тем следует помнить, что
попытка все компенсировать, заменить собой обоих
родителей чаще всего оказывается безуспешной.
Правильнее, осуществляя воспитание,
позаботиться о наиболее полном воплощении
именно материнской функции, поскольку при
попытке выполнять все задачи, как правило, ни
одна не выполняется успешно.
Все это означает, что в неполной семье матери
следует очень внимательно относиться к созданию
и поддержанию с ребенком в любом возрасте
подлинного глубокого взаимного контакта и
понимания. Одинокой матери необходимо быть
особенно осмотрительной при выборе средств
воздействия.
Надо помнить, что следует чрезвычайно
осторожно обращаться с нравоучениями, угрозами и
наказаниями, поскольку мать является
единственным источником социального научения
ребенка. Здесь нужно стремиться к взаимному
сближению, чтобы количество похвалы и одобрения
преобладало над жестким контролем,
нравоучениями и наказаниями. Отсюда вытекает
наш следующий принцип.
3. Мать не может быть и отцом и матерью
одновременно,
наиболее полно она воплощает функции матери,
беря на себя лишь частично функции отца.
Беседа «Что вы говорите ребенку об отце?»
Ведущий. Дети не появляются на свет без
участия мужчины. Возможно, у многих сидящих в
кругу до сих пор сохранились воспоминания о той
любви, в которой был зачат ребенок, о приятных,
волнующих моментах семейной жизни. Это уже потом
произойдет что-то болезненное, трагическое. У
кого-то это связано с алкоголизмом мужа, у кого-то
— с изменой и предательством, кто-то просто не
сошелся характерами. У каждой своя история.
Сейчас я попрошу вас в тишине подумать о том,
что вы чаще всего говорите ребенку о его отце,
какой образ отца мог сложиться в представлении
вашего ребенка.
После того как задание будет выполнено,
ведущий по кругу предлагает коротко проговорить,
что знает ребенок о том, какой у него отец.
Члены секретариата записывают, а затем
зачитывают наиболее часто встречающиеся
характеристики отцов. Ведущий просит подумать,
как влияют на развитие личности мальчика или
девочки негативные характеристики отца, которые
им транслирует мама, что правильно говорить
детям об их отце, нужно ли поддерживать отношения
с отцом ребенка.
После обсуждения формулируется следующий принцип.
4. У ребенка есть отец, это у тебя пока нет мужа!
Информация для ведущего. Члены группы
могут давать социально одобряемые ответы, не
рассказывая о том, как они поступают и что
говорят в действительности. В этом случае можно
обратиться к «мудрости» аудитории и предложить
подумать, какие черты могут сформироваться у
ребенка, который чаще всего слышит негативные
отзывы об отце.
Критика при детях бывшего мужа (например: «пил»,
«не зарабатывал», «изменял» и пр.) может
сформировать у ребенка чувство превосходства
над отцом. Это часто приводит к повышению
ответственности ребенка («Я теперь за папу») и,
как следствие, к усилению «супружеских»
отношений с матерью. Кроме того, когда нет даже
воображаемого идеала, по которому можно строить
свою половую идентичность, тогда высока
вероятность трансформации полоролевого
поведения.
Правильные действия матери — она показывает,
что тоже хранит память об отце мальчика и уважает
его именно как отца своего ребенка. И ради своего
сына она никогда не будет порочить или унижать
отца (все равно, спился ли он или ушел из семьи), не
давая понять ребенку, что она на самом деле о нем
думает. Мать также поможет мальчику с уважением
относиться к фигуре отца, которую мальчик
создает в своем воображении из черт разных
мужчин, с которыми он сталкивается в жизни, —
родственников, учителей, врачей, соседей, героев
книг и телевизионных передач, поклонников
матери.
Мать может сделать это, демонстрируя, что
отношения мужчины и женщины, неважно —
родственные, деловые или романтические, — всегда
отличаются по качеству от отношений
мать–ребенок. Другими словами, каждый из этих
мужчин помогает указывать мальчику его место —
место ребенка, так же как это делал бы отец. Но это
при условии, что мать им подыгрывает, относясь к
ним как к мужчинам, а к сыну как к ребенку.
Упражнение «Три причины»
Ведущий предлагает написать три причины, по
которым каждая из участниц до сих пор злится на
отца своего ребенка. Например: «Он бросил меня,
когда ребенок еще был маленьким».
Далее каждой участнице предлагается написать,
что ей, как личности, дало преодоление
создавшихся трудностей. Например: «После того
как он бросил меня, когда ребенок был маленький,
мне нужно было научиться, и я научилась
самостоятельно принимать решения, отвечать за
свою жизнь и жизнь ребенка».
После выполнения упражнения, как правило,
участницы игры чувствуют раздражение, злость,
которые необходимо отреагировать двигательным
упражнением на снятие агрессии или следующим
упражнением.
Мозговой штурм
Ведущий. Собравшиеся здесь женщины
вынуждены много работать, чтобы содержать семью.
То небольшое время, которое у них остается после
работы, уходит на приготовление пищи, выполнение
домашних заданий с детьми, уборку квартиры и т.п.
О неформальном общении с детьми, проведении с
ними свободного времени приходится просто
мечтать. Мамы знают: чтобы ребенок вырос
психологически здоровым, был счастлив, он должен
не только знать, что мама его любит, он должен эту
любовь постоянно ощущать, купаться в ней. И
сейчас мы подумаем о том, как оптимально
организовать жизнь мамы, чтобы, несмотря на ее
занятость, дети не ощущали дефицита родительской
любви, чтобы им всегда хватало материнского
тепла.
Участницам предлагается разбиться на
подгруппы и в них сформулировать предложения,
касающиеся жизни семьи и содействующие
сплочению ее членов, достижению в семье
эмоционального комфорта, помогающие детям
постоянно ощущать безусловную материнскую
любовь.
В подгруппах каждый высказывает свои, пусть
даже самые абсурдные, предложения. Критиковать,
прерывать, не слушать — нельзя! Все предложения
фиксируются, обсуждаются и выбираются
оптимальные варианты.
Время на обсуждение — 7 минут.
Подгруппы представляют выработанные решения.
Например: найти выход можно в большей
организованности, введении традиций в семью, в
ежедневных получасовых разговорах на ночь с
каждым ребенком отдельно и др.
Обсуждение: что дадут для воспитания ребенка
предлагаемые меры?
Формулируется очередной принцип.
5. Материнская любовь безусловна,
и твой ребенок ее постоянно чувствует.
Упражнение «Время на личную жизнь»
Ведущий. А сейчас я попрошу участниц
разбиться на две группы. Первая группа — это
женщины, у которых хватает времени на свою личную
жизнь, на встречи с подругами, встречи и
поддержание отношений с мужчинами, на походы в
театр без детей. Другая группа — женщины, живущие
только жизнью детей, приносящие себя в жертву
семье.
Ответьте в группах на следующие вопросы:
1. Что дает наличие или отсутствие личной,
отдельной от детей жизни мне как матери?
Перечислите по пунктам.
2. Что возьмут дети, которые подражают, учатся у
матери, в свою взрослую жизнь?
3. Представьте себе, что все ваши дети выросли,
вышли замуж, женились, живут отдельно и в вас не
нуждаются. Чем будет заполнена ваша жизнь?
Ведущий организует дискуссию сторон с
привлечением выработанных ответов. В результате
дискуссии может быть сформулирован следующий принцип:
6. Ты имеешь право на собственную личную жизнь,
на женское счастье (не пренебрегая безопасностью
детей).
Завершение игры
Ведущий. Вопрос, вынесенный на заседание
женсовета, рассмотрен, выработаны
основополагающие принципы воспитания
ребенка в неполной семье:
1. Только психологически здоровая мать может
воспитать психологически здорового ребенка.
2. Не делай из сына мужа, а из дочери — подружку!
Ты же не хочешь, чтобы они просидели около твоей
юбки всю жизнь!
3. Мать не может быть и отцом и матерью
одновременно, наиболее полно она воплощает
функции матери, беря на себя лишь частично
функции отца.
4. У детей есть отец, это у тебя пока нет мужа!
5. Материнская любовь безусловна, и твой ребенок
ее постоянно чувствует.
6. Ты имеешь право на собственную личную жизнь,
на женское счастье (не пренебрегая безопасностью
детей).
Елена ОСИПОВА,
Академия последипломного образования,
г. Минск
|