Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2008
ПОГРУЖЕНИЕ


КОЛЛЕГИ

ПОГРУЖЕНИЕ

Большая психологическая игра для психологов

Цель: содействовать развитию профессионального самосознания, определить целесообразность и границы использования в учреждениях образования узких психологических знаний.

Задачи:

— определение степени ответственности педагога-психолога (психологической службы) в решении задач, стоящих перед учреждением образования;

— анализ эффективности собственной профессиональной деятельности;

— соотнесение собственных возможностей и потребностей в психологической работе;

— определение проблемных зон в психологической работе (например: высокая энергетическая и временная затратность, неэффективность; нецелесообразность отдельных видов работы; преобладание вербальных или когнитивных технологий; стереотипность; традиционность и несовременность используемых методов и др.);

— создание собственной схемы психологической работы в школе с учетом задач, стоящих перед учреждением образования;

— ревизия новых знаний, структурирование и наполнение разработанной раннее схемы видами, методами и технологиями работы, соответствующими задачам школы.

Необходимые материалы:

— магнитофон, запись звуков моря;

— морская символика для украшения аудитории (нарисованные или вырезанные из цветной бумаги рыбки, морские звезды, русалки, сеть для ловли рыбы, удочка, лодочка, якорь и др.);

— видеоролик на тему океана и погружения, аппаратура для просмотра;

— бланк «Карта погружения» на каждого участника;

— бумага, изобразительные средства (фломастеры, карандаши, мелки), ножницы, клей.

Необходимое время: 2 часа 30 минут.

Оформление игрового пространства

Помещение, где будет проходить игра, условно делится на три части (три зоны — Зона света, Сумеречная зона и Зона мрака). Игровое пространство каждой зоны можно соответственно оформить, разместив подготовленные образы морских существ и другие атрибуты так, как они населяют океан. Например: цветные рыбки в Зоне света, сети в Сумеречной зоне, якорь, морская звезда и др. в Зоне мрака.

В начале игры стулья стоят по кругу, а затем, перемещаясь по зонам, участники самостоятельно организуют пространство.

В углу помещения располагается стол, на котором участники смогут найти необходимые для создания символа погружения материалы (бумага, клей, изобразительные материалы и т.п.).

Содержание игры

Участникам предлагается совершить путешествие в глубины океана, погрузиться на разные уровни и встретиться с разными морскими существами.

Введение в игровую ситуацию происходит через просмотр видеоролика на тему океана. Ведущий рассказывает о зонах океана и специфике жизни на разных глубинах.

Поиск и обретение своей профессиональной роли, определение собственных профессиональных возможностей и «невозможностей», обозначение профессиональных страхов, раскрытие внешних и внутренних ресурсов через погружение на разные глубины «океана профессии», встреча с различными жителями океана (разными ролями в профессиональной деятельности), определение смысла и целей жизни на разных глубинах, принятие законов жизни и законов взаимодействия на разных уровнях океана… Все это позволит участнику игры раскрыть мир своего «профессионального Я», обрести новые смыслы и ценности, научиться жить на разных «глубинах», учитывать правила и ожидания «среды обитания», определить свои проблемные профессиональные зоны, а также понять специфику психологической работы в школе.

Профессиональное погружение. Что для этого необходимо? Какие роли выберут психологи для профессионального погружения? Почему глубина так пугает и так манит нас? Каковы профессиональные глубины школьного психолога? Это выбор участников игры.

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово ведущего

Ведущий приглашает всех сесть на стулья. Тихо звучит музыка океана. Демонстрируя видеоролик про океан, ведущий рассказывает о погружении.

Ведущий. Океан…Простор, мощь, сила…Тысячи живых существ, бесконечные глубины, многочисленные тайны. Все это притягивает и завораживает. Приглашаю вас принять участие в погружении.

В глубину океан имеет три зоны: Зону света, Сумеречную зону и Зону мрака. В Зоне света много солнца, и поэтому ее населяют небольшие цветные рыбки, медузы, гребешки — те существа, которым для жизни просто необходим солнечный свет. В Сумеречной зоне света меньше, и существа, ее населяющие, имеют особенности организма, позволяющие выживать почти без света. Это более крупные рыбы, дельфины, акулы, морские коньки и др. Зону мрака населяют необычные существа, умеющие видеть в темноте, имеющие приспособления, обеспечивающие безопасность и тепло, способность к регенерации, — рыбы-удильщики, морские звезды, электрические скаты, глубоководные киты и другие.

Погружение обещает быть интересным. Океан откроет нам свои тайны, познакомит с теми, кто его населяет, позволит почувствовать себя частью великого сообщества.

В качестве кого вы будете погружаться? Закройте глаза, представьте океан, погружение…

Визуализация «Перевоплощение»

Ведущий. Представьте себе то место в океане, где вы находитесь. Ответьте на вопрос: Кто я в океане? В какой роли я погружаюсь? (Возможные варианты ответа: обитатель океана; сказочное существо; человек, чьей профессией является исследование океана, и др.).

Откройте глаза. Кто вы? Как вы выглядите? Каким образом вступаете в контакт с другими? Что любите и куда стремитесь?

Для того чтобы чувствовать себя в безопасности, все жители океана должны знать друг друга. Предлагаю всем жителям океана познакомиться.

Разогрев «Знакомство»

Участники начинают свободное движение по помещению.

Ведущий. Каждый должен познакомиться с каждым через невербальное представление своей роли. Партнер отгадывает, кто вы в океане, а затем сам через движения представляет свою роль. Ваша задача — отгадать и назвать.

Наш океан богат разными формами жизни. Каждый из нас обладает только ему присущими индивидуальными особенностями и способностями. У каждого из нас свои смыслы, свои цели и ожидания от погружения. Для лучшего понимания смыслов погружения предлагаю вам заполнить «Карту погружения».

Упражнение «Карта погружения»

Участникам необходимо заполнить бланк «Карты погружения» (см. приложение).

Ведущий. В начале нашего погружения мы говорили о трех зонах океана, о разных глубинах. Сейчас каждый из вас сможет занять свое место в океане. Вы хорошо знаете, кто вы, какую преследуете цель, погружаясь. Итак, всех жителей Зоны света приглашаю занять места в своем кругу, а жителей Сумеречной зоны и Зоны мрака — в своем.

Упражнение «Три зоны океана»

1. Пространство условно делится на три части, и ведущий говорит участникам, где какая зона океана. Участники рассаживаются в своих зонах (произвольно, исходя из выбранных ролей). Ведущий предлагает им познакомиться, представить свои карты погружения, обобщить специфику ролей, выбранных в рамках своей зоны, попытаться охарактеризовать свою зону (чем отличается, кто здесь водится, какие особенности у организмов и т.п.).

2. Каждому участнику необходимо проанализировать выбранную для погружения метафорическую роль и затем перевести ее на роль профессиональную, внося дополнения в «Карту погружения».

Дополнительные вопросы для обсуждения (внутри зон):

— Какую профессиональную роль я выбираю для погружения?

— К какой области моей практики относится зона, которую я выбрал, с какими проблемами работают те, кто выбрал эту зону?

— Сколько процентов времени из всей психологической практики я провожу в данной зоне? А в других?

— Что из того, что у нас есть (карта), понадобится в этой профессиональной зоне? Чего не хватает?

3. Презентация зон. От каждой зоны океана выбирается один представитель, который должен представить свое сообщество.

4. Групповое обсуждение. Ведущий предлагает обсудить то, что получилось, анализирует и обобщает выступления от каждой зоны, делая акцент на процентное соотношение зон в реальной психологической практике педагога-психолога школы.

Ведущий. Каждый из нас находится на своей глубине, там где он все знает, там, где ему безопасно, интересно и где у него есть друзья…

Но бывает так, что поднимается ветер, погода меняется и на океане возникает шторм. Волны, поднимаясь, смешивают глубины, а вместе с ними и морских обитателей.

Разминка «Шторм»

Необходимые материалы: магнитофон, запись музыкальной композиции «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй.

Ведущий объявляет, что на океане шторм. Все зоны перемешиваются (звучит музыка моря). Участники спонтанно под музыку двигаются по аудитории. По сигналу ведущего необходимо объединяться в группы по двое, трое, четверо, пятеро и т.д. (принцип известной игры «Молекулы»).

Ведущий. Шторм утих, но он перемешал океан, вы не можете вернуться на свое место. Подумайте, где бы вы могли оказаться, и займите в этой зоне место. Там вы встретитесь с обитателями океана из разных глубин. У вас есть шанс познакомиться с ними и ответить на вопрос: «Что необходимо делать, чтобы выжить в новых условиях?»

Упражнение «Эволюция»

Участники занимают места в новых для себя зонах. Им необходимо (используя «карту погружения») познакомиться.

Внутри каждой зоны участникам следует ответить на вопросы:

— Что необходимо, чтобы выжить в новых условиях?

— Что такое профессиональная эволюция?

— Что необходимо, чтобы адаптироваться в новых условиях работы?

— Как трансформируются профессиональные роли, что для этого необходимо?

3. Групповое обсуждение. Ведущий предлагает всем зонам объединиться и вместе обсудить вопросы профессиональной эволюции.

Ведущий. Наше путешествие завершается, и мы должны подняться из глубин. Для каждого это погружение имело свой смысл. Каждый что-то взял для себя, сделал какие-то выводы. Сейчас, для того чтобы вернуться, нам необходимо сделать символ возвращения.

Упражнение «Возвращение»

Необходимые материалы: бумага, изобразительные средства (фломастеры, карандаши, мелки), ножницы, клей, магнитофон, музыка моря.

Используя изобразительные материалы, необходимо изготовить символ возвращения, который должен отразить итоги погружения (что игра дала, с чем возвращаюсь, на какие вопросы получил ответы и т.п.).

Все закрывают глаза и под музыку моря «возвращаются» из погружения.

Ведущий. Мы вернулись, и я предлагаю обсудить итоги игры. С какими символами вы вернулись? Что взяли с собой из путешествия? Предлагаю представить свои символы возвращения и подвести итоги игры.

Участники по очереди представляют свои символы возвращения. Ведущий инициирует обсуждение итогов профессионального погружения, соотнося их с задачами игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта погружения

  В игре Реальная
Роль C Педагог-психолог
Цель моего погружения C C
Особенности организма или оборудования C C
Ожидания от погружения, примерные результаты C C
Страхи C C
Ресурсы C C
Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск
sakovich@academy.edu.by

 TopList