Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2008
СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ
И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Нередко примеры взаимоотношений в семье для многих учащихся вспомогательной школы оказываются негативными, поэтому следует, не ущемляя чувств детей, показать им возможность существования иных отношений. Это может привлечь их внимание к нравственным способам построения своих отношений в собственной будущей семье.

Занятие по культуре семейных отношений с особыми подростками направлено на формирование у учащихся социальных знаний о семье, нормах и правилах поведения в семье.

Занятие построено на проигрывании проблемных ситуаций и способствует усвоению правил и норм социального взаимодействия в семье. Большое внимание уделяется закреплению навыков, благодаря этому у учащихся 10-го класса вырабатывается определенный алгоритм поведения в конфликтной ситуации в семье.

Следует иметь в виду, что этот сценарий предлагается учащимся с интеллектуальной недостаточностью, которые к десятому классу едва достигли уровня развития десятилетних детей.

Цель: повышение уровня знаний учащихся о культуре семейных взаимоотношений.

Задачи:

1. Формировать у учащихся нравственные понятия о правилах поведения в конфликтной ситуации.

2. Развивать умение анализировать ситуацию и делать выводы.

3. Развивать коммуникативную функцию речи, используя правила культуры общения.

4. Воспитывать этические нормы поведения в семье.

Оборудование: фрагмент DVD-фильма «Любовь и голуби»; карточки с опорными словами «конфликт», «семейный конфликт», «сотрудничество»; карточки с примерами конфликтных ситуаций; карточки черного и желтого цвета для рефлексии; карточки с названиями положительных и отрицательных качеств человека; домик с пустыми окнами для рефлексии; фасоль.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация начала занятия

Упражнение «Путаница»

Участникам предлагается сойтись в центре помещения, вытянув руки вперед, а затем взяться за руки так, чтобы в одной руке оказалась одна рука другого человека. Задача — распутать клубок, не разрывая рук.

Ведущий. Это упражнение помогает нам быть вместе, спокойно и культурно общаться, стараться выслушать мнение каждого и оказывать помощь друг другу.

П. Основная часть

Объяснение учащимся темы занятия.

Просмотр фрагмента видеофильма

Учащимся показывают отрывок из фильма «Любовь и голуби» — конфликтную семейную ситуацию.

Беседа-обсуждение:

— Что вы увидели на экране? (Люди ссорятся, ругаются.)

— Как вы думаете, что произошло между людьми? (Конфликт.)

— Что такое конфликт? (Когда у людей возникает проблема, они не могут ее решить, и поэтому они ссорятся, злятся.)

— Кто участники данного конфликта? (Мужчина и женщина, муж и жена.)

Что значит семейный конфликт? (Когда ссорятся в семье муж и жена или родители и дети.)

— Какие чувства испытывают конфликтующие люди? (Плохие: злость, обида, досада, грусть, огорчение, разочарование.)

— А какие чувства испытывали вы, когда смотрели этот фрагмент? (Ответы учащихся.)

Беседа

Ведущий. Я расскажу вам случаи из жизни, а вы послушайте и скажите, являются эти ситуации конфликтами или нет.

1. Переполненный пассажирами автобус. Мужчина нечаянно толкнул девушку и не извинился. Девушка больно ударилась и в ответ нагрубила мужчине.

— Эта ситуация является конфликтом? (Да.)

2. Жена попросила мужа вынести мусорное ведро. Муж смотрел телевизор и не выполнил просьбу. Жена разозлилась и стала ругаться.

— Эта ситуация является конфликтом? (Да.)

— Какой из данных конфликтов является семейным? (Второй.)

— Как следует разрешить этот конфликт? (Не ругаться, не кричать.) (Мужу извиниться и выполнить просьбу жены.)

— Если супруги вместе выполняют семейные обязанности, это значит, что они сотрудничают.

Упражнение «Собери фасоль»

Для выполнения следующего задания психолог обращается к ученице:

— Света, собери фасоль.

После того как девочка справляется с заданием, психолог предлагает сделать то же самое по парам:

— Теперь вместе соберите фасоль.

По окончании:

— Ребята, когда задание было выполнено быстрее?

— Как приятнее выполнять работу — вместе или одному?

— В какой семье людям приятнее жить: в которой супруги выполняют домашнюю работу вместе или в которой все домашние обязанности выполняет один супруг?

— Когда люди будут работать вместе, когда будут понимать и прощать друг друга, тогда в семье не будет конфликтов.

— Какие положительные качества необходимо в себе воспитывать, чтобы избежать конфликта?

Учащимся предлагаются карточки с написанными на них положительными и отрицательными качествами. Необходимо выбрать положительные.

Работа по теме урока

Ведущий. Ребята, я предлагаю вам разыграть конфликтные семейные ситуации, которые для нас приготовили ученики, а затем их обсудить.

Инсценировка ситуации семейного конфликта:

1. Жена только что вымыла пол. Муж зашел в грязной обуви. Каково может быть поведение жены и мужа в данной ситуации?

Учащиеся разыгрывают два варианта: негативное развитие ситуации — конфликт и позитивное развитие ситуации.

Вариант с отрицательным решением: кричат, ругаются, ссорятся.

— Вам приятно было присутствовать при этой ситуации?

— Как должны были правильно поступить муж, жена?

Затем психолог предлагает посмотреть другой вариант развития событий — конфликт не состоялся, «муж» и «жена» спокойно обсудили ситуации, помоглидру другу.

— Вам приятно было присутствовать при этой ситуации?

— Правильно ли поступили муж, жена?

Ведущий. Ребята, как вы думаете, какой самый важный момент разрешения конфликта? (Это примирение, прощение.) Очень важно стремиться разрешить семейный конфликт, и это можно сделать, если вы:

— постараетесь спокойно выслушать другого человека;

— объясните, чего вы хотите;

— будете стремиться к сотрудничеству и принятию общего решения.

Закрепление правильных форм поведения

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам побыть в роли супругов и попросить прощения за случившуюся ссору.

1. Муж подарил жене духи. Жене подарок не понравился. «Фу, этот запах мне не нравится!» — резко сказала она. Муж очень обиделся и не желает общаться с женой.

— Надо ли в этой ситуации просить прощения? (Да.)

— Покажите, как правильно просить прощения и принимать извинение в данной ситуации.

2. Жена приготовила для мужа праздничное блюдо. Муж попробовал и сделал замечание, что мясо пересолено. Жена очень обиделась, расплакалась.

— Надо ли в этой ситуации просить прощения? (Да.)

— Покажите, как правильно попросить прощения и принимать извинение в данной ситуации.

3. Мужа и жену пригласили в гости. Сидя за столом, жена в грубой форме делает замечания мужу: «Что ты чавкаешь?», «Куда ты смотришь?», «Что ты несешь всякую ерунду!». Муж рассердился и нагрубил жене.

— Надо ли в этой ситуации просить прощения? (Да.)

— Кто должен просить прощения? (Жена.)

— Покажите, как правильно попросить прощения и принимать извинение в данной ситуации.

4. Муж пришел с работы уставший и голодный. Жена смотрит сериал, а ужин не готов. Муж упрекнул жену.

— Надо ли в этой ситуации просить прощения? (Да.)

— Кто в этой ситуации не прав?

— Покажите, как правильно попросить прощения и принимать извинение в данной ситуации.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Ведущий. Понравилось вам занятие? Если вам понравилось занятие, возьмите желтые квадратики и вставьте их в окошки домика. Если занятие не понравилось, то вставьте черные квадратики в окна домика.

Если вы научитесь просить прощения у своих близких и прощать их, то в вашем доме всегда будет светло и уютно.

Елена ПОРОШЕНКО,
педагог-психолог
Гродненской вспомогательной школы № 4
для детей с интеллектуальной недостаточностью

TopList