Развитие речи в раннем возрасте
Своевременное и
полноценное формирование речи в дошкольном
детстве — одно из основных условий нормального
развития ребенка. Нельзя однозначно ответить на
вопрос, когда и каким образом малыш овладевает
умением говорить — правильно и четко
произносить звуки, связывать между собой слова,
изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной
сложности предложения, связно, последовательно
излагать свои мысли. Овладение речью — сложный,
многосторонний психический процесс; появление и
дальнейшее развитие речи зависит от многих
факторов.
Имея даже достаточно развитый речевой аппарат,
сформированный мозг, хороший слух, ребенок без
речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у
него появилась, а в дальнейшем и правильно
развивалась речь, нужна речевая среда. Речь не
передается по наследству. Ребенок перенимает
опыт речевого общения от окружающих, то есть
овладение речью находится в прямой зависимости
от окружающей речевой среды. Поэтому так важно,
чтобы взрослые в разговоре с малышом:
— следили за своим произношением,
— говорили с ним, не торопясь,
— четко произносили все звуки и слова.
Нечеткая
торопливая речь взрослых отрицательно
сказывается на речевом развитии ребенка,
впоследствии он может так же не заботиться о том,
как его речь воспринимается слушателем. Если
дома постоянно говорят громко, торопливо,
раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой
же.
Важно, чтобы у ребенка появилась потребность
пользоваться речью как основным способом
общения со сверстниками, близкими.
Уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких
движений рук. Тренировка тонких движений пальцев
рук является стимулирующей для общего развития
ребенка, и особенно для развития речи.
Чем меньше ребенок, тем больше его желание
двигаться, хватать все руками, исследовать.
Природа заложила в ребенка потребность в
движениях, в психомоторной активности. Движения
развивают не только мышцы, но и мозг, способность
ощущать, воспринимать, анализировать. Развиваясь
в деятельности, в действии, мышечная система и
познает, и запоминает, и испытывает при этом
особую «мышечную радость».
Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним
больше общаются не только в дошкольном
учреждении, но и в семье. Развитие речи в
понимании многих родителей — это, как максимум,
умение читать и, как минимум, рассказывать стихи.
Поэтому они стремятся как можно раньше научить
своего ребенка читать, при этом многие важные
стороны развития остаются без должного внимания.
Участие
семьи в речевом развитии начинается с момента
прихода в детский сад. Педагоги убеждают
родителей в том, что их роль в речевом развитии
значима, что все усилия педагогов без их помощи
будут недостаточны.
В нашем детском учреждении ведется
всесторонняя работа с родителями по развитию
речи малышей. Мы проводим групповые
консультации, беседы с родителями, родительские
собрания, у нас существуют папки-«передвижки» и
другая наглядная агитация, имеется специальный
блокнот для родителей.
Мы предложили родителям совместно с детьми
оформить иллюстрированную книгу по мотивам
сказки «Курочка Ряба», сделать коллаж по сказке
«Теремок». плоскостную лепку по сказке
«Колобок».
Курочка Ряба
Цель: познакомить со сказкой «Курочка
Ряба», вызвать интерес к совместной работе с
родителями.
Материал: заранее подготовленная
самодельная книжка, каждая страница которой
представляет собой силуэт курицы; краски,
кисточки, карандаши, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие
Родители здороваются с детьми, дотрагиваясь
друг до друга носиками, щечками, приговаривая:
«Здравствуй, солнышко!», «Зайчонок, я приветствую
тебя» и др.
2. Сказка
Ведущий рассказывает сказку участникам группы.
3. Иллюстрирование сказки
Родитель готовит иллюстрацию страницы,
постоянно обращаясь за помощью к ребенку.
— Кто будет жить на этой странице?
— Какого цвета нам понадобятся краска,
карандаш? (Задача родителя: во время работы с
ребенком рассказывать сказку, задавать открытые
наводящие вопросы, предлагать ребенку
продолжить предложение.)
4. «По мотивам сказки»
Ребенок рассказывает с опорой на иллюстрацию
сказку «Курочка Ряба».
5. Выставка работ
Каждый ребенок демонстрирует созданную вместе
с мамой иллюстрацию к сказке и рассказывает о
ней.
6. Прощание
Дети и родители стоят по кругу, взявшись за
руки, и хором говорят: «До свидания, спасибо за
работу».
Примечание: все иллюстрации соединить,
создав таким образом книгу «По мотивам сказки
«Курочка Ряба», которая в дальнейшем может
использоваться в повседневной игровой
деятельности детей в группе.
Колобок
Цель: развитие активной речи детей,
знакомство со сказкой «Колобок» через
плоскостную лепку, развитие координации
движений, формирование умения подражать
движениям взрослого.
Материалы: раскраски с иллюстрацией
сказки «Колобок», пластилин, ветошь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие
Родители здороваются с детьми, дотрагиваясь
друг до друга носиками, щечками, приговаривая
«Здравствуй, солнышко!» и др.
2. Сказка «Колобок»
Взрослый рассказывает ребенку сказку
«Колобок».
3. Плоскостная лепка
Родитель повторяет сказку «Колобок», при этом
отрывает кусочки пластилина и растирает их по
раскраске, постепенно передавая инициативу
ребенку. Во время работы взрослый задает ребенку
вопросы, провоцируя на самостоятельный рассказ
сказки.
4. Презентация работы
Каждый ребенок демонстрирует созданную вместе
с мамой иллюстрацию к сказке и рассказывает о
ней.
5. Прощание
Дети и родители стоят по кругу, взявшись за
руки, и хором говорят «До свидания, спасибо за
работу».
Теремок
Цель: познакомить со сказкой «Теремок»,
учить эмоционально проговаривать фразы,
развивать ассоциативное мышление, стимулировать
эмоциональное восприятие сказки.
Материалы: листы бумаги формата А4,
старые книги с героями сказки «Теремок», клей,
наклейки с персонажами сказки, карандаши, клей
ПВА, кисти для клея.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие
Родители здороваются с детьми, дотрагиваясь
друг до друга носиками, щечками, приговаривая:
«Здравствуй, солнышко!», «Зайчонок, я приветствую
тебя» и др.
2. Сказка «Теремок»
Родитель рассказывают ребенку сказку
«Теремок». В завершение сказки взрослый
предлагает построить новый «Теремок».
3. Коллаж
Родитель
вместе с ребенком выбирают материал для
изготовления коллажа.
Изготавливая коллаж, взрослый задает ребенку
вопросы:
— Кто будет жить в «Теремке»?
— Где будет жить лягушка?
— Где будет жить мышка?
Взрослый задает ребенку наводящие вопросы,
просит продолжить предложение, предлагает
изобразить, как ходит медведь, как прыгает
зайчик.
4. Презентация своей работы участникам группы
Каждый ребенок демонстрирует созданную вместе
с мамой иллюстрацию к сказке и рассказывает о
ней.
5. Прощание
Дети и родители стоят по кругу, взявшись за
руки, и хором говорят: «До свидания, спасибо за
работу»
Оксана ГЛУШАКОВА,
педагог-психолог ДУ № 296,
г. Минск
ЛИТЕРАТУРА
Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском
саду. — Мн., 2006.
Степанькова З.И. Игры для самых маленьких:
Методическое пособие. — Мн., 2006.
Зеньковский В.В. Психология детства. —
Екатеринбург, 1995. |