Ромео и Джульетта:
любовь с продолжением
Нет повести печальнее на свете,
чем повесть о Ромео и Джульетте.
У. Шекспир
Цели и задачи игры: содействие
формированию семейных ролей (образов мужа, жены).
Необходимые материалы: карточки «Муж» и
«Жена» по количеству участников; пустые бланки
«Памятка жены» и «Памятка мужа»; карточки с
негативными установками от свекрови и тещи (на
одной карточке одна установка); булавки для
крепления карточек; фотографии детей по
количеству пар (либо фигурки детей);
магнитофонная запись музыкальных композиций к
фильму «Ромео и Джульетта», музыка для танца
живота; отрывки из пьесы У. Шекспира «Ромео и
Джульета», характеризующие отношения главных
героев (для оформления зон); женские атрибуты —
бутылочки из под духов, зеркала, сумочки,
украшения, гламурные журналы); мужские атрибуты
— галстуки, ремни, гантели, гитара, мяч, книги по
компьютеру, компьютер (имитация).
Время: 2 часа 30 минут.
Участники: старшеклассники 16–17 лет,
18–20 человек (юноши и девушки в равном
количестве).
Оформление игрового пространства
Класс разделен на четыре зоны: рабочая,
«женская», «мужская» и «семейная жизнь». Рабочая
зона свободна от столов и стульев, в ней есть
магнитофон. «Женская» зона оформлена предметами
женского обихода, женскими атрибутами, «мужская»
— соответственно мужскими. В зоне «семейная
жизнь» стулья расставлены по парам так, чтобы
участники могли сесть лицом друг к другу. Стулья
связаны между собой лентами, таким образом
имитируем семейные связи.
По стенам развешаны выдержки из пьесы У.
Шекспира «Ромео и Джульетта», характеризующие
отношения главных героев.
Содержание игры
Юношам и девушкам предлагается переписать
сценарий известной пьесы и вместе с главными
героями пройти этапы совместной жизни в качестве
«мужа» и «жены». Введение в игровую ситуацию
происходит через актуализацию образов Ромео и
Джульетты. Ведущий напоминает сюжет и организует
с участниками средневековый танец под музыку к
фильму «Ромео и Джульетта».
Актуализация представлений и родительских
конструктов относительно семейных ролей,
конструирование и понимание семейных ролей,
поиск путей и способов совместного проживания, а
также преодоления конфликтов в «совместной
жизни» и пр. Все это позволит юношам и девушкам
раскрыть свою гендерную идентичность, обрести
новые представления о семейных ролях — «мужа» и
«жены», осознать важность сохранения личного
пространства внутри пространства на двоих,
распределить ответственность в «семейной
жизни», увидеть возможности выхода из кажущихся
безвыходными ситуаций.
Останется ли «повесть о Ромео и Джульетте»
самой печальной? Смогут ли романтичные
влюбленные противостоять «семейной бытовухе»?
Не станут ли семейные связи тем, что навсегда
завяжется на шее каждого, не давая свободно
вздохнуть? Это выбор участников.
ХОД ИГРЫ
Ведущий приглашает юношей и девушек в рабочую
зону, где уже звучит мелодия к фильму «Ромео и
Джульетта».
Ведущий. Вспомните историю о Ромео и
Джульетте. Она заканчивается очень печально, так
как главные герои, романтические влюбленные,
трагически погибают. Сегодня у нас есть шанс
переписать их жизнь, продолжив сюжет таким
образом, чтобы дать им шанс прожить ее вместе как
муж и жена. Итак…
«Ромео и Джульетта при помощи их друга
священника бежали в другой город и решили
пожениться. Родители гневались, ругались,
горевали и наконец приняли их решение. Ведь
главное, что их дети здоровы и счастливы. В честь
их возвращения был дан бал, на котором они
впервые танцевали не просто как влюбленные, а как
муж и жена».
Разогрев «Полонез»
Ведущий. Разделитесь на пары, и я приглашаю
вас на танец. Он очень похож на детскую игру
«Ручеек». Только двигаться мы будем под музыку,
медленно, грациозно,партнер поддерживает под
руку свою партнершу.
Звучит средневековая музыка (менуэт, полонез
или что-то еще). Юноши и девушки, поделившись на
пары, выстраиваются друг за другом таким образом,
чтобы образовались две шеренги — одна из
девушек, другая из юношей. Пары берутся за руки и
поднимают их вверх, образуя «тоннель». Ведущий
выступает в качестве «разделителя пар». Проходя
через тоннель, он выбирает себе партнера, а
освободившийся подходит к началу, как в игре
«Ручеек». Его задача — найти себе нового
партнера для танца. Таким образом все пары
перемешиваются. Через «Ручеек» необходимо
пройти 2–3 раза. В конце игры ведущий выбывает, а
образовавшиеся пары будут вместе на всю игру.
Ведущий. Уважаемые девушки и юноши,
сейчас, ненадолго, вам придется расстаться со
своим партнером. Я приглашаю девушек пройти в
зону, условно обозначенную как «Женская», а
юношей в «Мужскую». Там вы получите новую для
себя роль и поближе познакомитесь с ней.
Упражнение «Новые роли»
В своих зонах девушки и юноши с помощью
карточек обозначают свои новые роли — «Жена» и
«Муж». Затем каждый участник получает пустой
бланк «Памятка жены» или «Памятка мужа».
Задача участников:
— каждому заполнить свою «Памятку», учитывая
специфику новой роли и ее функциональную
нагрузку;
— обсудить в своих мини-группах новую роль,
новые функции и обязанности, которые появляются
с новой ролью.
Ведущий. Вы познакомились со своей
новой ролью, разработали памятку, и теперь вам
необходимо обсудить ее со своим партнером. Тем
более что ему тоже есть что вам рассказать. Я
приглашаю вас всех в «Семейную жизнь».
Игра «Семейная жизнь»
Участники встречаются со своим партнером и в
парах решают следующие задачи:
— по очереди знакомят своего партнера с
разработанной памяткой (мужа, жены),
— планируют в соответствии с памятками свое
общее пространство семейной жизни.
Затем то, что получилось, обсуждается в общем
кругу.
Примерные вопросы для группового обсуждения:
— Что меняется в жизни каждого с появлением
«семейной жизни»?
— Чем приходится жертвовать жене? Мужу?
— Что нового приобретают мужчина или женщина с
появлением новой роли мужа, жены? И т.п.
Ведущий. С появлением новой семьи наша
жизнь меняется. Новые роли и обязанности влияют
на отношения с родительской семьей. Перестаем ли
мы быть детьми для своих родителей? Как влияет
мнение наших мам и пап на наши новые роли и на
нашу молодую семейную жизнь?
Пришло время отправиться в гости к родителям.
Уважаемые молодые, сейчас вы по отдельности
отправляетесь в гости к своим мамам, которые
успели очень по вас соскучиться.
Упражнение «В гости к родителям»
1. Девушки попадают в зону «Дом тещи», а юноши в
зону «Дом свекрови». Там их уже ждут Теща и
Свекровь, задача которых — «навешать» на них
свои сценарии, неоправданные ожидания и
оценочные суждения по отношению к молодому мужу
(жене). Эти негативные суждения и установки (на
карточках) не только проговариваются, но и
прикрепляются к одежде участников с помощью
булавочек.
2. Участники возвращаются в пространство
«семейная жизнь». В «семейных парах» проводится
обсуждение:
— Что прикреплено к моей одежде, какие
установки?
— Что я оставлю на себе, а от чего избавлюсь?
— Что поможет избавиться от негативных
установок со стороны?
3. Обсуждение в группе:
— Каким образом выстраивать границы своей
новой семьи, не теряя добрых отношений с
родительской семьей?
Ведущий. Семейная жизнь бьет ключом:
мы осваиваем новые роли и функции, учимся
понимать друг друга и выстраивать внутренние и
внешние границы. Наша жизнь меняется. Остается ли
время «для себя любимого» или семейная жизнь —
это вечные жертвы во имя других? Предлагаю
вспомнить о себе, о своем личном пространстве, о
своих увлечениях, интересах и друзьях.
Приглашаю девушек пройти в «женскую», а юношей
в «мужскую» зоны.
Упражнение «Личное время»
В «женской» зоне
1-е упражнение — участницы делятся на пары и
встают лицом друг к другу таким образом, чтобы
сформировалось два круга. Внешний круг остается
на месте, а внутренний двигается по часовой
стрелке (по сигналу ведущего). Задача для
участниц — говорить друг другу комплименты,
поддерживающие статус женщины и жены.
2-е упражнение — танец живота. По сигналу
ведущего каждая участница выходит в круг и под
музыку показывает элемент танца живота, вся
группа повторяет за ней показанные движения.
В «мужской» зоне
1-е упражнение — участники делятся на пары,
встают лицом друг к другу, выставляют руки
вперед, упираются ладонями. По сигналу ведущего
необходимо толкать партнера, не разнимая рук,
таким образом, чтобы сдвинуть с места.
2-е упражнение — участники встают в круг. По
сигналу каждый выходит в круг и рассказывает о
своих достижениях, начиная со слов «А у меня…»,
«А я…».
Ведущий. Мы немного отвлеклись от
семейной жизни, от своих новых ролей. Приглашаю
вас вернуться в «семейную жизнь», сесть в круг и в
течение 5 минут обсудить, для чего семейному
человеку личное время и увлечения вне семьи.
Обсуждение.
Упражнение «Новая жизнь»
Ведущий. Семейная жизнь преподносит нам
сюрпризы, и один из них я сейчас преподнесу вам.
Каждая пара получает фото (либо фигурку)
ребенка (мальчика, девочки). Каждой семейной паре
необходимо выработать стратегию новой жизни.
Затем обсуждение в общем кругу:
— Как меняется жизнь жены?
— Мужа?
— Как распределяется ответственность?
— Что ребенок дает семье?
— Чем приходится жертвовать?
Ведущий. Мы попытались с вами изменить
печальную историю Ромео и Джульетты, прожить
часть семейной жизни вместе с ними, понять и
прочувствовать новые роли и обязанности.
— Что дала нам игра?
— Чему мы научились и что поняли?
— Что необходимо делать, чтобы любовь была с
продолжением?
Обсуждение по кругу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Цитаты для оформления зон
О гнев любви! О ненависти
нежность!
Из ничего рожденная безбрежность!
О тягость легкости, смысл пустоты!
Бесформенный хаос прекрасных форм,
Свинцовый пух и ледяное пламя,
Недуг целебный, дым, блестящий ярко,
Бессонный сон, как будто и не сон!
Такой любовью дух мой поражен.Ромео |
Любовь летит от вздохов ввысь,
как дым.
Влюбленный счастлив — и огнем живым
Сияет взор его; влюбленный в горе
Слезами может переполнить море.
Любовь — безумье мудрое: оно
И горечи и сладости полно.Ромео |
Чтоб искренне опять отдать тебе.
Но я хочу того, чем я владею:
Моя, как море, безгранична нежность
И глубока любовь. Чем больше я
Тебе даю, тем больше остается:
Ведь обе — бесконечны.Джульетта |
Любовь богаче делом, чем словами:
Не украшеньем — сущностью гордится.
Лишь нищий может счесть свое именье;
Моя ж любовь так возросла безмерно,
Что половины мне ее не счесть.Джульетта |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Негативные установки тещи
Он тебя недостоин.
Он мало зарабатывает.
Лентяй.
Не помогает по хозяйству.
Постоянно задерживается.
От него ласкового слова не услышишь.
Грязнуля.
У него нет вкуса.
Он постоянно смотрит на других женщин.
Не уважает родственников жены.
Он ниже тебя и вообще лысый.
Все свободное время проводит не с тобой, а с
друзьями и пивом.
Не дарит цветов.
Мало похож на нормального мужика.
Негативные установки свекрови
Она тебя недостойна.
Лентяйка.
Плохо готовит.
Неопрятная, вечно в халате.
Плохо воспитанная.
Она не любит твою маму, грубит мне.
Плохо одевается, нет вкуса.
Не умеет нормально разговаривать.
Все время болтает по телефону.
Больше любит шопинг и подруг, чем тебя.
Любит деньги, обдерет тебя как липку и бросит.
Ведет нездоровый образ жизни.
Она не из нашего круга.
Странно выглядит, может, обманула с возрастом?
У нее татуировка, такая не может быть хорошей
женой и матерью.
Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог отдела прикладной
педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск
sakovich@academy.edu.by
|