Итоги работы
за год подведены. Соответствующие графы в
требуемых формах заполнены. Отчеты сданы. Всё?
Нет.
Может быть, именно сейчас наконец появилось
время для настоящей рефлексии. А что мы
действительно нужного и дельного сделали за этот
год? По гамбургскому счету?
Конечно, если уж быть честным перед самим собой,
то я, например, понимаю, что не так уж много.
Гораздо больше мог бы. И многие мои коллеги —
педагоги-психологи — признаются, что не все
возможности реализовали, не всё, что хотелось,
сделали. Можно, разумеется, утешиться
тривиальной мыслью, что всех целей достичь
никогда не удается, а ставить перед собой
сверхзадачи еще Станиславский советовал. Вот мы
и наставили, а допрыгнуть не сумели. Плохо?
Понятно, что не очень хорошо. Так ведь не
последний день живем. Впереди еще сколько
учебных годов: допрыгнем, достигнем, решим…
Но почему-то не кажутся убедительными эти
аргументы. Не утешают тривиальные мысли.
Недовольство собой с легкостью отбрасывает
мягкое покрывало привычных успокоительных
рассуждений. Мы же отчетливо понимаем, что
упущенные возможности могут и не появиться
вновь. И набело прожить уже завершившийся год не
удастся. Помните, как у поэта: «ремонт часов,
ремонт минут, ремонт недели, месяца…
отремонтируйте мне год, он прожит несправно»?
Так, может, и не стоит себя успокаивать? Пусть
осознание, что не успели в прошедшем году
многого, станет тем стартером, что запустит нашу
активность с первого сентября на полную катушку.
И возможности мы будем видеть и использовать. Без
фанатизма, конечно, и избегая безголового
трудоголизма. Мы будем работать упорно и
продуманно и тогда через год скажем себе: «Ну вот
теперь я доволен сделанным. И знаю, что надо
сделать еще».
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор
|