Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2008
Итоги работы за год подведены...
Итоги работы за год подведены. Соответствующие графы в требуемых формах заполнены. Отчеты сданы.

Всё?

Нет.

Может быть, именно сейчас наконец появилось время для настоящей рефлексии. А что мы действительно нужного и дельного сделали за этот год? По гамбургскому счету?

Конечно, если уж быть честным перед самим собой, то я, например, понимаю, что не так уж много. Гораздо больше мог бы. И многие мои коллеги — педагоги-психологи — признаются, что не все возможности реализовали, не всё, что хотелось, сделали. Можно, разумеется, утешиться тривиальной мыслью, что всех целей достичь никогда не удается, а ставить перед собой сверхзадачи еще Станиславский советовал. Вот мы и наставили, а допрыгнуть не сумели. Плохо? Понятно, что не очень хорошо. Так ведь не последний день живем. Впереди еще сколько учебных годов: допрыгнем, достигнем, решим…

Но почему-то не кажутся убедительными эти аргументы. Не утешают тривиальные мысли. Недовольство собой с легкостью отбрасывает мягкое покрывало привычных успокоительных рассуждений. Мы же отчетливо понимаем, что упущенные возможности могут и не появиться вновь. И набело прожить уже завершившийся год не удастся. Помните, как у поэта: «ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели, месяца… отремонтируйте мне год, он прожит несправно»?

Так, может, и не стоит себя успокаивать? Пусть осознание, что не успели в прошедшем году многого, станет тем стартером, что запустит нашу активность с первого сентября на полную катушку. И возможности мы будем видеть и использовать. Без фанатизма, конечно, и избегая безголового трудоголизма. Мы будем работать упорно и продуманно и тогда через год скажем себе: «Ну вот теперь я доволен сделанным. И знаю, что надо сделать еще».

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор

TopList