Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2008
Если клиенту нужна помощь


ГИЛЬДИЯ

Если клиенту нужна помощь

Место консультирования в деятельности психолога
образовательного учреждения

Консультирование занимает важное место в профессиональной деятельности психолога. Огромному количеству людей требуется квалифицированная помощь специалиста при решении их личных и семейных проблем. В связи с возрастающим спросом со стороны населения психологическое консультирование выделилось в отдельную область профессиональной деятельности психолога.

Консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием непосредственной психологической помощи людям. Эта сложившаяся практика основана на убежденности в том, что каждый психически здоровый человек в состоянии справиться с возникающими в его жизни психологическими проблемами.

Целью консультирования не должно становиться избавление клиента от внешних и внутренних конфликтов — необходимо превратить конфликты клиента в противоречия, которые он сам сможет разрешить и за счет этого добиться успехов в своем личном развитии; научить клиента анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем.

Статья опубликована при поддержке специализированной сервисной медицинской компании «CMP Germed GmbH». Компания занимается организацией амбулаторного и стационарного обследования, лечения, реабилитации и лечебно-оздоровительного отдыха в Германии. Быстрое и профессиональное предоставление услуг без посредников, представители в разных странах, сопровождение на всех этапах. Нейрохирургия, ЛОР-заболевания, радиационная медицина, стоматология, роды, онкология, операции при раке почки в Германии. Всю подробную информацию, цены, контакты и ответы на интересующие Вас вопросы Вы сможете получить на сайте: https://www.germed.ru.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, данное направление деятельности можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются к специалисту. Опыт работы в должности педагога- психолога образовательного учреждения показывает, что наиболее часто в практике востребованы следующие виды: возрастно-психологическое, поведенческое, семейное.

Возрастно-психологическое консультирование

Современное понимание содержания и принципов возрастно-психологического консультирования возникло на основе двух изначально не связанных между собой психологических дисциплин — детской психологии и психодиагностики. Первый и весьма далекий прообраз возник в западной психологии на рубеже XIX–XX веков вместе с историческими работами А. Бине и Т. Симона. Их первые попытки создания средств возрастной диагностики были посвящены разработке методов измерения умственного развития с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей и детей с аномалиями в развитии.

Общая задача возрастно-психологического консультирования — контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

2) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогическую консультацию;

3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

4) составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей;

5) составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;

6) коррекционная работа (индивидуальная или в специальных группах) при консультировании с детьми и родителями;

7) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм.

Поведенческое направление

В консультировании ведет свое начало от работ Дж. Вольпе и А. Лазаруса (середина 50-х годов ХХ века), хотя корни его уходят в бихевиоризм Дж. Уотсона и Э. Торндайка, а в целом история обусловливания поведения восходит к работам У. Бэлла (1774–1842) и И. Сеченова (1829–1905).

Цель психологической помощи: обеспечение новых условий для научения, то есть выработка нового обуслоливания и на этой основе помощь в овладении новым типом поведения. Частные цели могут включать в себя:

– формирование новых социальных умений,

– овладение психологическими целями саморегуляции,

– преодоление вредных привычек и снятие стресса, избавление от эмоциональных травм.

Семейное консультирование

Относительно новое направление консультирования. Многообразие приемов и методов данного вида консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются: когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса (1962) и системное направление Сальвадора Минухина (1974).

Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста. В процессе консультирования акцент ставится на анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.

Классификация проблем

У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для здоровья обоих. Подобные проблемы называют оперативными.

Иногда клиенту нужна помощь в решении тех вопросов, с которыми он вполне смог бы справиться самостоятельно, где специальные психологические знания не нужны, а необходим совет, основанный на здравом смысле. Например, такой проблемой может стать рациональное распределение времени между различными видами деятельности всех членов семьи в течение дня. Такие проблемы называются житейскими.

Возможны варианты, когда у клиента имеется правильное понимание своей проблемы, но не хватает знаний и решимости для того, чтобы приступить к ее решению. Тогда, общаясь со специалистом, человек периодически, на протяжении какого-то времени, получает необходимую профессиональную и моральную поддержку, что придает ему уверенности в себе. Такие проблемы можно назвать пролонгированными.

Основываясь на опыте работы, можно выделить основные проблемы, с которыми наиболее часто обращаются к специалистам:

• проблемы, связанные с умственным развитием: неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала;

• поведенческие проблемы: неуправляемость, грубость, антисоциальное поведение;

• эмоциональные и личностные проблемы: сниженное настроение, повышенная возбудимость, страхи;

• проблемы общения: замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость;

• неврологические проблемы: тики (непроизвольные подергивания мышц), энурез (недержание мочи), нарушения сна.

Виды запросов

Зачастую неподготовленному человеку, утомленному житейскими неурядицами и расстроенному возникшими проблемами, очень сложно сформулировать конкретный запрос к специалисту по поводу своих ожиданий при решении личностной или семейной проблемы. Однако это необходимо сделать, поскольку несовпадение ожиданий клиента и возможностей психолога может привести к трудностям во взаимодействии и, как следствие, к снижению эффективности при оказании помощи. Поэтому психолог должен помочь клиенту на этом этапе работы. Наиболее распространенными запросами к специалисту образовательного учреждения являются следующие:

• получить рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в семье;

• получить рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в образовательном учреждении;

• получить рекомендации по преодолению конкретных учебных или поведенческих проблем;

• определить наиболее подходящий для ребенка вид обучения (массовая или вспомогательная школа; массовая школа плюс дополнительные индивидуальные занятия);

• получить помощь в решении бытовых вопросов (как полезнее провести школьные каникулы; с кем из родителей, находящихся в разводе, ребенку лучше жить);

• определить уровень развития ребенка, его соответствие или несоответствие возрастной норме;

• получить реальную помощь в выборе вуза или будущей профессии;

• получить совет по эффективному выстраиванию отношений в семье и в кругу сверстников.

Этапы консультативной деятельности

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению методов и приемов ведения консультирования, с помощью которых решается какая-нибудь из частных задач. Вариант подобной системы работы предлагается в виде таблицы (см. с. 10).

Этапы консультативной деятельности Задача Метод Позиция
консультанта
Первичная беседа Создать условия для доверительного контакта. Понять, как видит проблему клиент Активное слушание Стимулирующая
Анализ первичных данных Сформулировать предположительную психологическую проблему Анализ данных протокола беседы. Уточняющие вопросы Активная
Формулирование запроса Помочь клиенту сформулировать запрос и ожидания Наводящие вопросы. Незаконченные предложения Направляющая
Диагностика Уточнить психологическую проблему клиента. Определить индивидуальные особенности консультируемого Тестирование. Анкетирование Стимулирующая
Анализ результатов Нарисовать объективную картину состояния личности клиента. Выявить причины возникшей проблемы Беседа Активная. Направляющая
Выбор эффективных методов коррекции Способствовать формированию ответственной позиции клиента при решении его психологических проблем Совместная деятельность (изучение литературы, моделирование ситуации, составление программы коррекции) Активная. Направляющая
Реализация программы коррекции Способствовать решению проблемы клиента Отслеживание динамики (ведение дневника). Анализ Стимулирующая
Внесение изменений в программу коррекции Способствовать решению проблемы клиента Анализ изменений Стимулирующая. Направляющая. Подкрепляющая
Подведение итогов консультативной работы Способствовать формированию ответственной позиции клиента при решении его психологических проблем Беседа. Перспективное планирование Стимулирующая

 

Возможные направления рекомендаций

Не всегда позиция консультанта должна быть активной. Зачастую клиент подсознательно сам знает наиболее эффективные пути разрешения его проблемы, ему требуется помощь в осознании и формулировании конкретных шагов и эмоциональная поддержка специалиста. Тем не менее от психолога ожидается и практическая помощь, которая представляется в виде рекомендаций.

1. Общевозрастные и общепедагогические рекомендации, определяемые не столько индивидуальными особенностями ребенка и конкретной проблемой, сколько недостаточным знакомством родителей с общими закономерностями психического развития. Подобные рекомендации могут относиться как к развитию когнитивных процессов, так и к личностным и эмоциональным особенностям ребенка, к его поведенческим проявлениям.

2. Симптоматические рекомендации, направленные на решение частной психологической проблемы, стоящей за жалобами клиента. Это могут быть советы по преодолению определенных поведенческих проявлений (например, агрессивных), по развитию отдельных психических функций (например, внимания, памяти).

3. Индивидуализированные рекомендации, определяемые специфическими психологическими особенностями ребенка и сложившейся у него системой взаимоотношений с окружающими. Они тоже могут относиться к разным сферам психики и поведения.

4. Диспетчерские рекомендации, предполагающие обращение к другим специалистам. Наиболее частые адреса, по которым приходится направлять клиента психологу, — это врач (психиатр, невропатолог, эндокринолог), дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог), социальные службы.

Результативность

Под результативностью психологического консультирования понимаются его итоги для клиента, а именно то, что в его поведении действительно изменилось под влиянием целенаправленного воздействия специалиста. О положительном результате консультирования можно судить по следующим признакам:

• Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога, так и клиента решение той проблемы, с которой человек обратился к специалисту.

• Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое воздействие. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможно дополнительные, позитивные эффекты, полученные в результате консультирования.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург: Деловая Книга, 1995.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Социальное здоровье России, 1994.

Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования. — М.: ВЛАДОС, 1999.

С. ТРИФАНЕНКОВА,
педагог-психолог ЦДиК,
главный методист ОМППС

TopList