Современный уровень
психолого-педагогического сопровождения детей с
различными школьными трудностями предъявляет
новые требования к психологам и педагогам. Смысл
его состоит в том, чтобы создать такие условия, в
которых ребенок формируется как личность
творческая, самостоятельная, гуманная, внутренне
свободная, способная ценить себя и уважать
других. Для этих целей школа должна
использовать все возможности, все ресурсы. Но
зачастую не все они применяются в
образовательной практике. К таким мало
используемым средствам воспитания, обучения и
коррекции относится и игра.
Игра, как свободная деятельность без
принуждения, подчинения, страха и зависимости от
взрослых, представляет собой единственную форму
деятельности, где ребенок получает возможность
беспрепятственного самовыражения, исследования
и изучения собственных чувств и переживаний.
Поэтому игра является эффективным средством для
решения не только коррекционных, но и
профилактических задач, что позволяет широко
использовать ее во всех детских учреждениях и
коллективах.
В практике психолого-педагогического
сопровождения наработано множество
коррекционных и развивающих программ для всех
возрастных градаций детей по самым различным
проблемам. Но очень часто психологу трудно
выбрать из огромного перечня готовых программ
ту, которая полностью отвечала бы конкретному
запросу по оказанию психологической помощи. В
такой ситуации просто незаменимым для психолога
может стать умение и навык моделирования игровых
коррекционных и развивающих программ.
Схема моделирования программ
Кто быстрее?
(что-то сделает) |
Кто больше?
(что-то сделает) |
Запомнит |
Запомнит |
Сосчитает |
Сосчитает |
Вспомнит |
Вспомнит |
Назовет |
Назовет |
Отгадает |
Отгадает |
Составит |
Составит |
И т.д. |
И т.д. |
«Моделирование программ — это
методически последовательное, целесообразное
структурно-содержательное построение,
обеспечивающее логически и гармонически
внутренние связи всех компонентов данной
программы: формы, содержания, темы, идеи,
проблемы, выразительных средств, жанровых и
стилевых особенностей», — отмечает
преподаватель Алтайской государственной
академии культуры и искусства, автор модели
игровых программ Н.В. Третьякова.
На базе этой модели схему моделирования
игровых коррекционных и развивающих программ
можно представить следующим образом.
Структура игровой программы
№ |
Структурные
элементы |
Содержание
процедур |
Задачи
структурных элементов |
1 |
Экспозиция |
Встреча участников, гостей.
Приглашение в зал |
Создание праздничной атмосферы,
настроя на позитивное общение |
2 |
Завязка |
Открытие программы. Разминка (2–3 игры,
конкурса, задания, вопроса) |
Привлечение внимания, интереса |
3 |
Развитие действия |
Проведение игр (5–6 игр, конкурсов,
заданий, вопросов) |
Вовлечение в действие |
4 |
Кульминация |
Самая яркая игра, конкурс, задание,
вопрос |
Получение наибольшей радости,
удовольствия, удовлетворения |
5 |
Развязка |
Подведение итогов, награждение |
Подведение итогов, награждение |
Следует добавить, что в качестве тем
игровых программ может использоваться любая
тематика воспитательной работы или темы учебной
программы, даты и события в стране, праздники и
празднования, времена года, сказки и др.
Процесс моделирования программ включает в себя
план подготовки и план проведения.
В зависимости от целей и задач оказания
психологической помощи и поддержки школьникам,
данная методика позволяет моделировать
программу с любым наполнением по содержанию и по
объему занятий.
Методика моделирования неоднократно
применялась в работе с младшими школьниками МОУ
СОШ № 91 г. Барнаула, в том числе и с
первоклассниками. Каждый раз она обеспечивала
положительную динамику в решении различных
проблем адаптации, обучения и развития учащихся,
подтвержденную результатами диагностических
срезов.
Кандидат психологических наук, профессор БГПУ
Л.С. Колмогорова считает, что данная методика
моделирования позволяет грамотно выстроить
деятельность психолога и получить положительные
результаты, а Алтайский краевой институт
повышения квалификации работников образования
рекомендовал ее для использования другими
психологами.
Сегодня важно не только создать условия для
обучения детей, но и сделать как можно больше для
успешной социальной адаптации и интеграции
школьников в их жизненном пространстве.
Методика моделирования игровых программ может
обеспечить педагогов-психологов сильными
способами воздействия на личность учащихся,
позволяя малыми затратами создавать бесконечное
множество развивающих и коррекционных программ.
Простота данной методики дает возможность
всякому желающему быстро освоить ее. А самое
главное преимущество методики моделирования
заключается в том, что область ее применения не
ограничена и она с успехом впишется в любую
программу, урок, занятие, досуговое мероприятие
для различных возрастных категорий детей.
Людмила РИШЕ,
педагог-психолог,
Барнаул,
Алтайский край
|