Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2008
БУДУЩИЕ ЗАЩИТНИКИ


НАШИ ДЕТИ

Тренинговое занятие для юношей

БУДУЩИЕ ЗАЩИТНИКИ

Характеристика занятия: занятие включено в общую программу развития уверенности и волевых качеств для выпускников 11-х классов и призвано оказать помощь юношам в напряженный период, связанный с подготовкой к службе в армии.

В данном занятии предложено участвовать учащимся 10–11-х классов — не более 15 человек.

Цель: формирование психологической готовности юношей к службе в армии; повышение их уверенности в себе.

Задачи: обучение юношей конструктивной работе в группе; формирование и развитие чувства успешности, ответственности; проявления терпимости к себе и к окружающим.

Оборудование и материалы: три стола для работы в группах с табличками «мужество», «сила», «защита»; для каждой группы заготовки для упражнения «Сила группы», «Поиск заданного объекта».

1. Упражнение «Имя»

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы; знакомство юношей друг с другом.

Время проведения: 3–5 минут.

Учащимся предлагается встать полукругом и по очереди назвать свое имя, а также рассказать историю, связанную с его именем (в честь кого дали имя, как называли в детстве, как обычно называют друзья, родители и т.д.).

Ведущий подводит итог, дополняя рассказ учащихся о значении мужских имен, символизирующих «мужество», «силу», «защиту». Юношам предлагается разбиться на 3 группы по 5 человек так, чтобы в нее попали ребята из разных классов.

2. Упражнение «Черты характера»

Цель: общая мотивация к службе в армии; настрой на работу в группе.

Время проведения: 3 минуты.

Каждой группе предлагается назвать одно-два самых важных качества, необходимых будущему воину, и качества, которые будут мешать молодому человеку добиться успеха в службе. Учащиеся по желанию могут привести примеры прохождения службы их знакомых, родственников, где названные характеристики отразились на разных сторонах армейской жизни.

3. Упражнение «Сила группы»

Цель: помочь юношам глубже узнать себя; не бояться показать себя со слабой стороны.

Старшеклассникам выдаются карточки с указанным набором сильных и слабых черт характера. Предлагается оценить по 10-балльной шкале свои качества индивидуально, а затем каждая группа должна найти свои сильные и слабые стороны, учитывая свойства каждого участника.

В конце упражнения обсудить:

• Какие качества вам было оценить сложнее?

• Что вы чувствовали, когда говорили группе о своих слабых чертах характера?

4. Упражнение «Мозговой штурм»

Время выполнения: 5–7 минут.

Учащимся предлагается подумать и назвать как можно больше вариантов работы над своими слабыми сторонами; порассуждать, каким образом группа ребят может помочь наиболее слабым, менее защищенным адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

5. Упражнение «Сохраняем силы»

Цель: снятие эмоционального напряжения, мобилизация силы и активизация деятельности.

Время выполнения: 5 минут.

Инструкция:

• Делая выдох, спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

• Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом. После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыв рот, опуская руки через стороны вниз, сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой и резко вытолкните из легких остаток воздуха. При выдохе издайте гортанный звук. Вдох и выдох производите медленно. Упражнение следует повторить 2–3 раза.

6. Упражнение «Поиск заданного объекта»

Цель: активизировать внимательность участников в совместной деятельности.

Учащимся предлагается ксерокопия сложно организованных контуров (например, очертания животных). Необходимо в соревновательной форме найти как можно больше фигурок за 5–7 минут. Участники выбирают для работы фломастер или цветной карандаш. По окончании деятельности рисунки вывешиваются на стенд, и по цветам можно определить не только количество угаданных объектов, но и роль каждого в совместном деле.

В конце упражнения:

• Кто взял на себя роль лидера?

• Что чувствовали участники, которые в данном упражнении оказались наблюдателями?

• Что важнее, на ваш взгляд: быстрота выполнения задания или участие каждого члена группы?

7. Упражнение «Разведчики»

Цель: повысить степень доверия участников друг к другу, усилить чувство сплоченности и ответственности в группе.

Время выполнения: 5–8 минут.

Каждой группе по очереди предлагается пройти через препятствия (например, воображаемое «минное поле»), не обнаруживая себя. Для этого участники выстраиваются в шеренгу и завязывают себе глаза, за исключением первого — проводника. Перед прохождением определенного участка на пол выкладываются препятствия — кубики, коробки и др., которые надо обойти. Задача проводника — провести свою команду бесшумно, стараясь не задеть препятствия.

В конце упражнения обсудить:

• Какие чувства вы испытывали во время прохождения трудного участка?

• От каких качеств зависела успешность выполнения упражнения?

8. Упражнение «Разожми кулак»

Цель: отработка навыков сопротивления групповому давлению.

Из группы выбирается доброволец, которому, не применяя физическую силу, предлагается разжать кулак любого участника.

Обсуждение происходящего:

•  Какие виды давления использовались, какие оказались наиболее эффективными?

• Всегда ли сила оказывает эффективное воздействие на другого человека?

• Что вы чувствуете, когда считаете, что достаточно убедительно влияли на человека, а он, на ваш взгляд, полностью игнорировал все ваши старания?

• Как вы поступите дальше, чтобы добиться своей цели?

9. Упражнение «Плакат»

Время проведения: 5–7 минут.

Учащимся предлагается нарисовать плакат, названием которого служат слова, написанные на табличках каждой группы: «Мужество. Сила. Защита». Плакат может быть выполнен в виде рисунков-образов, в виде написанных тезисов, рассуждений и пр. Плакаты вывешиваются.

10. Обратная связь

Юношам предлагается рассказать о своих мыслях, чувствах, которые возникли в ходе занятия.

Елена БОРИСОВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 1,
г. Приволжск,
Ивановская область

TopList