Тренинговое занятие для юношей
БУДУЩИЕ ЗАЩИТНИКИ
Характеристика
занятия: занятие включено в общую программу
развития уверенности и волевых качеств для
выпускников 11-х классов и призвано оказать
помощь юношам в напряженный период, связанный с
подготовкой к службе в армии.
В данном занятии предложено участвовать
учащимся 10–11-х классов — не более 15 человек.
Цель: формирование
психологической готовности юношей к службе в
армии; повышение их уверенности в себе.
Задачи: обучение юношей
конструктивной работе в группе; формирование и
развитие чувства успешности, ответственности;
проявления терпимости к себе и к окружающим.
Оборудование и материалы: три
стола для работы в группах с табличками
«мужество», «сила», «защита»; для каждой группы
заготовки для упражнения «Сила группы», «Поиск
заданного объекта».
1. Упражнение «Имя»
Цель: создание благоприятной эмоциональной
атмосферы; знакомство юношей друг с другом.
Время проведения: 3–5 минут.
Учащимся предлагается встать полукругом и по
очереди назвать свое имя, а также рассказать
историю, связанную с его именем (в честь кого дали
имя, как называли в детстве, как обычно называют
друзья, родители и т.д.).
Ведущий подводит итог, дополняя рассказ
учащихся о значении мужских имен,
символизирующих «мужество», «силу», «защиту».
Юношам предлагается разбиться на 3 группы по 5
человек так, чтобы в нее попали ребята из разных
классов.
2. Упражнение «Черты характера»
Цель: общая мотивация к службе в армии;
настрой на работу в группе.
Время проведения: 3 минуты.
Каждой группе предлагается назвать одно-два
самых важных качества, необходимых будущему
воину, и качества, которые будут мешать молодому
человеку добиться успеха в службе. Учащиеся по
желанию могут привести примеры прохождения
службы их знакомых, родственников, где названные
характеристики отразились на разных сторонах
армейской жизни.
3. Упражнение «Сила группы»
Цель: помочь юношам глубже узнать себя; не
бояться показать себя со слабой стороны.
Старшеклассникам выдаются карточки с
указанным набором сильных и слабых черт
характера. Предлагается оценить по 10-балльной
шкале свои качества индивидуально, а затем
каждая группа должна найти свои сильные и слабые
стороны, учитывая свойства каждого участника.
В конце упражнения обсудить:
• Какие качества вам было оценить сложнее?
• Что вы чувствовали, когда говорили группе о
своих слабых чертах характера?
4. Упражнение «Мозговой штурм»
Время выполнения: 5–7 минут.
Учащимся предлагается подумать и назвать как
можно больше вариантов работы над своими слабыми
сторонами; порассуждать, каким образом группа
ребят может помочь наиболее слабым, менее
защищенным адаптироваться в сложных жизненных
ситуациях.
5. Упражнение «Сохраняем силы»
Цель: снятие эмоционального напряжения,
мобилизация силы и активизация деятельности.
Время выполнения: 5 минут.
Инструкция:
• Делая выдох, спокойно, не торопясь, сожмите
пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем.
Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох.
Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это
упражнение с закрытыми глазами, что удваивает
эффект.
• Займите исходное положение стоя,
расслабьтесь, установите ровное, глубокое
дыхание, одновременно поднимая руки вверх и
скрещивая их перед лицом. После этого, напрягая
все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко
открыв рот, опуская руки через стороны вниз,
сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой
и резко вытолкните из легких остаток воздуха. При
выдохе издайте гортанный звук. Вдох и выдох
производите медленно. Упражнение следует
повторить 2–3 раза.
6. Упражнение «Поиск заданного объекта»
Цель: активизировать внимательность
участников в совместной деятельности.
Учащимся предлагается ксерокопия сложно
организованных контуров (например, очертания
животных). Необходимо в соревновательной форме
найти как можно больше фигурок за 5–7 минут.
Участники выбирают для работы фломастер или
цветной карандаш. По окончании деятельности
рисунки вывешиваются на стенд, и по цветам можно
определить не только количество угаданных
объектов, но и роль каждого в совместном деле.
В конце упражнения:
• Кто взял на себя роль лидера?
• Что чувствовали участники, которые в данном
упражнении оказались наблюдателями?
• Что важнее, на ваш взгляд: быстрота
выполнения задания или участие каждого члена
группы?
7. Упражнение «Разведчики»
Цель: повысить степень доверия участников
друг к другу, усилить чувство сплоченности и
ответственности в группе.
Время выполнения: 5–8 минут.
Каждой группе по очереди предлагается пройти
через препятствия (например, воображаемое
«минное поле»), не обнаруживая себя. Для этого
участники выстраиваются в шеренгу и завязывают
себе глаза, за исключением первого — проводника.
Перед прохождением определенного участка на пол
выкладываются препятствия — кубики, коробки и
др., которые надо обойти. Задача проводника —
провести свою команду бесшумно, стараясь не
задеть препятствия.
В конце упражнения обсудить:
• Какие чувства вы испытывали во время
прохождения трудного участка?
• От каких качеств зависела успешность
выполнения упражнения?
8. Упражнение «Разожми кулак»
Цель: отработка навыков сопротивления
групповому давлению.
Из группы выбирается доброволец, которому, не
применяя физическую силу, предлагается разжать
кулак любого участника.
Обсуждение происходящего:
• Какие виды давления использовались, какие
оказались наиболее эффективными?
• Всегда ли сила оказывает эффективное
воздействие на другого человека?
•
Что вы чувствуете, когда считаете, что достаточно
убедительно влияли на человека, а он, на ваш
взгляд, полностью игнорировал все ваши старания?
• Как вы поступите дальше, чтобы добиться своей
цели?
9. Упражнение «Плакат»
Время проведения: 5–7 минут.
Учащимся предлагается нарисовать плакат,
названием которого служат слова, написанные на
табличках каждой группы: «Мужество. Сила.
Защита». Плакат может быть выполнен в виде
рисунков-образов, в виде написанных тезисов,
рассуждений и пр. Плакаты вывешиваются.
10. Обратная связь
Юношам предлагается рассказать о своих мыслях,
чувствах, которые возникли в ходе занятия.
Елена БОРИСОВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 1,
г. Приволжск,
Ивановская область
|