Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2008
Большинство гениев — немного аутисты


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Большинство гениев — немного аутисты

Проблема действенной помощи аутичным детям является одной из самых сложных и пока что неразрешимых. Среди специалистов, изучающих это явление, нет единого мнения о том, что представляет из себя аутизм – болезнь или функциональное нарушение, почему он возникает и, главное, как помочь детям с этим диагнозом.

Недавно в Красноярске состоялся большой разговор на эту тему. Перед врачами, психологами и педагогами выступила наша бывшая соотечественница, а ныне профессор Бирмингемского университета (Великобритания), доктор психологических наук Ольга Богдашина. Она представила новые методы лечения детей, страдающих аутизмом.

Ольга имеет собственный успешный опыт воспитания ребенка-аутиста. Ее сыну Алеше в раннем детстве поставили страшный диагноз — шизофрения и предложили сдать ребенка в специализированное лечебное учреждение. Но мать не только не бросила сына, но и стала разрабатывать собственную методику его развития, а затем создала в украинском городе Горловке небольшую школу для детей с подобными диагнозами.

Сегодня Ольга — автор шести книг и учебников по аутизму, а Алеша — первокурсник технического колледжа.

Мы воспользовались возможностью задать Ольге Богдашиной несколько вопросов, проясняющих подходы к работе с аутичными детьми.

 

Что стоит за понятием «аутизм» и является ли он приговором ребенку?

Сейчас, после нескольких десятилетий интенсивных исследований в этой области, мы знаем гораздо больше об аутизме, чем раньше, но до сих пор нет общепринятого его определения. Существуют две полярные точки зрения. Одни считают, что аутизм — это нарушение развития. Другие рассматривают его как состояние. Возник даже термин «аутистическое состояние». Есть и промежуточная точка зрения, когда аутизм, в зависимости от проявлений, рассматривают и как состояние, и как нарушение.

Мы пытаемся различать тяжелые формы аутизма, которые нуждаются в коррекции, порой даже медикаментозной, и формы с высоким уровнем развития психических функций, когда достаточно только психологической поддержки в обучении, развитии и адаптации в обществе.

Некоторые исследователи полагают, что аутизм — это не одно специфическое состояние, а целый класс нарушений. Другие считают, что аутизм — это нарушение общего развития, вызванное дисфункцией мозга, которое приводит к тому, что человек не в состоянии осознать информацию, полученную через органы чувств. Третья группа ученых определяет аутизм как поведенческий синдром, рассматривая его как набор нескольких типов аномального поведения. Есть авторы, рассматривающие аутизм как поведенческий синдром и нарушение развития или как гетерогенное нарушение, характеризующееся широким спектром аномалий адаптивного поведения.

Общепринятые критерии аутизма — это нарушения поведения, проявляющиеся в сферах социального взаимодействия, социального общения (коммуникации), а также триада нарушений — в сферах социального взаимодействия, общения/коммуникации и воображения.

Получается, что аутизм — широкое понятие, при котором могут проявляться самые различные симптомы?

Да, существует классификация нарушений при аутизме. Это не официальная классификация, но все специалисты ею пользуются.

• Тяжелый аутизм, классический аутизм, синдром Каннера — это разные названия одного и того же. Мы имеем дело с ребенком, который не разговаривает, совсем не идет на контакт, может сидеть часами, раскачиваясь, погруженный в собственный внутренний мир. Некоторые дети из этой группы могут иметь тяжелые поведенческие проблемы, проявляющиеся в агрессии и аутоагрессии. Например, головой бьются о стену.

• Обычный аутизм. В данном случае дети также нуждаются в комплексной помощи.

• Высокофункциональный аутизм. Эти дети часто не только могут разговаривать, но и имеют нормальный IQ. При этом они испытывают трудности адаптации в обществе, не знают, как себя вести, как начать разговор с другим человеком.

• К следующей группе мы можем отнести детей с синдромом Аспергера. Специалисты выделили подгруппу людей, которые отличаются наивностью, не понимают общепринятых норм поведения; имеют ограниченные интересы, плохую координацию движений, неуклюжи; характеризуются повторяющейся речью, не соблюдают правил ведения диалога; не проявляют, что называется, здравого смысла.

Многие исследователи полагают, что аутизм — это проблема понимания сигналов, поступающих через органы чувств, особенно через зрение и слух. Когда информация у таких детей достигает мозга, она не складывается в целостную картину мира, что приводит к непониманию речи, а это, в свою очередь, вызывает неспособность к коммуникации. Таким образом, сторонники этой теории рассматривают аномальное поведение ребенка с аутизмом как сенсорную дисфункцию, что является отражением аномального восприятия им мира.

Именно поэтому аутичные дети кажутся отрешенными и живущими в своем собственном изолированном мире. Более того, огорчение и безысходность, вызванные неспособностью общаться, часто становятся причиной неадекватного поведения. Поскольку такие дети живут в мире искаженного восприятия, где ничто не является тем, чем кажется, не удивительно, что они подвержены сильному беспокойству, страху, и это отражается в поведении.

Каковы причины возникновения аутизма?

Если бы я знала ответ на этот вопрос, то получила бы Нобелевскую премию. Более чем в 90% случаев причины аутистического синдрома — генетические. Но здесь нет такой однозначной взаимосвязи как, например, при синдроме Дауна. Речь идет скорее о предрасположенности к аутизму. Например, кто-то из предков мог быть необщительным человеком, но с блестящими способностями в той или иной области. А в каком-то поколении это проявится в картине аутизма.

Профессор Лондонского университета Бэйли, который занимается этой проблемой, считает, что при аутизме важную роль играет не один ген, а их сочетание. Называют до 14 генов, но окончательный результат еще не получен. Многие боятся, что матерей с набором «генов аутизма» будут заставлять делать аборт. Известный исследователь аутизма Вэнди Лоусон говорит, что могла бы не появиться на свет, если б ее матери провели скрининг на аутизм. Действительно, в раннем детстве у Вэнди проявился этот синдром.

На самом деле определить аутизм заранее нельзя. Даже если ребенок родился отрешенным, пассивным, это не значит, что он таким и останется на всю жизнь. При правильной работе с таким ребенком он может достичь высокофункциональных уровней. Да, он останется аутистом, но может благополучно функционировать в обществе. Говоря об этом, часто вспоминают Альберта Эйнштейна, Билла Гейтса.

Когда и как можно диагностировать аутизм?

Признаки аутизма проявляются примерно в 18 месяцев, иногда чуть позднее, хотя опытный специалист может заподозрить его гораздо раньше, месяцев в шесть-семь. Полная уверенность появляется примерно к трем годам. У аутиста очень неровная история развития. Он может быть умным, но не уметь завязать шнурки. Иногда, когда детки-аутисты начинают говорить, их первые слова очень забавны — хризантема, параллелограмм, а не мама и папа.

Диагноз ставится, если есть триада развития. Если в наличии любые два признака, то диагностируется атипичный аутизм.

Английские исследователи разработали Диагностическую карту аутизма (CHAT) для детей в возрасте до 18 месяцев. Согласно CHAT, в группу риска развития аутизма попадают дети, проявившие неспособность развить до 18 месяцев навыки в следующих трех ключевых действиях:

• «Протодекларативное указание» — указательный жест на предмет с целью привлечения внимания другого человека к этому предмету — не для того, чтобы получить этот предмет, а просто чтобы продемонстрировать свой интерес к нему.

• «Управление взглядом» — направление взгляда туда же, куда смотрит взрослый.

• «Игра понарошку».

Многие аутичные дети не показывают на предмет пальцем, а берут взрослого за руку и «толкают» ее в направлении нужного предмета. Когда мой сын был маленьким, он брал меня за руку, вел к холодильнику и прикладывал мою руку к ручке холодильника — он использовал ее как инструмент.

Как можно помочь аутичному ребенку?

Учитывая качества, присущие ребенку с аутизмом, мы прежде всего рассматриваем способы смягчения трудностей восприятия (перцептуальные трудности). Чтобы достичь этой цели и помочь детям с аутизмом, необходимо «войти» в их мир.

Для этого надо увидеть, услышать, почувствовать, ощутить запах и вкус их мира через их органы чувств, то есть воссоздать модель того, «второго», искаженного мира и затем найти соответствующие способы удалить искажения, выведя, таким образом, детей в наш, реальный мир. И лишь затем проводить коррекцию вторичных нарушений.

При выборе методов мы следуем рекомендации Донны Вильямс: «Если верблюду тяжело идти под грузом соломы на спине, самый простой способ облегчить ему задачу, это убрать как можно больше соломы...», а не тренировать верблюда «делать вид, что он может идти и нести этот груз».

Для нормализации сенсорного опыта людей с аутизмом используются специальные способы терапии и методы коррекции. Проблема в том, что, с одной стороны, люди с аутизмом имеют много общего, с другой стороны, каждый из них имеет свои собственные уникальные проблемы восприятия и стратегии адаптации к ним. А мы должны идентифицировать их и подобрать соответствующие методы коррекции.

Какие подходы в работе психолога с детьми-аутистами, на ваш взгляд, наиболее действенны?

Есть хорошая программа TEACCH — «North Carolina» (авторы Gary Mesibov и Eric Schopler). Специалисты, объединившись с родителями, разработали систему структурированного обучения. Сейчас весь мир работает по этой методике. Они первые сказали, что аутизм — на всю жизнь, но его можно скорректировать. В основе работы лежит структурирование пространства, времени и создание визуальных сигналов (меток). Кроме того, обязательно нужен учет особенностей сенсорного развития ребенка. Над этим я сейчас работаю.

Есть опросники для определения сенсорных предпочтений, где оцениваются все органы чувств ребенка. Он заполняется и родителями, и учителями. Потом, используя ключ, мы получаем сенсорный профиль ребенка. Из него видно, какая система у малыша преобладает или отстает: тактильная, визуальная, аудиальная. В зависимости от этого мы используем различные методы работы: если ребенок визуал, то работаем с картинками, зрительными образами, если аудиал — со звуками и т.д.

Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА

TopList