Большинство гениев — немного аутисты
Проблема
действенной помощи аутичным детям является
одной из самых сложных и пока что неразрешимых.
Среди специалистов, изучающих это явление, нет
единого мнения о том, что представляет из себя
аутизм – болезнь или функциональное нарушение,
почему он возникает и, главное, как помочь детям с
этим диагнозом. Недавно в Красноярске
состоялся большой разговор на эту тему. Перед
врачами, психологами и педагогами выступила наша
бывшая соотечественница, а ныне профессор
Бирмингемского университета (Великобритания),
доктор психологических наук Ольга Богдашина.
Она представила новые методы лечения детей,
страдающих аутизмом.
Ольга имеет собственный успешный опыт
воспитания ребенка-аутиста. Ее сыну Алеше в
раннем детстве поставили страшный диагноз —
шизофрения и предложили сдать ребенка в
специализированное лечебное учреждение. Но мать
не только не бросила сына, но и стала
разрабатывать собственную методику его
развития, а затем создала в украинском городе
Горловке небольшую школу для детей с подобными
диагнозами.
Сегодня Ольга — автор шести книг и учебников
по аутизму, а Алеша — первокурсник технического
колледжа.
Мы воспользовались возможностью задать
Ольге Богдашиной несколько вопросов,
проясняющих подходы к работе с аутичными детьми. |
Что стоит
за понятием «аутизм» и является ли он приговором
ребенку?
Сейчас, после нескольких десятилетий
интенсивных исследований в этой области, мы
знаем гораздо больше об аутизме, чем раньше, но до
сих пор нет общепринятого его определения.
Существуют две полярные точки зрения. Одни
считают, что аутизм — это нарушение развития.
Другие рассматривают его как состояние. Возник
даже термин «аутистическое состояние». Есть и
промежуточная точка зрения, когда аутизм, в
зависимости от проявлений, рассматривают и как
состояние, и как нарушение.
Мы пытаемся различать тяжелые формы аутизма,
которые нуждаются в коррекции, порой даже
медикаментозной, и формы с высоким уровнем
развития психических функций, когда достаточно
только психологической поддержки в обучении,
развитии и адаптации в обществе.
Некоторые исследователи полагают, что аутизм —
это не одно специфическое состояние, а целый
класс нарушений. Другие считают, что аутизм — это
нарушение общего развития, вызванное
дисфункцией мозга, которое приводит к тому, что
человек не в состоянии осознать информацию,
полученную через органы чувств. Третья группа
ученых определяет аутизм как поведенческий
синдром, рассматривая его как набор нескольких
типов аномального поведения. Есть авторы,
рассматривающие аутизм как поведенческий
синдром и нарушение развития или как
гетерогенное нарушение, характеризующееся
широким спектром аномалий адаптивного
поведения.
Общепринятые критерии аутизма — это нарушения
поведения, проявляющиеся в сферах социального
взаимодействия, социального общения
(коммуникации), а также триада нарушений — в
сферах социального взаимодействия,
общения/коммуникации и воображения.
Получается,
что аутизм — широкое понятие, при котором могут
проявляться самые различные симптомы?
Да, существует классификация нарушений при
аутизме. Это не официальная классификация, но все
специалисты ею пользуются.
• Тяжелый аутизм, классический аутизм, синдром
Каннера — это разные названия одного и того же.
Мы имеем дело с ребенком, который не
разговаривает, совсем не идет на контакт, может
сидеть часами, раскачиваясь, погруженный в
собственный внутренний мир. Некоторые дети из
этой группы могут иметь тяжелые поведенческие
проблемы, проявляющиеся в агрессии и
аутоагрессии. Например, головой бьются о стену.
• Обычный аутизм. В данном случае дети также
нуждаются в комплексной помощи.
• Высокофункциональный аутизм. Эти дети часто
не только могут разговаривать, но и имеют
нормальный IQ. При этом они испытывают трудности
адаптации в обществе, не знают, как себя вести,
как начать разговор с другим человеком.
• К следующей группе мы можем отнести детей с
синдромом Аспергера. Специалисты выделили
подгруппу людей, которые отличаются наивностью,
не понимают общепринятых норм поведения; имеют
ограниченные интересы, плохую координацию
движений, неуклюжи; характеризуются
повторяющейся речью, не соблюдают правил ведения
диалога; не проявляют, что называется, здравого
смысла.
Многие исследователи полагают, что аутизм —
это проблема понимания сигналов, поступающих
через органы чувств, особенно через зрение и
слух. Когда информация у таких детей достигает
мозга, она не складывается в целостную картину
мира, что приводит к непониманию речи, а это, в
свою очередь, вызывает неспособность к
коммуникации. Таким образом, сторонники этой
теории рассматривают аномальное поведение
ребенка с аутизмом как сенсорную дисфункцию, что
является отражением аномального восприятия им
мира.
Именно поэтому аутичные дети кажутся
отрешенными и живущими в своем собственном
изолированном мире. Более того, огорчение и
безысходность, вызванные неспособностью
общаться, часто становятся причиной
неадекватного поведения. Поскольку такие дети
живут в мире искаженного восприятия, где ничто не
является тем, чем кажется, не удивительно, что они
подвержены сильному беспокойству, страху, и это
отражается в поведении.
Каковы
причины возникновения аутизма?
Если бы я знала ответ на этот вопрос, то
получила бы Нобелевскую премию. Более чем в 90%
случаев причины аутистического синдрома —
генетические. Но здесь нет такой однозначной
взаимосвязи как, например, при синдроме Дауна.
Речь идет скорее о предрасположенности к
аутизму. Например, кто-то из предков мог быть
необщительным человеком, но с блестящими
способностями в той или иной области. А в каком-то
поколении это проявится в картине аутизма.
Профессор Лондонского университета Бэйли,
который занимается этой проблемой, считает, что
при аутизме важную роль играет не один ген, а их
сочетание. Называют до 14 генов, но окончательный
результат еще не получен. Многие боятся, что
матерей с набором «генов аутизма» будут
заставлять делать аборт. Известный
исследователь аутизма Вэнди Лоусон говорит, что
могла бы не появиться на свет, если б ее матери
провели скрининг на аутизм. Действительно, в
раннем детстве у Вэнди проявился этот синдром.
На самом деле определить аутизм заранее нельзя.
Даже если ребенок родился отрешенным, пассивным,
это не значит, что он таким и останется на всю
жизнь. При правильной работе с таким ребенком он
может достичь высокофункциональных уровней. Да,
он останется аутистом, но может благополучно
функционировать в обществе. Говоря об этом, часто
вспоминают Альберта Эйнштейна, Билла Гейтса.
Когда и как
можно диагностировать аутизм?
Признаки аутизма проявляются примерно в 18
месяцев, иногда чуть позднее, хотя опытный
специалист может заподозрить его гораздо раньше,
месяцев в шесть-семь. Полная уверенность
появляется примерно к трем годам. У аутиста очень
неровная история развития. Он может быть умным,
но не уметь завязать шнурки. Иногда, когда
детки-аутисты начинают говорить, их первые слова
очень забавны — хризантема, параллелограмм, а не
мама и папа.
Диагноз ставится, если есть триада развития.
Если в наличии любые два признака, то
диагностируется атипичный аутизм.
Английские исследователи разработали
Диагностическую карту аутизма (CHAT) для детей в
возрасте до 18 месяцев. Согласно CHAT, в группу риска
развития аутизма попадают дети, проявившие
неспособность развить до 18 месяцев навыки в
следующих трех ключевых действиях:
• «Протодекларативное указание» —
указательный жест на предмет с целью привлечения
внимания другого человека к этому предмету — не
для того, чтобы получить этот предмет, а просто
чтобы продемонстрировать свой интерес к нему.
• «Управление взглядом» — направление взгляда
туда же, куда смотрит взрослый.
• «Игра понарошку».
Многие аутичные дети не показывают на предмет
пальцем, а берут взрослого за руку и «толкают» ее
в направлении нужного предмета. Когда мой сын был
маленьким, он брал меня за руку, вел к
холодильнику и прикладывал мою руку к ручке
холодильника — он использовал ее как инструмент.
Как можно
помочь аутичному ребенку?
Учитывая качества, присущие ребенку с аутизмом,
мы прежде всего рассматриваем способы смягчения
трудностей восприятия (перцептуальные
трудности). Чтобы достичь этой цели и помочь
детям с аутизмом, необходимо «войти» в их мир.
Для этого надо увидеть, услышать,
почувствовать, ощутить запах и вкус их мира через
их органы чувств, то есть воссоздать модель того,
«второго», искаженного мира и затем найти
соответствующие способы удалить искажения,
выведя, таким образом, детей в наш, реальный мир. И
лишь затем проводить коррекцию вторичных
нарушений.
При выборе методов мы следуем рекомендации
Донны Вильямс: «Если верблюду тяжело идти под
грузом соломы на спине, самый простой способ
облегчить ему задачу, это убрать как можно больше
соломы...», а не тренировать верблюда «делать вид,
что он может идти и нести этот груз».
Для нормализации сенсорного опыта людей с
аутизмом используются специальные способы
терапии и методы коррекции. Проблема в том, что, с
одной стороны, люди с аутизмом имеют много
общего, с другой стороны, каждый из них имеет свои
собственные уникальные проблемы восприятия и
стратегии адаптации к ним. А мы должны
идентифицировать их и подобрать соответствующие
методы коррекции.
Какие
подходы в работе психолога с детьми-аутистами, на
ваш взгляд, наиболее действенны?
Есть хорошая программа TEACCH — «North Carolina» (авторы
Gary Mesibov и Eric Schopler). Специалисты, объединившись с
родителями, разработали систему
структурированного обучения. Сейчас весь мир
работает по этой методике. Они первые сказали,
что аутизм — на всю жизнь, но его можно
скорректировать. В основе работы лежит
структурирование пространства, времени и
создание визуальных сигналов (меток). Кроме того,
обязательно нужен учет особенностей сенсорного
развития ребенка. Над этим я сейчас работаю.
Есть опросники для определения сенсорных
предпочтений, где оцениваются все органы чувств
ребенка. Он заполняется и родителями, и
учителями. Потом, используя ключ, мы получаем
сенсорный профиль ребенка. Из него видно, какая
система у малыша преобладает или отстает:
тактильная, визуальная, аудиальная. В
зависимости от этого мы используем различные
методы работы: если ребенок визуал, то работаем с
картинками, зрительными образами, если аудиал —
со звуками и т.д.
Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА |