Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2008
Клуб любителей морской капусты


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Клуб любителей морской капусты

Нестандартные технологии
психологического сопровождения

Проблема, которая вызвала к жизни такую форму работы, знакома большому числу взрослых и еще большему числу детей. Это отсутствие взаимопонимания «в рамках учебно-воспитательного процесса». Она, эта проблема, продиктовала цель данного проекта — повысить уровень психологической компетенции учителей и родителей, развивать в учениках навыки конструктивного общения. Для достижения этой цели было необходимо создать в стенах школы зону для дискуссий, нестандартную по форме, позволяющую каждой стороне высказывать свое мнение по интересующей его теме.

Проект рассчитан на группы взрослых (родители + учителя) и детей (ученики в возрасте 12–17 лет), не имеющие постоянного состава и формирующиеся исключительно на основе добровольности и интереса к заявленной теме. Название клуба подразумевает следующую мысль: морская капуста — источник веществ, полезных для работы мозга. Клуб распахивает двери для тех, кто стремится понять себя и окружающий мир.

Идея проекта выражена словами поэта Николая Заболоцкого: «Как мир меняется, и как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь».

Материалы и оборудование, необходимые для работы клуба, всегда имеются в распоряжении психолога. Во-первых, кабинет, где есть достаточное количество столов и стульев, бумага, ватман, маркеры, доска или флип-чарт. Во-вторых, банка морской капусты, которая выдается как приз. Иногда требуется магнитофон (он тоже есть в кабинете). С экраном и проектором было бы просто замечательно, но этого нет, смотрим то, что покажут телевизор и DVD-плеер.

Условия проведения: клуб проводит заседания раз в месяц, председатель клуба иногда приглашает к участию интересных людей, которые не имеют прямого отношения к школе, но могут быть экспертами в обсуждаемых вопросах.

Тема первого заседания была придумана организатором проекта, а последующие брали свое начало за столом обсуждения: их предлагали участники, тема озвучивалась в стенах школы, шла подготовка к следующему заседанию клуба. Участники имели право прийти на любое заседание, привести с собой друга, родителей. Обязательное условие — ты должен хоть раз в течение заседания высказаться.

Правила поведения членов клуба были сформулированы на первом заседании:

• добровольное участие;

• конфиденциальность происходящего;

• уважительное взаимоотношение (все зовут друг друга на «вы»);

• соблюдение атрибутов: в одежде каждого участника должна быть какая-то «морская» деталь;

• морская капуста — это символ, поэтому любить ее необязательно, но от приза не отказываются.

Изначально предполагалось участие большого числа добровольцев из трех «лагерей»: родители — дети — учителя, но опыт показал, что разбираться в себе взрослые не торопятся, и их количество было минимальным. Заседания проходили в основном с участием детей. Первое состоялось в середине года, поэтому их было всего четыре. Кое-что пришлось изменить, что-то не состоялось вообще, но в целом это был замечательный опыт неформального общения, о чем дети сказали в конце учебного года.

Кроме того, клуб показал, что учителям действительно необходима психологическая поддержка: они редко ходили на заседания клуба именно потому, что не могли допустить ситуации, в которой ученики увидят их в неожиданном свете или услышат от них признания в каких-либо слабостях. Налицо признаки синдрома профессионального выгорания, знакомого большинству школьных работников. Между тем какой-то новый штрих в портрете учителя мог бы стать поводом к разговору о взаимопонимании и взаимоуважении.

В силу того что психологическая служба в момент, когда она становится крайне необходимой, уже выведена из школы и, по сути, объявлена ненужной, проект «Клуб любителей морской капусты» стал востребованным в стенах школы. У клуба, на мой взгляд, есть хорошие перспективы развития и существования в новом учебном году.

Программа работы клуба

Идея клуба была оглашена учителям на августовском педсовете, родителям — на общешкольном родительском собрании, детям — на классных часах и школьной линейке. Работу предполагалось проводить так: за полмесяца объявляется тема, определяется примерный круг участников, назначается точная дата. По результатам работы, если это не противоречит желанию участников разговора, помещается материал в школьную газету «Школолад» и на информационные стенды, стоящие во дворах домов, где живет большинство наших детей. Материал может быть любого жанра: репортаж, самые интересные высказывания, отзывы, рассказ в картинках и т.п. Самый активный (по мнению большинства) участник заседания, автор оригинальных идей награждается банкой морской капусты.

В течение месяца, который проходит между заседаниями, учителя и дети наблюдают за речью друг друга и определяют автора самого остроумного высказывания. Фразы — претенденты на победу вывешиваются в последнюю неделю на информационном стенде и за них «голосуют», оставляя свой автограф. Победителя награждают на ближайшем заседании банкой морской капусты.

Заседание первое «Яблони и яблоки»

Тема: выбор профессии, выбор жизненного пути.

Участники: одиннадцатиклассники, их родители и учителя, эксперт.

Оборудование: аудитория, поделенная на сектора, телевизор, бумага, маркеры.

ХОД ЗАСЕДАНИЯ

1. Приветствие руководителя клуба, объявление темы, представление участников. Каждый присутствующий говорит коротко о себе и о том, почему он пришел в клуб. Участники по предложению руководителя рассаживаются в свои сектора: родители — дети — учителя. Всем раздаются листы с напечатанными фразами, среди которых каждый должен выделить то, что считает актуальным для себя, то, с чем он согласен, словом «Да», в остальных случаях написать «Нет».

Фразы

Высшее образование обязательно для того, кто стремится достичь успеха в жизни.

Главное — получить медаль.

Не важно, где будешь учиться, важен диплом о высшем образовании.

В нашем городе нет для меня достойного вуза.

Умение хорошо устроиться в жизни не связано с уровнем образования.

После заполнения листы остаются на столах участников в течение всего времени.

2. Просмотр эпизода из фильма К. Шахназарова «Курьер», где герой в доме у профессора излагает свою жизненную позицию: «Обольщу вашу дочь, женюсь на ней — и дело в шляпе!» При внешней комичности эпизод довольно серьезен, и актуальность его темы нисколько не утрачена. После окончания просмотра (5–6 минут) предлагается для обсуждения тот же вопрос, который прозвучал в кино из уст профессора: «Мы, наше поколение, хотим знать, в чьи руки перейдет построенное нами здание».

Для начала желающим из числа детей предлагается сказать, видят ли они черты сходства между собой и главным героем. Похож ли профессор чем-то на родителей? На учителей? Потом этот вопрос переходит в сектора взрослых. Большинство ответов, как правило, сопровождаются улыбками: «Да, я примерно такой».

3. Информация под названием «Что на свете самое главное?». Это результат анализа двух анкет, проведенных среди учеников царской гимназии и учащихся современной российской школы (по материалам газеты «Комсомольская правда»). Результаты анкетирования свидетельствуют о существенной разнице представлений о самом главном у разных поколений школьников. Участники сравнивают данные и высказывают свое мнение о том, почему происходит смена приоритетов. Далее каждая группа составляет список своих жизненных ценностей и высказывает предположение, какой список могут составить члены других групп.

По окончании работы представители каждой группы оглашают свой список, затем говорят: «На наш взгляд, родители (дети, учителя) написали следующее…» Предположения сравниваются с «оригиналом», и заостряется внимание на моментах, которые демонстрируют расхождение во взглядах. На этом этапе разговор должен привести участников к мысли, что причиной непонимания поколений до сих пор остается их не всегда верное представление друг о друге.

4. «Где работать мне тогда, чем заниматься?»

За несколько дней до заседания клуба в классе выпускников был проведен опрос на тему: «Какие профессии ты считаешь самыми престижными в нашей стране в настоящее время? Какую профессию тебе хотелось бы получить? Кем ты не будешь ни при каких обстоятельствах?» На этом этапе работы оглашаются результаты опроса (они уже оформлены на флип-чарте), а также приводятся данные статистики региона, отражающие реальную экономическую ситуацию и потребность в специалистах разного профиля.

На обсуждение выносится вопрос: «Что поможет молодому человеку выбрать правильный путь?» Ответы записываются на лист ватмана: советы родителей, информация СМИ, собственное мнение, друзья, школа и т.п. Далее в группах идет обсуждение вопроса: «Как могут помочь в выборе профессии школа и родители?» По окончании обсуждения результаты, оформленные на листах ватмана, вывешиваются на доске, и идет их сравнение. Интереса заслуживают те позиции, которые демонстрируют расхождение во взглядах. Скорее всего, таких моментов будет немного, тогда уместен будет следующий вопрос: «Если школа предлагает то, чего от нее ждут и дети, и учителя, то почему результат взаимодействия этих трех сторон бывает таким низким?»

Скорее всего, профессия учителя попадет в разряд аутсайдеров — это тоже тема для обсуждения. Присутствующим предлагается для размышления результат еще одного опроса. За несколько дней до заседания старшеклассникам было предложено распределить фамилии учителей, с которыми они прошли по школьной жизни, по трем группам: Арина Родионовна (учитель-нянька), Мери Поппинс (учитель-фантазер) и Железный Дровосек (учитель-инструкция). Чтобы не ранить коллег, эти данные были представлены только в общем виде, в виде цифр. Как показал опрос, в школе работают в основном Дровосеки. На втором месте — няньки, на третьем — фантазеры (их совсем мало). Может, так и должно быть? Предлагается обсудить эту тему.

5. «Профессия и работа — это всегда одно и то же?»

Ведущий обращает внимание родителей и учителей на то, что в советское время поощрялась верность избранной профессии, осуждались «летуны» и с особой гордостью в адрес какого-либо человека произносилась фраза: «У него только одна запись в трудовой книжке». Старшее поколение выросло в уверенности, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь. В настоящее время нередко можно услышать такой вопрос: «Он кто по профессии? А где работает?»

По мнению западных психологов, человек каждые 7 лет должен менять либо профессию, либо направленность в ней, иначе наступит его творческий застой. Присутствующим предлагается высказаться по этой теме. Затем к разговору приглашаются эксперты. (В моем случае это была девушка Оксана, которая ушла с факультета журналистики университета, разочаровавшись в уровне преподавания. После короткого раздумья она через Интернет сама нашла программу, позволившую ей год проучиться в Англии и получить редкую для нашего региона специальность. Все, что от нее требовалось, — знание английского языка, а оно у нее было.) Думаю, среди родителей тоже найдутся люди, сменившие несколько профессий в течение последних 10–15 лет, их опыт мог бы разнообразить ход заседания.

6. «Мечтай о великом!»

Снова обращаемся к фильму «Курьер», к его последним кадрам, когда герой говорит с другом Базиным о главной мечте.

После этого ведущий зачитывает отрывки из сочинений, написанных участниками разговора шесть лет назад (в архиве учителя русского языка сохранилась классная стенгазета «Если бы я был волшебником», составленная из работ пятиклассников). Предлагается отгадать автора сочинения (или узнать самого себя), а потом подумать, так ли наивны были те мечты. Еще одна справка: уже признано психологами, что человек тогда достигает больших результатов в развитии, когда он много и интересно мечтает.

7. Финал разговора. Все участники по кругу говорят о главном, что было ими услышано или понято на заседании клуба. Если в течение разговора поменялось какое-либо убеждение, отмеченное в таблице в самом начале заседания, об этом нужно сказать особо. Определяется следующая тема (было предложено поговорить о преодолении своих недостатков). Общим решением выбирается автор самого интересного высказывания, ему вручается приз.

Кроме того, в кабинете заведен специальный «Судовой журнал», где в ироничной форме фиксируется содержание разговора и где каждый желающий может оставить свой автограф.

Темы следующих заседаний были такими: «Преодоление», «Война в истории моей семьи», «Какой бывает дружба». Как видите, ничего особенного, но многие дети говорили, что они стали по-другому смотреть на школу и на себя. Специального мониторинга я не проводила, поэтому официальных результатов работы у меня нет.

Ольга АНДРЕЕВА,
МОУ СОШ № 49,
учитель русского языка и литературы,
психолог,
г. Барнаул

TopList