Клуб любителей морской капусты
Нестандартные технологии
психологического сопровождения
Проблема, которая вызвала к жизни
такую форму работы, знакома большому числу
взрослых и еще большему числу детей. Это
отсутствие взаимопонимания «в рамках
учебно-воспитательного процесса». Она, эта
проблема, продиктовала цель данного проекта
— повысить уровень психологической компетенции
учителей и родителей, развивать в учениках
навыки конструктивного общения. Для достижения
этой цели было необходимо создать в стенах школы
зону для дискуссий, нестандартную по форме,
позволяющую каждой стороне высказывать свое
мнение по интересующей его теме.
Проект рассчитан на группы взрослых
(родители + учителя) и детей (ученики в возрасте
12–17 лет), не имеющие постоянного состава и
формирующиеся исключительно на основе
добровольности и интереса к заявленной теме.
Название клуба подразумевает следующую мысль:
морская капуста — источник веществ, полезных для
работы мозга. Клуб распахивает двери для тех, кто
стремится понять себя и окружающий мир.
Идея проекта выражена словами поэта
Николая Заболоцкого: «Как мир меняется, и как я
сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь».
Материалы и оборудование, необходимые
для работы клуба, всегда имеются в распоряжении
психолога. Во-первых, кабинет, где есть
достаточное количество столов и стульев, бумага,
ватман, маркеры, доска или флип-чарт. Во-вторых,
банка морской капусты, которая выдается как приз.
Иногда требуется магнитофон (он тоже есть в
кабинете). С экраном и проектором было бы просто
замечательно, но этого нет, смотрим то, что
покажут телевизор и DVD-плеер.
Условия проведения: клуб проводит
заседания раз в месяц, председатель клуба иногда
приглашает к участию интересных людей, которые
не имеют прямого отношения к школе, но могут быть
экспертами в обсуждаемых вопросах.
Тема первого заседания была придумана
организатором проекта, а последующие брали свое
начало за столом обсуждения: их предлагали
участники, тема озвучивалась в стенах школы, шла
подготовка к следующему заседанию клуба.
Участники имели право прийти на любое заседание,
привести с собой друга, родителей. Обязательное
условие — ты должен хоть раз в течение заседания
высказаться.
Правила поведения членов клуба были
сформулированы на первом заседании:
• добровольное участие;
• конфиденциальность происходящего;
• уважительное взаимоотношение (все зовут друг
друга на «вы»);
• соблюдение атрибутов: в одежде каждого
участника должна быть какая-то «морская» деталь;
• морская капуста — это символ, поэтому любить
ее необязательно, но от приза не отказываются.
Изначально предполагалось участие большого
числа добровольцев из трех «лагерей»: родители —
дети — учителя, но опыт показал, что разбираться
в себе взрослые не торопятся, и их количество
было минимальным. Заседания проходили в основном
с участием детей. Первое состоялось в середине
года, поэтому их было всего четыре. Кое-что
пришлось изменить, что-то не состоялось вообще,
но в целом это был замечательный опыт
неформального общения, о чем дети сказали в конце
учебного года.
Кроме того, клуб показал, что учителям
действительно необходима психологическая
поддержка: они редко ходили на заседания клуба
именно потому, что не могли допустить ситуации, в
которой ученики увидят их в неожиданном свете
или услышат от них признания в каких-либо
слабостях. Налицо признаки синдрома
профессионального выгорания, знакомого
большинству школьных работников. Между тем
какой-то новый штрих в портрете учителя мог бы
стать поводом к разговору о взаимопонимании и
взаимоуважении.
В силу того что психологическая служба в
момент, когда она становится крайне необходимой,
уже выведена из школы и, по сути, объявлена
ненужной, проект «Клуб любителей морской
капусты» стал востребованным в стенах школы. У
клуба, на мой взгляд, есть хорошие перспективы
развития и существования в новом учебном году.
Программа работы клуба
Идея клуба была оглашена учителям на
августовском педсовете, родителям — на
общешкольном родительском собрании, детям — на
классных часах и школьной линейке. Работу
предполагалось проводить так: за полмесяца
объявляется тема, определяется примерный круг
участников, назначается точная дата. По
результатам работы, если это не противоречит
желанию участников разговора, помещается
материал в школьную газету «Школолад» и на
информационные стенды, стоящие во дворах домов,
где живет большинство наших детей. Материал
может быть любого жанра: репортаж, самые
интересные высказывания, отзывы, рассказ в
картинках и т.п. Самый активный (по мнению
большинства) участник заседания, автор
оригинальных идей награждается банкой морской
капусты.
В течение месяца, который проходит между
заседаниями, учителя и дети наблюдают за речью
друг друга и определяют автора самого
остроумного высказывания. Фразы — претенденты
на победу вывешиваются в последнюю неделю на
информационном стенде и за них «голосуют»,
оставляя свой автограф. Победителя награждают на
ближайшем заседании банкой морской капусты.
Заседание первое «Яблони и яблоки»
Тема: выбор профессии, выбор жизненного
пути.
Участники: одиннадцатиклассники, их
родители и учителя, эксперт.
Оборудование: аудитория, поделенная на
сектора, телевизор, бумага, маркеры.
ХОД ЗАСЕДАНИЯ
1.
Приветствие руководителя клуба,
объявление темы, представление участников.
Каждый присутствующий говорит коротко о себе и о
том, почему он пришел в клуб. Участники по
предложению руководителя рассаживаются в свои
сектора: родители — дети — учителя. Всем
раздаются листы с напечатанными фразами, среди
которых каждый должен выделить то, что считает
актуальным для себя, то, с чем он согласен, словом
«Да», в остальных случаях написать «Нет».
Фразы
Высшее образование обязательно для того, кто
стремится достичь успеха в жизни.
Главное — получить медаль.
Не важно, где будешь учиться, важен диплом о
высшем образовании.
В нашем городе нет для меня достойного вуза.
Умение хорошо устроиться в жизни не связано с
уровнем образования.
После заполнения листы остаются на столах
участников в течение всего времени.
2.
Просмотр эпизода из фильма К. Шахназарова
«Курьер», где герой в доме у профессора
излагает свою жизненную позицию: «Обольщу вашу
дочь, женюсь на ней — и дело в шляпе!» При внешней
комичности эпизод довольно серьезен, и
актуальность его темы нисколько не утрачена.
После окончания просмотра (5–6 минут)
предлагается для обсуждения тот же вопрос,
который прозвучал в кино из уст профессора: «Мы,
наше поколение, хотим знать, в чьи руки перейдет
построенное нами здание».
Для начала желающим из числа детей
предлагается сказать, видят ли они черты
сходства между собой и главным героем. Похож ли
профессор чем-то на родителей? На учителей? Потом
этот вопрос переходит в сектора взрослых.
Большинство ответов, как правило, сопровождаются
улыбками: «Да, я примерно такой».
3.
Информация под названием «Что на свете самое
главное?». Это результат анализа двух анкет,
проведенных среди учеников царской гимназии и
учащихся современной российской школы (по
материалам газеты «Комсомольская правда»).
Результаты анкетирования свидетельствуют о
существенной разнице представлений о самом
главном у разных поколений школьников. Участники
сравнивают данные и высказывают свое мнение о
том, почему происходит смена приоритетов. Далее
каждая группа составляет список своих жизненных
ценностей и высказывает предположение, какой
список могут составить члены других групп.
По окончании работы представители каждой
группы оглашают свой список, затем говорят: «На
наш взгляд, родители (дети, учителя) написали
следующее…» Предположения сравниваются с
«оригиналом», и заостряется внимание на
моментах, которые демонстрируют расхождение во
взглядах. На этом этапе разговор должен привести
участников к мысли, что причиной непонимания
поколений до сих пор остается их не всегда верное
представление друг о друге.
4.
«Где работать мне тогда, чем заниматься?»
За несколько дней до заседания клуба в классе
выпускников был проведен опрос на тему: «Какие
профессии ты считаешь самыми престижными в нашей
стране в настоящее время? Какую профессию тебе
хотелось бы получить? Кем ты не будешь ни при
каких обстоятельствах?» На этом этапе работы
оглашаются результаты опроса (они уже оформлены
на флип-чарте), а также приводятся данные
статистики региона, отражающие реальную
экономическую ситуацию и потребность в
специалистах разного профиля.
На обсуждение выносится вопрос: «Что поможет
молодому человеку выбрать правильный путь?»
Ответы записываются на лист ватмана: советы
родителей, информация СМИ, собственное мнение,
друзья, школа и т.п. Далее в группах идет
обсуждение вопроса: «Как могут помочь в выборе
профессии школа и родители?» По окончании
обсуждения результаты, оформленные на листах
ватмана, вывешиваются на доске, и идет их
сравнение. Интереса заслуживают те позиции,
которые демонстрируют расхождение во взглядах.
Скорее всего, таких моментов будет немного, тогда
уместен будет следующий вопрос: «Если школа
предлагает то, чего от нее ждут и дети, и учителя,
то почему результат взаимодействия этих трех
сторон бывает таким низким?»
Скорее всего, профессия учителя попадет в
разряд аутсайдеров — это тоже тема для
обсуждения. Присутствующим предлагается для
размышления результат еще одного опроса. За
несколько дней до заседания старшеклассникам
было предложено распределить фамилии учителей, с
которыми они прошли по школьной жизни, по трем
группам: Арина Родионовна (учитель-нянька), Мери
Поппинс (учитель-фантазер) и Железный Дровосек
(учитель-инструкция). Чтобы не ранить коллег, эти
данные были представлены только в общем виде, в
виде цифр. Как показал опрос, в школе работают в
основном Дровосеки. На втором месте — няньки, на
третьем — фантазеры (их совсем мало). Может, так и
должно быть? Предлагается обсудить эту тему.
5.
«Профессия и работа — это всегда одно и то
же?»
Ведущий обращает внимание родителей и учителей
на то, что в советское время поощрялась верность
избранной профессии, осуждались «летуны» и с
особой гордостью в адрес какого-либо человека
произносилась фраза: «У него только одна запись в
трудовой книжке». Старшее поколение выросло в
уверенности, что профессию выбирают один раз и на
всю жизнь. В настоящее время нередко можно
услышать такой вопрос: «Он кто по профессии? А где
работает?»
По мнению западных психологов, человек каждые 7
лет должен менять либо профессию, либо
направленность в ней, иначе наступит его
творческий застой. Присутствующим предлагается
высказаться по этой теме. Затем к разговору
приглашаются эксперты. (В моем случае это была
девушка Оксана, которая ушла с факультета
журналистики университета, разочаровавшись в
уровне преподавания. После короткого раздумья
она через Интернет сама нашла программу,
позволившую ей год проучиться в Англии и
получить редкую для нашего региона
специальность. Все, что от нее требовалось, —
знание английского языка, а оно у нее было.) Думаю,
среди родителей тоже найдутся люди, сменившие
несколько профессий в течение последних 10–15 лет,
их опыт мог бы разнообразить ход заседания.
6.
«Мечтай о великом!»
Снова обращаемся к фильму «Курьер», к его
последним кадрам, когда герой говорит с другом
Базиным о главной мечте.
После этого ведущий зачитывает отрывки из
сочинений, написанных участниками разговора
шесть лет назад (в архиве учителя русского языка
сохранилась классная стенгазета «Если бы я был
волшебником», составленная из работ
пятиклассников). Предлагается отгадать автора
сочинения (или узнать самого себя), а потом
подумать, так ли наивны были те мечты. Еще одна
справка: уже признано психологами, что человек
тогда достигает больших результатов в развитии,
когда он много и интересно мечтает.
7.
Финал разговора. Все участники по кругу
говорят о главном, что было ими услышано или
понято на заседании клуба. Если в течение
разговора поменялось какое-либо убеждение,
отмеченное в таблице в самом начале заседания, об
этом нужно сказать особо. Определяется следующая
тема (было предложено поговорить о преодолении
своих недостатков). Общим решением выбирается
автор самого интересного высказывания, ему
вручается приз.
Кроме того, в кабинете заведен специальный
«Судовой журнал», где в ироничной форме
фиксируется содержание разговора и где каждый
желающий может оставить свой автограф.
Темы следующих заседаний были такими:
«Преодоление», «Война в истории моей семьи»,
«Какой бывает дружба». Как видите, ничего
особенного, но многие дети говорили, что они
стали по-другому смотреть на школу и на себя.
Специального мониторинга я не проводила, поэтому
официальных результатов работы у меня нет.
Ольга АНДРЕЕВА,
МОУ СОШ № 49,
учитель русского языка и литературы,
психолог,
г. Барнаул
|