Для понимания участниками семинара сути каждой позиции обязательно нужно описать проявления каждой из них в реальной педагогической практике. Позиция «А»: педагог готов включиться в развитие школы, происходящие в ней инновационные процессы, но ему требуется четкая задача, имеющая понятные границы, сроки, результат. Кроме того, интересы самого педагога тоже локальны и конкретны, поэтому важно, чтобы поставленная перед ним задача лежала в сфере его сегодняшней компетенции и актуальных интересов. Например, педагогу интересно осваивать определенную методику преподавания или разрабатывать конкретный факультативный курс, поэтому он готов включиться в инновационные процессы с этим содержанием. Его место в системе инновационных задач, решаемых школой, должно быть строго определено. Причем за него и до того, как он приступит к работе. Позиция «В»: педагогу интересно многое, он готов подстраиваться в постановке профессиональной задачи под запросы школы, готов включаться в несколько разных проектов (от разработки программы этнографической экспедиции до создания тестов проверки ОУНов по предмету в 7-м классе), но в позиции исполнителя. То есть он запрашивает конкретную формулировку цели, задачи и даже инструкции по исполнению. В ситуации, когда эти цели и задачи еще расплывчаты, неопределенны, изменчивы, его деятельность становится нерезультативной, и сам педагог не удовлетворен своим трудом. Деятельность по выработке идеи, постановки задач не привлекает такого педагога. Позиция «С»: педагог склонен к самостоятельному профессиональному творческому делу. Однако сфера его профессиональных интересов четко определена, и на многое сразу он распыляться не хочет и не может. Если он и школа окажутся единомышленниками (то есть договорятся о целях, общих принципах, ценностях), он готов взять на себя определенный пласт, определенное направление работы и вести его от этапа постановки конкретных задач до этапа внедрения и мониторинга. На него можно положиться, он будет отслеживать эффективность своей работы, сотрудничать с другими, вовремя корректировать планы и ситуацию, но не стоит ожидать от него видения системы в целом, критичной оценки места и роли своей работы во всей системе деятельности школы. Позиция «D»: педагогу важно и интересно быть в курсе всех процессов, происходящих в школе, понимать общую линию развития, а еще лучше — принимать участие в ее определении и разработке. Его профессиональные интересы широки, поэтому он может включаться и в деятельность своего методического объединения, и в группу, разрабатывающую межпредметный образовательный проект, и в подготовку какого-либо внеучебного мероприятия. Включаться с самого начала, быть инициатором создания группы, входить в ее актив. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций Для дальнейшей работы семинара важно, чтобы у участников возник не только умозрительный образ каждой позиции, но чтобы эти позиции были внутренне освоены и эмоционально прожиты. Для это организуется следующая процедура. Ведущий разбивает участников на 4 группы (жребием). Каждая группа должна сначала придумать некоторое образное название той профессиональной позиции, которую для нее выбрал ведущий. Это может быть знакомый для данной культуры образ, метафора и др. Каждая группа обязательно представляет свое название и при необходимости комментирует его. В результате этой работы позиции, заданные ранее ведущим, приобретают живые черты, становятся ближе и понятнее людям, которые их обсуждают и «обживают». Так, представитель первой позиции получал у нас имя «Пуговичника» (помните у Райкина: «К пуговицам претензии есть?»), «Исполнителя», «Специалиста» или просто «Спеца». Носителя узкой по интересам, но творческой позиции довольно часто называют «Левшой». Третья позиция именовалась «Мастер» или «Данила-мастер», «Профессионал», «Профи», «Прораб». Представитель позиции «D» — «Автор», «Соавтор», «Проектировщик», «Архитектор» и др. Мы никогда не предлагаем участникам уже придуманные до них названия. Важно, чтобы в школе сложился свой «сленг» на эту тему. Далее ведущий предлагает участникам несколько вопросов, и каждый раз просит группы, посовещавшись, сказать, чем характеризовалось бы поведение педагога, стоящего на той или иной позиции, в данной ситуации. Возможные вопросы: — Опишите, при каких действиях руководителя будет наиболее эффективен представитель этой позиции. — Школа решила принять участие в педагогическом эксперименте. Как организовать ситуацию в школе, чтобы представитель каждой позиции был включен в реализацию поставленных планов? — Канун нового учебного года. Как готовится к началу года человек из вашей профессиональной позиции? — Какие ситуации взаимодействия с детьми будут для него наиболее трудными? Все позиции по-своему понятны и важны. Каждая имеет свои преимущества и недостатки как с точки зрения ее носителя, так и с точки зрения управленца, взаимодействующего с педагогом. Очевидно, что для разных школ, различно строящих свою деятельность, оптимальное соотношение данных позиций будет разным. Школе и каждому педагогу в школе важно определиться по следующим вопросам: — В каких позициях находятся сегодня педагоги? — Какие позиции запрашивает сегодня школа? — Что нужно сделать для того, чтобы педагоги были заинтересованы занять те профессиональные позиции, в которых нуждается сегодня школа? Об этом — дальнейшая работа на семинаре. 3. СамоопределениеКаждый участник получает листок бумаги, на котором его просят написать название той позиции, которую он, как ему кажется, сейчас в школе занимает. И, если у него есть об этом представление, к какой позиции он стремится, в какую позицию хотел бы встать. Подписывать листочки не надо. После процедуры объявляется перерыв, во время которого подсчитывается общее число листочков и на основе процентного соотношения позиций рисуется круговая диаграмма. Пришедшие с перерыва участники могут увидеть эту диаграмму на доске (ватмане). Ведущий сообщает результаты, называя число участников, занимающих ту или иную позицию, а также те намерения, которые есть у отдельных представителей по смене профессиональной позиции. «Диагноз» — что означает данная расстановка сил для развития школы, насколько эта ситуация конструктивна, — может обсуждаться всем коллективом, может «выставляться» директором школы. Очевидно, что для школы, находящейся в режиме развития, и особенно для школы, ориентированной на гуманистическую, антропологическую педагогику, важно, чтобы: а) большинство педагогов занимало авторскую позицию и б) было достаточно много людей, стоящих в позиции соавторов, проектировщиков. Если ситуация хороша, если в коллективе много педагогов с такими позициями, семинар на этом может быть закончен. Если же есть куда расти, семинар продолжается… 4. Анализ факторов, помогающих удерживать АПП(авторскую педагогическую позицию) Для проведения этого этапа мы предлагаем использовать две процедуры. Первая — очень важная, интересная, но вспомогательная. Ею можно пожертвовать в том случае, если времени не так много, как хотелось бы, или коллектив уже проявляет признаки усталости. Игра «Преимущества и трудности» Участники работают в четырех группах. Каждой группе предлагается посмотреть на авторскую позицию педагога в школе (она уже не разделяется по широте интересов), на ее плюсы и минусы под следующим углом зрения: — самого педагога, реализующего данную позицию; — его коллег, сослуживцев; — школьной управленческой команды; — учеников (воспитанников) педагога. Игра позволяет посмотреть на профессиональную позицию с разных сторон, увидеть ее сильные и слабые стороны «объемным» зрением. Это очень важно для того, чтобы глубоко и продуктивно решить следующую задачу семинара. Анализ факторов школьной среды Работа продолжается в тех же группах. Участникам предлагаются бланки, где перечислены факторы, которые: а) могут способствовать проявлению авторской педагогической позиции в школе и б) могут ей препятствовать. Две группы получают «способствующие» факторы, две — «препятствующие». Задача групп: проранжировать данные факторы, добавить при необходимости свои. По отношению к ним группы прописывают и затем докладывают, что необходимо сделать для того, чтобы: а) уменьшить действие негативных факторов, б) увеличить число и усилить действие стимулирующих факторов. Группы докладывают о результатах своей работы. Затем аналогичный опросник предлагается каждому участнику для индивидуального заполнения. На этом этапе участники оценивают действие данных факторов по отношению к самим себе. Опросники собираются, их данные анализируются после завершения семинара инициативной группой. (Бланки для работы групп и индивидуального заполнения см. в приложении.) 5. Запросы школы на АППЭто последний и очень важный этап работы семинара. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы для поддержки и развития профессиональной авторской позиции педагогов, и проектирование новых возможностей. На данном этапе работают группы: — Административная команда. — Классные руководители. — Педагоги-предметники гуманитарного цикла. — Педагоги-предметники естественного и технического цикла. — Педагоги дополнительного образования. — Психолого-медико-социальная служба школы. Задача группы: составить перечень тех форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в школе, в которых уже сегодня возможно проявление представителями данной группы АПП. Затем — оценка по пятибалльной системе того, насколько эта форма сегодня реально работает на поставленную задачу. И наконец, предложения группы по расширению или углублению создаваемых школой возможностей для проявления ее представителями профессиональной авторской позиции. Таким образом, работа группы осуществляется в три этапа. Возможна остановка после двух первых этапов (перед предложениями по развитию) и презентация результатов другим группам. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы с педагогическим коллективом школы по развитию его авторской позиции. Завершается семинар подведением итогов и определением перспектив. Мы возвращаемся к задачам семинара и к его названию.… Как теперь это название звучит для участников? Важно дать педагогам возможность высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе работы. Сама по себе работа педагога в семинаре является развивающей ситуацией. Семинар помогает задуматься о своей профессиональной деятельности, сравнить свою позицию и позицию коллег, понять запрос школы и определиться с теми перспективами собственного профессионального развития, которые возможны и желательны в данной школе. Вместе с тем данный семинар является непростым и ответственным делом. В ходе обсуждения административная команда может получить довольно острую и болезненную по содержанию (а то и по форме) обратную связь, столкнуться не только с поддержкой, но и с непониманием. Ко всему этому нужно быть готовым, равно как и к тому, что работы у администрации после такого семинара существенно прибавится: нужно будет развивать идеи, выработанные в процессе совместной работы педагогического коллектива. Конечно, одним проектно-аналитическим семинаром позицию педагогов не изменить и команду единомышленников не создать. Однако его проведение может стать в школе событием, открывающим новую страницу сотрудничества, запускающим процессы развития профессионального и личностного развития педагогов, а вслед за ним — развитие самой школы как образовательной системы нового, современного типа. Марина БИТЯНОВА,
|