Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2008
Психологический тренинг с подростками


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологический тренинг с подростками

Л.Ф. Анн
СПб.: Питер, 2007

Сколько бы книг, посвященных тренингам для подростков, ни публиковалось, они всегда актуальны и находят своего читателя. Особенности психического развития подростка, о которых рассказывается в книге Л.Ф. Анн, показывают важность психологической поддержки в этот период. Известно, что именно потребность в межличностной коммуникации становится в этот период наиболее актуальной.

Книга состоит из четырех глав, первая из которых знакомит читателя с основными направлениями работы с подростками. Одно из них — развитие учебной мотивации — представляется особенно важным. Подросток — не только человек определенного возраста, но и школьник, учебная мотивация которого нередко имеет тенденцию к снижению. Вторая глава, «Социально-психологический тренинг как средство коррекции», посвящена психологическим особенностям и принципам работы тренинговой группы. Материал, представленный в этой главе, безусловно, интересен, хотя во многом является компиляцией хорошо известных работ И.В. Вачкова, Н.Ю. Хрящевой и других.

Третья глава состоит из 30 подробных сценариев занятий, в совокупности представляющих программу социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности». Завершают книгу глава «Психогимнастические упражнения» и приложения, включающие учебно-тематический план и психодиагностические методики.

Структура книги кажется достаточно удобной, однако при знакомстве с ней возникают некоторые вопросы. Так, например, представляется нецелесообразным столь подробное описание хорошо известных тестов Филлипса, Кэттелла, Айзенка — достаточно ссылки на них.

Кстати, о ссылках. В главе «Психогимнастические упражнения» я не нашел ни одной ссылки на первоисточники. Конечно, авторов иных упражнений, используемых, вероятно, не один десяток лет, установить нелегко, но можно сослаться на «историческую анонимность»; в противном случае возникает мысль, что все эти упражнения, ставшие уже классикой жанра, созданы автором книги.

Однако дело не в этом и даже не в том, что определение «упражнение» не годится для описания большой психологической игры. Понять, в чем разница между большой психологической игрой и упражнением можно, прочитав, например, книгу «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под редакцией М.Р. Битяновой. Кстати, именно в этой книге представлена игра «Репортер» (продолжительность — 2 часа 10 минут, многовато для упражнения), которую без ссылок приводит в своей работе Л.Ф. Анн.

К сожалению, это не единственный пример: в той же главе приводится описание другой игры — «Вместе — лучше?», с которой можно было познакомиться в «Школьном психологе» (№ 16–17, 2000) и упомянутом уже «Практикуме». Кстати, в оригинале игра называлась «Мальчики и девочки», а название «Вместе — лучше?» было придумано рецензентом для собственной версии, опубликованной в 2001 году с любезного разрешения О. Пятковой, автора игры.

К сожалению, не в первый раз приходится обращать внимание на некорректное использование чужих идей и работ.

Вадим РОДИОНОВ

TopList