Психологический тренинг с
подростками
|
Л.Ф. Анн
СПб.: Питер, 2007
|
Сколько бы книг,
посвященных тренингам для подростков, ни
публиковалось, они всегда актуальны и находят
своего читателя. Особенности психического
развития подростка, о которых рассказывается в
книге Л.Ф. Анн, показывают важность
психологической поддержки в этот период.
Известно, что именно потребность в межличностной
коммуникации становится в этот период наиболее
актуальной.
Книга состоит из четырех глав, первая из
которых знакомит читателя с основными
направлениями работы с подростками. Одно из них
— развитие учебной мотивации — представляется
особенно важным. Подросток — не только человек
определенного возраста, но и школьник, учебная
мотивация которого нередко имеет тенденцию к
снижению. Вторая глава,
«Социально-психологический тренинг как средство
коррекции», посвящена психологическим
особенностям и принципам работы тренинговой
группы. Материал, представленный в этой главе,
безусловно, интересен, хотя во многом является
компиляцией хорошо известных работ И.В. Вачкова,
Н.Ю. Хрящевой и других.
Третья глава состоит из 30 подробных сценариев
занятий, в совокупности представляющих
программу социально-психологического тренинга
«Саморазвитие личности». Завершают книгу глава
«Психогимнастические упражнения» и приложения,
включающие учебно-тематический план и
психодиагностические методики.
Структура книги кажется достаточно удобной,
однако при знакомстве с ней возникают некоторые
вопросы. Так, например, представляется
нецелесообразным столь подробное описание
хорошо известных тестов Филлипса, Кэттелла,
Айзенка — достаточно ссылки на них.
Кстати, о ссылках. В главе «Психогимнастические
упражнения» я не нашел ни одной ссылки на
первоисточники. Конечно, авторов иных
упражнений, используемых, вероятно, не один
десяток лет, установить нелегко, но можно
сослаться на «историческую анонимность»; в
противном случае возникает мысль, что все эти
упражнения, ставшие уже классикой жанра, созданы
автором книги.
Однако дело не в этом и даже не в том, что
определение «упражнение» не годится для
описания большой психологической игры. Понять, в
чем разница между большой психологической игрой
и упражнением можно, прочитав, например, книгу
«Практикум по психологическим играм с детьми и
подростками» под редакцией М.Р. Битяновой.
Кстати, именно в этой книге представлена игра
«Репортер» (продолжительность — 2 часа 10 минут,
многовато для упражнения), которую без ссылок
приводит в своей работе Л.Ф. Анн.
К сожалению, это не единственный пример: в той
же главе приводится описание другой игры —
«Вместе — лучше?», с которой можно было
познакомиться в «Школьном психологе» (№ 16–17, 2000)
и упомянутом уже «Практикуме». Кстати, в
оригинале игра называлась «Мальчики и девочки»,
а название «Вместе — лучше?» было придумано
рецензентом для собственной версии,
опубликованной в 2001 году с любезного разрешения
О. Пятковой, автора игры.
К сожалению, не в первый раз приходится
обращать внимание на некорректное использование
чужих идей и работ.
Вадим РОДИОНОВ
|