Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2008
Психологические аспекты в творчестве Ф.М. Достоевского


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологические аспекты
в творчестве Ф.М. Достоевского

В.В. Рябов, Е.С. Романова
М.: Московский городской
педагогический университет,
2007

Авторы рецензируемой книги поставили перед собой вполне конкретную задачу: использовать возможности исследования литературного творчества, чтобы обогатить «знания о том или ином психологическом процессе в целом и в деталях». Показательно в этом отношении приводимое в разделе «Художественная литература и психология личности» описание попытки Б.Н. Теплова проследить динамику поведения Татьяны из «Евгения Онегина».

Творчество Достоевского — кладезь разнообразных знаний о психологии человека, поскольку, как говорил В.М. Бехтерев, «почти все разновидности психического страдания, классифицированные современной наукой, находят для себя яркие, выпуклые иллюстрации в его произведениях». А по словам К. Леонгарда, «именно произведения Достоевского больше и лучше всего снабжают специалиста информацией о том, что собой представляют акцентуированные личности».

Большой раздел главы «Типология личности в произведениях Достоевского» мог бы украсить соответствующие главы учебников по психиатрии или психологии. Описывая классификацию Леонгарда, авторы обстоятельно иллюстрируют каждый тип акцентуаций примерами из произведений Достоевского: например, поведение главного героя «Преступления и наказания» Раскольникова — «застревающее», а другого персонажа (Разумихина) — «гипертимное». Соню Мармеладову из того же романа авторы относят к эмотивному, или (по классификации А.Е. Личко) сенситивному, типу. Подобным образом рассматриваются и другие типы.

Преподавателям вузов (и не только!) будет интересно познакомиться с еще одним взглядом на творчество классика русской литературы. В книге, и особенно в главе «Достоевский глазами наших современников», широко представлены мнения о писателе студентов. Читатель получает возможность оценить впечатление, которое произвел на них Достоевский, ознакомиться со студенческим эссе на тему «Лев Мышкин и типология характеров».

Не менее любопытны своеобразные рейтинги классических произведений, которые составляли представители различных поколений читателей. Выяснилось, что в трех из четырех обследуемых групп (по годам рождения — от 1950–1960 в первой до 1980–1990 в четвертой) первые места распределялись неизменно: «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы». В четвертой группе на третьем месте оказались «Бесы».

Объем рецензии не позволяет рассказать больше об этой интересной книге. Добавлю только, что она может быть основой ряда спецкурсов для студентов психологических, медицинских, исторических и филологических факультетов. Работа Рябова и Романовой представляет интерес также для практических психологов, да и для любого вдумчивого читателя.

Вадим РОДИОНОВ

TopList