Школьная психологическая служба
Работа с учащимися
|
О.В. Хухлаева
М.: Генезис, 2007
|
Книг, в которых автор
претендует на рассмотрение такого
полумифического явления, как школьная
психологическая служба, в общем потоке
психологической литературы не так уж много.
Принято считать, что в каждой школе
психологическая служба должна быть. И
действительно, в ряде учреждений образования,
где руководство считает оправданным
существование этого подразделения, оно есть. Но
ни в одном из действующих документов по
деятельности психолога в сфере образования
наличие службы как структурного подразделения
образовательного учреждения не рассматривается
и цели ее деятельности не определены. Поэтому и
подходы к ее организации могут быть самыми
разными.
О.В. Хухлаева, описывая опыт работы
психологической службы Ломоносовской школы г.
Москвы, в качестве основной цели ее деятельности
выделяет создание условий для гармоничного
развития детей и подростков через сохранение и
укрепление их психологического здоровья.
Такая цель, безусловно, оправданна, особенно в
тех образовательных учреждениях, где большое
внимание уделяется личностному развитию
учащихся. Хотя в этом случае, на наш взгляд, на
второй план отходит интеллектуальное и
социальное развитие. Но в условиях
негосударственной школы с индивидуальным
подходом в процессе обучения роль психолога
вполне может ограничиться заботой о
гармонизации личностного развития учеников.
Подробное описание авторского понимания
психического здоровья учащихся читатели найдут
во введении, где также представлена типология
нарушений психологического здоровья у детей.
Направляя читателей «от общего к частному»,
Хухлаева посвящает первую главу книги
организационным основам деятельности психолога
в школе. Здесь дается систематизированное
описание видов работ с учащимися различных
возрастных категорий. Полезным, особенно для
начинающих психологов, является указание на
возможные проблемы, которые могут возникнуть в
ходе организации той или иной деятельности.
Понимая, что личностное благополучие школьников
нельзя рассматривать в отрыве от учебы, автор
особо выделяет работу психолога по оптимизации
учебной деятельности.
Представленное издание — первое из серии книг
по организации деятельности школьной
психологической службы (два следующих
планируется посвятить работе с педагогами и
родителями). Тем не менее, описывая работу с
учащимися, автор постоянно обращает внимание на
необходимость одновременной работы с педагогами
и родителями и даже дает ее краткую
характеристику.
Две главы — «Групповая психопрофилактическая
и развивающая работа» и «Индивидуальная
коррекционная работа» — посвящены описанию
конкретных методов и приемов сопровождения
учащихся. К сожалению, здесь преобладают задания,
рассчитанные на младших школьников, хотя в
предыдущих главах речь идет о взаимодействии с
детьми всех возрастов.
Большой и содержательный материал представлен
в приложении. Здесь читатели могут детально
познакомиться с наработками психологов
Ломоносовской школы, среди которых любимые всеми
развивающие занятия и тренинги.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|