РИСУНКИ И ИСТОРИИ
Игры для учащихся 5–6-х классов
Для организации игр
необходим набор картинок, иллюстраций или
открыток (не менее 20 штук) как предметного, так и
сюжетного содержания
Веселые картинки
1-й вариант. Картинки выкладываются по
одной друг за другом в произвольном порядке, но
при этом содержание (изображение) каждой
последующей стараются связать с предыдущей
таким образом, чтобы получился рассказ, сказка
или история. Каждую историю начинают со слов
«Однажды…», «Когда-то…», «Далеко-далеко…». Это
отделяет каждого рассказчика от содержания
высказывания во времени и в пространстве и
позволяет говорить о том, что вызывает у него
тревогу. При этом методе один ребенок предлагает
начало рассказа, второй продолжает, третий
придумывает кульминацию, четвертый — развязку и
т.д. Необходимо, чтобы в конце каждой истории дети
придумали заглавие, которое поможет психологу
выделить наиболее важные аспекты рассказа.
После того как рассказ составлен, дети обсуждают
его, точнее — все негативные моменты, которые
фиксировал во время рассказа психолог (но не
называется имя ребенка — автора этой части
рассказа), и стараются найти альтернативные
способы разрешения конфликта. Взрослый
предлагает им свои способы, более приемлемые в
социальном плане.
2-й вариант. Дети рассчитываются на
первый-второй, таким образом получаются две
группы детей, также на две части делим набор
картинок. Первой группе дается задание по набору
своих картинок придумать историю с какой-нибудь конфликтной
ситуацией, а вторая группа по своим картинкам
должна разрешить эту ситуацию.
Психолог предлагает свои способы разрешения
конфликта, более приемлемые в социальном плане.
Игра «Экспресс-таблица»
Прием «оживление»очень эффективен в
работе с детьми, ведь им от природы свойственно
одушевление всех предметов и явлений окружающей
действительности. Именно этот прием лежит в
основе сказки — литературного жанра,
пользующегося у ребят особой любовью.
Составляется она следующим образом: лист
бумаги расчерчивается на 20 квадратов. Из набора
предложенных предметных картинок выбирают
карточки и заполняют квадраты таблицы таким
образом, чтобы каждая последующая картинка
выступала звеном в цепи сюжетных событий. На
первой картинке должен быть изображен герой
рассказа — неодушевленный предмет.
Вот примерное начало сказки:
«Жил-был старый школьный глобус. За свою
короткую жизнь он ни разу не двинулся с места, а
только стоял и мечтал. И вот однажды его самое
заветное желание начало сбываться…»
Во время придумывания сказки психолог
фиксирует события, предшествующие зарождению
конфликта. После того как сказка по картинкам
составлена, с таблицы убирают цепочку картинок,
«приведших» к конфликту.
Психолог показывает эти картинки и проводит
беседу:
— Что здесь произошло?
— Что предшествовало этому?
— Как этой ситуации можно было избежать?
— Что труднее — завязать конфликт или избежать
его?
Затем психолог предлагает детям составить по
картинкам новую, альтернативную цепочку событий
(без конфликта).
Игра «Ассорти»
Особая роль в творческой деятельности
принадлежит эмоциям и чувствам. Поэтому одна из
задач взрослых — помочь ребенку овладеть опытом
распознавания эмоциональных состояний (своих и
чужих) и использовать те или иные эмоции в
сложившейся в данный момент ситуации.
Для получения «ассорти» необходим лист бумаги,
разлинованный на 20 квадратов. В каждый квадрат
разложить по одной или несколько картинок в
любом порядке. На основе такой таблицы и будет
составляться рассказ.
Таблицы
можно использовать как для коллективного, так и
для индивидуального творчества.
Во время сочинения психолог фиксирует
негативные моменты в рассказе детей, а по
окончании убирает картинки, связанные с
событиями, следующими за конфликтом.
Психолог обращает внимание детей на ту группу
картинок, которые оказались связаны с
конфликтом, и спрашивает:
— Что здесь произошло?
— Какие эмоции испытывают наши герои после
конфликта?
— Покажите с помощью цветных полосок настроение
героев.
— Закройте этими полосками пустые квадраты.
— Как вы думаете, может ли человек
контролировать свое состояние?
— А как бы вы поступили, чтобы не случилось
подобной ситуации?
После составления новой, позитивной истории
психолог предлагает подобрать полоски цвета для
изображения эмоций героев нового рассказа.
— А теперь с каким цветом ассоциируется ваше
настроение? (Меняют цвета на таблице.)
В процессе подобных игр дети непроизвольно
обучаются анализировать ситуации и понимать,
почему у разных людей бывают различные реакции
на одно и то же событие событие.
Игра «Путешествие»
Эмпатийная способность имеет важное значение
не только в общении между людьми, но и в
литературном творчестве, она является
своеобразным выразителем авторского стиля,
служит показателем оригинальности произведения.
Но не менее, чем эмпатия, важна и децентрация —
умение временно отстраниться от своего мнения,
своей точки зрения и взглянуть на событие,
проблему со стороны — только в этом случае
возможно беспристрастно и объективно оценить их.
Ведь одно и то же событие разными людьми
воспринимается совершенно по-разному. В
различных ситуациях восприятие и отношение
могут меняться на противоположные.
Покажите детям репродукции картин Ф.
Решетникова «Прибыл на каникулы» и «Опять
двойка». Предложите представить, что они вдруг
оказались на месте событий, изображенных на
картинах, в роли неодушевленного предмета
(например, в роли елки в картине «Прибыл на
каникулы» или часов на стене в картине «Опять
двойка»). Затем надо рассказать, что услышали,
почувствовали, находясь рядом с героями
произведения.
Можно предложить придумать события, которые
могли произойти с героями картины до и после
момента, который запечатлел художник. Такое
«путешествие» позволит ребятам более успешно
осмыслить изображаемое, понять состояние героев,
их настроение, отношение к событию.
Можно спросить детей:
— Как бы вы реагировали на месте героя?
— Какое настроение было бы у вас в этой
ситуации?
Нина ЛЯПУНОВА,
педагог-психолог,
МОУ «Общеобразовательная Сурская
средняя школа № 2»,
Пинежский район,
Архангельская область
|