Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2008


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

С помощью мини-игрушек

Методика диагностики и коррекции
личностных особенностей детей и подростков

Идея создания методики возникла у автора в 1993 году на лекциях по психологическому консультированию. Рассказывая о проективных методах исследования, преподаватель Герман Игоревич Марасанов привел пример диагностики «закрытых» клиентов с помощью маленьких детских игрушек. Малоизвестный в то время в нашей стране «Сценотест» (Швейцария, 1964), получивший затем распространение в США (Staabs, G.VON, 1991), и сегодня российскими практическими психологами почти не используется.

ОПИСАНИЕ

«Сценотест» состоит из стандартизованного набора игровых материалов: кукол, представляющих взрослых и детей обоего пола, игрушечных животных, мебели, кухонных и ванных принадлежностей, других предметов домашнего обихода. Игровые материалы помещаются в небольшом плоском чемоданчике, крышка которого используется как сцена.

Я предлагаю модификацию методики «Сценотест» — методику диагностики и коррекции личностных особенностей детей и подростков с использованием мини-игрушек.

В своей работе с данной методикой я применяю около 500 мини-игрушек, в основном из «киндер-сюрпризов», классифицированных следующим образом (классификация условна):

• животные: слоны, черепахи, рыбы, кошки, свиньи (кабаны), змеи, обезьяны, птицы, пингвины, бегемоты, крокодилы, львы, мишки, кроты, насекомые и др.;

• машины и техника: самолеты, вертолеты, паровозы, автобусы, корабли, легковые машины, повозки и др.;

• персонажи сказок и мультфильмов: ослик с повозкой, Колдунья (Ведьма), Дюймовочка, гномики, роботы, футболисты-обезьянки и др.;

• герои детского журнала «Веселые картинки»: Чипполино, Самоделкин, Карандаш, Незнайка, Петрушка и др.

• персонажи мультфильмов: «Астерикс и Викинги»; «Тайна Третьей планеты»; «Ну, погоди!»; «Каникулы в Простоквашино» и др.

• фигурки людей разных эпох: рыцари, солдаты, охотники, египтяне, дети, мужчины, женщины и др.

• здания: дома, замки, дворцы, школа, маяк и др.

• предметы: трубка, кинокамера, камни, кружка, бутылка, свисток, сувениры, музыкальный автомат, кассовый аппарат, вазы и др.

• фигурки нэцкэ: Сова, Мальчики-Карако, Три обезьянки, Хотэй, Слон, Странствующие монахи и др.

• игрушки-перевертыши: ежик/дед, лодка/старуха, птица/мужчина и др.

• неклассифицируемые игрушки и предметы.

Методика является игровой и, согласно классификации Л. Франка, относится к конструктивным проективным методикам.

С детьми 8–10 лет данная методика проводится в виде свободной игры с небольшим набором игрушек (15–20 штук), расставленных или лежащих произвольно на столе. Вариант инструкции: «Давай поиграем!» Методом наблюдения психолог фиксирует, с какими игрушками играет ребенок, что и как говорит.

С подростками и взрослыми даются общие инструкции выполнить определенную, но слабо структурированную задачу (количество игрушек — 20 и более). Вариант инструкции: «Выберите 3–5 игрушек и объясните, почему вы их выбрали и что они для вас значат».

Мини-игрушки (объекты) и в первом, и во втором варианте инструкции отбираются на основе их предполагаемой ассоциативной значимости.

Дети и подростки (взрослые) создают разные сцены из своей жизни (или заданные им психологом), а по определенным особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности ребенка (подростка), так и о специфике социального окружения. Важной является возможность (а иногда и необходимость) задавать проективные вопросы с целью уточнения и прояснения ситуации.

С помощью данной методики можно исследовать: страхи, острое горе (потери), психическую травму (последствия), агрессивность, соперничество сиблингов, ценностные ориентации, профессиональные предпочтения, особенности социального окружения, внутриличностные конфликты, оценить возможности социального и семейного взаимодействия: ребенок — родитель, родитель — ребенок, родитель — родитель, ребенок — ребенок, подросток — группа и др.

При интерпретации результатов (анализ выбранных мини-игрушек, ответы на проективные вопросы) помогает уже существующая теоретическая база интерпретации проективных методик диагностики личности.

ПРИМЕРЫ

Автор провела более 700 индивидуальных консультаций с применением данной методики, приведем некоторые примеры.

1. Алексей, 15 лет, учащийся 10-го класса. К психологу пришел с мамой («привели за руку»), с запросом от мамы: «Ничего не хочет делать, учится плохо, дерзит старшим, сделайте что-нибудь…»

После установления контакта подростку было предложено выбрать 3–5 игрушек. Алексей выбрал четыре: 1 — Петрушка с гармошкой; 2 — спящий динозаврик-строитель; 3 — поучающая бабушка;
4 — двухголовый динозавр.

Составленное после ответов на проективные вопросы описание ситуации выглядит примерно так.

«В классе легче всего быть клоуном, шутом, тогда тебя больше уважают. Домой прихожу уставший, ложусь спать или делаю вид, что сплю.

Бабушка, да и мама постоянно ругают, «учат жизни», обзывают и унижают, пугают бесперспективным будущим. Болит голова, как будто их две, и я всегда разный — в школе, с друзьями, дома. Не знаю, что делать…»

Интерпретируя результаты диагностики (заниженная самооценка, нарушение взаимоотношений в семье, трудности подросткового возраста, экзистенциальные проблемы, авторитарность в воспитании, физическая усталость и др.), можно сразу построить коррекционную (психотерапевтическую) работу и с подростком, и с мамой. Работа с мамой была начата уже на первой консультации.

Данная методика, как было отмечено выше, автором применяется и в работе со взрослыми.

2. Евгений, 32 года, женат, двое детей: сыну 4 года, дочери 6 лет. Семья живет отдельно от родителей. Запрос к психологу: конфликтные отношения с матерью Евгения и у него, и у жены. Выбрал максимальное количество мини-игрушек — пять: 1 — рыцарь с мечом; 2 — сова; 3 — Петрушка с гармошкой; 4 — Петрушка-футболист; 5 — Колдунья (Ведьма).

Описание ситуации (самостоятельно составленное Евгением): «Я — защитник семьи, разведчик, поэтому впереди всех, с мечом. Моя жена — «сова», потому что умная, добрая, она воспитывает наших детей (два Петрушки — дети — рядом с ней). Моя мать не любит ни мою жену, ни моих детей, поэтому она в виде фигурки злой Колдуньи (Ведьмы), расположение — слева, сзади всех».

После проведения психотерапии (коррекции) взаимоотношений внутри семьи Евгения, взаимоотношений с матерью Евгений перестроил взаимное расположение мини-игрушек — членов своей семьи. Он, жена и дети — в кругу, лицом друг к другу, расстояния между членами семьи минимальные. Мать — Колдунья (Ведьма) — спиной к семье Евгения, расстояние увеличилось примерно в два раза.

Автором проводилась перекрестная проверка многих полученных результатов с помощью существующих традиционных тестов: 16-факторного Кэттелла (для подростков и взрослых), методики Т. Лири, опросника Басса-Дарки, методики Рене Жиля и некоторых других. Часто использовались результаты клинической беседы.

Данные, полученные автором уже на первой консультации с применением методики диагностики и коррекции личностных особенностей детей и подростков с использованием мини-игрушек, чаще всего подтверждались результатами традиционных (стандартизованных) методик.

Можно сказать, что данная методика представляет собой эффективное средство для «растапливания льда» при первых контактах между клиентом и психологом (А.Анастази, С.Урбина).

ПРИМЕРЫ НАБОРОВ МИНИ-ИГРУШЕК

Представляю выбор игрушек детей и подростков, сделанный ими во время консультирования, и его интерпретацию.

1. Андрей, 15,5 лет. Спортсмен-футболист, любит историю (времена рыцарей), живет с бабушкой, которую и любит, и боится (строгая, авторитарная); самооценка неустойчивая, часто заниженная.

2. Максим, 16 лет. Редкий выбор — одна игрушка. Отказ от общения с психологом. Перекладывание ответственности за себя и свою жизнь на родителей. Подозрение на инфантилизм личности. Диагноз подтвержден психоневрологом.

3. Инна, 15 лет. Сниженный фон настроения, плаксивость, обидчивость. Нарушение взаимоотношений в семье (с мамой). Ранняя сексуальность, фантазии, фиксация на взаимоотношениях с противоположным полом.

4. Иван, 12 лет. «Болен» морем, хочет быть капитаном. Воспитывается мачехой, которая его не любит, наказывает. Папа часто пьет. Физическая усталость.

5. Алена, 10,5 лет. У девочки — избыточный вес. Объясняет свой выбор так: «Хочу быть умной, как Сова из мультфильма, а в школе меня все дразнят поросенком».

6. Александр, 14 лет. Увлечен техникой, защитник (рыцарь) по отношению к матери, неполная семья, агрессивен, несдержан, часто бывает резок с одноклассниками и учителями. Очень любит мультфильмы (скрывает это от сверстников), учится рисовать.

 

Галина БУДНЕВИЧ,
психолог Окружного антикризисного отделения,
методист ЦПМСС «Живые потоки»,
г. Москва