ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСОВАНИЯ
при работе с детьми в травматических ситуациях
Моделирование действительности
Арт-терапия — это форма
психотерапии, основанная на искусстве, в первую
очередь изобразительной и творческой
деятельности.
Сам термин «арт-терапия» ввел в употребление в
1938 году английский врач и художник Адриан Хилл,
который работал в госпиталях Великобритании с
туберкулезными больными в качестве артпедагога.
Он заметил, что занятие творчеством отвлекает
его пациентов от тяжелых переживаний и помогает
справляться с болезнью. Впоследствии это
словосочетание стало использоваться по
отношению ко всем видам занятий искусством,
которые проводились в больницах и центрах
психического здоровья.
Арт-терапия позволяет отыграть любые
психотравмирующие ситуации: непонимание
близких, их холодность или гиперопеку,
предательство, горе, потерю, тяжелую болезнь,
свою старость, утрату доверия к миру и так далее.
Она помогает понять свой внутренний мир,
осознать собственный потенциал и оценить
возможность перемен.
Создавая творческое произведение, люди могут
отстраниться от пережитого, переосмыслить его.
Метод арт-терапии позволяет каждому человеку
творить жизнь в буквальном смысле слова: лепить
счастье, рисовать печаль, писать роман о
конфликтах, танцевать настроение, любовь… Это
очень мощный метод.
Очень эффективно использование рисования, или
проективного рисунка, в индивидуальной работе с
детьми, которые находятся в кризисной,
травмирующей ситуации.
В работе с детьми важно использовать гибкие
формы психотерапевтической работы, и арт-терапия
предоставляет ребенку возможность проигрывать,
переживать, осознавать конфликтную ситуацию,
какую-либо проблему наиболее удобным для его
психики способом. Сам ребенок, как правило, даже
не осознает того, что с ним происходит, ему просто
очень плохо, и это отражается на его здоровье,
успеваемости, повседневных контактах, поведении,
настроении.
Рисование позволяет ребенку ощутить и понять
самого себя, свободно выразить свои мысли и
чувства, освободиться от конфликтов и сильных
переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и
надеяться. Рисование — это не только отражение
в сознании детей окружающей их действительности,
их бытия в мире, но и выражение отношения к этой
действительности, ее моделирование и
трансформация. Дети любят рисовать, это
предмет школьной программы начальной и основной
школы вплоть до десятого класса, и они легко
откликаются на предложение психолога рисовать
во время встреч.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и
переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает
свои отношения в различных ситуациях и
безболезненно соприкасается с некоторыми
пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Детям присущи некоторые особенности, которые
позволяют психологу широко использовать
арт-терапию и рисование в частности.
Во-первых, дети в большинстве случаев
затрудняются в вербализации своих проблем и
переживаний. Невербальная экспрессия для них
более естественна, и рисование особенно важно
для тех, кто не может «выговориться». В
творчестве выразить свои мысли, чувства и
фантазии легче, чем рассказать о них.
Во-вторых, дети более спонтанны и менее
способны к рефлексии своих чувств и поступков.
Их переживания звучат в изображениях более
непосредственно, не пройдя цензуры сознания.
Поэтому отражение в рисунке ситуации, их бытия в
мире, их чувства и переживания легко доступны для
восприятия, анализа и трансформации.
В-третьих, живость и богатство детской
фантазии безграничны. Творческое воображение
ребенка способно развивать как реальные,
жизненные и практические истории на основе
обсуждения рисунков, так и сказочные,
фантастические сюжеты, после проговаривания
которых каким-то невероятным, чудесным способом
происходит исцеление и появляются силы для
существования в ситуации, которую дети не могут
изменить. Речь идет об удивительной пластичности
психики ребенка, о его естественной склонности к
творческой деятельности, чему не устаешь
удивляться.
Достоинство метода рисования заключается
не только в том, что рисование позволяет
максимально выразить себя и отыграть
психотравмирующие ситуации, но и в том, что оно
требует согласованного участия многих
психических функций: мышления, способности
выразить себя в речи, представления, памяти,
воображения, зрительно-моторной координации, оно
способствует восстановлению и более тонкому
дифференцированию идеомоторных актов. Рисование
развивает ребенка.
Нельзя недооценивать также непосредственное
воздействие на организм цвета, линий, формы. В
странах каллиграфического письма (Китай, Япония)
с давних времен для лечения нервных потрясений
применяется рисование иероглифов. Выяснилось,
что при этом человек полностью расслабляется,
успокаивается, заметно снижается частота его
пульса.
Таким образом, рисование как художественное
самовыражение, связано с укреплением
психического здоровья ребенка, его
использование может рассматриваться как способ
постижения окружающей действительности и своих
возможностей, как значительный психологический
и коррекционный фактор. Оно выполняет
психотерапевтическую функцию, помогая ребенку
пережить травмирующие события и ситуации,
восстановить эмоциональное равновесие,
сформировать психологические защиты и
повзрослеть. И в этом ему может помочь
психолог-психотерапевт.
ПРИМЕРЫ
Лена, 12 лет. Мама уехала зарабатывать
деньги, оставив двух детей на мужа. Он отправил
девочку к бабушке, и она была вынуждена перейти в
другую школу. Я обратила внимание на новенькую:
на переменках Лена сиротливо стояла в коридоре,
стараясь быть поближе к учительской, к дежурному
учителю, иногда пряталась за дверью в коридоре, в
гардеробе. Пройти мимо потерянного и страдающего
ребенка невозможно, и я пригласила ее к себе
познакомиться.
РИСУНОК 1
Самый счастливый день
Это ее свободный рисунок на первой встрече.
Лена изобразила свое состояние здесь и теперь:
приход к психологу как самый счастливый день. Но
счастья на рисунке нет: пустое, необжитое,
пугающее пространство, коридоры, двери и
лестницы — места обитания Лены. Ни одной живой
души рядом, а сама Лена в виде одинокой фигурки у
окна без лица и тела — только границы,
позволяющие угадать человеческую фигуру.
Рисунок выполнен простым карандашом, хотя были
предложены цветные. Яркие краски появляются на
четвертой встрече.
Лена чувствует себя брошенной, никому не
нужной. Она в небытии, мир рухнул. В классе с ней
никто не общается, ранят плохие оценки, у нее
ничего не получается, мама давно не звонит. В
школу ходить не хочет. У Лены сплошные потери:
мама уехала, отец бросил, смена места жительства
и школы не что иное, как потеря привычного образа
жизни — потеря дома, потеря школы, друзей, своих
учителей.
Кроме этого, девочка в пятом классе — сложный
переходный период из начальной школы в основную,
нужны силы для освоения нового учебного
пространства. Но где их взять, когда столько
испытаний уготовано взрослыми, по плечу ли? Как
просто выжить и не сломаться? Кто может понять и
поддержать?
РИСУНОК 2
То, что меня волнует
Рисунок пятой встречи. Лена изображает
мальчиков, которые ее обзывают, унижают, дразнят,
касаются нижних частей тела, она вынуждена
ходить только в брюках. Ей хочется превратиться в
привидение и улететь, убежать, а потом пугать их,
хочется удавить их красным шарфом. Лена рисует
себя без рук: она не знает, что делать, как
справиться, и спасается бегством. Об этом говорят
ее ноги в красных ботинках. Глаза полны ужаса.
Рисунок и его описание девочкой дает много тем
для обсуждения, но актуальной была тема
взаимоотношений с противоположным полом.
РИСУНОК 3
Я и мои друзья
Это рисунок восьмой встречи. Через два месяца у
Лены стали завязываться более тесные контакты с
одноклассниками, она начала защищать себя. На
рисунке Лена изобразила себя и двух одноклассниц
в парке. Это ее фантазия, желание. Девочки в
статичной позе, разделенные огромной тумбой с
цветами. Лена в одиночестве и пассивном ожидании,
девочки вдвоем, и на их территории — тележка с
мороженым: радости жизни еще не на стороне Лены.
Реальные подружки еще не появились, но уже в поле
зрения, и это уже прогресс.
РИСУНОК 4
Если бы у меня была волшебная палочка,
я превратилась бы…
Рисунок одиннадцатой встречи. Лена — фея,
живущая в замке с витражами, она ждет гостей.
Светит солнце, настроение хорошее, под ногами
твердая почва. Реальная ситуация — у Лены день
рождения, и в заключение встречи — обсуждение:
кого пригласить и как, одежда именинницы,
угощение и развлечение гостей — все очень важно
для ребенка. Раньше об этом заботилась мама, а
сейчас она сама. Жизнь постоянно предлагает все
новые и новые вызовы, на которые отвечает ребенок
и взрослеет. В этом рисунке совершенно другие
мироощущение, пространство и настроение.
При помощи и поддержке взрослого девочка
учится принимать ограничения своего бытия и сама
определять, как на эти обстоятельства
реагировать. Какими бы ни были «данности» чьей-то
личной ситуации, все-таки от самой личности
зависит, как отвечать и что создавать в этих
данностях. Можно сдаться, не выдержав
превратностей судьбы, или подняться над ними,
всегда можно повернуть ситуацию себе во благо
или себе во вред.
Анжела, 10 лет. Мама трагически погибла,
возвращаясь домой с работы во вторую смену. На
нее наехал пьяный водитель.
РИСУНОК 5
Автопортрет в полный рост
Это рисунок третьей встречи. Анжела рисует себя
без кистей рук и стоп ног, затем быстро
переворачивает рисунок горизонтально и
укладывает себя в гроб. Линия тонкая,
прерывистая, еле видна. Много чувств на этой
встрече выразилось посредством рисунка: много
боли и страха, непонимания и обиды, упрека и
растерянности, бессилия и безудержных слез. Мы
вместе оплакивали маму, обнявшись. В процессе
работы гроб трансформировался в прозрачный
невидимый панцирь, который защищает ребенка от
всяких несчастий, которые в виде стрел атакуют
ее. У ребенка катастрофа, обрушилась основа
бытия, защита и опора, и надо искать ресурсы жизни
без матери. Любые формы и образы защиты,
возникающие у ребенка, чрезвычайно важны и
требуют поддержки.
РИСУНОК 6
Я боюсь
Рисунок шестой встречи. Анжела боится на дороге
встретиться с разбойниками, которые ее убьют.
Прямая проекция с матерью. Разговор шел о
страхах, об опасностях на дорогах жизни и как с
ними быть, что делать, чтобы не случилось то, что с
мамой. Тема гибели матери звучала на каждой
встрече, и это помогало ребенку справляться с
горем. Она приносила фотографии и рассказывала о
маме без конца.
РИСУНОК 7
Я об этом не хочу вспоминать
Это рисунок седьмой встречи. Она не хочет
вспоминать, как ее ударило электрическим током,
когда сама стирала и гладила джинсы.
Скорее всего, это тот удар, который испытал
ребенок, получив известие о гибели матери:
слишком много экспрессии на ее искаженном лице,
руки, тело в ступоре и без нижней части. Ноги
подкашиваются и не держат, когда электрическим
током бьет тяжелое известие.
Психика лечится своим, удивительным и
непостижимым способом, а я, не мешая ей делать
свое великое дело, иду за ребенком, и на этой
встрече обсуждаю домашние дела и обязанности,
которые выполняла мама, а сейчас это осваивает
Анжела. Десятилетняя девочка отвечает на новые и
новые вызовы жизни, а понимающий и бережный
взрослый, стоя на шаг или полшага сзади, не
торопится жить за нее, просто чуть-чуть,
незаметно поддерживает и не дает упасть.
Еще много боли и горя, потери родителей не
переживаются быстро, травма долго будет гореть и
тлеть в душе ребенка. Всему свое время. Не
навреди!
РИСУНОК 8
Я радуюсь
Рисунок десятой встречи. Скоро Новый год, и Дед
Мороз несет папе подарок — курительную трубку.
Папа будет курить не сигареты, а настоящий табак.
И это Анжелу радует, потому что трубка больше
нравилась маме.
Еще слишком мало радости на рисунке, но сама
тема позволяет обратить внимание ребенка на
светлые стороны ее жизни, отыскать то, что радует,
проговорить это, обсудить. Поиски ресурсов,
положительного потенциала облегчает простая
совместная игра с клубком цветных ниток: я
люблю… мне нравится… Но как это трудно дается!
РИСУНОК 9
Это Я!
Раскрывая и осознавая свои ресурсы, ребенок
духовно крепнет, что видно на рисунке. Но большие
глаза, в которых много страха, квадратная, крепко
сжатая челюсть, плечи в боевой готовности так
явно свидетельствуют о напряжении в теле, о
мышечном панцире, который беспощадно наложила
травма.
Не все легко и просто, но именно рисунок
позволяет психотерапевту понимать это и
соответственно строить контакт со страдающим
ребенком.
Дети в какой-то степени сами защищают себя.
Некоторые из неприятной, травмирующей ситуации
стремятся уйти. Другие, чтобы поддержать себя и
сделать свою жизнь легче и уютнее, создают
фантастические образы. Некоторые играют,
работают, учатся как ни в чем не бывало, игнорируя
свои болезненные переживания, и никогда за время
обучения в школе не попадают на прием к
психологу.
Некоторые защищаются, стремясь выделяться
каким-то образом; стараются привлечь к себе
внимание, что часто сопровождается тенденцией к
нарушению поведения и контактов с окружающими,
снижением успеваемости, учителя или родители
бьют тревогу и обращаются за помощью.
Лера, 10 лет. У девочки в свидетельстве о
рождении в графе «отец» стоит прочерк. У нее есть
отчим, младшие брат и сестра, она знает, что ее
отец умер, когда она была маленькая, но это
легенда семьи. Тихая, грустная, слабоуспевающая,
с низкой самооценкой, Лера подвергается агрессии
со стороны одноклассников и других детей, не
может за себя постоять. Это «случайный» ребенок,
мама родила ее в 17 лет.
РИСУНОК 10
Пальма
Свободный рисунок на первой встрече. На пальме
спит маленький желтенький котенок. Пальма,
котенок еле видны, зато как хорошо прорисована
клетка! Девочка не называет эти линии клеткой:
«просто нарисовала, не знаю, так получилось». Так
ощущается мир, в котором живет ребенок: она
чувствует себя словно в клетке, как бы в
подвешенном состоянии, без почвы под ногами,
хочется заснуть и не просыпаться. Девочка
нуждается в тепле, любви и признании. Дома много
работы, помогает маме смотреть за малышами, не
хватает времени на уроки, развлечения, друзей нет
(современная маленькая Золушка). Лера имеет
прозвище Чича.
РИСУНОК 11
Несуществующее животное
Рисунок второй встречи. Это обезьяна Чичи. Она
прячется от динозавров в ветвях дерева, бросает
им бананы, так как они хотят ее съесть. Динозавр —
это мальчик, а за ним девочки. Они умеют лазать по
деревьям, обезьяна убегает от них в речку, а из
речки обратно на дерево.
На рисунке много экспрессии, много тревоги и
беспомощности, кусты вокруг, словно взрывы
гранат, ветки дерева голые, без листьев, укрыться
негде — не спастись! Девочка чувствует себя
загнанной, абсолютно беспомощной, «тупой», как
она часто о себе говорит, возможно повторяя
оценку взрослых.
РИСУНОК 12
Как обезьяна чувствует себя сейчас?
Это вопрос следующей встречи. Лера не может
ответить на этот вопрос, но то, как она описывает
свой рисунок, выражает ее чувства и мысли,
помогает понять мир, в котором живет ребенок:
«Когда дерутся и пьют, идет дождь.
Динозавры ее укусили, и у нее вырос горб. Она
подросла, стала умнее и повзрослела. Она идет за
бананами, чтобы дать динозаврам. Они не будут ее
трогать, когда она даст бананы и скажет чей-то
секрет.
Раньше обезьянку не понимали, и она пряталась.
Сейчас стали больше понимать, она добрая, не злая
и хочет, чтобы все дружили».
Метод рисования носит двоякий характер. С одной
стороны, это замечательная диагностическая
методика, с другой — она обладает всеми
необходимыми возможностями для того, чтобы
оказывать психокорреционное воздействие.
С учетом этой особенности в технологию работы с
детьми методом рисования включаются две
диагностические методики: «Несуществующее
животное» и «Моя семья».
РИСУНОК 13
Я в классе
Серая, загнанная на дерево обезьянка
превращается в коричневую, а потом в улыбающуюся
девочку. Еще много тревоги, но больше радости и
осознания себя.
РИСУНКИ 14 , 15, 16
Автопортрет в лучах солнца
Рисунки последней, двенадцатой
встречи.
Работа далеко не закончена, но пока двенадцати
встреч достаточно. Ребенок окреп, чтобы
самостоятельно жить дальше. Необходимо
подключать другие ресурсы, и я порекомендовала
Лере ходить в студию изобразительного искусства
«Колорит», куда девочка ходит по сей день.
Через два месяца после окончания работы я
пригласила Леру на контрольную встречу и
получила Чебурашку — красавца. Очевидна
динамика эмоционального состояния ребенка и
способность справляться с напряжением жизни.
Ольга ПЕТКЕВИЧА,
магистр психологии,
сертифицированный психотерапевт
экзистенциального направления,
г. Даугавпилс, Латвия
(Окончание следует) |