Галина РЕЗАПКИНА,
психолог
Комплексная диагностика
общих способностей подростков
в условиях профильного обучения
ЧАСТЬ 2
Часть I cм. в № 11/2008
3. Диагностика познавательной сферы
Анализируя
различные подходы к определению понятия
«интеллект», М.А. Холодная (1997) выделяет восемь
направлений в экспериментально-психологических
исследованиях интеллекта, не считая
тестологического:
1. Феноменологический подход.
Гештальт-психологическая теория интеллекта (М.Вертгеймер,
В.Кёлер, К.Дункер, Р.Мейли и др.); изучение
особенностей организации индивидуальной базы
знаний (Р.Глезер, М.Чи, Дж.Кэмпион и др.). В
рамках этого направления на первый план в
понимании природы интеллекта выдвигаются
содержательные аспекты познавательного
отражения: либо предметное содержание
познавательных образов, либо понятийное
содержание долговременной семантической памяти.
2. Социокультурный подход ориентирован
на межкультурные исследования познавательных
процессов (Дж.Брунер, М.Коул и С.Скрибнер,
Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс, А.Р.Лурия и др.;
культурно-историческая теория высших
психических функций Л.С. Выготского). Интеллект
человека анализируется как результат
социализации и влияния культуры в целом.
3. Генетический подход представлен
операциональной теорией интеллекта Ж. Пиаже;
этологической теорией интеллекта У. Чарлсворза.
Интеллект рассматривается как наиболее
совершенная форма адаптации организма к
окружающей среде.
4. Процессуально-деятельностный подход направлен
на исследование интеллекта в контексте
теории мышления как процесса (С.Л.Рубинштейн,
А.В.Брушлинский, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина
и др.); на изучение личностной детерминации
интеллектуальных процессов (О.К.Тихомиров,
К.А.Абульханова-Славская и др.). При этом
интеллектуальные процессы анализируются как
особая форма человеческой деятельности.
5. Образовательный подход включает теории
когнитивного научения (А.Стаатс, К.Фишер,
Р.Фейерштейн и др.); исследования интеллекта в
контексте проблемы обучаемости (И.А.Менчинская,
З.И. Калмыкова, Г.А.Берулава и др.). В рамках
этого направления предполагается, что природа
интеллекта может быть выявлена путем анализа
«процедуры его приобретения». Таким образом,
интеллект рассматривается как продукт
целенаправленного обучения.
6. Информационный подход ориентирован
на изучение элементарных информационных
процессов как основы индивидуальных
интеллектуальных различий (Э.Хант, Р.Стернберг).
К нему можно отнести исследования, направленные
на проверку гипотезы о роли «ментальной
скорости» (Г.Айзенк). В исследованиях,
связанных с этим подходом, интеллект
рассматривается как совокупность элементарных
процессов переработки информации.
7. Структурно-уровневый подход
представлен структурно-уровневой теорией
интеллекта (Б.Г.Ананьев, М.Д.Дворяшина, Е.И.
тепанова и др.); теорией функциональной
организации познавательных процессов (Б.М.Величковский).
При этом под интеллектом понимается сложная
умственная деятельность, представляющая собой
систему разноуровневых познавательных
процессов.
8. Регуляционный подход направлен на
изучение регулирующей функции интеллекта (Л.Терстоун);
анализ интеллекта как формы ментального
самоуправления (Р.Стернберг). Интеллект
рассматривается как механизм саморегуляции
психической и поведенческой активности.
Сторонники тестологического, или
психометрического, подхода, признавая важность
отмеченных выше направлений изучения
интеллекта, отмечают, что большинство из
перечисленных теоретических разработок так и не
увенчались созданием процедур, позволяющих
оценить уровень и особенности интеллектуального
развития. Более того, в своей практической работе
тесты интеллекта используют как сторонники, так
и противники психометрического подхода.
Возможно, этим объясняется удивительная
живучесть неоднократно раскритикованных тестов
интеллекта.
Хотя у психологов, занимающихся изучением
интеллектуальных процессов, до сих пор нет единой
точки зрения на природу интеллекта, это не мешает
психологам его измерять и развиать.
Школьное
обучение направлено на развитие конвергентного
мышления, при котором ведущая роль отводится
коре левого полушария мозга, особенно развитию
высших психических функций, связанных с
запоминанием, сохранением и воспроизведением
информации. Левое полушарие мозга обрабатывает
информацию последовательно и линейно,
аналитически и логически. Конвергентное
мышление необходимо в таких профессиях, как
швея-мотористка, слесарь, учитель, военный,
оператор ЭВМ, бухгалтер и др. Школьные экзамены и
так называемые тесты достижений рассчитаны на
людей с преобладающим конвергентным мышлением.
Дивергентное мышление свойственно
творческим людям, которые способны образовывать
неожиданные комбинации из обычных элементов или
находить и устанавливать связи между элементами,
не имеющими на первый взгляд ничего общего. В
творчестве ведущая роль отводится правому
полушарию, которое обрабатывает информацию
глобально, синхронно и интуитивно, то есть
нелинейно.
Дивергентное мышление необходимо
представителям таких профессий, как, например,
модельер, программист, ученый-исследователь,
художник и др. В исследованиях, проведенных
сотрудниками Института психологии Российской
академии наук, выявлена закономерность:
высококреативные личности хуже решают задачи на
репродуктивное мышление, к которым относятся
практически все тесты интеллекта, поскольку
креативность противоположна интеллекту, как
способности к универсальной адаптации.
Творчество антиадаптивно — поэтому креативным
людям трудно решать простые интеллектуальные
задачи! (Дружинин В.Н. Диагностика общих
познавательных способностей.)
Знаменитый математик А. Пуанкаре показал столь
убогий результат по тесту Бине, что его посчитали
умственно отсталым. Т. Эдисон в школе славился
своей медлительностью. Он вспоминал: «Отец
считал меня туповатым, и я почти свыкся с этой
мыслью». А. Эйнштейн в детстве казался ущербным.
Его учитель греческого языка как-то воскликнул:
«Ты никогда ничего не добьешься!» Позже Эйнштейн
был исключен из школы и завалил вступительный
экзамен в колледж.
Большинство тестов, используемых для измерения
интеллекта, имеют одно правильное решение.
Высокие баллы по тесту получают не люди,
творчески мыслящие, а те, кто хорошо принимает
ценности и предложенные обществом схемы. Однако
способность понимать, разделять и использовать
стандартные схемы и понятия вступает в
противоречие с необходимостью и потребностью
иметь свой взгляд на мир.
3.1. Тест интеллектуального потенциала
П. Ржичан
Тест интеллектуального потенциала (ТИП) —
один из 25 тестов, утвержденных ЮНЕСКО для
психологического исследования личности. Тест
принадлежит к группе практических (невербальных)
тестов и направлен на выявление уровня развития
невербального интеллекта. В ходе диагностики
исследуется способность испытуемого выводить
закономерности на основе анализа и синтеза
невербальной информации. Успешность выполнения
теста зависит от способности логически мыслить и
раскрывать существенные связи между предметами
и явлениями. Рекомендуется для лиц старше 14 лет.
На работу с основными заданиями отводится 20
минут.
Инструкция. Тест включает 4
тренировочных задания и 29 основных. Каждое
задание занимает одну строку, в левой ее части —
четыре квадрата, три из которых заполнены
рисунками, а четвертый — пустой. Рисунки в левой
части находятся в определенной
последовательности, которая не закончена. Ваша
задача — найти подходящий рисунок в правой части
задания и записать его номер в пустом квадрате,
завершив таким образом последовательность. Как
вы думаете, какой из рисунков справа может занять
место в пустом квадрате?
После
того как испытуемый ознакомлен с инструкцией,
профконсультант разбирает вместе с ним
тренировочные задания, акцентируя внимание на
том, что имеется только одно правильное решение.
Испытуемый должен найти это решение.
В случае ошибки экспериментатор показывает
правильное решение и объясняет его. Убедившись,
что испытуемый понял, что от него требуется,
экспериментатор дает команду приступить к
выполнению основного задания. По истечении 10
минут следует предупредить клиента, что прошла
половина времени. По истечении 20 минут работа
прекращается.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обработка заключается в подсчете правильных
ответов. По количеству правильных ответов
определяется уровень развития невербального
интеллекта. Уровень интеллектуального развития
можно оценить с помощью следующей таблицы:
Количество
правильных ответов |
Коэффициент
интеллекта |
Уровень
интеллекта |
Процент людей,
имеющих такой уровень |
26–29 |
135–140 |
Очень высокий |
7 % |
21–25 |
120–134 |
Высокий |
18% |
16–20 |
100–119 |
Уровень большинства |
50% |
10–15 |
80–99 |
Сниженный |
18% |
Меньше 10 |
Меньше 80 |
Очень низкий |
7% |
Правильные ответы
1 – 2 |
7 – 6 |
13 – 6 |
19 – 6 |
25 – 2 |
2 – 3 |
8 – 2 |
14 – 5 |
20 – 2 |
26 – 6 |
3 – 2 |
9 – 3 |
15 – 4 |
21 – 5 |
27 – 3 |
4 – 6 |
10 – 3 |
16 – 1 |
22 – 6 |
28 – 1 |
5 – 3 |
11 – 2 |
17 – 3 |
23 – 1 |
29 – 5 |
6 – 5 |
12 – 2 |
18 – 5 |
24 – 4 |
Сумма |
Измеряемый с помощью ТИП уровневый
показатель интеллекта — всего лишь разовый
замер, который не может служить основанием для
категорических выводов. Поскольку интеллект —
интегральное образование, для заключения об
уровне его развития необходимо комплексное
исследование, основной критерий которого —
успешность адаптации испытуемого в практической
деятельности. Учитывая, что в данном тесте роль
пространственных представлений минимальна, для
решения вопроса о возможностях испытуемого в
области инженерных, конструкторских,
архитектурных специальностей необходимо
дополнить исследование методиками,
определяющими уровень развития
пространственных представлений.
ЛИТЕРАТУРА
Тест интеллектуального потенциала. — Киев:
КГЦПМ, 1989.
Резапкина Г. Я и моя профессия. — М.: Генезис,
2000.
Резапкина Г. Искусственный отбор. — М.:
Генезис, 2004,
Резапкина Г. Отбор в профильные классы. — М.:
Генезис, 2005.
3.2. Краткий отборочный тест (КОТ)
(Тест оценки общих умственных способностей,
адаптация Н.В. Бузина)
Тест применяется для диагностики уровня
интеллектуального развития и структуры
интеллекта. Его преимущества по сравнению с
аналогичными методиками — быстрота и удобство
проведения и обработки данных, высокая
валидность и надежность. Структура теста
позволяет определить не только комплексный
показатель общих способностей, но и степень
выраженности отдельных аспектов интеллекта,
таких, как грамотность, пространственное
воображение и математические способности.
Ограничением использования методики является
образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ
— 7-й класс общеобразовательной школы (13 лет).
Тест КОТ предназначен для определения
интегрального показателя «общие способности» и
предусматривает диагностику следующих сторон
интеллекта.
Способности обобщения и анализа материала.
При выполнении заданий на пословицы необходимо
абстрагироваться от конкретной фразы,
переходить в область интерпретаций смыслов и
находить в этой области пересечения смыслов, а
затем возвращаться к конкретным фразам.
Гибкость мышления. Если испытуемый
неправильно выполняет задания этого типа, то
можно предположить, что ассоциации носят
хаотических характер.
Инертность мышления. Переключаемость.
Расположение заданий предусматривает
способность быстро переключаться с одного вида
деятельности на другой. Чередование различных
типов заданий в тесте может затруднять их
решение лицам с инертными связями прошлого
опыта. Такие лица с трудом меняют избранный
способ работы, не склонны менять ход своих
суждений, переключаться с одного вида
деятельности на другой. Их интеллектуальные
процессы малоподвижны, темп работы замедлен.
Вместе с тем невысоко качество их умственной
продукции.
Эмоциональные компоненты мышления.
Отвлекаемость. Мышление должно быть активно
направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста
снижает показатель теста у лиц с эмоциональной
деструкцией мыслительных процессов (задания 24, 27,
31 и др.).
Скорость и точность восприятия.
Распределение и концентрация внимания.
Часть заданий теста относится к так называемым
канцелярским способностям (задания 8–13). Труд
высококвалифицированного специалиста,
руководителя предполагает работу с массой
различных документов, которые необходимо
обработать в сжатые сроки, выделить основное
содержание, сопоставить цифры и т.д.
Употребление языка. Грамотность. Часть
заданий теста рассчитана на определение умения
правильно пользоваться языком, оценку
грамотности и элементарных знаний иностранного
языка (в пределах алфавита).
Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка.
Согласно инструкции тест допускает решение
задач в любой последовательности. Некоторые
испытуемые, которым легче даются либо числовые,
либо вербальные задачи, осознавая этот факт,
просматривают все задания и решают самые для
себя простые, а затем возвращаются к другому типу
задач.
Пространственное воображение. В тесте
представлены четыре задания, связанные с
операциями в двухмерном пространстве.
Методика КОТ используется при отборе и
распределении кадров в промышленности, армии,
системе образования. Она может использоваться в
любых ситуациях, связанных с определением
способности к обучению.
Тест имеет единственный интегральный
показатель (ПТ) — число правильно решенных задач.
ПТ имеет медианные нормы, которые дают
возможность оценки результатов по принципу
«верно — не верно». Возможно использование
методики индивидуально и в группе. Время
заполнения бланка ответов ограничено 15–20
минутами.
Инструкция. Вам предлагается тест,
который содержит 50 вопросов. На его выполнение
дается 15–20 минут. Если какой-то вопрос вызывает у
вас трудности, переходите к следующему.
1. Одиннадцатый месяц года — это:
1) октябрь;
2) май;
3) ноябрь;
4) февраль.
2. «Суровый» является противоположным по
значению слову:
1) резкий;
2) строгий;
3) мягкий;
4) жесткий;
5) неподатливый.
3. Какое из приведенных ниже слов отлично
от других?
1) определенный;
2) сомнительный;
3) уверенный;
4) доверие;
5) верный.
4. Верно ли то, что сокращение «н.э.»
означает «нашей эры» («новой эры»)?
1) да;
2) нет.
5. Какое из следующих слов отлично от других?
1) звонить;
2) болтать;
3) слушать;
4) говорить;
5) нет отличающихся слов.
6. Слово «безукоризненный» является
противоположным по своему значению слову:
1) незапятнанный;
2) непристойный;
3) неподкупный;
4) невинный;
5) классический.
7. Какое из приведенных слов относится к
слову «жевать», как «обоняние» к «нос»?
1) сладкий;
2) язык;
3) запах;
4) зубы;
5) чистый.
8. Сколько из приведенных ниже пар слов
являются полностью идентичными?
Sharp M.C. Fielder E.H.
Сonnor M.C.
Woesner O.W.
Soderquist P.E. |
Sharp M.C. Filder E.N.
Conner M.G.
Woerner O.W.
Soderquist B.E. |
9. «Ясный» является
противоположным по смыслу слову:
1) очевидный;
2) явный
3) недвусмысленный;
4) отчетливый;
5) тусклый.
10. Предприниматель купил несколько
подержанных автомобилей за 3500 нерублей, а продал
их за 5500, заработав на этом 50 нерублей за
автомобиль. Сколько автомобилей он продал?
11. Слова «стук» и «сток» имеют:
1) сходное значение;
2) противоположное;
3) ни сходное, ни противоположное.
12. Три лимона стоят 45 рублей. Сколько стоят 1,5
дюжины?
13. Сколько из этих 6 пар чисел являются
полностью одинаковыми?
5296 66986
834426
7354256
61197172
83238324 |
5296 69686
834426
7354256
61197172
83238234 |
14. «Близкий» является
противоположным по значению слову:
1) дружеский;
2) приятельский;
3) чужой;
4) родной;
5) иной.
15. Какое число является наименьшим?
1) 6
2) 0,7
3) 9
4) 36
5) 0,31
6) 5
16. Расставьте предлагаемые ниже слова в
таком порядке, чтобы получилось правильное
предложение. В качестве ответа введите номер
последнего слова.
ЕСТЬ СОЛЬ ЛЮБОВЬ ЖИЗНИ
17. Какой из приведенных ниже
рисунков наиболее отличен от других?
18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый
поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал
второй?
19. Слова «восходить» и «возродить» имеют:
1) сходное значение;
2) противоположное;
3) ни сходное, ни противоположное.
20. Расставьте предлагаемые ниже слова в
таком порядке, чтобы получилось утверждение.
Если оно правильно, то ответом будет 1, если
неправильно — 2.
МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ
21. Какие две из приведенных ниже фраз
имеют одинаковый смысл:
1) Держать нос по ветру.
2) Пустой мешок не стоит.
3) Трое докторов не лучше одного.
4) Не все то золото, что блестит.
5) У семи нянек дитя без глаза.
22. Какое число должно стоять вместо
вопросительного знака?
73 66 59 52 45 38 ?
23. Длительность дня и ночи в сентябре
почти такая же, как и:
1) в июне;
2) марте;
3) мае;
4) ноябре.
24. Предположим, что первые два
утверждения верны. Тогда заключительное будет:
1) верно;
2) неверно;
3) неопределенно.
Все передовые люди — образованные.
Все передовые люди занимают крупные посты.
Некоторые образованные люди занимают крупные
посты.
25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он
будет ехать с той же скоростью, то какое
расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.?
26. Если предположить, что два первых
утверждения верны, то последнее:
1) верно;
2) неверно;
3) неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.
27. Пять полукилограммовых пачек мясного
фарша стоят 20 нерублей. Сколько килограмм фарша
можно купить за 8 нерублей?
28. Слова «расстилать» и «растянуть» имеют:
1) сходное значение;
2) противоположное;
3) ни сходное, ни противоположное.
29. Разделите эту геометрическую фигуру
прямой линией на две части так, чтобы, сложив их
вместе, можно было бы получить квадрат.
30. Предположим, что первые два
утверждения верны. Тогда последнее будет:
1) верно;
2) неверно;
3) неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.
31. Автомобиль стоимостью 2400 нерублей был
уценен во время сезонной распродажи на 33,33 %.
Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
32. Какие три из пяти фигур нужно соединить
таким образом, чтобы получилась равнобедренная
трапеция?
33. На платье требуется 2,33 м ткани. Сколько
платьев можно сшить из 42 м?
34. Значения следующих двух предложений:
1) сходны;
2) противоположны;
3) ни сходны, ни противоположны.
Трое докторов не лучше одного.
Чем больше докторов, тем больше болезней.
35. Слова «увеличивать» и «расширять»
имеют:
1) сходное значение;
2) противоположное;
3) ни сходное, ни противоположное.
36. Смысл двух английских пословиц:
1) схож;
2) противоположен;
3) ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя якорями.
Не клади все яйца в одну корзину.
37. Коммерсант купил ящик с апельсинами
за 36 нерублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает,
что 2 дюжины испортятся еще до того, как он
продаст все апельсины. По какой цене за дюжину
ему нужно продавать апельсины, чтобы получить
прибыль в 1/3 закупочной цены?
38.Слова «претензия» и «претенциозный» имеют:
1 — сходное значение;
2 — противоположное;
3 — ни сходное, ни противоположное.
39. Полкило бананов стоит 1,25 нерублей.
Сколько килограммов бананов можно купить за 50
нерублей?
40. Один из членов ряда не подходит к
другим. Каким числом вы бы его заменили?
1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6
41.Слова «отражаемый» и «воображаемый»
имеют:
1) сходное значение;
2) противоположное;
3) ни сходное, ни противоположное.
42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20
м?
43. Следующие две фразы по значению:
1)
сходны;
2) противоположны;
3) ни сходны, ни противоположны.
Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
Хорошее качество обеспечивается простотой,
плохое сложностью.
44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5
% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить,
чтобы поразить ее сто раз?
45. Одно из чисел ряда не подходит к другим.
Какое число надо поставить на его место?
1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14
46.Три партнера решили поделить прибыль
поровну. Т. вложил в дело 45000 нерублей, К. — 35000, П.
— 20000. Если прибыль составит 24000 нерублей, то на
сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с
тем, как если бы прибыль была разделена
пропорционально вкладам?
47. Какие две из приведенных ниже пословиц
имеют сходный смысл?
1) Куй железо, пока горячо.
2) Один в поле не воин.
3) Лес рубят, щепки летят.
4) Не все то золото, что блестит.
5) Не по виду суди, а по делам гляди.
48. Значения следующих фраз:
1) сходны;
2) противоположны;
3) ни сходны, ни противоположны.
Лес рубят, щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.
49. Какая из этих фигур наиболее отлична от
других?
50. В статье 24000 слов. Редактор решил
использовать шрифт двух размеров. При
использовании крупного шрифта на странице
умещается 900 слов, мелкого — 1200. Статья занимает 21
страницу. Сколько страниц надо напечатать мелким
шрифтом?
Бланк
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
1 |
|
11 |
|
21 |
|
31 |
|
41 |
|
2 |
|
12 |
|
22 |
|
32 |
|
42 |
|
3 |
|
13 |
|
23 |
|
33 |
|
43 |
|
4 |
|
14 |
|
24 |
|
34 |
|
44 |
|
5 |
|
15 |
|
25 |
|
35 |
|
45 |
|
6 |
|
16 |
|
26 |
|
36 |
|
46 |
|
7 |
|
17 |
|
27 |
|
37 |
|
47 |
|
8 |
|
18 |
|
28 |
|
38 |
|
48 |
|
9 |
|
19 |
|
29 |
|
39 |
|
49 |
|
10 |
|
20 |
|
30 |
|
40 |
|
50 |
|
Обработка теста производится
при помощи ключа правильных ответов.
Подсчитывается общее число совпавших ответов и
цифрой фиксируется в бланке протокола ответов в
клетке «количество баллов». Затем по таблице
норм устанавливается уровень развития общих
умственных способностей.
Ключ
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
1. |
3 |
11. |
3 |
21. |
3, 5 |
31. |
1600 |
41. |
3 |
2. |
3 |
12. |
270 |
22. |
31 |
32. |
1, 2, 4 |
42. |
14 |
3. |
2 |
13. |
4 |
23. |
2 |
33. |
18 |
43. |
1 |
4. |
1 |
14. |
3 |
24. |
1 |
34. |
3 |
44. |
800 |
5. |
3 |
15. |
5 |
25. |
1500 |
35. |
1 |
45. |
1/10 |
6. |
2 |
16. |
4 |
26. |
1 |
36. |
1 |
46. |
2800 |
7. |
4 |
17. |
4 |
27. |
1 |
37. |
4,80 |
47. |
4, 5 |
8. |
1 |
18. |
4 |
28. |
1 |
38. |
1 |
48. |
1 |
9. |
5 |
19. |
3 |
29. |
2, 13 |
39. |
20 |
49. |
3 |
10. |
40 |
20. |
2 |
30. |
3 |
40. |
1/8 |
50. |
17 |
Выборка |
Норма |
Уровень |
Стандартные
отклонения |
Школьники
7–9-х классов |
9
16
23 |
низкий
средний
высокий |
7 |
Школьники
10–11-х классов |
17
21
25 |
низкий
средний
высокий |
4 |
ЛИТЕРАТУРА
Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. — М., 1992.
Продолжение следует |