Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2008


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Неразлучные друзья — взрослые и дети

Сценарий семейного вечера

Цели: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, объединение классного коллектива, усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Форма проведения: семейный вечер.

Подготовительная работа: оформление классного кабинета; подбор cитуаций для обсуждения; выставка фотографий «Моя семья»; аудиозаписи.

ХОД ВСТРЕЧИ

1. Вступительное слово

Ведущий. Наш сегодняшний мир полон противоречий и отчаянья, на каждом шагу мы сталкиваемся с отчужденностью людей друг от друга. Но у нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, что бы с нами ни случилось. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Давайте начнем наш семейный вечер с песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Все поют песню.

2. Приветствие

Участники приветствуют друг друга в разных вариантах: рукопожатие, «Привет!», стукнуться кулачками, потереться спинками...

3. Игра «Экзамен»

Ведущий. Следующее наше задание поможет выяснить, насколько хорошо вы знаете друг друга.

Участникам раздаются листки, на которых дети и их родители одновременно, независимо друг от друга отвечают на вопросы, которые задает ведущий.

ВОПРОСЫ

• Любимый цвет вашего ребенка (родителя)?

• Любимый праздник?

• Любимые конфеты?

• Любимая песня?

• Любимая еда?

• Любимые школьные предметы?

• Как зовут лучшую подругу (друга)?

После выполнения ответы сверяются.

4. Упражнение «Мы и наши родители»

Образуются группы «детей» и «родителей».

Затем обе группы — одна с точки зрения родителей, другая с точки зрения детей — составляют списки ситуаций и проблем, наиболее часто приводящих к конфликтам между родителями и детьми.

После того как задание выполнено, группы садятся за стол переговоров. Представители каждой группы зачитывают свои списки и вместе находят способы разрешения конфликтных ситуаций.

Потом «родители» обсуждают, что могли бы сделать родители, чтобы их дети почувствовали себя более взрослыми; а «дети» обсуждают, что могли бы сделать дети, чтобы помочь родителям поверить в них.

5. Коллаж

Участники образуют группы: родители, дети.

Ведущий предлагает группе родителей создать коллаж на тему «Современный идеальный ребенок», а группе детей — «Современные идеальные родители».

По окончании представители групп должны аргументировать свою работу.

Плакаты вывешиваются на доску.

6. Упражнение «Солнце любви»

Ведущий. Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка (родителя). На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей (родителей).

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Родители и дети обмениваются листками — солнышками.

7. Игра «Гусеница»

Ведущий. Сейчас мы с вами станем одной большой гусеницей. У этой гусеницы много-много ног, но одно туловище. Гусеница — как семья, ведь семья состоит из нескольких человек, но они все являются одним целым, потому что объединены любовью друг к другу.

В единой цепи, но без помощи рук (участников соединяют воздушные шары) вы должны пройти по определенному маршруту.

8. Упражнение «Плодородный сад»

Подводя итоги встречи, участники (родители и дети) выполняют это задание.

На доске вывешивается плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются вырезанные из картона яблоки (зеленые — детям, красные — родителям), на которых они пишут ответы на вопросы:

Что вы думаете о прошедшем занятии?

Что было для вас важным?

Что вам понравилось?

Чему вы научились?

Затем зеленые яблоки приклеиваются на дерево, красные – под деревом.

Проходит обсуждение.

9. Заключительное слово

Ведущий. Заканчивая сегодняшний вечер, хочется сказать большое спасибо всем участникам и выразить надежду, что семейный вечер помог нам ближе узнать друг друга, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству.

Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага! Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшнем вечере.

А сейчас все приглашаются на чаепитие.

Елена БАРКОВСКАЯ,
педагог-психолог,
УО «Полоцкая государственная
общеобразовательная средняя школа № 18
имени Евфросинии Полоцкой»,
г. Полоцк, Республика Беларусь

 

ЛИТЕРАТУРА

Семейное воспитание / Сост. Т.Е. Заводова, Ю.А. Лежнева. — Мн.: Красико-Принт, 2006.

Развитие нравственных качеств школьника / Сост. С.А. Бергер, Е.Е. Шилейко. — Мн.: Красико-Принт, 2006.