Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2008
Необходимость встречи


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Необходимость встречи

Подводные камни психологического консультирования

Психолог в школе ведет работу как научного, так и практического характера. В практическом плане много времени занимает консультирование. Это одна из самых увлекательных и в то же время сложных форм психологического сопровождения учебно-педагогического процесса. Каждая консультация — живая встреча, исход которой далеко не всегда предсказуем. Я бы хотел поделиться некоторыми наблюдениями, которые могут оказаться полезными для консультативной работы.

Главное — безопасность

Известно, что для роста и развития живых организмов (растений и животных) требуется благоприятная атмосфера — нужное количество кислорода, оптимальная температура, наличие или отсутствие солнечных лучей. Если атмосфера ухудшается, то развитие замедляется вплоть до гибели организма. Это справедливо также и для человека.

Психологическое взросление, которое является целью консультации, также можно рассматривать как развитие, поэтому для его успешного проведения в кабинете психолога также необходима благоприятная атмосфера. Ее суть можно обозначить одним словом — безопасность. Что бы психолог ни делал, как бы ни воздействовал — создание и сохранение атмосферы безопасности для клиента является его основной заботой. Только в этой оптимальной среде психологические методики начинают давать максимальный эффект.

Использовать техники консультирования даже по всем правилам, но без учета элементарных мер безопасности — это все равно что поливать цветы зимой. Они окончательно замерзнут и в конце концов погибнут. От такой «консультации» проблемы человека только усугубятся.

Почему необходимо создавать у человека чувство именно безопасности? Источник проблемы — это результат конфликта между двумя желаниями. При этом обычно одно желание социально одобряемое (то есть на его стороне внутренняя цензура человека), а другое — «плохое», неодобряемое. В задачу психолога входит примирить эти два стремления, для того чтобы человек обрел свою целостность. Чтобы эти два желания, как два партнера, смогли встретиться на нейтральной территории и при помощи посредника-психолога договориться друг с другом, — именно для этого и нужна определенная атмосфера.

Из чего же складывается атмосфера безопасности? Возможно, это покажется кому-то банальным, но самая главная ее составляющая — это любовь. Есть даже такое выражение: знание без любви — это смерть. К сожалению, вопрос о том, как развить в себе способность к любви, выходит за рамки данной статьи. Но есть и другие факторы для создания безопасной атмосферы, на которые нужно обратить внимание.

Необходимые факторы

1. Правильная с точки зрения безопасности организация пространства психологической работы. Сюда входит, например, расположение стульев или кресел в вашем кабинете. Их надо расставлять не напротив друг друга, а под некоторым углом. Расположение «глаза в глаза» создает излишне напряженную атмосферу. Желательно, чтобы психолог и тот, кто к вам обратился, сидели на одном уровне. Нельзя усаживать человека спиной к двери, напротив источника яркого света и пр. Кабинет должен иметь достаточную звуконепроницаемость, чтобы клиент мог выражать свои эмоции с любым уровнем громкости.

2. Следует каждый раз принимать клиента в одном и том же помещении. У человека уходит гораздо меньше времени на освоение обстановки в начале очередной консультации.

3. Точно соблюдать все договоренности.Это дает человеку ощущение надежности и уверенности в психологе. Опоздание психолога или перенос консультации по его инициативе ослабляет это чувство.

4. Соблюдать конгруэнтность в общении. Конгруэнтность, то есть соответствие элементов поведения, например вербальных и невербальных. Плохо, если психолог говорит, что рад встрече, но его интонация при этом равнодушная, или психолог говорит о том, что готов слушать, а сам начинает стряхивать крошки со стола. Это разрушает доверие к психологу и может неосознанно ассоциироваться с ложью и обманом.

5. Недопустима и разрушительна для атмосферы безопасности агрессия со стороны психолога. К ней можно отнести оценочный подход и критичность. Опаснее всего не открытая (это все же искреннее выражение своих чувств), а скрытая агрессия. Скрытая агрессия может ощущаться в невербальных проявлениях (например, жестикулирование указательным пальцем, скрещивание рук «клином» в сторону клиента и др.), в интонации и даже в молчании. Одним из проявлений скрытой агрессии является ирония. Ироничность психолога сразу начинает психологически «закрывать» другого человека.

Насколько ваша внешность как психолога вызывает чувство безопасности и доверия, можно проверить очень простым способом. Вспомните, как часто к вам подходят незнакомые люди с просьбой указать дорогу или сказать, который час? Когда мы ищем помощи, то обычно не обращаемся к первому встречному, а выбираем того, кто кажется нам наиболее безопасным. Если к вам обращаются — значит, вас не боятся. Если такое происходит редко, то, возможно, следует обратить на это внимание и поразмышлять: чем я отпугиваю людей от себя?

Сознательное и бессознательное

Во время консультации человек говорит о себе разные слова. Иногда этих слов бывает очень много. Как же разобраться в его тексте? На что реагировать, что следует уточнить, в каких словах проявляется его проблема?

Наиболее эффективным бывает такое слушание, где психолог не концентрируется на чем-то специально. Здесь важно довериться своим ощущениям, поэтому необходимо воспринимать речь клиента как бы расфокусированно. Какое-то слово неизбежно выбивается из общего текста, внося дисгармонию в речь. Это и есть то самое «ключевое» слово, которое следует отложить в памяти. Ключевое слово — это такое слово, которое отличается от остальных: то ли оно прозвучало громче, то ли выпадает из текста по стилю, то ли оно произнесено с какой-то особой интонацией.

Когда человек что-то сообщает, то с нами общаются одновременно его сознательная и бессознательная части. У бессознательной части слов нет, она параллельно с сознательной особым образом сопровождает текст, вплетаясь в него и создавая свой орнамент — подтекст. Выбирая определенные слова и делая их «ключевыми», бессознательное через них сообщает совсем другой, скрытый от самого человека текст.

Другой важный момент заключается в том, что у психолога тоже есть бессознательное. Контакт с клиентом — это не только встреча двух сознаний, но и двух бессознательных миров. Конечно, управлять бессознательным невозможно, но можно хотя бы помнить об этом и не переоценивать значение словесного текста человека.

Эффективное слушание

Существенную диагностическую информацию можно получить путем анализа характера ответов на вопросы психолога. Чтобы распознать реакции, указывающие на то, что мы затронули проблему человека, обращайте внимание на следующее.

1. Пауза превышает 5–10 секунд. Чем дольше такая «задержка в коммуникации», тем более важное место занимает эта тема. Наибольшее доверие вызывает ответ без паузы после вопроса, когда человек говорит первое, что приходит в голову. Отсутствие длительных пауз свидетельствует прежде всего о доверии к психологу. В этом случае можно попросить сказать о том, что приходило в голову человеку тогда, когда он молчал.

2. Многословные реакции, словесный поток, в котором скрываются ключевые слова. Человек хочет, чтоб вы его услышали, но неосознанно пытается скрыть важное в общем словесном потоке. Здесь можно попросить еще раз сформулировать наиболее существенную, на взгляд клиента, информацию.

3. Повторение предыдущего ответа при новом вопросе, как будто человек его не воспринял как новый. Это говорит прежде всего о сопротивлении этому новому вопросу, скрытом нежелании на него отвечать. Можно спросить, чем клиенту не понравился последний вопрос.

4. Человек отвечает на вопрос вопросом. Это более явная, чем предыдущие, защитная реакция. Пока вы отвечаете, клиент успевает придумать правдоподобный ответ на ваш вопрос.

5. Ответ на предыдущий вопрос. Таким способом клиент уходит от неприятного вопроса, выбирая из двух вопросов более безопасный для себя.

6. Ответы типа «не знаю» или отказ от ответа. В этом случае человек ведет себя как на экзамене, будто существуют правильные объективные ответы по поводу его субъективной реальности.

7. Ответ имеет весьма отдаленное отношение к вопросу. Можно попросить человека самого рассказать о том, как связан ваш вопрос с его ответом.

8. Значение вопроса недооценивается, легкомысленная реакция.

9. Наличие неологизмов в ответе, то есть слов, являющихся новообразованием.

10. Непонимание вопроса или реакция, показывающая, что его не расслышали. В этом случае не стоит повторять вопрос, надо спросить, что человек услышал.

11. Ответ содержит аффективный заряд, эмоциональную окраску.

12. Несоответствие ответа сопутствующей ему невербальной реакции (жесту, движению телом, мимике). Это может быть признаком внутреннего несоответствия, конфликта двух частей личности. Можно на этом зафиксировать внимание: «Когда вы говорили, вы при этом убрали руки под стол. О чем ваши руки вам сообщают?»

13. Вместо собственного ответа человек цитирует кого-то другого. Можно спросить: «А что вы сами об этом думаете?»

14. Избегание определенных тем для обсуждения. Это может быть связано с болезненными областями жизни человека.

Самое важное для психолога при слушании другого человека — не стремиться его разгадать. Тот, кто к вам обратился, — это не ребус. Главное в консультации заключается не в том, чтобы вы все поняли о человеке, а в том, чтобы человек понял сам себя. Вы же создаете условия для его самопонимания. Включая расширенное слушание, вы лишь отмечаете проблемные места человека, позволяя ему самому увидеть и понять их.

Психическая инфекция

Если использовать метафору о психическом теле, то можно предположить наличие и «психической инфекции». Вот один из примеров.

Как-то раз на мои занятия пришел мужчина и сказал, что хочет научиться брать энергию из космоса. Когда я его спросил, а откуда он сейчас ее берет, он сказал: «От матери, но я этого не хочу». На вопрос: «А как вы об этом узнали?» — он ответил: «Мне жена сказала!» То есть приняв на веру сообщение жены и не защитившись от него, мужчина заразился идеей энергетического «вампиризма». Таким образом он стал очень управляемым. В любой момент жена может сделать ему замечание: «Опять энергию от матери качаешь», и он совершенно беззащитен перед ней.

Ввиду полной психологической безграмотности и запущенности в нашей стране, человека сегодня может «заразить» любая идея типа порчи и сглаза, нашествия инопланетян, зомбирования людей и пр. В отношении ухода за своим психическим телом современный человек больше похож на бомжа со свалки, чем на интеллигента. Многие даже не знают, как о нем можно было бы позаботиться. Огромное количество психологических проблем, осложняющих жизнь, возникает вследствие незнания элементарных правил психогигиены. Тратить деньги на психологическую помощь — все равно что бомжу тратиться на мыло и предметы обихода: «Обойдемся как-нибудь». Психика чем-то похожа на микробов — ее тоже не видно.

Как же повысить свой психологический иммунитет? Основная причина возникновения «психических инфекций» заключается в принятии человеком информации без соответствующих ей ощущений, то есть только на рациональном уровне. Если вам говорят, что вы берете энергию, а вы этого не ощущаете, — не торопитесь верить. Принятие информации только после ощущений, подтверждающих ее, может значительно повысить ваш иммунитет.

Что касается психологического консультирования, то здесь риск заражения огромен. Все, что ни скажет психолог о клиенте, последний стремится принять на веру. Например, психолог говорит, что у человека проблема заключается в подавленной ненависти к матери. Клиент может не ощущать эту эмоцию, но, заразившись идеей психолога, скоро на самом деле возненавидит свою мать. Любая необоснованная или раньше времени данная психологическая интерпретация — это всегда инфекция, которая не облегчит, а только усложнит жизнь клиента.

Отягощенный личными проблемами, психолог также может быть разносчиком инфекций. В этом случае он не способен отражать, как чистое зеркало, и его психическое тело смешивается с телом клиента. Вместо обнаружения себя, человек видит теперь искаженный образ, этакий гибрид из двух тел. Придя с одной проблемой, человек в таком случае может заполучить еще и дополнительные, привнесенные извне — от психолога.

К сожалению, иногда сами психологи, помимо личных проблем, инфицированы и заражают других еще и так называемыми «психологическими знаниями». Когда знания не являются умениями, то есть не прожиты и не пережиты человеком, эти знания всего лишь инфекция. Если «грузить» клиента психологическими терминами типа «экстраверт», «доминантность», «фрустрация», можно еще больше запутать его.

Посредников просим не беспокоиться

У Ф. Перлза есть очень интересная идея о трех зонах. Рассматривая контакт организма и среды, он обозначил пространство внутри организма как «внутреннюю зону», а окружающий мир — как «внешнюю зону». Для удовлетворения своих потребностей организм должен быть постоянно в контакте с внешней средой. Но у человека между этими двумя пространствами существует и третья, «средняя зона». В нее входит все то, чего не существует в реальности: оценки, фантазии, абстракции, жизненные принципы, моральные нормы, мысли о прошлом и будущем и тому подобное.

Застревание в средней зоне приводит к тому, что человек начинает хуже слышать потребности своего организма и слабее ориентироваться во внешней зоне. Возникает состояние, когда я не знаю, чего я хочу, или я думаю, что я хочу чего-то. Это и есть невротическое состояние. Самый трудный вопрос для невротика: «Что вы сейчас чувствуете?» — «Я думаю, что я выгляжу нелепо». — «Это вы так думаете, а что вы чувствуете?» — «…Я ничего не чувствую. Мне кажется, я немного устал». — «А что же вы чувствуете?» — «Ну, не знаю».

Откуда же берется средняя зона? Когда ребенок рождается, у него ее нет: он не думает, не оценивает, он постоянно пребывает в настоящем. Но для того чтобы выжить, ребенку необходим посредник между ним и миром. Таким посредником выступают прежде всего родители. Они начинают формировать картину мира ребенка (объясняя названия окружающих объектов), его «Я-концепцию» (сообщая, кто он такой), оценочную структуру (что такое хорошо и что такое плохо). Родители определяют, что надо ребенку, как он себя чувствует, чего он хочет. По мере того как человек вырастает, изменяется и его посредник. В итоге взрослый человек продолжает общаться с миром через эту среднюю зону.

Но вот в чем проблема — большинство людей совершенно не осознают и не контролируют своего посредника. При этом они по-детски полностью доверяют ему свою жизнь. Застревая в средней зоне, мы попадаем под власть посредника (или нескольких посредников). Парадокс: если я хочу продать свое имущество через посредника, то буду искать надежного и проверенного. Иначе он продаст дешевле или вообще не сможет распорядиться моими вещами. А что касается своей жизни — мы доверяем ее незнакомому посреднику. Взросление нашей сущности приостанавливается. Посредник за нас живет нашу жизнь. Большинство конфликтов между людьми является лишь противоборством их посредников.

Когда человек приходит на консультацию, он фактически приходит с жалобами на своего посредника. Человек хочет от психолога, чтобы тот теперь стал его посредником. Сущность, затемненная кроной посредника, остается детской и неразвитой. Поэтому психолог не дает советов, не рассказывает о психологии, не оценивает — это все пошло бы на подпитку «средней зоны». Он прилагает усилия к тому, чтобы войти в прямой, непосредственный контакт с человеком. Только так возможна встреча.

Для взросления сущности человека необходимо помочь ему войти в прямой контакт со средой, то есть из мира «думанья» вернуться к реальным переживаниям и ощущениям, из «головы» переселиться в тело.

Сергей ПЕТРУШИН,
кандидат психологических наук,
г. Казань

TopList