Формула профессии
Большие профориентационные игры
Отрицательные последствия
неправильно выбранной профессии затрагивают как
самого человека, так и все общество, поэтому
порфориентационная работа очень важна, но в
условиях коррекционного учреждения VIII вида
является очень сложной. Это объясняется рядом
причин:
— низким уровнем знаний детей о мире профессий
вследствие недоразвития интеллекта;
— неумением соотносить свои психофизические
возможности с требованиями, предъявляемыми к
данной профессии, из-за некритичности мышления,
высокой самооценки, бедности кругозора;
— привычкой ученика такой школы быть в
пассивной позиции, поскольку его цели и поступки
определяют взрослые;
— узким выбором предлагаемых профессий
вследствие особенностей развития ребенка с
интеллектуальной недостаточностью;
— безработицей взрослых членов семьи;
— отсутствием специальных программ по данной
проблеме.
В будущем эти причины могут породить у
выпускников коррекционной школы социальную
депривацию, поэтому необходимо расширять,
обогащать и систематизировать работу в данном
направлении.
Предлагаем вниманию читателей четыре большие
профориентационные игры, цель которых — помочь
старшекласснику с нарушением интеллекта выбрать
профессию с учетом его психофизических
особенностей.
Продолжительность каждой игры — 40–45 минут.
Игра состоит из трех частей, назначение
которых:
I — вход в тему;
II — групповая дискуссия по теме с определением
вывода;
III — создание интереса к последующим встречам.
Профориентационные игры предназначены для
учащихся 8–9-х классов СКОУ VIII вида.
1. Угадай профессию
Цели: уточнить знания детей о профессиях;
выявить отношение к разным профессиям и по
возможности подкорректировать это соотношение.
I. Вводная часть
1. Сообщение целей занятий
— Ребята, школьный выпуск не за горами. Многие
из вас уже задумывались о выборе профессии.
Кто-то из родителей и учителей поддерживает ваш
выбор, а кто-то нет. Наши встречи помогут вам
определиться с выбором профессии, которая будет
соответствовать вашему здоровью, уму, характеру.
2. Разогрев. Развитие навыков
самоанализа
Игра «Я — животное»
— Первая игра называется «Я — животное». Вы
называете животное, на которое вы похожи, и
объясняете свой выбор. Например: я похожа на
медвежонка-ленивца, потому что я ленивая, люблю
спать и наблюдать за всеми.
3. Рефлексия игры
— Тебе трудно было подобрать себе животное?
Почему?
— Кому из одноклассников ты дал бы другое
название и почему?
— Кто тебя удивил своим ответом? Почему?
— Чей ответ тебя показался наиболее точным?
(Чье животное наиболее точно подходит своему
хозяину?)
4. Подготовка к теме
— Ребята, каждый предмет вызывает у нас
какие-то сравнения, образы. Если я скажу «елка»,
то что вам вспоминается? (Новый год, Дед Мороз,
подарки, хороводы...)
— Какие картины встают перед вами, когда я
скажу слово «лето»?
Детям предлагаются слова: свисток, желтый
лист, ножницы, воздушный шар, краски...
II. Основная часть
1. Уточнить знания детей о профессиях и
их отношении к некоторым из них
Игра «Угадай профессию»
— Ребята, сейчас мы поиграем в новую игру,
которая называется «Угадай профессию».
Послушайте правила игры.
Три человека выйдут из класса, а класс загадает
какую-нибудь профессию.
Потом они вернутся и попробуют отгадать данную
профессию с помощью вопросов. Например: «Какого
цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?»,
«Какая мебель используется?», «Где можно
получить эту профессию?» и так далее.
Возьмем, например, профессию врача.
Какой цвет у профессии? (Белый.) Какой запах
имеет профессия? (Лекарств.) Какая мебель
используется? (Шкаф, кушетка.) Где можно
получить данную профессию? (В институте.)
столяр
белый
(желтоватый) |
дерева,
лака |
верстак |
училище |
портной
разноцветный |
горячего
утюга, ткани |
стол |
училище |
маляр
разноцветный |
красок,
лака |
стремянка |
училище |
библиотекарь
разноцветный |
книг |
шкафы,
столы |
институт |
2. Воспитывать уважительное
отношение к разным профессиям. Развивать
воображение
— Почему существует много профессий?
— Представьте, как изменится жизнь, если
исчезнет профессия учителя (врача, строителя,
водителя, портного, слесаря, дворника, повара).
Вывод: все профессии важны и нужны.
III. Заключительная часть
— Ребята, с развитием науки и техники одни
профессии исчезают за ненужностью, а другие
появляются.
1. Игра «Угадай слово»
АТСКОМНОВ
Здесь спрятана профессия, которая появилась в XX
веке. Отгадайте ее. (Космонавт.)
2. Рефлексия занятия
— Наша встреча заканчивается, и мне интересно
узнать:
• Что нового ты узнал о профессиях?
• Какое задание тебе понравилось и почему?
• Какое задание тебе не понравилось и
почему?
• Какие игры, связанные с профессией, ты
знаешь?
— Спасибо за занятие.
2. Формула профессии
Цель: расширять и систематизировать
знания детей о профессиях.
I. Вводная часть
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Сегодня наша встреча называется «Формула
профессии». Ее мы начинаем с игры «Я знаю
названия трех профессий...»
1. Разогрев. Обогащение кругозора
Игра «Я знаю названия трех профессий...»
— Ребята, вы передаете мяч по кругу и называете
три профессии. Повторяться нельзя.
• Почему существует много профессий?
• Что было бы, если б не было профессии
доярки (сапожника, электрика, писателя)?
II. Основная часть
— На прошлой встрече мы знакомились с запахом,
цветом профессий. Сегодня мы познакомимся с
формулой профессий.
1. Обогащать и систематизировать
знания детей о профессиях
Игра «Формула профессии»
— Слушайте правила игры. Профессия состоит из
предметов труда и целей труда.
Предметы труда — это предметы, с которыми
работает человек данной профессии.
Цели труда — это ради чего работает человек
данной профессии. Можно записать формулу
профессии:
Профессия = предметы труда + цели
труда. |
Один ученик выходит из класса, а
остальные загадывают профессию, предмет и цели
труда. Когда водящий входит, ему говорят только
предмет и цели труда, то есть слагаемые. Водящий
должен назвать профессию (сумму).
Можно предложить такие формулы:
1) Учитель математики = цифры, числа + умение
решать, считать.
2) Маляр = стены, потолок, краски + делать
красивыми.
3) Прачка = белье + чистота.
4) Врач = организм человека + здоровье.
5) Автослесарь = машины + безопасность.
6) Повар = продукты + полезная пища.
7) Цветовод = цветы + сделать жизнь красивой.
8) Милиционер = жезл, свисток + безопасность.
9) Слесарь = трубы + доставка воды.
10) Летчик = сверхзвуковые, сверхскоростные
машины + доставка грузов, людей.
11) Почтальон.
12) Дворник.
2. Показать детям связь профессии с
личностными характеристиками человека
Игра «Способности и профессия»
— Ребята, вы часто слышите такое: например, этот
человек красиво поет, у него хороший голос, у него
способность к пению. Или человеку советуют идти
учиться на водителя и говорят, что для этого у
него есть способности: выдержка, внимание,
глазомер, знание законов механики и устройства
машины.
Давайте подберем способности, умения к
некоторым профессиям.
Учитель русского языка:
— знание науки о языке;
— выдержка;
— любовь к детям;
— умение правильно говорить;
— умение обучать;
— ответственность;
— уровень интеллекта;
— способность к самообразованию.
Слесарь:
— глазомер, точность движений;
— умение разбираться в чертежах;
— выдержка, терпение;
— сила, выносливость;
— знание материала;
— ловкие руки.
Парикмахер:
— культура речевого общения;
— кругозор (много красок, средств для ухода за
волосами);
— желание быть в курсе модных направлений в
одежде, прическах,
— выдержка, терпение;
— аккуратность;
— ловкость рук;
— знание химии.
Директор фирмы:
— знание экономических законов;
— знание бухгалтерского дела;
— организаторские способности;
— ум;
— культура речевого общения;
— знание этикета;
— мобильность, дисциплинированность.
Вывод: каждая профессия требует
определенных ЗУН (знаний, умений, навыков) и
способностей.
III. Заключительная часть
1. Развитие смекалки
Игра «Угадай слово»
— С развитием науки и техники одни профессии
исчезают, другие появляются, а третьи меняют свои
названия. Например, мы говорили, что на земле
работали крестьяне, а теперь работают фермеры.
Найдите слово из десяти букв — название
профессии, которая раньше называлась цирюльник.
2. Рефлексия занятия
— Ребята, мне интересно было с вами играть. Хочу
спросить каждого из вас:
•Что нового ты узнал о профессиях?
•Какой профессии соответствуют твои
способности?
•Какую профессию ты посоветовал бы... исходя из
его способностей?
•С каким настроением ты заканчиваешь нашу
встречу? Почему?
— Спасибо за встречу. До свидания!
3. Консультант по профессиям
Цель: научить старшеклассников решать
свои проблемы с выбором профессии; показать
связь между выбираемой профессией и своими
ЗУНами и способностями.
I. Вводная часть
— Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече,
которая называется «Консультант по профессиям».
Как вы думаете, чем занимается консультант по
профессиям?
(Дети: человек, который помогает выбрать
профессию. Говорит, в каких профессиях нуждается
экономика города. Какими ЗУНами надо обладать,
чтобы стать хорошим специалистом.)
1. Уточнить связь между уровнем
профессионализма и личностными качествами.
2. Развивать словесно-логическое
мышление
Упражнение «Выбрать личностные факторы,
которые способствуют профессионализму»
— Ребята, человек любой профессии должен иметь
определенные знания по своей специальности. А
вот должен ли он обладать определенными
личностными характеристиками, мы узнаем после
упражнения. Вы называете любую профессию, а я —
черты характера. Вы выбираете ту черту характера,
которая наиболее подходит к данной профессии, и
объясняете свой выбор.
Общительный, веселый, небрежный, плохо
обучающийся, собранный, конфликтный, умный,
тактичный, упрямый, застенчивый, серьезный,
спокойный, ленивый, молчаливый, агрессивный,
живой, веселый, быстрый, независимый,
медлительный, уживчивый, тревожный, хитрый,
неуверенный в себе, волевой, низкий самоконтроль,
самостоятельный, неуклюжий, капризный,
расторможенный, склонный к риску.
Вывод: многие черты характера
способствуют профессиональному росту.
II. Основная часть
1. Расширять знания детей о мире
профессий
Игра «Профконсультант»
— Ребята, эта игра поможет вам выбрать
профессию, которая соответствует вашим
способностям. Два ученика будут
профконсультантами. Профконсультанты держатся
серьезно, они много знают о разных профессиях и
толково объясняют родителям и их детям:
•как получить данную профессию;
•какие предприятия нуждаются в этих рабочих
специальностях;
•какими личностными характеристиками важно
обладать для профессионального роста;
•существуют ли какие-либо ограничения.
(Роль родителя или профконсультанта сначала
выполняет взрослый.)
2. Рефлексия игры
•Тебе понравилась игра? Почему?
•Расскажи, какую роль интереснее тебе было
играть и почему?
•Кто из детей в какой роли понравился и почему?
•Какие новые правила игры ты мог бы предложить?
Вывод: к выбору профессии надо
подходить очень серьезно.
III. Заключительная часть
1. Обогащение кругозора.
Игра «Угадай слово»
ЕОЛСЕМР
— В словаре это слово толкуется так:
профессиональное занятие, при котором изделия
готовятся ручным способом. (ремесло.)
Спасибо за занятие, до свидания.
4. Устройство на работу
Цель: познакомить старшеклассников с
правилами поведения и общения при устройстве на
работу.
I. Вводная часть
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Наша
встреча называется «Устройство на работу». Но
сначала поиграем в игру «Назови профессию».
Игра «Назови профессию»
— Я называю профессиональную область, а вы
называете 3–4 профессии, относящиеся к данной
области. Например, медицина — доктор, медсестра,
санитарка.
Строительство. Техника. Растениеводство.
Педагогика. Пошив одежды.
II. Основная часть
Обогащать социальные навыки детей, развивать
умение устанавливать причинно-следственные
связи, развивать монологическую речь.
1. Разрешение проблемных ситуаций
— Ребята, после школы, училища вы будете
устраиваться на работу. В этот момент надо быть
внимательными и не совершать ошибок. Послушайте
небольшие рассказы и найдите ошибки в поведении
и речи героев.
1) После кулинарного училища Катя Сергеева
пришла устраиваться на работу в кафе. У нее были
хорошие оценки в дипломе, и директор сказал: «Мы с
радостью возьмем вас на работу». Прощаясь с
Катей, он вдруг обратил внимание на ее ногти и
сказал: «Ой, извините, я забыл, что вчера уже взял
на работу кулинара».
2) Сережа и Гена после училища устроились на
стройку малярами. Маляров не хватало. Мальчики
сказали мастеру, что у них есть товарищ (Олег),
который имеет опыт работы маляром. Олег и его
отец часто подрабатывали по вечерам. Мастер
обрадовался. На следующий день Олег вошел в
кабинет мастера: походка его была развязной, руки
в карманах, он громко жевал жвачку. Мальчик не
успел поздороваться, как мастер, которому очень
нужны были маляры, отказал Олегу в приеме.
3) Оля любила цветы и умела составлять красивые
букеты. Она решила устроиться в фирму по продаже
цветов. Олю взяли с испытательным сроком на две
недели. Ее букеты очень понравились старшему
продавцу Марии Семеновне. Наблюдая за девочкой,
она услышала, как Оля разговаривает с
покупателями. Одному девочка сказала: «Не
хватает денег — иди одуванчики покупай», другому
— «Какая наглая! Ей обвертка не нравится!» и так
далее.
Вечером Мария Семеновна сказала Оле, что фирма
в ее услугах не нуждается.
4) Саша и Коля решили устроиться на фирму по
ремонту дорог. Они, не читая контракт, быстро
подписали его. Ребята работали с восьми утра до
восьми вечера. За работу мальчики получили по 1000
рублей. Саша и Коля решили уволиться, но хозяин
фирмы показал им контракт, который обязывал
мальчиков работать на фирму еще целый год.
2. Рассказы из личного опыта
— Ребята, расскажите, какие ситуации
происходили с вашими знакомыми при устройстве на
работу.
Рассказы детей.
Вывод: устройство на работу — важный шаг
в жизни каждого человека. Этот момент надо
продумать и отнестись к нему серьезно.
III. Заключительная часть
1. Совершенствовать умение
устанавливать причинно-следственные связи
Игра «Выбор профессии для друга»
— Ребята, вы друг друга знаете давно и,
наверное, понимаете, какая профессия может
подойти каждому из вас. Сейчас вы будете
передавать мяч по кругу и говорить: «Я хочу, чтобы
Оля стала продавцом, потому что она честная
и хорошо считает». В своем предложении вы
обязательно называете черту характера человека
и его умение, которые важны для данной профессии.
2. Рефлексия занятий
— Ребята, наши встречи заканчиваются. Мне
интересно знать:
• Что нового вы узнали о профессиях?
• Как вы отнесетесь к выбору своей
профессии и почему?
• Почему говорят, что профессию выбирают на
всю жизнь?
• Какие пожелания будут ведущему?
— Мне было приятно с вами общаться, и я хочу,
чтобы каждый из вас выбрал себе профессию по
душе. До свидания!
Галина ТРИФОНОВА,
педагог-психолог
МСКОУ «Школа-интернат № 115» VIII вида,
г. Самара
ЛИТЕРАТУРА
1. Овчарова Р.В. Справочная книга
школьного психолога. 2-е изд., дораб. — М.:
Просвещение, Учебная литература, 1996.
2. Организация и планирование воспитательной
работы в специальной (коррекционной)
школе-интернате, детском доме: Пособие для
воспитателей и учителей. 2-е изд., испр. и доп. — М.:
АРКТИ, 2006.
3. Рабочая книга школьного психолога / Под. ред.
И.В. Дубровиной. — М.: Международная
педагогическая академия, 1995.
Публикация статьи осуществлена при поддержке компании «Радос». Каждый человек хочет обставить свой дом хорошей, красивой и прочной мебелью. Но иногда очень сложно подобрать в огромных мебельных магазинах ту мебель, которая нужна именно вам. Интерьеры на заказ - это услуга предоставляемая компанией «Радос» не первый год. Профессиональные столяры с использованием новейших технологий воплотят в жизнь ваши дизайнерские задумки. Для ознакомления с ассортиментом и получения консультации посетите официальный сайт компании «Радос», который располагается по адресу www.RadosMeb.ru
|