И смех и грех…
Для детских психологов не является
секретом, что между особенностями развития
личности, с одной стороны, и содержанием, формами,
методами, средствами образования — с другой,
существует тесная связь. А потому
распространенное в наше время раннее приобщение
ребенка к научным методам познания тоже даром не
проходит. Детиисследователи, стремясь быть
точными и объективными, иногда демонстрируют
довольно интересные решения и способы мышления.
На III Всероссийском конкурсе «Я —
исследователь» младший школьник представлял
свою работу о русских народных сказках. Его
возмутили научные неточности сказочных текстов.
Так, например, в сказке «Снегурочка»
повествуется о том, как главная героиня прыгнула
через костер, превратилась в облачко и улетела...
Исследователь попробовал, вникнув в суть дела,
понять, как это могло произойти.
Он
рассчитал примерный вес снега, из которого якобы
состояло тело этой девочки, и вычислил
количество килокалорий, вырабатываемых горящими
дровами и необходимых для того, чтобы этот снег
растаял и «превратился в облачко». Получилась
внушительная цифра. Снежная девочка, чтобы
превратиться в облачко, должна была бы висеть над
костром больше часа. А ведь по сюжету сказки она
просто прыгнула, растаяла и улетела... Юный
исследователь сделал вывод о том, что всe, что
рассказано в этой сказке, — неправда.
Когда один из членов жюри спросил автора, можно
ли какимто другим способом создать описанную в
сказке ситуацию, юный исследователь уверенно
ответил лозунгом: «Мы рождены, чтоб сказку
сделать былью!» И сообщил, что он все рассчитал,
мысленно применяя разные варианты горючего. В
результате нашел, что моментально превратить
сказочную снежную девочку в облачко могут
несколько сотен граммов тротила…
А еще современные дети не только слушают,
читают, но и сами охотно пишут сказки.
Разработаны уже и специальные методики,
позволяющие любому заинтересованному педагогу
успешно учить этому детей. Но навыки, полученные
в ходе исследовательского обучения детей, и
здесь дают о себе знать.
Психолог, руководившая детскими
исследовательскими работами и творческими
проектами, однажды решила предложить им написать
сказки. Каждому приготовила и выдала зачин. Дети
принялись придумывать всевозможные волшебные
события, происходящие с их героями. Одной из
третьеклассниц — девочке, неоднократно
побеждавшей на конкурсах исследовательских
работ и творческих проектов, — достался зачин:
«Жилабыла лампочка...» Психолог надеялась, что
ребенок так же, как все, будет придумывать
волшебные события и сказочные явления. Но не
тутто было. Девочка ограничилась строгим и
ясным научным отчетом: «Жила была лампочка. Она
работала от сети 220 вольт. Ее мощность составляла
200 ватт. Площадь освещения...»
Сознание взрослых наполнено мифами. Даже зная,
что некая информация — ложь, мы дорожим ею. Новое
время заставляет нас использовать новые методы
обучения, и в результате формируется поколение
других людей. Этому можно радоваться, по этому
поводу можно переживать, но одно очевидно — это
удивительно и заслуживает пристального
внимания.
Александр САВЕНКОВ
|