Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2008
АКЦИЯ «Учебник нового поколения»


ЮМОР

АКЦИЯ «Учебник нового поколения»

Проект учебника

Уважаемые читатели!

Степан Юнгов и редакция «Школьного психолога» предлагают вам принять участие в создании учебника нового поколения по психологии.

Традиционные учебники, как известно, неудачны. Они либо написаны одним автором, и тогда отражают его личное мнение (а кому оно интересно?), либо небольшим коллективом авторов – и тогда отражают мнение этого небольшого коллектива (а кому оно интересно?).

Мы же предлагаем создать учебник, авторство которого будет принадлежать значительной, так сказать, психологической массе, подавляющему большинству действующих психологов, читателям нашего издания, презирающим всяческие психологические «ля-ля тополя» и зрящим в корень, мыслящим по существу, не в бровь, а в глаз. По мнению Степана Юнгова, успех этой акции напрямую определяется формулой e = mc2, которая показывает, что энергетика учебника равна общей массе психологов, умноженной на квадрат скорости их падения (формула выведена Юнговым в полемике с А.Эйнштейном о роли детской игры).

Создание учебника будет протекать следующим образом. Ниже мы предлагаем некую общую концепцию издания и план книги: заинтересованные читатели (а в том, что в их числе и вы, мы не сомневаемся) будут присылать свои материалы по различным аспектам поднятой проблемы – т.е. по отдельным пунктам предложенного оглавления учебника. Редакция во главе с И. Вачковым и Степаном Юнговым при участии небезызвестного З. Ложкина-и-Вилкина, которым читатель, конечно же, всецело доверяет, будет отбирать и своевременно публиковать наиболее оригинальные материалы, отражающие при этом мнение большинства потенциальных авторов. Тогда это будет воистину общая психология!

Ждем ваших писем!

1. Общая концепция учебника

1.1. Учебник не должен быть интересен. Интересные учебники не вызывают должного напряжения серого вещества, так как действуют на уровне непроизвольного внимания, не развивая волевую (и – шире – произвольную) сферу личности. (Предполагается, что потенциальный потребитель – личность.)

1.2. Язык учебника должен быть предельно сложен. Приветствуются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с обилием придаточных. Желательно наличие иностранных терминов без перевода на русский язык, а также русскоязычных терминов без определений, но с обозначением их иноязычного эквивалента, причем неверного. Это стимулирует развитие языкового чутья и вербального интеллекта.

1.3. Ссылки на первоисточники обязательны. При этом необходимо подстрочно указывать место и год издания, количество страниц, шрифт, качество бумаги, цену в у.е., имя автора, его пол, гендер, место работы, адрес, национальность, среднюю заработную плату, семейное положение, партийную принадлежность, а также привести полный список его научных трудов с указанием места и года издания, количества страниц, шрифта и т.д. (см. выше).

1.4. Учебник должен быть, с одной стороны, догматичным, с другой – проблемным. В связи с этим предлагаемый ниже план содержит определенные пункты в виде вопросов.

Примерный план учебника

1. Введение в психологию

1.1. О понятии «психология».

1.2. Психология? – без понятия.

1.3. Можно ли в психологии жить по понятиям?

1.4. Можно ли в психологии жить по искусственным понятиям за счет двойной денежной стимуляции? (Обязательна ссылка на Л.С. Выготского.)

1.5. Что такое методология?

1.6. Кому нужна методология?

1.7. Да что же это такое за методология?

1.8. Да кому она нужна, эта методология?

2. Становление психологии

2.1. Когда психология стала?

2.2. Чем стала психология?

2.3. Зачем она стала и когда пойдет дальше?

3. Психофизиология

3.1. Являются ли родственниками Н.А. Бернштейн, К. Гольдштейн, С.Л. Геллерштейн и
С.Л. Рубинштейн?

3.2. Рефлекторное кольцо Всевластья.

4. Психофизика

4.1. Время реакции как политическая категория.

4.2. Реакция выбора как политическая категория. (См. 2 марта.)

4.3. Ориентировочная реакция Вассермана.

4.4. Шкала отношений применительно к психологии семейных, психосексуальных, международных и межличностных отношений, а также отношений искусства к действительности.

5. Познавательные процессы

5.1. Внимание и вынимание как реципрокные явления.

5.2. Взаимосвязь иллюзий Геринга и Мюллера (Лайера) с фильмом «17 мгновений весны». Иллюзия Штирлица (к юбилею В.В. Тихонова).

5.3. Иллюзии общественной значимости и высокой зарплаты в работе школьного психолога.

5.4. Основные виды речи: спич, тост, кляуза, панегирик (извините за выражение), Фултонская речь У.Черчилля и др.

5.5. Соотношение фигуры и фона. Был ли фигурой фон Мюнхгаузен с точки зрения гештальт-психологии?

5.6. Ведет ли лестница Шредера в комнату Эймса?

5.7. Основные виды мышления. Наглядное и ненаглядное мышление.

6. Личность

6.1. Переход на личности как итог движения наличности.

6.2. От какого слова производно слово «личность» (личина, морда, рожа, харя, физиономия, др.). Возможность использования в качестве эквивалентов термина «личность» терминов «мордность», «рожность» и пр.

6.3. Кто покоится внутри пирамиды Маслоу?

6.4. Комплексы. Эдипов комплекс. Комплекс неполноценности (учебно-методический комплекс).

6.5. Обобщенный закон Йоркса–Додсона и Холмса–Ватсона: «Ври, но знай меру».

6.6. Теория бездеятельности (вариант: без деятельности). Теория безличности (вариант аналогичен).

7. Эмоции и чувства

7.1. Эксперимент компрачикосов (см. В. Гюго. «Человек, который смеется») как опровержение теории Джеймса–Ланге.

7.2. Проблема измерения эмоций. Применение к высшим чувствам высшей меры.

8. Заключение

8.1. Кто из современных психологов достоин быть упомянут в заключении и на какой срок?

TopList