Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2008
Цветной мир


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Цветной мир

Л. Мардер
М.: Генезис, 2007

Есть книги, писать рецензии на которые очень приятно. И в то же время — сложно. Приятно, потому что книга хорошая и нужная и автор — замечательный и талантливый человек. Сложно, потому что петь только дифирамбы не хочется, а недостатки и упущения автора, на которые следует вроде бы указать в объективной рецензии, приходится изо всех сил искать и даже выдумывать.

Однако в данном случае я позволю себе ничего такого не искать и не выдумывать, а просто напишу, почему читателю-психологу следует обратить внимание на эту книжку.

Во-первых, она посвящена практическим аспектам арт-терапевтической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а арт-терапия как направление деятельности психолога в настоящее время очень популярна. То есть сама тема актуальна и востребована. Во-вторых, книга написана ярко, образно, творчески (такое ощущение, что перед тобой продукт арт-терапевтической работы, а не типографское издание) и в то же время толково, методически четко и взвешенно. В-третьих, читатель получает не только представление о сущности и механизмах воздействия арт-терапии, но и конкретные инструменты практической работы.

Из этой книги можно узнать об условиях подбора техник и приемов создания изображений и о необычных изобразительных техниках: марании, штриховках, каракулях, монотипии, рисовании на стекле и рисовании пальцами, сухими листьями, сыпучими материалами, продуктами и другими предметами из окружающего пространства. Автор рассказывает о том, как создавать трехмерные изображения из газет, фольги, слюды, а во вкладках книги можно полюбоваться цветными фотографиями детских продуктов творчества.

Поскольку Л.Д. Мардер не теоретик-исследователь, а опытный практик (что, впрочем, не мешает ей прекрасно разбираться в методологических вопросах арт-терапии), то она подробно и, можно сказать, скрупулезно объясняет очень важные нюансы: с чего начинать работу; какие правила необходимо соблюдать при проведении занятий; как подчеркнуть ценность детской работы; что делать с продуктами детского творчества после того, как они созданы; как отслеживать изменение состояния ребенка; как анализировать рисунки и другие изделия; что делать с родителями, пока их дети посещают арт-сессии, и многое другое.

Кроме того, автор подробно описывает организацию пространства для занятий арт-терапией, подробно останавливается на анализе возможностей различных изобразительных средств, применяемых в работе, и рассматривает множество тонкостей, о которых необходимо знать психологу, решившему всерьез заняться арт-терапией. Есть в книге, разумеется, и описание содержания занятий по разработанной автором программе, снабженное важными методическими комментариями.

Одним словом, книга Людмилы Мардер — очень хорошее методическое пособие для практических психологов. К сожалению, чтобы полностью овладеть какой-либо технологией, усвоения даже самой расчудесной книги недостаточно. Поэтому можно пожелать читателям в дополнение к прочтению этой книги побывать на обучающих курсах и семинарах по арт-терапевтической работе с детьми.

Игорь ВАЧКОВ

TopList