Цветной мир
|
Л. Мардер
М.: Генезис, 2007
|
Есть книги, писать рецензии
на которые очень приятно. И в то же время —
сложно. Приятно, потому что книга хорошая и
нужная и автор — замечательный и талантливый
человек. Сложно, потому что петь только дифирамбы
не хочется, а недостатки и упущения автора, на
которые следует вроде бы указать в объективной
рецензии, приходится изо всех сил искать и даже
выдумывать.
Однако в данном случае я позволю себе ничего
такого не искать и не выдумывать, а просто напишу,
почему читателю-психологу следует обратить
внимание на эту книжку.
Во-первых, она посвящена практическим аспектам
арт-терапевтической работы с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста, а арт-терапия как
направление деятельности психолога в настоящее
время очень популярна. То есть сама тема
актуальна и востребована. Во-вторых, книга
написана ярко, образно, творчески (такое
ощущение, что перед тобой продукт
арт-терапевтической работы, а не типографское
издание) и в то же время толково, методически
четко и взвешенно. В-третьих, читатель
получает не только представление о сущности и
механизмах воздействия арт-терапии, но и
конкретные инструменты практической работы.
Из этой книги можно узнать об условиях подбора
техник и приемов создания изображений и о
необычных изобразительных техниках: марании,
штриховках, каракулях, монотипии, рисовании на
стекле и рисовании пальцами, сухими листьями,
сыпучими материалами, продуктами и другими
предметами из окружающего пространства. Автор
рассказывает о том, как создавать трехмерные
изображения из газет, фольги, слюды, а во вкладках
книги можно полюбоваться цветными фотографиями
детских продуктов творчества.
Поскольку Л.Д. Мардер не
теоретик-исследователь, а опытный практик (что,
впрочем, не мешает ей прекрасно разбираться в
методологических вопросах арт-терапии), то она
подробно и, можно сказать, скрупулезно объясняет
очень важные нюансы: с чего начинать работу;
какие правила необходимо соблюдать при
проведении занятий; как подчеркнуть ценность
детской работы; что делать с продуктами детского
творчества после того, как они созданы; как
отслеживать изменение состояния ребенка; как
анализировать рисунки и другие изделия; что
делать с родителями, пока их дети посещают
арт-сессии, и многое другое.
Кроме того, автор подробно описывает
организацию пространства для занятий
арт-терапией, подробно останавливается на
анализе возможностей различных изобразительных
средств, применяемых в работе, и рассматривает
множество тонкостей, о которых необходимо знать
психологу, решившему всерьез заняться
арт-терапией. Есть в книге, разумеется, и описание
содержания занятий по разработанной автором
программе, снабженное важными методическими
комментариями.
Одним словом, книга Людмилы Мардер — очень
хорошее методическое пособие для практических
психологов. К сожалению, чтобы полностью
овладеть какой-либо технологией, усвоения даже
самой расчудесной книги недостаточно. Поэтому
можно пожелать читателям в дополнение к
прочтению этой книги побывать на обучающих
курсах и семинарах по арт-терапевтической работе
с детьми.
Игорь ВАЧКОВ
|