Это небольшое пособие по замыслу автора адресовано довольно широкому кругу читателей — психологам, дефектологам, учителям, а также родителям, воспитывающим тревожных и гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Подобная многофункциональность обычно вызывает недоверие к авторским рекомендациям, которые не могут быть одинаковыми для разных категорий потенциальных читателей, а если они одинаковы, то, значит, носят общий, а не конкретный характер. Однако в данном случае опасения напрасны, так как автору удалось найти нужные слова как для родителей, так и для воспитывающих ребенка «чужих» взрослых. В силу того что методическое пособие вышло в серии «Библиотека практического психолога», оно рассчитано прежде всего на работающих в детских садах и школах психологов. В книге содержатся общие сведения, касающиеся развития эмоциональной сферы детей, причин и особенностей тревожного и гиперактивного поведения дошкольников и младших школьников. Специальное внимание автор уделяет описанию психологической помощи эмоционально неблагополучным детям. Дефектологам также будет полезно узнать о возможных направлениях психолого-педагогической коррекции тревожности и гиперактивности детей. Правила организации школьной жизни детей написаны для учителей начальных классов — хорошо известно, что отношение к школе складывается у ребенка именно в самые первые годы обучения. Не случайно психологи советуют родителям выбирать школу с учетом не столько каких-то новых образовательных программ, имеющих выраженный развивающий эффект, сколько личностных особенностей педагога, усилиями которого будет заложено позитивное или негативное восприятие всего последующего пребывания в школе. Перед родителями стоит задача научиться общаться со своим тревожным или слишком активным ребенком. Пожалуй, именно этот аспект работы является самым главным, так как психологическое самочувствие ребенка в конечном счете зависит от отношения к нему близких людей. Как бы ни старался психолог или учитель, подыскивая формы адекватного общения со своим подопечным, его усилия будут бесплодными, если, придя домой, ребенок, как совершенно справедливо отмечает автор, попадает на место семейных баталий или оказывается в эпицентре супружеских конфликтов. Кстати, и психологу нелишне задуматься о том, как он разговаривает с тревожным ребенком или его родителями, которые тоже нередко бывают весьма тревожными людьми, так и не сумевшими справиться с возникшими еще в детстве проблемами эмоциональной сферы. Те игры и занятия, которые предлагает автор, вряд ли будут иметь ожидаемый позитивный эффект в случае, если психологу (и родителям) не удастся установить с ребенком ровные и доверительные отношения. Вроде бы очевидный факт, но об этом приходится говорить, потому что и психологи, и родители нередко призывают «не терять время даром» и как можно быстрее приступить к полезным занятиям вместо «пустого» разговора с ребенком. Однако стоит ли проводить игру, направленную на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе, если в повседневной жизни ребенок не видит соответствующих образцов? Марина СТЕПАНОВАСтатья опубликована при поддержке компании "Milleta". "Milleta" - это товары для Вашего здоровья. Каталог продукции включает в себя такие наименования как тонометры, небулайзеры, глюкометры, физиотерапевтические приборы, аппараты для чистки лица Gezatone, ирригаторы и многое другое. Узнать подробнее о компании, контакты, посмотреть каталог и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://milleta.ru/. |