Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2008


РЕПОРТАЖ

Психологов нельзя списывать
на «прочие расходы»!

С 22 по 25 апреля во Всероссийском детском центре «Орленок» прошел Всероссийский семинар-совещание «Актуальные вопросы деятельности
ППМС-центров», организованный Министерством образования и науки РФ и Федерацией психологов образования России.

Это было самое динамичное, творческое и продуктивное совещание, на котором мне удалось побывать за последние годы. После встречи в феврале на самарской земле в рамках Всероссийского семинара-совещания руководителей региональных психологических служб «Специфика нормативно-правового обеспечения деятельности ППМС-центров в условиях подушевого финансирования» многие коллеги поняли, что именно от их активности во многом будет зависеть их собственная дальнейшая судьба. Тратить драгоценное время на непродуктивные разговоры никто не хотел, поэтому все выступления были четкими и конструктивными, в каждом акцент делался на тот позитивный опыт, который есть в регионе и который может быть изучен, обобщен и распространен. Ведь самарская модель, с которой многие директора центров познакомились недавно, уже активно внедрена в деятельность многих региональных и городских центров, а в Новосибирске и Ростове-на-Дону творчески переработана и дополнена.

Возникающие в ходе работы дискуссии, как правило, заканчивалась выдвижением конкретных предложений и рекомендаций. Просить об этом участников семинара не надо было: они понимали, что для создания официальных документов нужны четко обоснованные и реалистичные предложения. Они и поступали в достаточном количестве.

Выступление представителя Минобрнауки Е.И. Метельковой о нормативно-правовом регулировании деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, началось с обсуждения вопроса о сертификации. Не секрет, что призрак этого загадочного и мало кому понятного явления тревожит многих специалистов, которые видят в нем дополнительную проверку их компетентности: что-то вроде еще одной аттестации. Не вызывает поддержки идея сертификации и у руководителей психологических служб прежде всего из-за полной неясности того, что из себя будет представлять процесс сертификации.

На самом деле этот процесс нужен самому профессиональному сообществу. Он является дополнительной гарантией востребованности психолога, своеобразным «знаком качества». И принимать решение о разработке и запуске механизма сертификации должно само сообщество. Добровольная сертификация специалистов — возможность разграничить высококвалифицированных работников и шарлатанов и даже не совсем здоровых людей, которых притягивает возможность, легко получив удостоверение о прохождении кратковременных курсов по одной из психологических практик, считать себя вправе работать с детьми.

Сертификация специалистов тесно связана с регулярным повышением квалификации, причем по тем специальностям, которые профессиональное сообщество определит как необходимые для профессионального роста. И те психологи, которые не только регулярно повышают свой профессиональный уровень, но и проходят через систему супервизии своей деятельности, считаются сертифицированными специалистами.

К сожалению, в нашей стране система сертификации пока что находится в зачаточной стадии. Для того чтобы она стала действенным механизмом повышения профессионализма педагогов-психологов, нужна большая работа всего психологического сообщества. Кроме этого, предстоит органично «встроить» механизм сертификации в существующую государственную систему аттестации и повышения квалификации специалистов. Как правильно отметили многие участники совещания, при присвоении специалистам разрядов и окладов учитываются только государственные документы.

Для того чтобы сертификация начала приносить пользу и защищать психологов, им самим необходимо начать ее подготовку. А это потребует такого масштабного начинания, как разработка профессионального стандарта деятельности психолога образования. Сделать эту работу качественно, с учетом реальной ситуации в системе образования можно только «всем миром», через открытое и широкое обсуждение в рамках профессионального сообщества.

Елена Ивановна подробно рассказала о том, что удалось сделать в рамках Министерства образования за прошедший с Самарского совещания период. Поскольку намеченная на май этого года коллегия Министерства образования по развитию психологической службы перенесена на март 2009 года, появилась возможность для более обстоятельной ее подготовки. Сейчас собираются материалы и готовится справка об актуальном состоянии психологической службы.

В полном объеме запущен Всероссийский мониторинг региональных психологических служб в системе образования, охватывающий все регионы страны. Такой комплексной работы, считает Е.И.Метелькова, не проводилось со времени создания службы. «Психологи нужны образованию, и их нельзя списать на «прочие расходы», как это сейчас пытаются сделать финансисты!» — уверена она.

Для координации деятельности Министерства образования и науки РФ, Федерации психологов образования России с региональными психологическими службами решено было создать Совет директоров ППМС-центров — именно эти специалисты сейчас определяют судьбу психологических служб в регионах.

Ю.М. Забродин (доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе МГППУ) познакомил собравшихся с инновационными образовательными программами Московского городского психолого-педагогического университета, которые могут быть интересны специалистам других регионов. В их основе лежит интеграция науки, образования и практики.

Среди проектов МГППУ — ряд программ по подготовке бакалавров. Этот вопрос стал темой оживленной дискуссии, так как подготовка психологов по этой сокращенной программе пока что вызывает больше вопросов, чем ответов. Чем будут заниматься эти специалисты? Могут ли они работать образовательных учреждениях? Какую квалификационную категорию им можно присваивать?

На семинаре было решено обратиться к Министерству образования и науки РФ, чтобы оно совместно с профессиональным сообществом приступило к разработке положения об изменениях должностных инструкций педагога-психолога. Для бакалавра должна существовать собственная модель деятельности, требования к квалификации. А это неизбежно повлечет за собой разработку нового профессионального стандарта.

Опытом организации деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в условиях ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, поделилась Т.Л. Чепель (директор Областного центра диагностики и консультирования г. Новосибирска). Она познакомила собравшихся с возможностями образовательной деятельности в рамках ППМС-центров. К сожалению, в соответствии с нормативной базой современного образования (см. «Школьный психолог» № 5/2008) ППМС-центры могут финансироваться только в рамках их образовательной деятельности, но многие руководители про это не знают или не хотят знать.

Татьяна Леонидовна рассказала, что в рамках центра психологической диагностики и консультирования можно не только заниматься образовательной деятельностью детей по индивидуальным коррекционным программам, но и проводить обучение взрослых: центр имеет лицензию на повышение квалификации психологов. Для отдаленных сельских районов организуются выездные программы. Центр планирует также приглашать специалистов из Москвы и других городов.

Конечно, в Новосибирской области существуют и общие для всех психологов проблемы. Решением директоров образовательных учреждений психологи во многих школах сокращаются несмотря на письмо областного Министерства образования, запрещающее это делать. А страдают в первую очередь небольшие сельские школы, которые остаются вообще без психологической поддержки. Выход из непростой ситуации Т.Л. Чепель видит в создании сети ППМС-ценров, охватывающих всю область.

О возможностях начальной профессиональной подготовки детей на базе ППМС-центра рассказал директор легендарного Хабаровского центра профессиональной реабилитации и коррекции А.Г.Петрынин. В одном из самых криминальных регионов коллективу единомышленников удалось создать центр, где образование и профессиональная подготовка рассматриваются как средство для спасения самых трудных детей.

Начальная профессиональная подготовка осуществляется здесь в рамках общеобразовательной деятельности. Плохо одно — по существующему положению ППМС-центры не имеют права самостоятельно выдавать дипломы о получении среднего или среднего профессионального образования. Именно этот пункт, по мнению А.Г. Петрынина, необходимо прежде всего изменить при переработке Положения.

О том, как можно построить активную, в том числе и образовательную, деятельность ППМС-центра, взаимодействуя с различными образовательными учреждениями, рассказала Л.К. Чаусова (директор ГОУ РО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр психологической реабилитации и коррекции» Ростова-на-Дону). Здесь по аналогии с Самарской областью в порядке эксперимента психологи общеобразовательных школ также переданы центру.

Ростовские специалисты много и плодотворно сотрудничают с различными учреждениями, где находятся дети, совершившие различные правонарушения. Это дает возможность проводить разнообразную работу, в том числе и по разработке основ ювенальной юстиции. Лариса Казимировна уверена, что такая деятельность должна обязательно проходить в рамках государственного заказа.

Как всегда, большой интерес вызвало выступление Т.Н. Клюевой из Самары — директора ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Региональный социопсихологический центр». Оно было посвящено технологии формирования государственного заказа для образовательного учреждения, в котором учатся дети, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кстати, самарские коллеги готовы поделиться своим опытом в самых разных направлениях. В очередной раз они будут обучать коллег из разных регионов России 23–29 июня на всероссийском семинаре «Научно-методические основы и технология проведения психолого-педагогической экспертизы образовательной среды».

О деятельность ППМС-центров по социально-психологическому проектированию, мониторингу и экспертизе условий и результатов образовательной деятельности рассказала С.В. Алехина, зав. лабораторией мониторинга МГППУ.

В конце семинара состоялся круглый стол по его итогам. Сейчас уже можно сообщить читателям, что многие из предложений и пожеланий, прозвучавших на нем, были услышаны Министерством образования и науки РФ. В Перечень проектов для реализации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы вошел проект «Разработка модельных методик финансирования образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров) в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование», который включен в Федеральную целевую программу развития образования (ФЦПРО). Напомню, что включение того или иного вопроса в ФЦПРО гарантирует его разработку, так как под это выделяется финансирование.

Для включения в ФЦПРО также предложены следующие проекты: «Оценка деятельности муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, по созданию условий для организации комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам на территории муниципального образования», «Оценка деятельности образовательных учреждений различных типов и видов по организации комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам», «Разработка и апробация методических рекомендаций по организации образовательного процесса по программам общего и дополнительного образования в условиях образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)», «Разработка стандартов дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)», «Разработка научно-методических основ, нормативного правового регулирования организации и проведения социально-психологического проектирования, социально-психологического мониторинга и социально-психологической экспертизы в условиях образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)», «Разработка и апробация методических рекомендаций по проведению аккредитации и лицензирования образовательной и медицинской деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)», «Разработка нормативного правового регулирования деятельности психолого-медико-педагогических консультаций».

Мы будем обязательно информировать наших читателей о дальнейшей судьбе этих проектов, в работе над которыми приглашаем принять участие всех, у кого есть серьезные наработки по перечисленным вопросам.

Ольга РЕШЕТНИКОВА