Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2008


ИГРОТЕКА

Тренинговое упражнение

Застенчивый булочник

Упражнение может использоваться в работе с группами разного возраста начиная с младших подростков (5–6-е классы — с некоторой адаптацией текста). Свою эффективность упражнение показало и в работе с административным и педагогическим составом школы. Оптимальное количество участников — от 7 до 15. Группа большей численности потребует от ведущего искусства владения аудиторией.

Эффективность упражнения зависит и от характеристик группы, определяемых ее мотивированностью, организованностью.

Может использоваться в качестве самостоятельного упражнения или включаться в тренинги личностного роста, направленные на развитие каждого из участников и группы в целом (сплочение, повышение доверия друг к другу, развитие внутригрупповых отношений).

Если сказка используется автономно, как отдельная игра, ее необходимо предварить упражнениями «разогрева», которые традиционно используют школьные психологи.

Начиная упражнение в младших возрастных группах, ведущий должен ввести игровой элемент. Например, он может сказать: «Сегодня мы с вами будем помогать сказочным героям. Послушайте…»

Для более старших школьников и взрослых, которые обладают большей способностью сознательно переключаться на метафорический язык, ведущий перед началом упражнения должен сказать несколько слов об эффективности сказкотерапии для личностного роста.

Затем психолог предлагает группе выполнить упражнение: «А теперь посмотрим, как сказка может помочь решению серьезных психологических задач. Послушайте…»

СКАЗКА

В одном городе жил булочник. Каждый день он вставал рано утром, замешивал тесто, выпекал ароматные булочки, а потом продавал их в своем магазинчике. И хотя он пек и продавал булочки много лет подряд, каждый день он сомневался и переживал, достаточно ли хорошо он поработал и удались ли сегодня булочки.

Жители города часто заходили в булочную. Одни хвалили товар, другие критиковали: то соли мало, то изюма, кому-то сахару в избытке, кому-то недостает… Некоторые вообще ничего не говорили. Но все приходили опять. И несмотря на это булочник продолжал переживать, так что иногда ему даже казалось, будто в его жизни ничего радостного нет. Однажды в булочную пришел молодой лесовик из соседней березовой рощи. Он сказал, что очень хочет попробовать булочки, но у лесовиков не бывает денег, поэтому ему нечем заплатить. Зато него есть целый мешок разных самоцветов. Булочник сразу предложил лесовику несколько душистых булочек за маленький самоцветик.

— Хорошо, — ответил лесовик. — Только я не могу отдать самоцветы за что-либо материальное. Поэтому я подарю тебе три самоцвета, если ты назовешь мне три своих положительных качества.

Булочник был очень застенчив и поэтому сказал:

— Мне очень трудно это сделать. Можно я сначала узнаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

Я прошу каждого из вас помочь булочнику и назвать три своих положительных качества. Не старайтесь придумывать их, назовите первое, что придет в голову, не ориентируйтесь на чужие оценки. Если кому-то тоже будет трудно назвать свои качества, назовите три дела, в которых вы преуспели.

Итак, булочник услышал ваши положительные качества, и это помогло ему назвать лесовику свои. Он получил в подарок самоцветы и подарил лесовику несколько сладких булочек.

Лесовик ушел. А спустя несколько дней появился опять. Оказывается, он собрался жениться, а слух о вкусных булочках уже разнесся по всему лесу. И теперь гостям на свадьбу нужно много булочек. Заплатить же лесовик опять может только самоцветами, и не за булочки, а за рассказ булочника о трех хороших событиях, которые совсем недавно случились в его жизни.

Стеснительный булочник опять задумался и спросил:

— А можно я сначала послушаю, что расскажут о своих хороших событиях другие люди?

Рисунки Иржи Трнки

Рис. Иржи Трнки

Чтобы помочь булочнику, я прошу вас рассказать о трех хороших событиях, которые были у вас совсем недавно — сегодня, вчера или на днях. Это может быть получение письма, телефонный звонок хорошего человека, понравившийся фильм, посещение театра... Приятным событием может быть какое-то достижение свое или близких, сопереживание другим людям.

Это может быть и очень неприметное событие — купание воробья в луже, игра котенка, пение птиц, лучи солнца из-за туч... Назовите ваши переживания, связанные с этими приятными событиями.

Булочник передает вам большую благодарность, он услышал ваши приятные события, и это помогло ему рассказать о своем хорошем.

Итак, он получил от лесовика самоцветы и подарил ему свои вкусные булочки. Но к вечеру лесовик вернулся.

— Выручай, — сказал он. — Гостям не хватило угощенья. Грибы и ягоды им надоели, теперь все хотят сладких булочек.

И опять лесовик попросил булочника назвать три события его жизни, но теперь те, которые позволяют ему гордиться собой. И конечно, рассказать, почему ими можно гордиться….

И снова стеснительный булочник попросил помощи: как на этот вопрос ответили бы другие люди?

Давайте вспомним, какие три события в вашей жизни позволяют вам гордиться собой и почему. Иногда это бывают приятные, но незначительные события, иногда трудные, но успешно преодолеваемые проблемы. Неважно, какие из них вспомнятся сейчас

И опять булочник принял вашу помощь, справился со своим заданием, получил самоцветы и насыпал целый пакет булочек для гостей лесовика.

Долго не видели лесовика в городе. Через несколько месяцев он пришел и сказал, что приглашает булочника на крестины своего первенца-лесовенка. А чтобы накрыть стол для гостей, он просит булочника назвать три события из его будущей жизни, о которых он мечтает.

И снова застенчивый булочник просит:

— Можно я сначала послушаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

И я снова обращаюсь к вам. Пожалуйста, назовите три положительных события, которых вы ожидаете в вашей будущей жизни. Неважно, каков их масштаб и как скоро наступит их время. Просто назовите каждое событие и обозначьте то позитивное переживание, которое его будет сопровождать.

Благодарю вас за помощь героям сказки. Булочник и лесовик передают вам большое спасибо.

Крестины удались на славу. На праздник собрались все лесные жители — от лис и медведей до леших и кикимор. И все хвалили аппетитные булочки.

В разгар праздника булочник набрался смелости и спросил лесовика, откуда у него так много самоцветов?

– Это очень просто, — ответил лесовик. — Всякий раз, когда какой-нибудь человек называет свое положительное качество или рассказывает что-то хорошее, что было или ожидается в его жизни, в недрах земли рождается новый самоцвет. А если вспоминается событие, которым можно гордиться, появляются самые крупные самоцветы. Ночью, когда земля становится влажной от росы, камни выходят на поверхность, и уже к утру можно заметить, как они поблескивают из-под корней травы. Вот так и появляются сапфиры, изумруды, алмазы…

Сказка окончена. И теперь давайте проведем небольшую аналитическую работу. Сначала актуализируйте свои ощущения, чувства по поводу каждого из заданий: три положительных личностных качества, три новых хороших события, три прошлых события, которыми можно гордиться, три будущих положительных события. Как вы думаете, какая может быть связь между будущими событиями и событиями из недавнего или более отдаленного прошлого? Как прошлое влияет на достижения в будущем?

Выскажите свое мнение.

Давайте обсудим, что происходило в процессе выполнения заданий.

• Скажите, трудно ли было подобрать три своих положительных качества? Почему?

• Трудно ли было назвать три своих положительных качества? Почему?

• Легко ли вспомнились ситуации, которые воспринимались как новые и хорошие? Если трудно, то почему?

• Легко ли вспомнились события, которыми можно гордиться? Если трудно, то почему?

• Легко ли было сформулировать, о чем мечтаешь? Как вы думаете, почему?

• И последнее, чем хотелось бы завершить нашу встречу. Поделитесь своими общими впечатлениями. Что в тренинге-сказке понравилось, что хотелось бы предложить для его совершенствования?

Психологический комментарий к упражнению

Традиционный метод воспитания детей во многом построен на чувстве вины, которое формируется у ребенка на самых ранних этапах развития. Родителям и учителям гораздо легче управлять ребенком, апеллируя к его чувству вины, чем искать и находить другие методы воспитания: стремиться понять состояние ребенка и в целом исходить из его интересов, а не из экономии собственных сил и времени, договариваться о правилах поведения, поощрять их выполнение и пр. Часто бывает так, что ребенок делает все «как надо», и в этом случае близкие взрослые особенно не фиксируют на нем своего внимания. Но если он сделает что-то не так, на него сразу обрушиваются карательные санкции. И в целом в воспитании преобладают негативные реплики и оценки. В результате у человека хотя и создается понимание того, что делать можно, а чего нельзя, однако с детства формируется низкая самооценка, снижается активность, он сам ограничивает свой творческий порыв, появляется дефицит позитивного самовосприятия, которое оказывается в основном построенным на негативной доминанте, что ведет к развитию комплекса неполноценности и формированию социофобий разного уровня.

Публичное называние во время тренингового упражнения трех своих положительных качеств является одним из средств частичной компенсации перечисленных негативных явлений. Участникам тренинга часто бывает трудно вспомнить о себе что-то хорошее (многие объясняют это тем, что «нескромно хвалить себя, только другие люди имеют право говорить обо мне хорошо», а некоторым бывает даже легче назвать свои негативные стороны, чем позитивные). Эта проблема основана на социофобии, когда человек гипертрофированно воспринимает предполагаемую критическую оценку себя, сравнивает самооценку с внешней оценкой чаще не в свою пользу.

Для тех, кому никак не удается назвать свои положительные качества, ведущий предлагает назвать три дела, которые они умеют делать хорошо. Как правило, это помогает преодолеть барьер социофобии. Если и этот вариант задания вызывает затруднения, можно предложить членам группы помочь человеку и «подсказать» ему его положительные качества.

Как правило, если упражнение у человека получается (то есть он преодолевает психологический барьер «невозможности» говорить о себе позитивно), это сопровождается для него радостью и ощущением возросшей уверенности.

Человеческая жизнь сопровождается приятными и неприятными событиями разной значимости. У большинства людей опасные и неприятные ситуации фиксируются более ярко, и это связано прежде всего с потребностью в безопасности, готовностью к мобилизации, к самозащите. В самопредставлении некоторых людей эта негативная реакция начинает чрезмерно доминировать. И тогда кажется, что «у меня все плохо», появляется склонность к пессимизму, депрессивным состояниям, неврозам.

Чтобы помочь человеку переключиться на позитивные переживания, преодолеть этот дисбаланс, в данном тренинге используется актуализация образов позитивных событий недавнего времени и фиксирование их в сознании. Это помогает человеку гармонизировать представления о своих жизненных ситуациях. У некоторых людей эта часть задания вызывает большие затруднения: поначалу они не могут вспомнить ни одного позитивного события последнего времени. Но когда эта задача решается, становится возможным выстроить цепочку позитивных воспоминаний от настоящего времени в прошлое, чтобы там найти и актуализировать вытесненные положительные обстоятельства жизни. Эти воспоминания — ценный для нашего психологического самочувствия эмоциональный ресурс.

Далеко не всегда люди отчетливо и позитивно представляют себе свое будущее. Три прошлых жизненных события, которыми можно гордиться, помогают укрепить «психологический фундамент» человека для построения более ясного, позитивного, оптимистичного будущего.

Ольга КРУШЕЛЬНИЦКАЯ,
кандидат психологических наук
Владимир ОРЛОВ,
кандидат психологических наук,
МГППУ,
Москва