Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2008


Первая полоса

О том, что психологические знания можно передавать разными способами, знают все. Для этой цели психологи используют лекции, беседы, семинары, тренинги и много еще чего. Но есть древний и, по-видимому, универсальный способ, позволяющий в максимально сжатой форме сообщить человеку нечто чрезвычайно важное и настолько емкое, что не всякую книгу по психологии можно назвать столь же содержательной. Речь идет о рассказывании притч. Любопытно, что этот способ применялся и применяется в самых разных культурах, учениях, у самых разных народов и в разных концах света. Вот, например, есть такая дзенская притча.

Мастер дзен предложил ученику приготовиться к выполнению упражнения по стрельбе из лука. Тот подошел к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил ее в сторону.

– Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? – удивился ученик.

— Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно пошла бы мимо цели.

— Но почему? — удивленно спросил ученик.

— Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть еще одна попытка, — ответил Мастер.

О чем эта история? Как и всякую хорошую притчу, ее можно истолковать по-разному. Она рассказывает и о заниженной самооценке, и об уровне притязаний, и об умении ставить цель и добиваться ее, и о подлинном профессионализме. И между прочим, о важности ценить даваемые нам жизнью шансы и не упускать их. Психологическая мудрость, скрытая в этой и других притчах, раскрывает известные в общем-то вещи с новой стороны. психологами метафорические ресурсы притч используются, видимо, еще недостаточно. А ведь детям, которых мы приобщаем к психологии, пожалуй, интереснее история о лучнике, чем, например, определение фрустрационной толерантности.

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор