Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2008


Метод в теории и на практике

Использование рисования при работе
с детьми в травматических ситуациях

Окончание. См. № 12/2008

Еще один пример. Обратилась мать девочки: Катя плохо спит, ворочается, видит страшные сны. Оказалось, что ребенок травмирован неблагоприятной атмосферой в семье, ссорами родителей и сильно переживает, что проявляется беспокойством во сне.

На седьмой встрече рисовался сон, который ее взволновал.

Вначале Катя рассказывает сон:

— Девочка стоит в коридоре ночью и держит линию в руке. Линия идет-идет и взрывается. Потом снова идет и снова взрывается, осколки летят, страшно.

— Нарисуй. — Рисует минут восемь.

— Что это сейчас? — Смотрит и думает минуты две.

— Линия жизни. — Длинная пауза: Катя глубоко в себе, думает. Я переживаю свое потрясение глубиной ребенка.

— Хочешь отпустить ее? — Я провоцирую.

— Нет. — Ответ твердый, не посомневаешься. — Это хорошие, спокойные дни, потом неприятности. Другие люди все раздувают, говорят, чего нет на самом деле, и взрываются, ссорятся. Это совсем не так, как они говорят. Есть другая линия, и события там не страшные.

— Нарисуй эту другую линию. — Катя берет желтый карандаш и рисует новую линию.

— Девочка держит эту свою линию в другой руке. И изменить эти взрывы она не может.

— А что может?

— Научиться защищаться.

— Как?

— Пусть будут взрывы, если они есть. Это ошибки.

— Они что-то делают для девочки?

— На них девочка учится жить, узнает, что есть в жизни плохое, и учится, что так нельзя делать.

— Значит, от этих взрывов есть польза?

— Да. Девочка умнеет. Растет.

Этот кусочек встречи, мне кажется, демонстрирует возможности рисования, его мощь и возможности психики ребенка.

Технология работы с ребенком

В процессе работы с детьми в травматических ситуациях сложилась система работы, которую санкт-петербургский психотерапевт Ирина Михайловна Никольская называет технологией. Она дает стройную концепцию одновременно диагностического и психотерапевтического практического подхода в работе с детьми, мы в этом очень созвучны. Поэтому я что-то взяла для себя у Ирины Михайловны и очень благодарна ей, как одному из своих учителей.

Темы рисунков формулируются таким образом, что в них содержится указание на наличие переживания, чтобы иметь возможность диагностировать травматические ситуации и эмоциональные проблемы, страхи, затруднения в общении и предоставить ребенку возможность выразить рисунком свои чувства и отреагировать их, осознать себя, найти способы разрешения травмирующей ситуации.

Первая встреча. Установление контакта. Свободное рисование (ребенок рисует, что хочет).

Вторая встреча. Несуществующее животное.

Третья встреча. Автопортрет в полный рост.

Четвертая встреча. Моя семья.

Пятая встреча. Я переживаю. Моя боль. То, что меня волнует.

Шестая встреча. Я боюсь. Мой страх. Это меня испугало.

Седьмая встреча. Сон, который меня взволновал. Я об этом не хочу вспоминать. Ситуация, где я чувствую себя неуверенно.

Восьмая встреча. Я и мои друзья. Я в классе. Мой лучший друг.

Девятая встреча. То, о чем я мечтаю. Три желания. Золотая рыбка. Ромашка желаний.

Десятая встреча. Я такой счастливый, я такой довольный. Счастье. Самый счастливый день. Моя радость. Что заставляет мое сердце петь.

Одиннадцатая встреча. Если бы у меня была волшебная палочка, я превратился бы в…

Это Я! Автопортрет в лучах солнца.

Двенадцатая встреча. Мое будущее.

Завершение работы. Подведение итогов.

Этапы терапевтического процесса

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании арт-терапии, бесконечно. Независимо от того, что ребенок и терапевт выбирают для своих занятий, основная цель терапевта всегда одна и та же — помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире. Каждый психолог, психотерапевт находит собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководством процессом, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок, с другой стороны.

Контракт с ребенком составляется на 12 встреч, 35–40 минут каждая, с интервалом в одну неделю. Таким образом, работа занимает два с половиной — три месяца и обеспечивает хорошую психологическую поддержку в условиях травматических переживаний.

Вначале работа идет медленно, ребенок адаптируется, привыкает к психологу, учится ему доверять, привыкает к новым способам работы и взаимодействия с «не-учителем», понимает, что от него требуется. С пятой-шестой встречи работа с рисунком идет быстрее, и в конце сессии остается 10–15 минут для обсуждения ситуаций дома или в школе, происходящих здесь и сейчас. Часто у ребенка появляются вопросы из различных сфер жизни, по которым он хочет слышать точку зрения другого человека, психолога. Иногда я готовлю заранее интересные задания на развитие интеллекта и познавательных функций, посильные для ребенка, чтобы он уходил очень успешным, победителем, укрепляя уверенность в себе, повышая самооценку.

Ребенку последовательно предлагаются 12 тем, сформулированных выше, — по одной на каждую встречу (несколько тем для рисунка даны для максимального учета индивидуальных особенностей каждой конкретной личности). Рисунок выполняется на плотных листах альбома для рисования цветными карандашами. Дети любят фломастеры, краски, но в данной технологии используются мягкие цветные карандаши шести основных цветов: красного, черного, синего, желтого, коричневого, зеленого.

Иногда ребенок просит дать ему простой карандаш, которого нет в наборе, — я его преднамеренно не кладу, но даю, если просит. Какое-то время ребенок рисует им, а цветные карандаши появляются в нужное время, когда мироощущение ребенка меняется. Это само по себе очень значимо и дает возможность психологу глубже понять и почувствовать внутренний мир ребенка, степень его травмированности, дает ощущение его бытия, заставляет по-особому резонировать душу.

Нужно заметить, что работа с ребенком — это процесс, который требует осторожности и деликатности, процесс, при котором то, что происходит в душе психотерапевта, взаимодействует с происходящим в душе ребенка.

Видение и понимание психологом отраженного в рисунке непосредственного восприятия ребенком своей ситуации, его переживаний, чаще всего неосознаваемых и невербализуемых, позволяет вести беседу по тому, что изображено на рисунке.

С этого момента терапевтический процесс может проходить следующие этапы.

1. Прояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе

Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребенок делился своими ощущениями, чувствами, возникающими по отношению к самой работе, к процессу рисования. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя, то, что он делает.

2. Описание рисунка с точки зрения ребенка

Ребенок делится впечатлениями о самом рисунке, описывает его так, как ему хочется. Это следующий этап осознания себя.

3. Обсуждение содержания рисунка

Обсуждается содержание рисунка, его части и детали, появившиеся образы предметов, людей, животных. Проговариваются и обсуждаются конкретные чувства, вызванные изображенной ситуацией и всем тем, что с ней было связано. Проводится необходимая работа с переживаниями.

4. Описание рисунка с использованием слова «Я»

Психотерапевт просит ребенка описать рисунок так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я» (если это уместно).

5. Идентификация

Выбираются важные для ребенка предметы на рисунке, для того чтобы он идентифицировал их с чем-нибудь или с кем-нибудь. На этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка, обострение осознания себя.

6. Работа с героями рисунка

Ребенку предлагается вести диалог между двумя героями его рисунка или противоположными сторонами образа или предмета (например, доброта и злость, любовь и ненависть, горе и радость, сила и слабость, либо счастливая и печальная сторона образа).

7. Обсуждение цветовой гаммы рисунка

Психотерапевт просит ребенка обратить внимание на цвет: что он означает, о чем говорит.

8. Установление параллелей с ситуациями жизни и их обсуждение

На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка или возникшие в ходе беседы.

В процессе работы осуществляется наблюдение за внешними проявлениями: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, тревогу, страх, осознание чего-либо, сопротивление.

Не нужно бояться некоторого оживления боли и страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения или трансформации. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Здесь перечислены почти все этапы работы с рисунком, но не обязательно все они присутствуют на каждой встрече. Психотерапевт сам выбирает, что из данных приемов наиболее созвучно терапевтическому контакту и не нарушит его.

Таким образом, рисунок исследуется и конкретизируется вместе с ребенком, ему задаются вопросы, предлагаются виды различных манипуляций с теми предметами, людьми, образами и символами, которые появились на белом листе, для более полного, глубокого самовыражения. Кто это? Сколько ему лет? Где он живет? Что делает? Как себя чувствует? Кто этим пользуется? Кто тебе ближе всех? Что заставило его так переживать? Как завершилась ситуация? Что сейчас происходит? Что нужно сделать, чтобы снизить тревогу? Побороть страх? Что хочется сделать? Представь, что ты это делаешь. Как это? Что будет потом?

Эти вопросы помогают «входить» в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления терапевтических отношений и реализации терапевтического процесса. Главное — не спешить, дать возможность выразить все, что есть на душе у ребенка, не задавать лишних вопросов и помочь ему преобразовать негативные, травмирующие чувства в нечто более позитивное, найти резервы здоровой личности, подвести к возможным вариантам выхода из ситуации и обсудить их.

Психотерапевтический контакт, здоровое непрерывное развитие ощущений, чувств и интеллекта ребенка на протяжении всех двенадцати встреч позволяет укрепить его чувство «Я» и содействовать нормальному развитию и личностному росту. Дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мы живем в мире, полном противоречий и боли, но в нас заложены силы выдерживать это напряжение, преодолевать трудности, сохраняя и развивая себя.

Воздействие таких ограничивающих жизнь ситуаций, как страдание, потери, смерть, боль, изоляция, провал, вина и абсурдность, может быть преодолено только тогда, когда человек в состоянии найти нужное направление и мотивацию и пройти через них во что бы то ни стало. В момент кризиса этой решимости следует учиться у тех, кто старше и опытней. Негативный жизненный опыт может оказаться более плодотворным, если в нужные моменты есть возможность прибегнуть к руководству хорошо информированного человека. С его поддержкой можно многое выдержать.

Ольга ПЕТКЕВИЧА,
магистр психологии, сертифицированный
психотерапевт экзистенциального направления,
г. Даугавпилс, Латвия

Спонсор публикации статьи: Интернет-холдинг «Русская недвижимость» предлагает ознакомиться с полным каталогом недвижимости Москвы и Подмосковья. На сайте компании RussianRealty.ru можно просмотреть такие предложения, как аренда или продажа квартир в Мещанском районе, и других административных округам Москвы и городах областного значения. Удобная система поиска, позволяющая сортировать результаты по месторасположению, цене и сегменту недвижимости, позволит найти наиболее подходящее Вам предложение.

Спонсор публикации статьи: информационный ресурс «Народный Доктор» - на сайте содержится информация о большинстве известных заболеваний, методы и средства лечения болезней в домашних условиях. Сайт поможет Вам в таком вопросе, как лечение бурсита народными средствами, и многих других болезней, определении симптомов и методах профилактики.