Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2008


Книга в газете

ГЛАВА 1

Неприятности — «На море он не едет!» — Учение — мучение —
Таинственная незнакомка — «В путь!»

О днажды на перемене Женька и Алик позвали Максима с собой за угол школы. Он знал, что ребята там курят, но пошел с ними, «как теленок на веревочке», по выражению мамы.

Алик достал пачку сигарет и протянул одну сигарету Женьке, а другую Максиму. У Женьки уже была наготове зажигалка. Максим хотел было отказаться, но почему-то не смог и, мысленно ругая себя за слабоволие, вдохнул дым, сразу закашлялся, голова закружилась, рот наполнился вязкой горькой слюной. Максим долго потом отплевывался.

Увидев, как он побледнел и закашлялся, Женька и Алик испугались. Алик быстро бросил свою сигарету и поспешил в школу. Женька растерянно смотрел на приятеля, а потом, вытащив из кармана не очень чистый платок, стал махать им перед Максимовым лицом, а когда Максим немного отдышался, помог ему дойти до колонки.

— Ну, как ты? Нормально? — то и дело спрашивал он товарища.

— Нормально, — как мог, бодро ответил Максим. — Просто голова что-то закружилась.

— Ты это... рот прополощи, а дома зубы почисть, а то от родителей влетит по первое число, — посоветовал Женька. — Отец у тебя строгий!

Женька вздохнул. У него-то самого никакого отца не было.

Тут прозвенел звонок, и мальчики побежали в класс.

Следующий урок был последним перед летними каникулами. Ольга Андреевна объявила оценки за год. Как и опасался Максим, по русскому у него вышло «три». Хорошо еще, что хоть по математике — «четыре».

Вечером папа большими шагами расхаживал по комнате (мама в таких случаях говорила: «Мечется, как тигр в клетке») и восклицал:

— Какой позор! Сын филолога, кандидата наук, преподавателя института имеет годовую «тройку», и именно по русскому языку! Как я теперь посмотрю в глаза своим студентам? Как? Я тебя спрашиваю! — папа тряхнул Максима за плечи и притянул к себе.

— Сережа, успокойся! — бросилась к нему мама.

— Нина! — воскликнул папа. — Да ведь он накурился!

Мама, в свою очередь, притянула сына к себе:

— А ну, дыхни! — приказала она и, втянув носом воздух, решительно заявила: — Все! На море мы не едем.

— Еще чего! — возмутился папа. — Мы едем. Это он не едет! — папа указал на Максима. — Он едет к бабушке в деревню. Но не купаться и загорать, а учить русский язык. А когда мывернемся, онмне лично сдаст экзамен. Парню скоро десять лет. Пора самому отвечать за свои поступки.

Вот так наш герой и оказался в деревне Липки у бабушки Веры. Вообще-то ему здесь нравилось. Максим каждое лето приезжал к бабушке, и у него здесь были друзья: братья Треповы — местные жители и Гарик Лебедев — он, как и Максим, каждое лето гостил в Липках у своей бабушки Кати, которая жила по соседству с бабушкой Верой. Но в этом году они с мамой и папой впервые в жизни собирались поехать на море, а теперь родители уедут без него, как только в папином институте окончится летняя сессия и папа уйдет в отпуск. Мама, отвернувшись, утирала слезы, оставляя Максима у бабушки, а папа, стараясь не смотреть на сына, говорил бабушке Вере:

— Не балуй его, мама. Нечего целый день с мальчишками гонять и читать все подряд. Пусть сидит учит правила и переписывает упражнения за весь третий класс.

Максим обиделся на родителей, хотя, если честно, понимал, что сам виноват.

Жарким июньским днем так хочется поплавать, поплескаться в воде, поваляться на нагретом солнцем прибрежном песочке или посидеть в тени и почитать что-нибудь такое интересное, такое приключенческое, чтобы дух захватывало! А наш герой сидел в душной, несмотря на открытую форточку, комнате за столом и читал учебник русского языка за 3-й класс. Вернее, пытался читать его, но на Максимовых коленях лежала другая книга — «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна. «Капитана» в прошлом году забыл у бабушки двоюродный брат Максима Костя. Максим еще прошлым летом хотел прочитать эту книгу, но тогда она показалась ему слишком трудной. И вот теперь, увидев «Пятнадцатилетнего капитана» среди других книг, мальчик решил, что большой беды не будет, если иногда между правилами он будет заглядывать и туда. Но как-то так само получилось, что Максим иногда заглядывал в учебник,да и то лишь сначала. Потом приключения Дика Сэнда так захватили его, что Максим совсем перестал поднимать глаза от книги, лежащей на коленях.

От чтения его оторвал голос бабушки, заглянувшей в комнату:

— Максюша, внучек! Зову тебя, зову, а ты и не откликаешься. Совсем ты, мой бедненький, заучился. Ну что за программы теперь в школе пошли! И летом ребенку отдохнуть некогда! Иди, милый, обедать.

— Я не хочу, бабуль! — отозвался мальчик. Ему так хотелось узнать, удастся ли Дику провести корабль по бурному морю без компаса.

Но бабушка все же настояла на своем, и Максиму пришлось втолкнуть в себя несколько ложек ненавистного рисового супа, съесть котлету и запить все это молоком с бабушкиной «фирменной» булочкой.

Когда он допивал молоко, в окне показалась улыбающаяся, перепачканная клубникой физиономия младшего из братьев Треповых — Антошки, который этой осенью собирался идти в первый класс и очень этим гордился. Вслед за Антошкой заглянули в окно его старшие братья-близнецы Алешка и Андрюшка, которым весной исполнилось по 10 лет.

— Здрасьте, баб Вер! Привет, Максон! — кричали они наперебой.

— Айда на речку!

— Сходи, родной, а вечерком еще подучишь, — сказала бабушка.

Максим, довольный тем, что бабушка сама его отпускает, на ходу поблагодарил ее за обед и побежал к друзьям. По пути они забежали за Гариком и всей своей «неразлучной пятеркой», как называли их в деревне, побежали к реке.

Какое наслаждение в жару нырнуть в прохладную воду! Друзья долго плавали, ныряли, плескались. Наконец они выбрались на берег. Братья Треповы и Гарик Лебедев принялись играть в салки, а Максим растянулся на песке возле прибрежных кустов, где было поменьше народа. Точнее, там сидела только одна незнакомая девушка с книгой. Она то читала, шевеля губами, как маленькая, то поднимала голову и, глядя невидящими глазами куда-то вверх, что-то чуть слышно бормотала. До слуха Максима долетали слова: «Психология... от греческого «психе» — душа и «логос» — слово, учение) — наука о... о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы... формы жизнедеятельности. Психология — это...»

«Студентка, — подумал Максим. — Может, даже из папиного института. Наверное, к экзамену готовится. Еще один несчастный человек. Все отдыхают, а она зубрит...»

Голос девушки действовал убаюкивающе. Максим сам не заметил, как глаза его закрылись и он задремал. И сразу песок под ним закачался и оказалось, что это вовсе не песок, а палуба корабля. Над самой головой играл парусами ветер, а вокруг слышались крики чаек. Но, едва начавшись, сон, который обещал быть таким интересным, внезапно прервался. Кто-то несильно, но настойчиво тряс его за плечо: «Максим, проснись!»

Мальчик открыл глаза и увидел незнакомую девочку своего возраста, с большими синими глазами, худенькую и хрупкую. Она-то и трясла его за плечо.

— Ты кто? — удивленно спросил Максим.

— Я принцесса Воля. Мне нужна твоя помощь.

— Какая еще принцесса? Откуда ты взялась? — еще больше удивился мальчик и даже сел.

— Я же говорю: принцесса Воля из страны Психики. Ведьма Лень отнимает у меня силы. Чем она сильнее, тем я становлюсь слабее. Я стала совсем слабой. Папа сказал, что ты должен меня закалять и тренировать, а то я совсем пропаду.

— Чей папа?

— Да мой же! — воскликнула Воля. — Мой папа — король Сознание. Поплывем скорее в страну Психику. Там ты все узнаешь.

— Как поплывем?

— На корабле. По морю Восприятия.

— А как мы попадем на море? Это же далеко. Туда надо на поезде ехать или на самолете лететь, а у меня денег нет на билеты .

— Оглянись! — засмеялась Воля

Максим оглянулся: он сидел не на берегу знакомой речки, а на морском берегу, на который набегали ласковые волны, перекатывая мелкие камешки. Невдалеке слегка покачивался на волнах настоящий старинный парусный корабль. Ни кустов, возле которых он только что лежал, ни ребят, ни девушки-студентки не было.

— Ой! — удивился и забеспокоился мальчик. — А как же бабушка? Я же не предупредил ее. Она будет меня искать, волноваться, в милицию заявит, родителям позвонит. Надо было хоть записку ей написать. Да и ребята...

— Не волнуйся, — ответила Воля. — Ребята видят, что ты по-прежнему лежишь на берегу. Никто не будет тебя искать.

— А как же я — здесь, если я — там?.. — совсем растерялся Максим. — Как же путешествие?

— Нам поможет Воображение. Оно у тебя богатое. И сильное, — сказала Воля и со вздохом добавила: — Не то что я. Мы еще побываем у него в гостях.

От корабля к берегу подходила шлюпка. Двое матросов дружно гребли веслами.

— Это мой корабль! — не без гордости сказала Воля. Мне его подарил папа. Он сказал, что путешествия и приключения закаляют волю.

— Если бы мой папа тебя слышал... — вздохнул Максим. — А то сам говорит, что я слабовольный, а на море меня не взял!

— Ну что ты!.. Твои родители поехали на море отдыхать, а мы с тобой отправимся в настоящее путешествие. Я покажу тебе удивительную страну Психику, в которой до сих пор еще так много загадочного, неизученного.

— А кто ее изучает? — спросил Максим.

— Психологи, конечно, — ответила Воля. — Это такие люди, ученые, которые изучают Внутренний мир человека, особенности его восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, его эмоции, ну и, конечно, мои владения.

— У нас в школе тоже есть психолог, — сказал Максим, — Виталий Борисович. Он к нам приходит в класс, дает всякие тесты, проводит интересные игры. Ольга Андреевна (это наша учительница) говорит, что мне надо обратиться к нему за советом, но я боюсь — ребята скажут, что я псих какой-нибудь.

— Напрасно боишься, — сказала Воля. — Школьный психолог работает с нормальными детьми. Людей с нарушениями психики лечат врачи: психиатры, психотерапевты, клинические психологи. Школьные психологи помогают ученикам лучше адаптироваться к школе, развивать и проявлять свои способности, грамотно общаться друг с другом и со взрослыми, находить выход в трудных ситуациях...

В это время шлюпка ткнулась носом в прибрежный песок, и Воля прервала свою речь.

Уважаемый читатель, а в твоей школе есть психолог? Приходилось ли тебе обращаться к нему за помощью, советом?

Занимался ли ты в психологической группе? Если да, вспомни, пожалуйста, какие психологические игры и упражнения тебе понравились? Что тебя привлекло в них? А какие не понравились? Почему?

Как ты считаешь, для чего они придуманы?

Но пора вернуться к нашему герою.

Максим уже собрался было забраться в шлюпку, но тут Воля насмешливо спросила:

— Ты что, собрался путешествовать в одних плавках?

— Ой! — Максим посмотрел на берег. Его рубашка и шорты, к счастью, не исчезли, а лежали на берегу на том же месте, где он их оставил, собираясь купаться, хотя сам берег и изменился. Под рубашкой оказались сандалии. Мальчик быстро натянул одежду, взял сандалии в руки, чтобы не намочить их, и вслед за Волей подошел к шлюпке.

Один из матросов, совсем молодой, почти мальчишка, протянул ему руку, дружески подмигнув при этом.

Второй матрос, тоже молодой, сильный и красивый, галантно протянул руку принцессе.

— Познакомьтесь, — сказала Воля — Это Мотивы: Познавательный, — она указала на матроса, который помог ей, — и Игровой, — показала она на второго. — А это Максим.

Максиму все больше нравилась Воля: принцесса, а совсем не важничает.

— Ну, что? В путь? — спросила Воля.

— В путь! — радостно отозвался Максим. Его переполняли волнение и предчувствие чего-то необычного.