Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2008


Книга в газете

ГЛАВА 11

Снова на ковре-самолете — Волшебный лес —
Что и как умеет делать Воображение

А теперь — в волшебный лес Воображения! — сказала Воля, когда они с Максимом встали на ковер-самолет, поджидавший их у ворот дворца.

Когда ковер поднялся высоко, мальчик посмотрел вниз, любуясь видом страны Психики, и увидел вдалеке Лень, которая медленно брела от Заповедника Памяти к своему болоту. Она то и дело садилась прямо посреди пыльной дороги, чтобы отдохнуть, затем с трудом поднималась и, спотыкаясь, ковыляла дальше.

— Я не понимаю, — сказал Максим, — почему она не воспользуется своей волшебной силой, чтобы перенестись к себе в болото? Ведь она как-то сумела попасть на корабль и забраться на третий этаж дворца госпожи Памяти, а сейчас еле двигает ногами.

— Видно, растеряла она свою волшебную силу, — ответила принцесса Воля. — Я же тебе говорила, что чем она сильнее, тем я слабее, и наоборот.

Максим посмотрел на свою спутницу. Принцесса Воля уже не выглядела такой бледной и слабой, как в начале путешествия. Сейчас это была крепкая, здоровая, загорелая девочка. Кажется, она даже стала выше ростом. Она открыто и весело смотрела вперед и нисколько не боялась высоты.

Вот ковер плавно опустился у опушки леса, состоящего из таких невиданных растений, что мальчику сразу вспомнились слова из стихотворения поэтессы Натальи Кончаловской, которое мама читала ему, когда он был совсем маленьким:

...Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.

Впрочем, в этом стихотворении говорилось об огороде, а не о лесе. А растениям, которые окружили их, как только они вошли в этот необыкновенный лес, Максим сам пытался придумать названия: дуберезы, грибополи, еленика. Были тут и животные. Вот проскакал и, взмахнув полосатым хвостом, скрылся в чаще длинноухий тиграяц. Вытянув длинную шею, выбирала семена из каких-то диковинных шишек сидящая на ветке сосновики длиннохвостая клестолеберока. Были тут и знакомые животные и растения, но необычных размеров. В зарослях гигантской малины подпрыгивал, пытаясь достать ягоды с нижних веток, медведь величиной не больше мышонка. Одна перезрелая ягода величиной с футбольный мяч упала, едва не прибив сладкоежку. Он отскочил, но тут же с ворчанием набросился на лакомство.

Максим только успевал вертеть головой, разглядывая все эти диковины. Выйдя на поляну, поросшую поющей травой, путешественники увидели настоящую избушку на курьих ножках. Но вместо Бабы-яги из нее вышло Воображение в совершенно невообразимом наряде.

«Так вот оно какое!» — подумал мальчик. Однако понять, какое Воображение, тоже было невозможно. Оно постоянно меняло свой облик, становясь похожим то на Пеппи Длинныйчулок, то на Старика Хоттабыча, то вообще непонятно на кого. У Максима даже в глазах зарябило. Заметив, что мальчика утомляют его непрерывные превращения, Воображение наконец остановилось на образе восточного мага-звездочета.

— Приветствую вас, о жемчужины моего сердца! — обратилось Воображение к гостям. — Не угодно ли вам подкрепить свои силы после трудной дороги вкусной едой и крепким сном?

— Спасибо, — ответил Максим, вопросительно взглянув на принцессу. — Мы совсем недавно пообедали у Мышления. И спать тоже не хотим.

— В таком случае, о сладчайшие из сладчайших персиков сада моей души, не угодно ли вам будет насладиться созерцанием моего волшебного искусства?

— Да, спасибо, — ответила на этот раз Воля, и Воображение широко распахнуло перед ними дверь своей избушки:

— Прошу вас, о драгоценнейшие алмазы, сверкающие, подобно солнцу, и услаждающие своим блеском мой недостойный взор!

После таких витиеватых обращений титул «уважаемого Носителя Психики» показался нашему герою простым и скромным. К тому же Максим заметил, что обращения с каждым разом становятся все длиннее.

— Извините, — обратился он к Воображению, — не могли бы вы называть меня просто по имени.

— Как хочешь, Максим, — слегка обидевшись, что ему не дали проявить свое красноречие во всем блеске, сказало Воображение.

Они вошли в открытую дверь, и Максим с удивлением увидел внутри маленькой избушки огромные залы дворца, достойного Аладдина. Это противоречило закону природы. Но, видимо, у Воображения были свои законы.

— Да, — с нескрываемой гордостью сказало Воображение, — я многое умею, если не сказать — все.

— Ой! — спохватился мальчик. — Я забыл поблагодарить вас за это чудесное путешествие. Принцесса Воля сказала мне, что это вы все устроили.

— Не стоит благодарности, — ответило Воображение. — Мне это было нетрудно. Я проявило только малую часть своих возможностей. К тому же путешествие еще не окончено, — добавило оно и начало рассказ о своем искусстве:

— Мое имя произошло от слова «вообразить», что значит: «выразить в образе». Моя служба заключается в том, чтобы создавать образы конечного результата деятельности, программы поведения в неопределенной ситуации, образы отсутствующих или вовсе не существующих объектов.

Я бываю творческим и воссоздающим. Моя творческая сторона создает новые образы, несуществующие и никем еще не созданные. А когда я бываю воссоздающим, я помогаю тебе представить по описанию то, о чем тебе рассказывают или ты сам читаешь, и то, о чем ты когда-то слышал или читал. А еще я дарю тебе мечты и грезы. В мечтах я показываю тебе образы будущего, к которым ты стремишься. а дальше уж твое дело — воплотить эти образы в жизнь. А грезами называют мечты о чем-то прекрасном, но несбыточном. Если бы не было деятельности, все мечты были бы только грезами. А теперь прошу вас в мою мастерскую. Я покажу вам, как я создаю образы.

Словно по мановению волшебной палочки, дворцовые покои мгновенно преобразились в мастерскую. На полках вдоль стен были разложены самые разнообразные материалы и инструменты, стояли банки с клеем. К своему удивлению, Максим увидел в мастерской Воображения богатырей, которые устроили ему испытания у входа во дворец Мышления. Сбросив кольчуги и засучив рукава белых, украшенных вышивками рубах, они увлеченно трудились. Анализ разбирал на части образы крокодила, мыши, страуса и носорога, а Синтез склеивал из получившихся частей какого-то крокомышестраурога. Готовое животное вырвалось из рук Синтеза и скрылось за дверью, по пути едва не опрокинув хвостом ведерко с краской.

— Материалы для работы мне предоставляют Восприятие и Память, — рассказывало Воображение, а от Мышления ко мне на помощь приходят мыслительные операции. Анализ и Синтез сейчас занимаются агглютинацией.

— Занимаются аглю... чем?

— Аг-глю-ти-на-ци-ей, — четко по слогам произнесло Воображение. — агглютинация значит склеивание. Это самое простое из того, что я умею. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект. Люди издавна пользуются моими услугами по агглютинации. Вспомни кентавра, русалку, сфинкса, единорога, избушку на курьих ножках, ковер-самолет... Да много еще мифических существ и предметов. И не только мифических. У вас в квартире есть...

— Понял! — догадался Максим. — Кресло-кровать! И еще кухонный комбайн!

— Правильно! — обрадовалось Воображение.

Мальчику очень захотелось тоже создать что-нибудь при помощи агглютинации. Воображение тут же предоставило в его распоряжение образы всех видов транспорта, которые он только знал, и предложило придумать и склеить из их частей универсальное транспортное средство для спасателей.

Уважаемый читатель, а твое воображение достаточно богато, чтобы справиться с этой задачей? Придумай и нарисуй такой вид транспорта. Хорошо, если сначала ты подумаешь, какими свойствами он должен обладать. Тогда ты сможешь подобрать для него все необходимые детали и не приклеишь ничего ненужного.

— А еще я умею проводить аналогии, — сказало Воображение, когда мальчик закончил работу и показал присутствующим свое изобретение. — Я нахожу сходные признаки у разных предметов и явлений. Вот, например, обычное куриное яйцо. (Яйцо тут же появилось в руке Воображения.) Оно похоже по форме на человеческую голову, или на надутый резиновый шарик, или на купол, или на старинную игрушку ваньку-встаньку. По цвету — на снег, на чистый лист бумаги. По твердости (не путать с прочностью) — на камень. Оно хрупкое, как стекло или фарфор. В нем появляется и какое-то время живет цыпленок. Поэтому Корней Чуковский провел аналогию с домом. Помнишь: «Был белый дом, чудесный дом...»? По аналогии я создаю образы предметов, которые чем-то похожи на те, которые уже существуют. Так люди придумали по аналогии с рукой со скрюченными пальцами грабли, по аналогии с птицей — самолет, по аналогии с рыбой — подводную лодку, по аналогии со стрекозой — вертолет и много еще привычных для тебя вещей. И вот тут-то никак не обойтись без Внимания! А мыслительная операция Абстрагирование помогает мне выделять общие признаки. А знаешь ли ты, что прием аналогии может очень здорово помочь тебе в учебе?

— Как это? — спросил Максим. Пока он не видел никакой связи с учебой.

— Ну как же! — удивилось его непонятливости Воображение. — Ведь по аналогии с уже известным материалом легче понять и запомнить новый. Да ты и сам пользуешься этим приемом. Вспомни, какую картинку я тебе подбросило, когда Воля объясняла, что такое «порог ощущений».

— Я представил дверь с порогом и монстров, разных по величине.

— И что ты понял тогда?

— Что за порогом ощущений остаются сигналы слишком маленькой и слишком большой силы, то есть мы их не ощущаем.

— Ну вот, — обиделось Воображение, — ты воспользовался аналогией и сам этого не заметил. А я так старалось...

Воображение у Максима было обидчивым, но отходчивым. Оно продолжило объяснения:

— Приведу другой пример. На уроках русского языка тебе приходится писать слова с парными звонкими и глухими согласными, с безударными гласными и с непроизносимыми согласными в корне. Проверка написания этих слов проводится аналогично: ты изменяешь слово или подбираешь однокоренное, чтобы нужный тебе звук стоял в сильной позиции, то есть слышался отчетливо. Тебе остается только запомнить, что для гласных сильная позиция под ударением (трава — травы), для парных согласных — перед гласным и перед н (столб —столбик, цвет — цветной), а для непроизносимых согласных — там, где они произносятся (солнце — солнышко).

Воображение повело гостей дальше по своей просторной мастерской. На одном из столов стоял микроскоп и лежали лупа и бинокль.

— Эти предметы необходимы для следующего приема. Называется он тоже непростым словом — ги-пер-бо-ли-за-ци-я. Но суть его проста — преувеличение или преуменьшение. Вспомни великана ростом с гору или Мальчика-с-пальчика. Они появились именно благодаря этому приему. А помнишь, как в рассказе Носова «Фантазеры» один мальчик хвастался, что съел целое ведро мороженого, а потом сказал, что ведерко-то было маленькое — не больше стакана. Здесь он тоже использовал сначала художественное преувеличение (гиперболу), а потом преуменьшение (литоту).

— А в вашем лесу я видел огромную малину и крошечного медведя под ней, — вспомнил Максим.

— Ну и где тут литота, а где гипербола? — спросило Воображение.

А в самом деле, уважаемый читатель, где?

— А еще гиперболизация помогает мне увеличивать или уменьшать число каких-то частей предмета. В давние времена путешественники рассказывали о том, что в далеких странах они видели людей с одной ногой или с тремя головами. Многие тогда им верили. Даже географические карты с изображениями этих монстров рисовали. А ведь это была только гиперболизация.

— А за этим столом что вы делаете? — спросил мальчик, указывая на стол, заваленный какими-то фигурками, словно вылепленными из пластилина.

— А вот что! — Воображение вдруг приняло образ Пеппи Длинныйчулок, взяло в руки фигурку мальчика, очень похожего на Максима, и потянуло эту фигурку за нос. Нос стал длинным, как у Буратино. — Не суй свой любопытный нос куда не надо!

Максим обиделся: то «жемчужина моего сердца», «сладчайший персик моей души» и как там еще, а теперь насмехается. Треснуть бы ему по затылку. Или ей?

— Ладно, не сердись! — миролюбивым тоном сказало озорное Воображение, оставаясь в образе Пеппи. — На сердитых воду возят. Я просто показало тебе следующий прием — акцентирование. Это выделение какой-то одной детали или свойства предмета. Цель акцентирования — обратить внимание на эту деталь. Этот прием часто используют, чтобы выделить какое-нибудь качество человека. Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, Василиса Премудрая очень умная, Робин Бобин Барабек прожорливый. Этим приемом пользуются художники, когда рисуют на кого-то дружеские шаржи или карикатуры. Например, изображают любопытному длинный нос, прожорливому — большой живот, жадному — длинные руки.

Воображение вернуло носу образа Максима нормальный размер и сказало:

— Прием акцентирования тоже поможет тебе в учебе. Ты уже знаешь от госпожи Памяти, что при запоминании надо выделять главное. Закрепи это главное с помощью каких-нибудь смешных рисунков. Например, изобрази слабенькую, хилую гласную с тонкими ручками, а рядом — сильную гласную с молотком-ударением в руке, и ты никогда уже не забудешь, что гласные надо проверять ударением. Нарисуй парную согласную, которая стала сильной рядом с гласной. Можешь рисовать картинки мысленно, придумывать стихи, истории, в которых делается акцент на нужном тебе материале.

А ну-ка попробуй придумать историю о словах с сочетаниями -оро- и -оло-.

Максим подумал, и вот что у него получилось:

— В селе Орооло живут воробьи, сороки и вороны. Они клюют горох, который рассыпали на дороге, когда везли с огорода в город. В садах поют соловьи. За воротами пасутся коровы. Они дают вкусное молоко. Крыши старых домов покрыты соломой. Хорошие хозяева стучат молотками. Они ремонтируют свои дома, чтобы в мороз было тепло.

— Отлично! — воскликнуло Воображение, выслушав рассказ. Я еще могу добавить. что в другом селе, Ара, живет баран, который стучит карандашом по барабану. Его кормит караваем девушка в сарафане.

Воображение подвело принцессу и мальчика к следующему столу. На нем было множество вещей, украшенных орнаментами: вышитые полотенца, рубашки и сарафаны, старинные книги, расписная посуда, старинное оружие. Гости залюбовались искусно выполненными изделиями. Воля даже приложила к себе нарядный русский сарафан и полюбовалась собой в зеркало, которое Воображение поставило перед ней. Максим с интересом разглядывал старинный кинжал с резной рукояткой.

— Все эти вещи, — сказало Воображение, принявшее образ мастера из сказов Бажова, — я украсило с помощью приема схематизации. Мне в этом помогло Обобщение. Ведь схематические изображения показывают предмет в обобщенном виде. С давних времен разные народы использовали этот прием для создания орнаментов. В орнаментах все элементы в точности похожи один на другой или зеркально повторяются. Эти узоры были не просто украшением. Считалось, что такие изображения отгоняют злых духов, оберегают хозяина вещи. Не зря старинная русская одежда по подолу, вороту и рукавам обязательно была обрамлена вышивкой, которая не прерывалась ни на сантиметр. Каждый элемент орнамента, каждый цвет имели свой магический смысл.

Максим с нетерпением ждал, что же еще покажет Воображение и в кого преобразится само. Оно приняло образ художника. Это был не какой-то великий художник, чьи портреты мальчик видел на уроках изобразительного искусства, а просто Художник, в синей блузе, заляпанной красками, в синем берете и с кистью в руке. Такой, каким рисуют художников на картинах.

— Еще один прием, которым я пользуюсь, называется типизацией, — сказало Воображение и повело Максима и Волю в угол мастерской, где висели на стенах и стояли на мольбертах картины с изображением людей, животных, каких-то пейзажей. Это не были схематические изображения, как в орнаментах, но Максиму показалось, что над ними тоже поработало Обобщение. На портретах были изображены люди, жившие в разные времена в разных странах: древние воины, фараоны, рыцари, принцессы, богатыри, купчихи, учителя с книгами и указками в руках, врачи в белых халатах... Пейзажи тоже были характерными: березовая роща, берег реки, горные вершины, покрытые сизой дымкой...

— Этот прием кажется простым, — сказало Воображение, — но на самом деле он самый сложный. Им часто пользуются художники, писатели, создатели фильмов, когда хотят показать образ, типичный для какого-то определенного места, времени, чтобы читатель или зритель мог представить себе, например, как выглядел обычный житель древнегреческого города, или как выглядит лес осенью, или как ведут себя в момент опасности настоящие герои. В то же время, используя прием типизации, художник иногда жертвует подробностями, оставляя только то, что действительно необходимо для понимания замысла произведения. В этом-то и сложность приема. Но это долгий и непростой разговор. На уроках литературы, изобразительного искусства, музыки в средней школе ты лучше разберешься во всем этом.

Максиму казалось, что он понимает, что имеет в виду ставшее серьезным Воображение, но, чтобы понять его до конца, наверное, действительно нужно еще много учиться.

— А сейчас ужинать! — скомандовало Воображение. — И без возражений.

После ужина они сидели в больших мягких креслах в небольшой уютной комнате и играли в игры, которые предлагало им Воображение:

Дорисовывание

Ведущий рисует на листе бумаги части предметов (можно просто неопределенные линии или геометрические фигуры). Другие участники должны дорисовать их, чтобы получилась картинка.

Можно устроить соревнование между игроками или командами, кто больше сможет нарисовать картинок на основе одной и той же «заготовки». Потом можно вместе придумать историю, в которой будут участвовать все получившиеся существа и предметы.

«Придумай историю (сказку)»

Можно устроить соревнование сказочников или придумать общую историю.

Можно сочинить историю о необычных приключениях обычного предмета, например карандаша.

Можно попросить нескольких человек назвать по одному слову и составить историю, в которой прозвучали бы все эти слова.

«Измени сказку»

Взять любую сказку, которая знакома всем участникам, и придумать к ней новый конец, или ввести новых действующих лиц, или «переселить» какого-нибудь героя в другую сказку, или изменить характер героев известной сказки...

«Графическая музыка»

Включить музыку, закрыть глаза и водить карандашом по бумаге, не отрывая карандаш, пока не закончится мелодия. Затем открыть глаза и рассмотреть получившиеся линии и петли. Найти среди них образы каких-то предметов, людей, животных и обвести карандашом другого цвета. Можно добавить недостающие детали, но немного.

«Театр одного актера»

С помощью обычного платка перевоплотиться:

• в фею;

• бабу-ягу;

• бабочку;

• ветерок;

• принцессу;

• зайца...