Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2008


Методическая копилка

Анна ОРЛИК,
психолог,
г. Воронеж

Добро пожаловать в сказку

Тренинговая программа по развитию личности

Описание программы

Данная программа может быть использована психологами и педагогами как дополнительная. Она построена с учетом занятости детей в общеобразовательном учебном заведении, не занимает много времени, но помогает создать непринужденную атмосферу для наиболее благоприятного развития личности.

Цель: развитие рефлексии и самопринятия младшего подростка.

Задачи:

1. Создание непринужденной «сказочной» атмосферы для раскрытия внутреннего потенциала личности.

2. Содействие в осмыслении существования волшебства и чудес в реальном мире.

3. Поддержка в разрешении личностных проблем.

4. Помощь в адаптации к группе.

5. Повышение уровня сплоченности коллектива.

6. Формирование умения слушать другого.

7. Развитие креативности (воображения, творческих способностей, творческого мышления).

Возможности применения

Программа носит развивающий характер. Ее можно рекомендовать детям и подросткам, не имеющим выраженных нарушений в поведении и развитии, то есть «обычным» учащимся «обычных» школ.

Есть опыт применения данной программы в работе со слабослышащим ребенком, интегрированным в общеобразовательную школу.

Возраст

Возраст участников — 8–12 лет. Но если произвести модификацию, то программу можно использовать как с детьми более старшего возраста, так и с учащимися начальной школы.

Структура программы

Программа состоит из 5 занятий, с учетом учебной занятости детей. Одно занятие в среднем длится 1 час. Занятия проводятся в конце недели и построены по алгоритму сказкотерапевтического занятия, что позволяет за очень короткий промежуток времени ощутить себя в «сказочном мире».

Публикация произведена при поддержке интернет-сайта "Нет гриппа.РФ". Факты о гриппе, подробная информация о вакцинации против гриппа. Горячая линия по вакцинопрофилактике гриппа, ответы на вопросы. На сайте Вы найдёте список адресов, где можно привиться, описание и преимущества современных российских вакцин от гриппа. Для уточнения деталей перейдите по ссылке: http://netgrippa.ru/.

Материал основан на метафорах с использованием сказкотерапевтических упражнений и игр. Программа заканчивается в тот момент, когда дети еще хотят путешествовать по сказке, здесь используется эффект «незавершенного действия».

Перевоплощение в сказочных героев помогает ребятам раскрыть свои внутренние способности, решить личностные проблемы, развить себя как личность. Дети не только слушают сказки, но и сочиняют свои собственные, что позволяет на бессознательном уровне проработать личностные проблемы.

Оборудование и материалы:

оформленный зал — маленькая сказочная страна;

— магнитофон, диск с приятной классической музыкой;

— сундучок со сказками;

— волшебный мешочек с сюрпризами;

— стулья по количеству участников, расставленные по кругу;

— волшебное зеркало;

— костюмы для ведущего (сказочница, художник, чертик, почтальон, фея);

— костюмы для участников (20–25 штук). Достаточно по две детали для каждого костюма, например для Буратино — нос, колпак; для принцессы — накидка, корона.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: рефлексия устойчивых личностных качеств (черт характера).

Задачи: знакомство со «сказочной страной»; диагностика самопринятия; формирование представлений о чертах характера; сплочение группы.

Материалы: костюм сказочницы для ведущего, клубок ниток, сказка «О Деревьях — Характерах».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий встречает детей в роли сказочницы.

Ведущий. Я сказочница, живу в сказочной стране. Сегодня я приглашаю вас к себе в гости. Для того чтобы попасть в сказку, давайте скажем волшебные слова: «Добро пожаловать в сказку!»

Звучит красивая музыка, ребята вместе с ведущим входят в украшенный зал.

Вот мы и пришли в волшебный мир сказки.

Ведущий проводит экскурсию по сказочной стране. Затем подводит ребят к столу, где лежат костюмы.

Ко мне в гости приходили сказочные герои и оставили у меня детали своих костюмов. Давайте попробуем угадать, чьи это костюмы.

Ведущий показывает костюм, дети угадывают, чьи это вещи.

А вы хотите примерить эти костюмы и немножко побыть сказочными героями?

Ребята примеривают костюмы, каждый выбирает себе сказочного героя.

А теперь мы можем пройти на сказочную поляну.

Дети вместе с ведущим рассаживаются по местам.

На этой сказочной поляне есть волшебные правила:

1. Говорит только тот, у кого в руках вот этот волшебный клубочек.

2. Правило поднятой правой руки — закон тишины.

3. Правило уважения, понимания, внимания к тому, кто говорит.

Все повторяют правила, проговаривая их вслух. Ведущий открывает Волшебное зеркало.

Это Волшебное зеркало. Каждый, кто посмотрится в него, сможет увидеть себя таким, какой он есть на самом деле, каким его видят окружающие, и таким, каким он видит себя сам. Сейчас у нас есть возможность заглянуть в это зеркало. Давайте с его помощью познакомимся, ведь многие из нас еще не знакомы. А знакомиться мы будем так: каждый из нас подходит к зеркалу и отвечает на его вопросы.

С магнитофона звучит голос зеркала, ребята отвечают на вопросы.

Ну вот мы и познакомились. А сейчас я покажу вам волшебный сундучок сказок. Очень много сказок хранится в этом сундучке. Вот одна из них…

Ведущий достает из сундучка «Сказку о Деревьях — Характерах» (приложение 1). Сказку может прочитать ведущий, а можно записать ее на магнитофон.

Вот какую интересную сказку подарил нам сундучок. Сейчас, отвечая на вопросы зеркала, вы видели, что все отвечают по-разному — значит, все мы разные и характеры у нас разные. Наши Деревья — Характеры тоже живут в этом сказочном лесу. Давайте попробуем представить, как они выглядят.

Ребята по очереди рассказывают.

Попробуйте дома изобразить свое Дерево — Характер на листе бумаги и принесите сюда, в сказочную страну.

Ребята, а как в жизни нам может помочь наше Дерево — Характер? Что нужно делать, чтобы оно было красивое, цветущее? Нужно ли человеку периодически обращать внимание на свое Дерево — Характер?

По кругу каждый желающий высказывает свое мнение.

Сегодня мы познакомились со сказочными деревьями, Деревьями — Характерами. У каждого человека свое дерево, не похожее на другие. Не все могут увидеть свое Дерево — Характер, а нам сегодня это удалось. Давайте будем чаще заглядывать в сказочный лес и следить за своими Деревьями — Характерами. Пусть они всегда будут красивыми, цветущими, радуют не только нас, но и окружающих.

У меня есть для вас еще один сюрприз — это Волшебный мешочек. Он наблюдал за вами, и сейчас мы узнаем, как он оценил внимание, активность, старание, которое вы проявили сегодня.

Звучит музыка, ведущий открывает мешочек, в котором находятся самодельные сувениры.

Пришла пора прощаться. До новых встреч!

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: развитие эмоциональной сферы личности.

Задачи: ознакомить с многообразием эмоций и чувств; научить способам контроля эмоций; выявить вред и пользу в выражении чувств; развить умение выражать свои эмоции.

Материалы: костюм художника для ведущего, большая кисточка, палитра (на ней цвета: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, оранжевый, черный), сказка «Волшебная страна внутри нас», картонные карточки 8 цветов (каждого цвета по 5–8 штук).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий встречает детей в роли Художника.

Ведущий. Я — сказочный художник. Сегодня я приглашаю вас в сказочную страну. Давайте скажем вместе: «Добро пожаловать в сказку!» Прошу всех пройти на сказочную поляну, надевайте костюмы и садитесь на места.

Ребята рассаживаются.

А теперь повторим правила сказочной поляны:

1. Говорит только тот, у кого в руках вот эта кисточка.

2. Правило поднятой правой руки — закон тишины.

3. Правило уважения, понимания, внимания к тому, кто говорит.

Молодцы, правила помните! Расскажите мне, пожалуйста, кто встречал вас вчера в сказочной стране, о чем вы говорили, что делали?

Обсуждение того, что делали на первом занятии, показывают домашнее задание.

А теперь пришла пора обратиться к нашему сундучку. Какую он нам сегодня подарит сказку?

Ведущий достает из сундучка сказку «Волшебная страна внутри нас» (приложение 2). Сказку может прочитать ведущий, а можно записать ее на магнитофон.

Давайте поможем жителям раскрасить их домики. У нас есть восемь цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, оранжевый, черный.

Запомните: у каждого жителя должен быть домик определенного цвета.

Все вместе распределяют цвета домиков, обсуждают, почему выбрали тот или иной цвет.

Вот теперь все в порядке. Пришла пора познакомиться с каждым чувством. У меня есть карточки разного цвета, я предлагаю каждому выбрать себе слугу — чувство и взять карточку нужного цвета. Знакомство будет проходить так:

— имя героя;

— цвет;

— какой звук его сопровождает;

— какой вкус его сопровождает;

— какой запах его сопровождает;

— как служит (какой вред или какую пользу приносит).

Происходит знакомство с чувствами. Ребята обсуждают каждое чувство.

Ну вот мы и познакомились со слугами-чувствами. Теперь мы знаем, какую пользу и какой вред они могут принести человеку. Слуги-чувства предлагают с ними поиграть.

Ребята вместе с ведущим играют в игры, предложенные каждым чувством.

Игры со слугами-чувствами

Радость предлагает игру «Как я рад!». Суть игры в том, чтобы суметь повторить фразу «Как я рад!» за своим товарищем с той радостной интонацией, с которой говорил тот.

Удовольствие — «Я получаю удовольствие, когда…». Ребята должны продолжить фразу «Я получаю удовольствие, когда…».

Страх — «В паутине страха».

– Представьте, что вы муха, которая попала в паутину. Она опутала ваши крылья, и вот-вот придет паук и съест вас. Вам очень, очень страшно! Что вы будете делать?

Вина — «Я ни в чем не виноват». Участники по желанию рассказывают о тех ситуациях, в которых они когда-то почувствовали себя виноватыми.

Обида — «Прости меня». Необходимо разбиться на пары и в паре разыграть ситуацию: один на что-нибудь обижается, рассказывает, почему, а другой просит прощения. Затем они меняются ролями.

Грусть — «Как мне грустно». Аналогично игре «Как я рад!».

Злость — «Я прошу тебя, не злись». Рассказать о ситуации, в которой участники на кого-нибудь злились или кто-нибудь злился на них.

Интерес — «Загадочные узоры».

– Давайте внимательно посмотрим вокруг себя. Вы видите эти большие и маленькие пятна на стенах и партах? Приглядитесь, на что они похожи? Рассмотрите их внимательно, кого они вам напоминают. Как они попали туда? Что они могут делать ночью, когда все спят? Это же так интересно! Поделитесь своими фантазиями.

Затем ведущий читает продолжение сказки.

Что же будет со страной, что станет с ее жителями? Давайте попробуем разрешить эту ситуацию.

Дети вместе с ведущим обыгрывают сюжет этой сказки и придумывают ей хороший конец.

Ребята, а что можно сделать, чтобы чувства никогда не ссорились?

А теперь обратимся к нашему мешочку.

Звучит музыка, ведущий открывает мешочек, в нем находятся самодельные сувениры.

Пришла пора прощаться. До новых встреч!

Ребята снимают костюмы и вешают их на спинки стульев.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: осознание собственных поведенческих реакций (поступков).

Задачи: показать важность осознания своих поступков; развить способность к децентрации, умение встать на место другого и посмотреть на себя со стороны; сформировать умение регулировать свое поведение.

Материалы: костюм чертика для ведущего, черный кубик из картона с цифрой 13, лист белой бумаги формата А4, шляпа (одна половина черная, другая белая), шарики, мыльные пузыри, цветы из оригами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий встречает детей в роли чертика.

Ведущий. Привет, ребята! Наконец-то я с вами встретился! Я — Черт, самый наглый, самый противный, самый вредный в мире черт. Сегодня я научу вас плохому, самому плохому. Давайте скажем вместе: «Добро пожаловать в сказку!» А сейчас переодевайтесь в сказочных героев и садитесь на места.

Черт проводит всех на сказочную поляну, все надевают костюмы и садятся.

Расскажите, кто вчера встречал вас в сказочной стране.

Дети вспоминают прошлое занятие.

А мне нравятся такие чувства, как злость, обида, страх. А давайте рассказывать друг другу, какие гадости вы любите делать. Я, например, люблю кататься на стуле во время урока, дергать девчонок за косички, ковыряться в носу, вредничать. Еще люблю драться с мальчишками, а больше всего с девчонками, и еще много чего я люблю делать… А вы что любите делать плохого?

Ребята по кругу рассказывают о своих плохих поступках.

А еще я люблю, когда лопаются шарики (протыкает шарики). Ох, какие же вы вредные, прям как я! Сундучок тут чего-то говорит. (Прислушивается.) Правила?.. Какие могут быть для нас правила. Сегодня мы не можем подчиняться правилам, мы ведь такие вредные. Что, ты не дашь нам сказку?.. Дашь, дашь!

Открывает сундучок, достает сказку. А там пустой лист, да еще и помятый.

Сундучок, ты что — с ума сошел, а сказка-то где? Что молчишь? Ладно, сам разберусь!

Чертик рассказывает сказку и складывает оригами (приложение 3). Затем участники обсуждают сюжет сказки.

Ой, я кое-что забыл! По дороге сюда я нашел шляпу. Вот она! Шляпа не простая, говорят, она волшебная. Только в чем волшебство — я еще не понял. Почему она с одной стороны черная, а с другой белая, черная, белая, черная, белая?.. Надену-ка я ее. (Надевает черной стороной вперед.) Ну что, уже что-то происходит? Нет. Странно, а так? (Надевает другой стороной.)

Ой, что со мной? Спасите, помогите!!! Я вдруг стал сам не свой, мне хочется, очень хочется подарить всем девочкам цветы (дарит цветы из оригами), а еще я хочу угостить всех конфетами (угощает). А еще хочу надувать мыльные пузыри (надувает). Какая хорошая шляпа, а главное – на душе так приятно. Да, шляпа и вправду волшебная! А вы хотите примерить эту шляпу?

Ребята по кругу примеряют шляпу, сначала черной стороной – и говорят о том, что им хочется сделать, а потом белой стороной – и говорят о том, что им хочется сделать.

А как можно воспользоваться такой шляпой в жизни? Давайте попробуем обыграть ситуации из жизни, в которых нам бы очень помогла такая шляпа.

Обсуждается возможность применения такой шляпы в жизни.

Давайте хотя бы иногда надевать такую шляпу, и обязательно белой стороной. Ведь так хорошо превратиться из вредного, невоспитанного черта в славного, доброго чертенка, хотя бы на чуть-чуть!

Ну что, обратимся к нашему мешочку?..

Звучит музыка, ведущий открывает мешочек, в нем находятся самодельные сувениры.

Пришла пора прощаться. До новых встреч!

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: разрешение проблем в отношениях со сверстниками.

Задачи: осознание проблем в отношениях со сверстниками; формирование умения слушать другого; сплочение группы.

Материалы: костюм почтальона Печкина для ведущего, сумка почтальона, большое письмо, маленькие письма, адресованные каждому участнику, сказка «Доктор сказок».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий встречает детей в роли почтальона Печкина.

Ведущий. Здравствуйте ребята! Я — почтальон Печкин. В сказочной стране случилась беда. Чтобы скорее попасть в сказку, давайте дружно скажем волшебные слова: «Добро пожаловать в сказку!» Прошу всех пройти на сказочную поляну и надеть костюмы.

Все рассаживаются по местам.

Дорогие друзья! Волшебник Зло похитил добрую Фею. Жители страны пытались уговорить его отпустить ее, но ничего не получилось. Нам нужна ваша помощь. Давайте сначала повторим правила нашей сказочной поляны:

1. Говорит только тот, у кого в руках конверт.

2. Правило поднятой правой руки — закон тишины.

3. Правило уважения, понимания, внимания к тому, кто говорит.

Это письмо прислал вам волшебник Зло.

Ведущий читает письмо:

«Ваша Фея у меня. Скоро придет конец сказке. Я высылаю каждому по письму, в этом письме задание. Необходимо завершить сказку, начатую мной. Есть три условия:

— у сказки должен быть хороший конец;

— необходимо использовать те слова, которые написаны в скобках (хотя бы три из них);

— свое задание должен выполнить каждый.

Если вы выполните все три условия, в чем я сомневаюсь (ХА-ХА-ХА!), завтра же Фея будет на свободе, обещаю.

Волшебник Зло».

Ведущий. Для того чтобы успешно справиться с заданием, нужно послушать сказку.

Ведущий достает из сундучка сказку (приложение 4). После прослушивания сказки он раздает ребятам письма, в которых есть начало сказки (для каждого сказка подбирается индивидуально, приложение 5). Дается несколько минут на подготовку. Затем все по очереди выполняют задание.

Молодцы, здорово у вас получилось! Все сказки такие хорошие, потому что каждой вы придумали хороший конец. А чтобы точно волшебник Зло отпустил нашу Фею, нужно сочинить еще одну сказку. У нас есть набор слов: КОЛОДЕЦ, МЕЧТА, БАБОЧКА, ЖАБА, ПЕТУХ, ПАУК, ПЛАКАТЬ, ДРУЖБА, ЗИМА, СЛЕЗЫ, ОКНО, МУЗЫКА, УДАЧА, СОЛНЦЕ . Необходимо использовать все слова. И запомните, в сказке должен быть смысл и обязательно хороший конец.

Ребята вместе с ведущим придумывают сказку. Может быть несколько вариантов.

Какой же коварный этот волшебник Зло! Он придумал такие сказки, чтобы мы никогда не нашли для них хороший конец. Но, как мы увидели, в любой ситуации все может закончиться хорошо! И это замечательно, что все хорошо кончается. Молодцы, ребята! Я желаю вам, чтобы у вас все всегда хорошо заканчивалось, а все хорошее не кончалось!

Ну что, обратимся к нашими мешочку?..

Звучит музыка, ведущий открывает мешочек.

Пришла пора прощаться. До новых встреч!

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: содействие в осмыслении существования волшебства и чудес в реальном мире.

Задачи: рассказать о волшебстве в реальном мире; ознакомить с природой созидательной и разрушительной силы человека; развить фантазию и воображение.

Материалы: костюм Феи для ведущего, волшебная палочка, блестящее конфетти, цветная лампа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий встречает детей в роли Феи.

Ведущий. Здравствуйте, ребята, я благодарна вам за мое спасение! Давайте скажем наши волшебные слова и очутимся в сказке: «Добро пожаловать в сказку!» Прошу всех пройти на сказочную поляну и надеть костюмы.

Все рассаживаются по местам.

Благодаря вам сказочная страна вновь ожила, здесь снова творятся чудеса. А вы верите в чудеса?

Ребята отвечают на вопрос, рассуждают.

Прошу вас вытянуть руки в сторону волшебного светильника, закройте глаза. Знаете ли вы, что стоит нам закрыть глаза, как мы можем оказаться в мире, именуемом волшебным, сказочным, фантастическим? Мудрецы называют его внутренним миром. Внутри каждого из нас живет волшебство, надо только найти время, чтобы понять его, почувствовать и научиться использовать. Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и медленно выдохните, откройте глаза. Вроде ничего существенного не случилось вокруг, но появился внутренний настрой, желание понимать волшебство.

Задумывались ли вы над тем, как становятся волшебниками? Может, вам кажется, что достаточно добыть волшебную палочку, взять ее в руки, взмахнуть и… случится волшебство. Ведь именно так происходит в известных кинофильмах. Но если вы смотрели фильм о Гарри Поттере, то видели, что для каждого существует своя, особая волшебная палочка, и не так-то просто научиться ею пользоваться.

То, что в сказочном мире делает волшебная палочка, в нашем реальном мире делают наши знания, мысли, чувства и… руки. Да-да, именно так, не удивляйтесь, а лучше представьте себе, как ваши мамы готовят самый вкусный яблочный пирог.

Выходит, ваши мамы — ВОЛШЕБНИЦЫ! Но что им помогает творить волшебство: волшебная палочка или их знания, труд, любовь? Конечно, знание рецепта, труд по превращению продуктов в пирог, любовь к вам и членам вашей семьи.

Получается, что волшебная возможность превращать одно в другое есть и в нашем мире. Она есть и у вас. Например, вы можете с помощью цветных карандашей превратить белый лист бумаги в красивый рисунок. Или нерешенные примеры из задания по математике — в решенные.

Итак, волшебство – искусство превращать одно в другое – есть и в нашем мире. И любой может овладеть этим мастерством, главное – захотеть.

А как вы думаете, почему волшебство невидимо? Это важный секрет доброго волшебства. Давай узнаем о нем получше.

Итак, ты желаешь превратиться… скажем, в лошадь. Красивую, сильную, быструю. Ты закрываешь глаза и… превращаешься. Открыв глаза, ты бежишь к зеркалу и видишь… вовсе не лошадь, а свое обычное отражение. Почему? Не знаешь? Думаешь, что волшебного превращения не произошло? А вот и нет! Оно произошло, только осталось невидимо нашему глазу. Знаешь, почему?

Представь себе, что произойдет, если ты превратишься в лошадь, а в это время в комнату неожиданно зайдет бабушка. Конечно, увидев вместо любимой внучки совершенно незнакомую большую лошадь, бабушка схватится за сердце или упадет в обморок. Скажи, пожалуйста, полезно ли это для ее здоровья? Конечно, нет. Если волшебство вредно для здоровья близких, разве оно может называться добрым? Безусловно, нет.

Поэтому доброе волшебство не меняет облика волшебника, чтобы его близкие не испугались и не навредили своему здоровью.

Но как же тогда действует волшебство? Это происходит так.

В первую очередь, настоящий волшебник перед превращением задает себе вопрос: а зачем я хочу превращаться, какие качества, возможности я хочу приобрести? Допустим, он хочет быть быстрым и сильным. Потом он начинает размышлять, в кого ему надо превратиться, чтобы быть быстрым и сильным, и приходит к выводу, что образ лошади лучше всего подходит для реализации задуманного. И тогда он говорит: «Я хочу превратиться в лошадь, чтобы быть быстрым и сильным!» И… превращается, правда, этого никто из его близких не заметит. Но зато он станет сильнее.

Но самое удивительное другое. Когда волшебник превращается обратно в самого себя, качества того, кем он был, могут у него остаться. То есть если он был лошадью, ощущение силы и способность быстро бегать у него могут остаться на некоторое время. Ну а если он хочет, чтобы эти качества остались у него надолго, ему необходимо тренироваться, чтобы их поддерживать.

Итак, волшебство позволяет превратиться в кого угодно, приобрести его качества и возможности и, «вернувшись» в самого себя, поддерживать, тренировать их. При этом доброе волшебство сильно не меняет облика, чтобы не доставлять неприятностей тем, кто тебя знает и любит. Кроме того, серьезно изменять свой облик не полезно для здоровья.

Ребята, а в кого бы хотели превратиться вы и почему?

Дети по очереди рассуждают.

А если бы вас заколдовал злой волшебник, в кого бы он вас превратил?

Ответы детей.

А если бы вас заколдовала добрая волшебница, в кого бы она вас превратила?

Ответы детей.

Ребята, в жизни необходимы чудеса, надо верить в волшебство. Все чудеса в нашем мире делаем мы сами, своими руками. Давайте творить чудеса для себя, для своих родных, близких, для друзей и просто знакомых. Эта сказочная страна — тоже маленькое чудо, чудо для вас. Не бойтесь заглядывать в сказку, которая находится у вас в душе. Потому что ваша сказка прекрасна, она всегда поможет, всегда подскажет, поддержит. Надо только захотеть, и тогда сказка оживает. А сейчас я хочу, чтобы мы обратились к нашему мешочку, думаю, у него есть для нас сюрприз.

Звучит музыка, ведущий открывает мешочек, в нем находятся сувениры на память о сказочной стране. Фея вручает каждому подарок и говорит пожелания.

Прошу вас встать и вытянуть руки в сторону волшебного светильника. Сейчас я дотронусь до вас своей волшебной палочкой, и все, что я вам пожелала, начнет сбываться.(Фея взмахивает палочкой, а в руке у нее блестящее конфетти. Касаясь палочкой каждого участника, она посыпает его конфетти.)

Пришла пора прощаться. До новых встреч!


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сказка о Деревьях — Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья — Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живущих далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева — Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева — Характера эти ветви имели свою, не похожую на других, форму, свою особенность.

На одном Дереве — Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и умеренно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях — Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья — Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья — Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья — Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево — Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Волшебная страна внутри нас

Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Каждый день, как только встанет солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.

Однажды темной ночью на краю леса собрались слуги: Обида, Злость, Страх, Грусть. Решили они захватить власть в свои коварные руки… Они похитили Короля, заняли трон. Выпустили новые законы: «Объявить войну соседнему государству», «Изгнать Радость, Удовольствие, Вину и Интерес». Что же будет со страной, что делать жителям?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сказка о мужике

Жил-был мужик со своей семьей. И была у мужика земля, которая принадлежала купцу. Жил мужик — не тужил. Всей семьей на земле работали. Но однажды узнал купец о том, что мужик хорошо живет. Пришел к мужику и забрал у него часть земли. Ну а мужику делать нечего. Стали они и на этой земле жить, и все хорошо у них было. Купец опять узнал, что мужик хорошо живет. Пришел и еще часть земли забрал. Мужик не долго думая решил, что и этой земли ему хватит. Но купец не успокоился, ведь мужик все равно хорошо жил. Приказал он забрать у мужика еще кусок земли. Но с таким клочком земли семью не прокормить. Решил мужик к царю ехать. Сел на пароход и поплыл. Пришел к царю, рассказывает. А царь вредный был.

— Ладно, мужик, помогу я тебе, только за это ты мне свои штаны отдашь.

— Прости, государь, не могу. Мне их жена сшила, сама, своими руками.

— А я хочу штаны и рубаху твою тоже хочу.

— И рубаху мне моя жена сшила. Прости, не могу я с ними расстаться!

— Стража!!! — крикнул царь.

А мужик достал пистолет, выстрелил и побежал. А стража за ним. Добежал он до берега, прыгнул в парусник и поплыл. А стража за ним на двух лодках. Плыл, плыл мужик. Оторвался от погони. Смотрит — маленький остров. Подплыл он к острову, вышел на берег, сел. Смотрит, а на острове сундук стоит, а в сундуке монетки. Стал он деньги считать.

— Раз монетка, два монетка, три монетка, в карманчик! Раз монетка, два монетка, три монетка, в карманчик!

Сказку слушали?.. А теперь денежки платите!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Доктор сказок

Жил да был доктор, который лечил сказки. Ведь так много сказок на свете, и некоторые из них болеют, а некоторые недодуманы или забыты. Все они приходят к доктору сказок. Он их осматривает и лечит.

Однажды сидел доктор у себя комнате и читал старинную книгу. Вдруг слышит за дверью чей-то плач. Он открыл дверь и видит: стоит маленькая сказка. Он ее пригласил в комнату, усадил в кресло, угостил душистым чаем и, когда она успокоилась, спросил:

— Расскажите, пожалуйста, в чем дело?

А маленькая сказка говорит ему:

— Никто меня не любит! — и чуть не заплакала. Тогда доктор попросил ее:

— Расскажите свою историю.

И сказка затараторила, быстро-быстро:

— Жилибылидевочкаимамаиоднаждыматьпозваладочкуи…

— Подожди, подожди, — сказал доктор. — Я так не все понимаю. Расскажи мне это помедленнее.

И вот что рассказала сказка:

— Жили-были девочка и мама. Однажды мать позвала дочку и сказала: «Иди в лес». И дочка пошла в лес и заблудилась. А мама ждала ее, ждала, а потом сказала: «Вот избавилась я от нее». И тогда она пошла в лес и тоже заблудилась, и их потом никто не видел.

И сказка заплакала.

— Ах ты, бедная сказочка, — сказал доктор, — да у тебя просто нет конца. Тебя недопридумали. Ну-ка расскажи, что дальше было?

— Я не знаю, — захныкала сказочка.

— Давай вместе, — сказал доктор. — Идет девочка по лесу, да?

— Да.

— И видит она…

— Стоит дом.

— И она подошла к этому дому?

— Да, она подошла к этому дому и заглянула в окно. А там сидит ее мама.

— Да-да, — сказал доктор, — там сидит ее мама…

— И пьет чай с какой-то старушкой. А это — баба-яга. И баба-яга говорит: «Никуда она не убежит. У меня есть гуси-лебеди, я их пошлю, и они ее догонят…» А девочка поняла, что это баба-яга про нее говорит…

— И что она сделала?

— Она взяла ножик, который ей мама для грибов дала, размахнулась и кинула в бабу-ягу. И попала ей в лицо, и тогда баба-яга закружилась, упала в печку и сгорела.

— Ага! — сказал доктор.

— И тогда мама расколдовалась, ведь это баба-яга ее делала злой, а теперь она стала доброй, и они с дочкой пошли домой, и потом им всегда вместе было хорошо.

— Ну вот и умница, — сказал доктор. — Так твоя история и закончилась?

— Да, — кивнула сказочка. Она сидела в кресле, на щеках у нее еще блестели слезы, но она улыбалась. Она даже как будто немного выросла.

— Ты — хорошая сказка, — сказал доктор.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Начала сказок

В некотором царстве, в некотором государстве жил был крот. Жил он — не тужил, но вот беда, не было у него друзей.

Все бы было хорошо, но однажды случилась беда…

(Слезы, радуга, друг, мяч, польза)

В одном прекрасном сказочном лесу у Белки родился маленький бельчонок.

Мама очень радовалась, но ее сынок грустил, потому что другие бельчата не дружили с ним…

(Хвостик, грибочек, ветка, ветер, храбрость)

Где-то далеко в горах жил маленький орел. Он любил летать высоко-высоко, в небе он чувствовал себя свободным.

А больше всего на свете он любил приключения. Однажды утром…

(Гордость, глаз, солнце, огонек, птица)

Жила-была ручка на письменном столе. Было у нее много подруг и друзей. Но не было ни одного самого верного и надежного. Однажды, когда ручка делала запись в старом блокноте…

(Лошадь, гроза, пенал, промокашка, ложь)

Давным-давно в одном старом-престаром городе жил сапожник. Он был очень добрым, честным, но был очень одинок. Многие хотели бы с ним дружить, но…

(Ключ, окно, радость, море, дерево)

Далеко-далеко, а может быть, и совсем близко живет прекрасная бабочка. Целыми днями она летает с цветка на цветок и любуется своей красотой, но другие этой красоты не замечают, потому что заняты работой. И тогда она решила…

(Флаг, узор, труд, поле, понимание)

В одном сказочном улье жили пчелки.

Жили дружно и весело. Но была у них одна сестренка забияка, она любила всех обижать. И в один прекрасный день…

(Цветы, обида, дружба, кольцо, семья)

В сказочной стране наступила весна, все кругом ожило, с горы побежали ручьи. Один маленький ручеек был такой веселый, что бежал быстрее всех, он плескался и подпрыгивал от радости, и вот…

(Камень, капля, спуск, серьезно, круг)

Не помню — когда, но когда-то и где-то однажды случилась история эта. В одной деревне жили гномы. Все гномы приносили пользу людям, но один гном был такой скромный и молчаливый, что никто не знал, сколько всего он умеет…

(Веселье, правда, скоро, знак, мел)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был пес. Днем он следил за порядком, а ночью сторожил город. Вот как-то ночью…

(Стук, забор, жарко, плен, ошибка)

Жили-были две лисички, две подружки.

Всё они делили поровну, всё друг дружке рассказывали, в общем, были они не разлей вода. Так бы и продолжалось, если бы не случилось…

(Слеза, коса, мост, красота, время)

В одном прекрасном сказочном лесу жила мудрая совушка. Она любила узнавать все новое и интересное, очень любила читать и слушать удивительные рассказы. И вот однажды…

(Книга, мысль, память, опоздать, слышать)

Когда-то давным-давно жила на свете шляпа. Она была не простая шляпа, а самая волшебная шляпа в мире. Она могла делать чудеса. И вот однажды…

(Поезд, крыжовник, радуга, унесло, хорошо)

Жил-был маленький воробышек, у него было много друзей и подруг. Целыми днями они весело играли на сказочном лугу. Но вот беда, воробышек всегда хотел быть во всем первым, а у него не получалось, и тогда он…

(Обида, прыжок, крыло, высота, кричать)

Дело было в январе, стояла лютая зима.

В избушке, на опушке, жили две сестры-подружки. Вместе играли, пели, вышивали. Жили дружно и весело, но вдруг…

(Снег, одеяло, пыль, молоко, светло)

Жил-был листочек на ветке большого дерева. Был он добрый, честный. Днем игрался на солнышке, ночью дремал среди своих братиков и сестер. Так ему хорошо жилось. Но пришла осень…

(Печаль, рука, утро, год, возвращение)

Где-то в сказочной стране живет прекрасная кувшинка. Растет она посреди сказочного озера. Все любуются ее красотой. Всем жителям сказочного озера она рассказывает сказки. И вот однажды…

(Ветер, несчастье, повезло, спасение, друг)

В некотором царстве, в некотором государстве жил был художник. Он очень любил рисовать, но не умел оценивать свою работу. Ему казалось, что картины его ужасны, что краска не та, да и сюжет не тот. Но вот однажды…

(Знак, плечо, смелость, понимать, узнать)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологичекую сказку. — М.: Ось-89, 2001.

2. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.: Речь, 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2006.

4. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2006.

5. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2007.