|
|||||||||||||||
Ольга СИЛИНА,
|
Имя ребенка | Главное качество | Имя персонажа |
Почему каждый из вас нужен в классе?
Комментарий для ведущего: если детей в классе много и с трудом придумываются индивидуальные характеристики, то можно объединять их по схожим качествам в группы. Полученные результаты «мозгового штурма» можно оставить себе, чтобы не забыть основные качества детей.
«Сочиняем сказку» (А)
Материалы: ткань, ленты.
Время: 10 минут.
Инструкция. Ребята, мы с вами определили, на какого сказочного персонажа похож каждый из нас. Возникает вопрос: почему мы вдруг все собрались в одном месте? Что нас сюда привело? Какие события случились? Давайте придумаем новую сказку, в которой были бы все эти персонажи. (Ведущий выслушивает ответы детей, записывает их на доске. Выбирается один из вариантов, наиболее интересный детям.) Итак, мы все с вами собирались по определенному поводу. Как будут происходить события? Что каждый из вас будет делать? (Дети придумывают себе наряды из лент и ткани. Далее происходит действие, ведущий комментирует и направляет его.)
Варианты действий: день рождения у одного из персонажей; ребенок начал сочинять новую сказку и собрал всех своих любимых героев вместе; на царство, где жили персонажи, напал злодей.
Обсуждение: понравилось ли играть? Что особенно запомнилось? Понравилась ли получившаяся сказка? Какую бы вы сказку сочинили со всеми персонажами?
Комментарий для ведущего: необходимо, что все дети проявили себя. Для этого нужно выбрать центрального персонажа, с которым будет происходить взаимодействие. Ведущий должен комментировать каждое действие детей. Игра неструктурированна, поэтому необходимо четко помнить о цели игры и об игровом сюжете. После проигрывания можно рассказать получившуюся сказку.
Рисование «Портрет нашего класса» (М)
Материалы: карандаши, краски, половинка ватманского листа для каждого ученика.
Время: 10 минут.
Инструкция. Ребята, как вам известно, в каждом доме есть существа, которые людям помогают, но которых никто не видел, — это домовые. Если домовой любит своих хозяев, то он помогает им. Но если не любит, если хозяева забыли о нем, то он начинает проказничать. Так и в каждом классе есть свой дух, которого можно назвать классным. Классный похож на всех учеников, которые есть в классе. (Ведущий напоминает, какие качества были выделены главными в каждом ученике.) Как вы думаете, как может выглядеть такое существо? Нарисуйте его. (Ведущий включает спокойную музыку.)
Обсуждение: понравилось ли вам рисовать? Что похожее есть в рисунках? Расскажите о ваших рисунках: кто это нарисован, какой он. Какой портрет классного вам больше нравится?
Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (М)
См. занятие 1.
ЗАНЯТИЕ 5
Разминка «Гордиев узел» (З)
Время: 5 минут.
Участники образуют плотный круг и закрывают глаза. Потом они расходятся, и каждый игрок должен схватить кого-нибудь за руки (то есть в каждой руке должна быть чья-то рука). Когда это получилось, игроки открывают глаза и пытаются распутать получившийся узел, разворачиваясь и перешагивая друг через друга. Не разрешается только расцеплять руки. Игра может считаться законченной, когда все игроки стоят в кругу, держась за руки, и узел распутан.
Упражнение «Вспомнить все» (А)
Время: 5 минут.
Инструкция. Ребята, прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии?
Выводы к занятию 4:
• У каждого есть сильная сторона.
• Все в классе друг друга дополняют, как пазлы.
Работа со сказкой (А)
Время: 5 минут.
Плывет купец со своей командой, ветру радуется. Только одно его сильно огорчает: матросы начали ругаться между собой. Каждый говорить стал, что именно он всех от неминуемой смерти спас. Загрустил купец: «Что же это получается, не хотят они друг с другом говорить. Только ругань стоит на корабле…» Загоревал купец, что делать — не знает.
Вдруг корабль остановился, будто держит его кто-то крепко. Испугался купец, на палубу выбежал и видит: обхватило корабль огромными щупальцами чудище морское. Заговорило чудище: «Вы по моим водам плаваете, дань мне не платите. Пусть один из вас ко мне в царство спустится, а не то всех съем!» Испугались матросы. А чудище корабль раскачивает, вот-вот на дно пустит.
Тогда сказал купец: «Братцы, все вы мне дороги, каждый помог нам от смерти спастись. Я вас собрал, от родных домов оторвал, мне уж и отвечать за это. Вы только слова мои последние запомните и всегда им следуйте: вместе вы сильны, а поодиночке вас каждый голыми руками возьмет». Сказал это купец и прыгнул в пасть чудищу морскому. Проглотило его чудище и скрылось в пучине морской.
Пригорюнились матросы. Горе — горем, а плыть-то дальше надо. Каждый сам себе капитаном стал. Один паруса расправит, а другой — сложит, один корабль в правую сторону поведет, а другой — в левую. Плыли матросы, плыли, да вдруг оказались среди льдов северных. Поняли они, что не туда приплыли, заблудились. Стали по картам смотреть да по звездам дорогу домой определять. Призадумались: «Как же мы так плыли, что мимо дома промахнулись? Неужели мы так и останемся средь льдов северных?»
Тут вспомнились матросам слова купца: «По одному вы — слабые, а вместе — сильные!» Прекратили они ругаться да друг друга обвинять, оглянулись по сторонам: а вокруг! Пыль, грязь, они все оборванные, голодные стоят. Поняли матросы, что не смогут домой попасть, если вместе держаться не будут. Посмотрели друг на друга, подумали: «Ребята-то все вроде бы и хорошие!»
Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что особенно запомнилось? Что важное поняли матросы? Почему поодиночке они слабые? Кто победит сильного, веселого, умелого, меткого, хорошо слышащего? Почему надо держаться всем вместе?
Игра «Отдайте мне…» (А)
Время: 5 минут.
Инструкция. Представьте себе, что вы — матросы, которые плывут на корабле. На вас нападает чудовище. Оно говорит вам человеческим голосом: «По моим водам плаваете, дань мне не платите. Отдайте кого-нибудь из своей команды либо докажите мне, что без этого человека вам не обойтись. Если поверю, отпущу, дальше поплывете. Если же не поверю, любого выберу, себе заберу».
(Ведущий называет имя ребенка, которого хочет «съесть» чудовище.)
Теперь ваша задача — доказать чудовищу, что этот человек нужен вам. Имейте в виду: корабль большой, если в команде будет мало народу, вы с ним не справитесь, ко дну пойдете. Начинайте доказывать так: «Мы не отдадим тебе… он нужен нам самим, потому что…»
Обсуждение: что понравилось, не понравилось в игре? Что запомнилось? Чем эта игра может нас научить?
Выводы: в каждом человеке есть что-то хорошее, каждый человек интересен.
Комментарий для ведущего. Игру можно повторить несколько раз, выбирая на роль «съедаемого» тех детей, у которых есть проблемы в отношениях с одноклассниками. Данная игра заставляет отвергающих по-новому взглянуть на отвергаемых, найти и проговорить сильные стороны последних. В процессе игры можно «съесть» одного-двух самых активных для того, чтобы дать возможность более пассивным детям принять участие в игре. «Съеденные» переходят на сторону чудовища, решают, кого им выбирать. Необходимо заострить внимание на том, что в классе есть очень тихие, спокойные, молчаливые дети. Но для вас стало неожиданностью, что в них так много положительного. Также следует отметить, что класс становится с каждым днем дружнее и дружнее, все защищают друг друга. Каждый ребенок становится лучше и добрее, потому что даже заядлые враги защищали друг друга перед чудищем. Ведущий говорит это с чувством гордости за детей, отмечая заслуги каждого ребенка.
Игра «Ты и правда…» (А)
Время: 5 минут.
Инструкция. Ребята, матросы на корабле поняли одну важную вещь: дружба может сделать нас сильнее. Дружба же, как известно, начинается с улыбки. Давайте мы по кругу улыбнемся друг другу и скажем такую фразу: «Ты и правда… (главная характеристика ученика), потому что...»
(Если детей мало, каждый из класса говорит указанную фразу одному человеку.)
Обсуждение: что понравилось, не понравилось? Какие слова особенно запомнились? Приятно ли или неприятно было слушать? Зачем говорить добрые слова друг другу?
Вывод: добрые слова — как подарок, получать и дарить приятно.
Игра «Наши острова» (А)
Материалы: ватман, покрашенный в синий цвет, острова из плотной бумаги, краски, карандаши, разноцветные нитки, клей, двусторонний скотч, запись спокойной музыки.
Время: 20 минут.
Предварительная подготовка: на доске закрепить ватман синего цвета (море).
Этап 1. Инструкция. Ребята, представьте себе, что каждый из вас — остров среди огромного океана. Вы на этом острове — Король / Королева. Ваш остров называется именем вашего главного качества. Давайте их вспомним.
(Ведущий с детьми вспоминает сильные стороны каждого участника.)
Итак, мы вспомнили о самой лучше стороне каждого из нас. Сейчас вам предстоит нарисовать, как выглядят острова. Если Король острова главный Добряк, то будет ли он рисовать на своем острове злых людей? Нет, конечно. Он же соберет всех добряков на своем острове. (Ведущий обсуждает с детьми возможные противоречия в рисунках, настраивая детей на позитивный лад.)
Итак, все ли поняли задание?
(Ведущий включает спокойную музыку. По окончании рисования дети приклеивают свои острова на ватман — море.)
Обсуждение: понравилось ли рисовать? Расскажите о ваших островах: кто там живет, какие там порядки, чем жители ваших островов занимаются? Какой остров нравится больше всего?
Этап 2. Посмотрите на наше море с островами. Все ли хорошо? Может быть, чего-то не хватает? Эти острова совершенно никак не соединены, такое ощущение, что люди даже не знают, что есть еще острова. Давайте попробуем соединить наши острова. Мосты мы будем делать с помощью цветных ниток. Выберите себе ниточку любого цвета. Теперь подумайте, к какому острову вы хотели бы провести мост? Чтобы соединить острова, нужно сказать хозяину острова пять хороших слов. Если хозяину острова покажется, что вы сказали плохо, он может отказаться от строительства моста. Итак, кто хочет попробовать первым?
В процессе игры можно создавать различные трудности для говорящих:
• Король поднял плату за строительство моста: надо говорить больше хороших слов;
• вы потеряли дар речи от встречи с Королем: надо сказать комплимент без слов, то есть показать жестами, как хорошо вы относитесь к Королю острова;
• на вас налетел шторм: нужно приседать и говорить хорошие слова Королю;
• у Короля случилась неприятность: убежал любимый хомяк. Король сильно расстроен: сначала надо его утешить, а потом сказать хорошие слова для него.
Обсуждение: понравилась, не понравилась игра? Что особенно запомнилось? Что важное можно узнать из этой игры? Чему можно научиться? Почему все острова — разные?
Вывод: говорить хорошие слова просто, стоит только сделать над собой усилие и подумать. Добрые слова — пропуск в любую страну, любую дружбу. Все мы друг другу нужны. Никто из нас не хуже и не лучше других, просто мы — разные, потому что у нас разные главные качества.
Игра «Спасатели» (А)
Материалы: ленты, ткань, игрушечный дракон (большая игрушка, наряженная драконом), ватман с островами и мостами (см. предыдущую игру), конфеты.
Предварительная подготовка: необходимо определить сцену (место для выступления), детям нужно раздать ткани, ленты, чтобы они придумали себе костюмы в соответствии с индивидуальной характеристикой.
Время: 10 минут.
Инструкция. Ребята, как вы помните, каждый из вас непохож на другого. Сейчас мы поиграем в сказку. В сказке каждый будет действовать в соответствии со своей ролью. Итак, просто слушайте и смотрите сказку. Как только услышите свое качество, выходите на сцену и начинайте действовать в соответствии со своей ролью. Итак, все ли поняли, как мы будем играть? Тогда начинаем.
В одном очень большом океане были острова. На этих островах мирно и счастливо жили люди, они дружили друг с другом. Они ходили друг к другу в гости по мостам и пили вкусный чай с тортами и малиновым вареньем. Однажды на острова в океане напал дракон. Стал он разрушать мосты, дома и людей в плен к себе забирать. Долго думали люди, что же им делать, как океан свой от такой напасти спасти. И придумали. Сильный… (что сделал сильный?) Добрый же решил… (что решил сделать добрый?) Умный попробовал… (что попробовал умный?) Когда дракон был повержен, наши герои устроили пир на весь мир, они поздравляли друг друга с победой и спасением.
Ведущий перечисляет всех в классе, спрашивая, что бы сделали обладатели определенных качеств. Если детей в классе много, то можно вызывать по одному человеку от группы с похожими индивидуальными характеристиками. После спасения всем детям можно раздать по конфетке, чтобы они отпраздновали свою победу.
Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что особенно запомнилось? Что важного мы узнали из этой сказки?
Вывод: все ребята предложили разные варианты. Почему так произошло? Потому что для них главными ценностями являются разные качества. Разве мог сильный человек убегать от дракона? Или мог добрый человек убить дракона? Все-таки дракон — тоже живой. Добряк бы подумал, как можно обойтись без жертв. Можно ли сказать, что кто-то из вас хуже или лучше? Конечно, нет. Все мы разные, поэтому и поступаем по-разному. Никто из нас не хуже и не лучше другого, мы просто все — разные.
Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (М)
См. занятие 1.
ЗАНЯТИЕ 6
Разминка: «Перенести стул» (З)
Время: 5 минут.
Игроки выполняют следующее задание — перенести с места на место стул: как будто это мешок с золотом, как будто это наполненный до краев чан с водой, как будто игрок идет по минному полю.
Упражнение «Вспомнить все» (А)
Время: 5 минут.
Инструкция. Ребята, прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии.
Выводы к занятию 5:
• У каждого человека есть своя сильная сторона.
• Сильные стороны у всех разные.
• Каждый человек интересен.
Работа со сказкой (А)
Время: 5 минут.
Долго думали матросы, как изо льдов выбираться будут. Никто не хотел первым на мировую идти, каждый себя лучшим считал. Так и сидели они, пока корабль их в лед не вмерз. Стали они замерзать, еда к концу подходит. Попробовали они поодиночке корабль ото льдов спасти, из сил выбились, да и только. Сели они, друг на друга посмотрели, вздохнули и сказали разом: «Каждый из нас в чем-то одном хорош, друг без друга нам не обойтись. Правильно купец сказал: только вместе мы сильные».
Стали думать, как изо льдов им выбираться: «Ты, силач, будешь корабль изо льдов тащить, а ты, умелец, будешь лед топором крошить, ты, весельчак, нас веселить будешь, чтобы работалось нам лучше, ты, слухач, слушай, когда утки полетят, чтобы нам горяченького поесть можно было, а ты, стрелок, уток подстреливай, да в котелок клади». На том и договорились. Поняли они, что доброе братство лучше богатства.
День работают, второй работают, а на третий услышал слухач, что весна идет, ветер тепло несет. Обрадовались моряки, стали друг другу руки жать, благодарить. Расправили они паруса и поплыли дальше. Стали они вспоминать, чему их купец учил: «Улыбайтесь да по именам друг друга называйте, слов добрых друг для друга не жалейте. Помните: каждый хорош по-своему, а вместе вы — сила».
Воцарились на корабле мир да покой. Каждый своим делом занимается, все друг другу помогают, про жен да детей своих рассказывают. Вот приплыли они на то место, где чудище морское купца съело. Глядят да глазам своим не верят. Остров посреди моря возвышается. На острове терем стоит. Сошли матросы на берег и диву даются: идет к ним навстречу купец, живой и невредимый. Бросились они к купцу, расспрашивать начали, как ему от чудища уйти удалось. Говорит купец: «Затащило меня чудище на дно морское. Оглянулся я по сторонам, а вокруг — никого. Одно чудище живет в пучине морской. Пожалел я чудище, одному-то несладко приходится. А от доброго слова и лед тает. Растаяло сердце чудища, заулыбалось оно. Отпустило меня на волю, да еще и остров подарило. Вот так-то, братцы, лучше в мире да добре жить».
И матросы купцу рассказали о своих приключениях. «Мы, — говорят, — тоже поняли, что друг дороже золота».
Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что особенно запомнилось? Что важное поняли матросы в сказке?
Выводы: команда становится сильной только тогда, когда все друг друга уважают, общаются, хорошо друг к другу относятся.
Упражнение «Веник» (М)
Материалы: веник.
Время: 5 минут.
Инструкция. Ребята, все вы, наверное, знаете рассказ Льва Николаевича Толстого, в котором отец предложил братьям сломать веник, но у них не получилось. Когда же веник разобрали по прутьям, братья их легко сломали. Сейчас мы с вами попробуем проделать такой же опыт. Наш класс — это веник. (Ведущий демонстрирует веник, пытаясь его сломать. Затем предлагает попробовать кому-то из детей.) Веник очень крепкий, его с трудом можно сломать целиком. Но если мы будем вытаскивать по прутику, то с легкостью справимся с этой задачей. (Ведущий демонстрирует, предлагает попробовать детям ломать прутики.) Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? Правильно, когда мы вместе, мы — сильные, а поодиночке — слабые. Скажите, можно ли прутиком от веника подмести пол? Попробуйте. (Ведущий дает нескольким детям прутики, они пробуют.) Можно, конечно, но мы будем неделю подметать класс. Если же мы соединим все прутья в веник, то с легкостью подметем класс за пять минут. Какой же вывод мы можем сделать? Если какое-то дело делать всем вместе, то мы сделаем его быстро, а поодиночке можем и не справиться.
«Страшные истории» (А)
Материалы: ленты, ткань, стулья, косынки.
Предварительная подготовка: необходимо определить сцену (место для выступления, чтобы оно было безопасным), детям нужно раздать ткани, ленты, чтобы они придумали себе костюмы в соответствии с индивидуальной характеристикой.
Время: 10 минут.
Инструкция. Ребята, как вы помните, каждый из нас не похож на другого. Сейчас мы с вами сыграем в «Страшные истории». В этих историях каждый будет действовать в соответствии со своей ролью, своим главным качеством. Мы объединимся в группы по 5–6 человек и покажем свою сценку. Сценки будут у всех разными. Вам нужно показать, как будет вести себя человек, оказавшийся в определенной ситуации, у которого главное качество, например, ум. Вы помните, что наша игра называется «Страшные истории»? Какой цвет главный в таких историях? Правильно, черный. Поэтому, когда придет ваше время показывать сценку, я завяжу вам глаза. Как закончится эта сценка, будет зависеть только от вас.
Сценки
• В одной черной-черной стране была черная-черная школа. В этой черной-черной школе был черный-черный класс. В этой черной-черной школе учились дети. Однажды их заперли в классе вечером и мамы не смогли их найти. Эти дети — вы. Как вы будете действовать?
• В одной черной-черной стране были черные-черные джунгли. В черных-черных джунглях была черная-черная яма. Вы путешествовали по черным-черным джунглям и провалились в черную-черную яму. Что вы будете делать?
• В одной черной-черной стране было черное-черное море. На черном-черном море была черная-черная буря. Вы путешествовали на черном-черном корабле, попали в черную-черную бурю, ваш корабль разбился, теперь вы сидите на большой доске посреди океана. Что вы будете делать?
• В одной черной-черной стране была черная-черная экскурсия. Вы поехали на черную-черную экскурсию и потерялись в черном-черном городе. Что вы будете делать?
Комментарий для ведущего. Если дети не проявляют инициативы, ведущий может предложить канву выступления: произошла ситуация — что будет делать каждый из участников (что сделает сильный, добрый и т.д.)? После каждой сценки необходимо выяснить у детей, правильно ли актеры играли свои роли? Соответствовала ли роль главному качеству актера? Как нужно было играть? Как бы вы продолжили эту историю?
Обсуждение: понравилось, не понравилось играть? Что важное вы узнали из этой игры? Почему все актеры вели себя по-разному?
Выводы: у каждого человека главными будут разные ценности, взгляды, мысли, поэтому все люди ведут себя в одной и той же ситуации по-разному.
Рисование «Моя ниша» (А)
Материалы: рисунок с лесной опушкой (см. приложение 3), картинка для демонстрации природных взаимосвязей, ниш (см. приложение 4).
Время: 10 минут.
Инструкция. Как вам известно, в природе у каждой ее части свое место. Деревья растут в лесу, трава на земле, птицы летают высоко в небе, а звери живут в норах. (Ведущий демонстрирует картинку природных ниш.) Наш класс тоже можно представить как часть природы, например — лесную опушку. С одной стороны — лес, а с другой стороны — поле. В лесу водится много разных существ: насекомые, звери, птицы; растут деревья, травы, цветы. У каждого из них есть свое место. Например, бабочке никогда не придет в голову летать выше, чем птицы, да она и не сможет этого сделать. Дереву никогда не захочется быть ниже цветка. Все растения и живые существа живут мирно, не мешая друг другу, потому что у каждого есть своя ниша, свое место в природе, которое никто не может занять.
Я вам предлагаю интересную работу: представить, что наш класс — это животные и растения с лесной опушки. (Ведущий выдает детям рисунок с лесной опушкой.) Посмотрите внимательно друг на друга. Как вы думаете, кто на какое животное, насекомое, растение, птицу похож? Подумали? Теперь приступайте к рисованию. Обязательно подписывайте, кто есть кто. Иначе можно запутаться. (После рисования дети показывают свои рисунки, сопровождая их комментариями.)
Обсуждение: что понравилось, не понравилось? Какой рисунок кажется самым интересным? Чем похожи рисунки?
(Если в отношении какого-то ребенка прослеживается тенденция — несколько человек ему выделили одно и то же место или одного и того же персонажа, то необходимо это прокомментировать.)
Как вы думаете, почему получилось, что несколько человек увидели в ком-то одну птицу, зверя? Какие выводы мы можем сделать?
Выводы: когда у человека есть свой дом, свое место, ему живется очень спокойно. Ваше качество — это ваш дом, куда никто не может зайти без спросу. У каждого из вас в классе есть место: это ваша парта. Было бы очень неприятно, если бы вас каждый раз пересаживали: вам некуда было бы положить тетради и учебники, спрятать игрушки или свои секреты. Вы приходили бы в школу и не знали, куда вас посадят. Если у всех ребят есть свои парты — дома, а у вас нет, приятно ли вам будет приходить в школу?
Ваше главное качество постоянно, как и ваше имя. Было бы неприятно, если бы его все время меняли: вечером вас звали Вася, а утром вы просыпались бы и не знали, как вас зовут. Также и ваше главное качество — это то, что никто не может у вас отобрать. Вы — Царь Ума, Красоты или Скорости. Нет хорошего или плохого качества, лучше или худшего, главного или последнего. Например, на конкурс красоты кого нужно отправлять? Конечно, Царицу или Царя Красоты. На соревнования по бегу нужно ли отправлять Царя Ума? Сомневаюсь, что он прибежит первым. Основное качество — это ваше имя, ваш дом. Каждому человеку нужно в чем-то быть главным.
Комментарий для ведущего. При наличии времени и энергии участников можно провести работу дальше: обговорить с детьми, на какое животное, птицу, растение, насекомое похож каждый ребенок из класса. Записать это на доске. Проговорить, где живет каждый из названных персонажей, в какой нише, в каком домике. Попросить детей сделать новые рисунки, учитывая полученную информацию. Далее сравнить рисунки. Они становятся более похожими. Обсуждение проводится по той же схеме. Можно сделать вывод, что на вторые рисунки смотреть спокойнее и интереснее, потому что у каждого есть свое место. Это происходит из-за того, что мы всех поселили в свои домики.
Игра «Как мы будем общаться» (А)
Время: 5 минут.
Инструкция. Ребята, мы с вами много говорили о том, как нужно общаться в классе, чтобы всем было хорошо и уютно. Давайте разыграем сценки и посмотрим, что значит приятное и неприятное общение. (Ведущий выбирает детей на роли. После каждых двух сценок необходимо задавать вопрос: чем отличаются эти сценки?) Мы посмотрели, как можно общаться. Давайте подумаем, как нужно общаться, чтобы собеседникам было приятно?
(Ведущий обсуждает модели взаимодействия между одноклассниками, делая краткие записи на доске. Ведущему полезно сохранить выделенные вместе с детьми пункты для будущей работы.)
Ситуации для сценок: приятный и неприятный гость, продавец, «новенький» в классе.
Примерный список правил общения:
• улыбаться;
• называть по имени;
• говорить добрые слова;
• придумывать общие игры;
• уважать друг друга;
• помнить, что каждый хорош по-своему;
• помогать друг другу.
Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (М)
См. занятие 1.
Блок № 3. Тема: «Давайте дружить со всеми!»
Цель: мотивация на совместную конструктивную деятельность.
Задачи: осознание необходимости конструктивного общения, демонстрация положительных сторон дружбы; изменение отношения к конструктивному общению, разработка модели конструктивного внутригруппового общения; интеграция полученных знаний и навыков.
ЗАНЯТИЕ 7
Разминка «Сиамские близнецы» (З)
Время: 5 минут
Сиамские близнецы — это два человека, некоторые части тела у которых общие. Игрокам предлагается разбиться на пары и стать такими близнецами: свободными должны остаться правая рука одного и левая другого. После этого они должны на время выполнить простые задания: зажечь свечу с помощью спичек, вдеть нитку в иголку, завязать шнурок на ботинке. Побеждает пара, которая смогла это сделать быстрее остальных.
Упражнение «Вспомнить все» (А)
Время: 5 минут.
Инструкция. Прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии?
Выводы к занятию 6:
• Вместе мы — сильные.
• У нас разные главные качества, поэтому мы ведем себя по-разному.
• У каждого своя ниша, свой дом, где он чувствует себя главным.
Работа со сказкой (А)
Время: 5 минут.
Стали матросы жить на острове. Каждый своим хозяйством обзавелся: домик построил, жену привез. Жили они дружно, помогали друг другу. Ссорились редко. Если уж и поссорятся, то идут и извиняются. Вот однажды зовет их купец к себе в терем и говорит: «Братцы, много мы плавали, много чего испытали, но нужно мне отправиться по купеческим делам. Уж не в службу, а в дружбу — выручите меня, с кораблем помогите управиться».
Согласились матросы, сами чуют, что без дела засиделись, хочется им в море побывать, воздухом соленым подышать. Собрались они и поплыли. Долго плыли, всяких заморских диковин повидали. Закончилась у них вода, стали думать, где бы запасы пополнить. Вдруг откуда ни возьмись остров появляется. Сошли матросы на берег, диву даются: все дома грязные, ветхие, люди ходят друг на друга не смотрят, носы воротят.
Тут дама является: «Я, — говорит, — королева острова. Зовут меня Я. Что вам в моем королевстве надо? Зачем меня беспокоите?» Отвечают матросы, что им, мол, только водички набрать… Королева и говорит: «Понравились вы мне, оставайтесь. А ты, купец, пошли со мной, будешь мне истории рассказывать!»
Согласился купец. Рассказывает он истории сказочные королеве день, второй… На третий день говорит королева: «Иди, купец, отдохни, а то умаялся, наверно…» Купец с радостью согласился. Сама же королева пошла смотреть, чем матросы занимаются, что делают. Пришла, видит странную картину: все матросы дружно корабль чинят, никто нос не воротит, никто обидных слов друг другу не говорит. Удивилась она. «Давайте, — говорит, — меняться. Я дружбу заберу, а вам отдам взамен все, что пожелаете: сокровища, камни драгоценные, богаче королей будете. Каждый из вас остров купит и будет на нем править».
Переглянулись матросы, заинтересовались. Сначала один, а потом и все остальные согласились. Отобрала у них королева Я дружбу.
Стали они, как и все жители острова, носы друг перед другом задирать да заслугами своими хвастаться. Проснулся купец, на корабль пошел, в путь собираться пора. Приходит и видит: все матросы друг с другом не говорят, корабль к плаванию не готов. Огорчился купец. Смотрит, рядом королева Я стоит, всем улыбается, добрые слова говорит, здоровья желает. Все понял купец. Не выдержали матросы испытания богатством, отдали дружбу.
Приказал он корабль к плаванию готовить: «Все слова мои напрасны были. Не поняли вы, какое богатство и силу отдали королеве».
Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что запомнилось? Что важное узнали из этой сказки? Как вы понимаете слова купца о том, что дружба — это сила и богатство?
Игра «Кто же такие «друзья»?» (А)
Материалы: картинки с героями (раздаточный материал см. приложение 5), игровое поле (см. приложение 6), кубик, фишки, косынка, карточки с надписью «Друг», пустые карточки, клубок.
Время: 20 минут.
Условия игры:
• Дойти до конца и набрать как можно больше друзей.
• Все ходят по очереди, кидая кубик и продвигая фишку на определенное число клеточек.
• В некоторых клеточках встречаются задания. Если ты выполняешь это задание правильно (в соответствии с воспитательными целями — социально желаемым поведением), то приобретаешь друга. Если неправильно (опять-таки в соответствии с воспитательными целями), то друга не приобретаешь. Друзья обозначаются картинками.
• Если детей много, можно объединить их в группы по 2–4 человека.
Текст
Жил-был мальчик. Самый обычный мальчик: учился в школе. Любил играть в футбол, бегать на переменах по школьному коридору, иногда дрался с другими мальчишками. Одно только его смущало: он вроде бы дружил со всеми и все вроде бы дружили с ним, но ДРУГА у него не было. Настоящего друга. Он очень сильно из-за этого переживал, хотя и виду не показывал.
Однажды вечером он пришел из школы, поужинал и лег спать. Но никак не мог заснуть. Лежал и смотрел в потолок. Вдруг с потолка слетела Тень. Мальчик испугался. Но Тень добрым голосом сказала:
— Не бойся! Пойдем со мной в волшебную страну. Может быть, там ты сможешь найти ответ на вопрос: «Как найти настоящего друга?». Ну что, пойдем?
Тень произнесла эти слова так доброжелательно и так спокойно, что страх у мальчика пропал окончательно и он согласился. Тогда Тень взмахнула руками, и они полетели. Долго ли, коротко ли они летели, мальчик не понял. «Мягкой посадки! — сказала Тень, — теперь ты сам будешь путешествовать!». В тот же миг мальчик свалился с неба на поляну:
— Можно было бы и предупредить, что будет больно, — пробормотал он, потирая ушибленные коленки.
Итак, ребята, мы с вами оказались в волшебной стране, где нас ждут приключения. Кто помнит цель нашего путешествия? Зачем мы пошли в волшебную страну? Правильно, чтобы ответить на вопрос: «Как найти настоящего друга?» Путешествовать мы будем таким образом: у нас есть игровое поле, кубик и цветные фишки. Мы кидаем кубик и путешествуем на столько клеточек, сколько точек на кубике. Наша цель: дойти до финиша и найти как можно больше друзей. Нам по пути будут встречаться разные герои, они будут задавать сложные вопросы, задания, которые нам придется выполнять. Если мы выполняем задание правильно, то этот герой будет с нами дружить.
Ситуации для обсуждения
Волк
1) Настоящий друг — это тот, кто всегда дает списывать домашнее задание, контрольную работу. Зачем трудиться самому, если можно списать у друга? Друзья только для этого и нужны. Вывод: друг помогает понять, но не дает готовые ответы.
2) Настоящий друг — это тот, кто всегда поможет мне поколотить врага. Даже если он хорошо относится к этому человеку, то все равно тоже должен его колотить. Иначе я не буду с ним дружить. Вывод: друзья не обязаны помогать в драке.
3) Настоящий друг тот, кто предупреждает меня об опасности. Например, я все время плохо себя веду на уроках: балуюсь, кривляюсь. Если друг услышит, что учительница хочет поставить мне двойку, то он должен сказать, чтобы я спрятал дневник. Вывод: друг тот, кто остановит меня в плохих поступках.
4) Настоящий друг тот, кто всегда поделится со мной чем-то вкусным. Даже если у тебя мало конфет, ты все равно должен мне их отдать. Вывод: друг может делиться, а может все оставить себе. Это его право.
Медведь
1) Настоящий друг тот, кто поможет преодолеть трудности. Например, мне очень хочется поиграть в мячик. А в мяч уже кто-то играет. Мы вдвоем с другом должны отобрать мячик. Вывод: друг предложит другой вариант игры.
2) Настоящий друг тот, кто толще меня. Над ним можно всегда посмеяться. Вывод: над друзьями смеяться нехорошо.
3) Настоящий друг тот, кто меня боится и делает все, как я захочу. Вывод: друзья не должны бояться друг друга.
4) Настоящий друг тот, кто меня всегда слушается и делает все, как я скажу. Например, ты скажешь ему: давай будем на уроке учительницу не слушать, он так и будет делать. Если двойки поставят и родителей в школу вызовут — ничего страшного. Вывод: у друга может быть свое мнение.
Заяц
1) Настоящий друг тот, кто умеет быстро бегать. Такого друга всегда можно подговорить, чтобы он отнимал мячик, убегал и прятал бы его. Вывод: друг не должен совершать ради дружбы плохие поступки.
2) Настоящий друг тот, кто сильнее меня, кто всегда за меня заступится. Например, я кого-то обозвал и меня обещали поколотить. Я приду и расскажу другу, что меня просто так хотят побить. Друг побьет их первым. Вывод: друг не обязан защищать хулигана.
3) Настоящий друг тот, кто всегда уступает мне. Например, я хочу играть в салки, а друг — в прятки. Друг должен играть всегда в мои игры. Вывод: друзья должны прислушиваться к мнению друг друга.
4) Настоящий друг тот, кто всегда отдает мне свои конфеты. Я ведь о его зубах забочусь. Пусть лучше у меня будут плохие зубы. Вывод: друг может и не делиться.
Черепаха
1) Настоящий друг тот, кто всегда отдает мне первое место. Другу же должно быть меня жалко? Вот пусть и отдает мне медали, а то я буду плакать и перестану с ним дружить. Вывод: друг может быть лучше тебя в чем-то.
2) Настоящий друг тот, кто никогда не станет лучше меня решать задачи, лучше меня знать все правила по русскому языку. Ведь мне же будет обидно, если друг будет лучше меня. Надо быть одинаковыми во всем: по уму, по силе. Вывод: друг может быть лучше тебя в чем-то.
3) Друг тот, кто всегда разрешает играть своими игрушками. Даже если он хочет сам поиграть, то должен сначала дать их мне. Иначе он будет жадиной! Вывод: друг не обязан всегда уступать.
4) Друг тот, чьи вещи я беру без разрешения. Если мы друзья, то зачем спрашивать разрешения? Вывод: у друзей разрешение спрашивать надо.
Девочка
1) Настоящий друг тот, кто всегда меня только хвалит. Зачем нужны друзья, которые говорят неприятные вещи? Например, что врать — нехорошо. Вывод: друзья имеют право тебя осуждать.
2) Друг тот, кто всегда приглашает на день рождения. Если ты меня пригласишь на день рождения, то я буду сегодня с тобой играть. Вывод: дружба не покупается, ее надо заслужить.
3) Друг тот, кто всегда дарит подарки. Если ты мне не подаришь наклейку, конфету или машинку, я с тобой дружить не буду! Вывод: дружба не покупается, ее надо заслужить.
4) Настоящий друг тот, кто всегда наводит за мной порядок и чистоту. Например, у меня на парте валяются книжки, тетради, фантики, игрушки. Друг всегда все сложит аккуратно, пока я буду играть на перемене. Вывод: друг — не уборщица, свой беспорядок нужно убирать самому.
Дракон
1) Настоящий друг тот, кто согласен совершать плохие дела. Например, калякать в чужих тетрадках у девчонок, а потом смеяться над тем, как они плачут! Вывод: друг не обязан совершать вместе с тобой плохих поступков.
2) Настоящий друг тот, кто обижает со мной слабых. Его же тоже могут наказать! Вывод: друг не обязан совершать вместе с тобой плохих поступков.
3) Настоящий друг тот, кто никогда не расскажет взрослым о моих плохих поступках. Даже если я задумал совершить что-то очень плохое, например украсть телефон. Вывод: друг должен остановить тебя в плохом поступке.
4) Настоящий друг тот, кто всегда мне верит. Даже если я его обманываю, то он мне все равно должен поверить. Например, я ем конфеты, у меня их еще сто штук. Друг попросит конфетку, а я скажу, что у меня больше нет. Друг не должен обижаться на это. Вывод: друзья имею право не верить друг другу.
Лиса
1) Настоящий друг тот, кто дружит только со мной. Если друг будет дружить еще с пятью людьми, то он может мой секрет разболтать кому-то. Вывод: друг может дружить с кем угодно.
2) Настоящий друг тот, кто кричит о нашей дружбе. Кто кричит громче, тот самый лучший друг. Вывод: по громкости крика настоящую дружбу не определить.
3) Настоящий друг тот, у кого нет секретов от друга. Настоящие друзья все друг другу рассказывают. Вывод: у друзей могут быть секреты.
4) Настоящий друг тот, кто глупее меня. Его всегда можно обвести вокруг пальца. Вывод: нельзя обманывать друзей.
Задания
(ведущий может назначать играющего в
произвольном порядке)
1. «Скажи добрые слова». Водящий (тот, чья фишка лежит на соответствующей клеточке игрового поля) внимательно смотрит на каждого ученика в классе. Какие добрые слова ты бы сказал каждому? Скажи их.
2. «Найди руку друга с завязанными глазами». Водящий выбирает себе друга. Ощупывает его руку. Затем ему завязывают глаза. Остальные участники вытягивают руки вперед. Водящий должен ощупать каждую руку и найти своего друга. Когда водящий поймет, что он нашел руку друга, он может развязать глаза.
3. «Угадай, когда прикасается друг». Водящий выбирает себе друга. Друг показывает, как он будет прикасаться к плечу водящего. Водящий садится на стул спиной к классу. Завязывает глаза косынкой. Остальные участники по очереди подходят к водящему, кладут ему руку на плечо. Когда водящий почувствует, что прикасается друг, он должен сказать: «Стоп!» Далее он развязывает глаза, смотрит, правильно ли он определил.
4. «Угадай по словам, кто твой друг». Каждому участнику (кроме водящего) раздаются маленькие карточки: только на одной написано «Друг», остальные — пустые. Всем участникам нужно сказать фразу: «Я твой друг». Водящий по выражению лица, интонациям должен определить, кто же его друг. Полезно проводить обсуждение: как друзья говорят о дружбе? (Уверенно, глядя в глаза.) Что чувствуют?
5. «Угадай по улыбке, кто твой друг». Схема, как в пункте 4. Водящий по улыбке должен определить, кто является его другом. Полезно проводить обсуждение: как улыбается друг? Чем его улыбка отличается от остальных улыбок? (Открытая, радостная.)
6. «Угадай по рукопожатию, кто твой друг». Схема, как в пункте 4. Водящий по рукопожатию должен определить, кто является его другом. Полезно провести обсуждение: как пожимают руку друзья? (Уверенно, крепко.)
7. «Подари подарок другу». Посмотрите внимательно на своих соседей справа. Как вы думаете, какой подарок они хотели бы получить? Расскажите им, что вы подарите. После получения подарков принято говорить «Спасибо».
8. «Подарок без слов». Как вы думаете, какой подарок соседи справа хотели бы получить? Подарите им подарок, но при этом нельзя пользоваться словами, можно только жестами показать, что вы хотите подарить. Сосед пытается понять, что ему дарят. После получения подарков принято говорить «Спасибо».
Комментарий для ведущего. По ходу обсуждения игровых ситуаций полезно записывать на доске основные качества настоящего друга, основные характеристики поведения (см. предложенные выводы после каждой ситуации).
Обсуждение игры: что понравилось, не понравилось? Что запомнилось в игре? Чему эта игра может научить? Что вы поняли в этой игре?
Выводы: дружба — это добрые, долгие, устойчивые отношения. Друзья — это другие люди со своими интересами, которые нужно уважать. Дружить — значит помогать, защищать, придумывать совместные игры. Чем добрее, умнее ты будешь, тем больше будет у тебя друзей.
«Рисуем друга» (А)
Материалы: бумага, карандаши.
Время: 5 минут.
Инструкция. Ребята, мы с вами много говорили сейчас о дружбе. Сделали вывод, что дружба — это устойчивые отношения, которые приятны и интересны друзьям. Сейчас я предлагаю вам представить, как выглядят те люди, которых вы уверенно можете назвать своими друзьями: как будет выглядеть этот человек, чем он любит заниматься? (После окончания рисования ведущий просит детей рассказать об их рисунках.)
Обсуждение: что похоже / разного есть в рисунках? Похожи ли ваши друзья на вас: внешность, любимые занятия?
Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (М)
См. занятие 1.
ЗАНЯТИЕ 8
Разминка «Подхвати палку» (З)
Время: 5 минут.
Играющие, рассчитавшись по номерам, стоят в кругу (или сидят за столом). Ведущий придерживает пальцем гимнастическую палку (или карандаш). Внезапно он называет один из номеров и одновременно отпускает палку. Вызванный должен подхватить ее, пока она не упала. Поймавший становится ведущим.
Упражнение «Вспомнить все» (А)
Время: 5 минут.
Инструкция. Ребята, прежде чем начинать новое занятие, нам нужно вспомнить, что важного мы узнали на прошлом занятии?
Выводы к занятию 7:
• Дружба — это длительные отношения.
• Друзья не обязаны быть похожими.
• Дружба — это сила и богатство.
Работа со сказкой (А)
Время: 5 минут.
Куда ни приплывали купец и матросы, всюду им говорили, что это земли королевы Я. Уж такая королева Я хорошая да добрая, слова обидного от нее не услышишь. Всегда поможет, совет добрый даст, конфетами детей малых балует.
На матросов люди нехорошо поглядывают: всё время ссорятся, кулаками машут, чего доброго драку затеют. Все от них подальше отходят. Тут мальчик маленький увидел их, заплакал. Мама выскочила из дома, закричала: «Что вы тут ходите. Детей наших пугаете! Убирайтесь подобру-поздорову!»
Пришли матросы на корабль, призадумались: «Что же это получается? Мы свою дружбу королеве Я отдали, а сами остались с носом. Отовсюду нас прогоняют. Что нам осталось? Где же нам теперь острова взять, все земли королеве Я принадлежат… Обманула нас королева, нашей жадностью воспользовалась! Зачем нам золото, если нас отовсюду гонят?»
Разозлились матросы, а что делать — не знают. Пошли они к купцу, говорят:
— Купец, выручай нас! Отдали мы королеве Я дружбу, а она взамен нам сундуки с золотом дала. Да только оказалось, что золото нам и не нужно совсем. Мы слова твои поняли, что дружба — это самое главное богатство и сила. Потерять ее легко, а вот как обратно получить — не знаем.
Купец и говорит:
— Надо нам плыть к колдунье, чтобы дружбу вернуть. Я вам ничем помочь не могу. Когда вы дружбу отдали королеве Я, у вас в сердце пусто стало, как будто из норки зверек выбежал. Но норка пустой быть не может, туда кто-то обязательно поселится. Вот и поселились у вас в сердцах злоба, зависть, жадность, обида… Как из ваших сердец все это вынуть — только колдунья знает.
И поплыли они на край мира, где колдунья жила. Сошли на берег, видят, избушка стоит. Вокруг избушки — забор высоченный. Не обойти его, не перелезть. Что делать — не знают. Умелец говорит:
— Найдите мне хоть травинку, я лесенку сделаю.
Нашли матросы травинку сухую, сделал умелец из травинки лестницу, перелезли через забор. Прислушался слухач, говорит:
— Дальше ходить нам нельзя, птиц-воронов слышу, спрятались они в ветках, того и гляди нападут, глаза нам выклюют.
Достал стрелок ружье свое, выстрелил, главному ворону крыло подбил. Испугались остальные вороны, не стали на матросов нападать. Вдруг откуда ни возьмись камень огромный на них катится. Силач вперед бросился, камень схватил, в море выбросил. Дальше идут, сами себе удивляются: плачут, идти не хотят, боятся неизвестно чего. Весельчак тогда давай всех веселить шутками-прибаутками. Смотрят на него матросы, смеются, бояться да плакать перестали.
Подошли к избушке и глазам своим не верят: навстречу им идет не колдунья страшная, а девица-красавица. Говорит она им:
— Спасибо вам, добры молодцы! Расколдовали вы меня! Злая королева Я завидовала красоте моей, решила она меня от людей спрятать, за семью замками держать. Но если кто-то сможет через все испытания пройти, то превращусь я снова в девицу. Говорите, зачем пожаловали?
Стали матросы о своей беде рассказывать. Говорит девица:
— Вашей беде помочь нетрудно. Есть у меня дружба, но только просто так ее получить нельзя. Надо мне за нее что-то оставить, да такое, что рукой не потрогать, глазом не увидеть, ухом не услышать.
Задумались матросы над такой загадкой. День думали, второй думали… А на третий поняли, что у них есть то, что рукой не потрогаешь, глазом не увидишь, ухом не услышишь! Один гордыню оставил, другой — самодовольство, третий — славу, четвертый признал, что он — не самый лучший, а пятый решил перестать хвастаться. Как только сказали они это, так сразу поняли, что друг без друга жить не могут. Поняли они, что дружба дороже богатства. Пожали матросы друг другу руки, девицу с купцом поблагодарили да пошли на корабль, к дому плыть собрались. А купец остался с девицей-красавицей жить-поживать да друзей вспоминать.
Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что запомнилось? Какие выводы можно сделать из этой сказки?
Игра «Меняемся!» (М)
Время: 10 минут.
Материалы: коробка с сюрпризом (конфеты, наклейки, клубочки, в которых спрятаны какие-то приятные мелочи для каждого), ткань, ленты, обручи, чистые карточки.
Инструкция. Ребята, представьте, что вы вместе с матросами попали на остров к колдунье. Вам очень хочется дружить, но вы не можете. Колдунья, как известно из сказки, может вам помочь. Что вы готовы оставить колдунье взамен? От какого своего качества вы готовы отказаться ради дружбы: хвастовства, обидчивости, злости и др.?
(Ведущий обсуждает с детьми качества, которые мешают дружбе, записывает их на доске.)
Итак, мы с вами поняли, какие качества человека могут мешать дружбе. Сейчас каждому из вас я дам чистую карточку, на ней нужно написать, что вы готовы предложить колдунье за дружбу. Цена для всех будет разной. У кого-то колдунья может попросить одно качество, а другому придется отдавать два. Итак, напишите на своих карточках, что вы готовы предложить колдунье за дружбу.
(Ведущий придумывает себе наряд из лент и ткани. Дети подходят к колдунье, приносят карточки, колдунья либо отдает чистую карточку и просит написать еще какое-то качество, либо принимает карточку и дает ленточку. Ведущий отмечает на доске, какое качество отдал каждый из детей.)
Итак, каждый из вас отдал кусочек себя колдунье за то, чтобы она подарила нам дружбу. Ребята, посмотрите на доску. Крестиками отмечены те качества, которые вы приносили колдунье. О чем это может говорить? О том, что именно данное качество мешает дружбе в классе. Каждый из вас получил ленточку. Нам нужно с помощью ленточек и обруча представить, как выглядит дружба в нашем классе. Каждый из вас по очереди подойдет к обручу и украсит его ленточкой, как захочет. Нравится ли вам обруч? Чем именно нравится?
Обсуждение: что понравилось, не понравилось в игре? Что запомнилось? Чему она может научить? Если кто-то увидит наш обруч, скажет ли он, что наш класс — дружный? Почему?
Выводы: дружбе могут мешать некоторые качества людей: злость, обидчивость, презрение, зависть. Настоящая дружба похожа на красивый узор: на нее приятно смотреть, ее приятно создавать.
Рисование «Знаки дружбы» (А)
Материалы: белые круги, белые круги с красными краями, карандаши, краски, кисти.
Время: 10 минут.
Инструкция. На прошлом занятии мы с вами обсуждали, что нужно делать, чтобы хорошо и мирно общаться. Сейчас я предлагаю нарисовать знаки дружбы, которые бы напоминали вам, как нужно дружить. Вспомните, когда вы едете по дороге, вам попадаются навстречу дорожные знаки, которые обозначают, как нужно ехать. Мы с вами сейчас проделаем такую же работу. Вам нужно будет нарисовать 3–5 знаков того, как можно общаться, и 3–5 знаков того, как нельзя общаться. Как на дороге выглядят знаки, которые что-то запрещают? Правильно, они обведены в красный кружок. Значит, в белых кружочках мы рисуем, как можно общаться, а в бело-красных кружочках — как общаться нельзя. Все ли поняли задание?
После окончания рисования дети показывают свои знаки, комментируют их.
Обсуждение: понравилось, не понравилось рисовать? Похожи ли знаки друг на друга? Какие знаки особенно нравятся? Зачем нужны знаки общения?
Выводы: знаки общения нужны, потому что помогают нам общаться, делают общение спокойным и приятным.
Игра «Общаемся по знакам»(А)
Материалы: знаки общения (см. приложение 7), черные карточки.
Время: 10 минут.
Инструкция. Каждый из вас ездил по дороге и видел дорожные знаки. Зачем нужны эти знаки? Правильно, чтобы все ездили аккуратно, вежливо, спокойно. Мы сейчас попробуем с вами пообщаться с помощью знаков. Для нашей игры нам понадобятся три добровольца, у которых будут такие роли:
• водитель — ведет разговор;
• шериф — указывает на нарушение и объясняет его причину;
• пассажир — тот, с кем беседует водитель.
Итак, все ли поняли свои роли? Представьте себе такую ситуацию: вы со своим другом едете по дороге, болтаете на разные темы. По пути вам встречаются знаки, как нужно в том или ином месте общаться. Итак, у нас есть такие знаки (при желании можно увеличить количество знаков):
Улыбайся и говори добрые слова | |
Будь спокойнее — держи себя в руках | |
Скажи себе «СТОП!», досчитай до 10 |
Когда водитель видит знак, он должен вести себя так, как указано на знаке. Если он нарушает правило дорожного общения, то шериф может оштрафовать его. Для этого нужно просто поднять руку, водитель остановится и получит черную карточку. Шерифу же нужно будет объяснить, почему он решил оштрафовать водителя. Потом беседа продолжается. Выигрывает тот водитель, который к концу игры наберет как можно меньше черных карточек. Я буду показывать знаки, которые вам нужно будет соблюдать.
Темы для обсуждения (выбрать наиболее характерные конфликтные темы):
• Кто лучше? (каждый доказывает свою точку зрения.)
• Что важнее: сила или доброта? (назвать индивидуальные качества собеседников.)
• Кто умнее: девочки или мальчики?
Обсуждение: что понравилось, не понравилось в игре? Что запомнилось? Почему одним удалось доехать до финиша без черных карточек, а другим — нет? приятно ли было разговаривать? Хорошо ли общаться с помощью карточек? Помогают ли они в общении? Какой важный вывод мы можем сделать из этой игры?
Выводы: общаться нужно так же аккуратно, как и ездить по дороге. Мало ли в какую яму попадешь…
Игра «Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (М)
См. занятие 1.
ЗАНЯТИЕ 9
Разминка. «Передай мяч» (З)
Время: 5 минут.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
Рисование «Наш дом» (А)
Время: 10 минут.
Материалы: ватман с нарисованным домом в несколько этажей, поделенный на комнаты, карандаши, краски.
Инструкция. Мы с вами говорили, что у каждого должно быть свое место, свой остров, своя ниша, комната в огромном доме, который называется Мир. Перед вами лежит ватман. На нем нарисован дом, который поделен на комнаты. Сейчас вам предстоит выбрать себе комнату и украсить ее так, чтобы было понятно, что в этой комнате живет самый сильный, умный, добрый, веселый, красивый и т.д. Подумайте, какие знаки силы, ума, доброты, веселья и других качеств вы знаете.
Ведущий говорит с детьми о символах каждого качества.
Всем ли понятно, что нужно нарисовать? Тогда приступаем.
Ведущий обращает внимание детей на то, что рисовать надо мирно, карандашами делиться; кричать, ругаться и толкаться нельзя.
Обсуждение: понравилось, не понравилось рисовать? Нравится ли вам дом, который получился? Дружно ли вы рисовали? Зачем нам знать, кто какую нишу занимает?
Вывод: как мы уже говорили, каждому человеку нужно знать, что у него есть свое место, свой дом, своя комната. Люди должны знать, что они что-то умеют делать хорошо, что какое-то качество у них главное. Нам с вами нужно знать, какие у нас в классе учатся ученики, в чем они могут быть Царями. Таким образом мы узнаем, кто поможет в сложной ситуации. Например, скоро будет контрольная по математике. Вы знаете, что у нас в классе есть Главный Математик. Вы подойдете к нему и попросите объяснить, как решать задачи. Если мы не будем знать главных качеств друг друга, то будем всегда проигрывать, ссориться и обижаться. Например, учитель физкультуры скажет, что скоро соревнования по пионерболу. Вы выберете в свою команду Машу, Сашу, Дашу. На соревнованиях окажется, что они вообще играть не умеют. Вы проиграете. Если же вы будете знать, что Вася, Петя и Миша самые быстрые, ловкие и сильные, то в команду возьмете их.
Игра «Дружеский аукцион» (А)
Материалы: цветные карточки разного цвета для каждого участника.
Время: 10 минут.
Инструкция. Представьте себе, что вы попали на аукцион. Аукцион — такое место, где что-то приобретают. Причем особенным образом: нужно предложить самую высокую цену. Итак, мы с вами будем приобретать друзей. Но мы находимся на необычном аукционе. Чтобы приобрести хорошего друга, нужно потрудиться. Итак, чтобы получить себе хорошего друга, нужно сказать ему как можно больше добрых слов. Внимание! Мы начинаем!
Перед вами — Н. Он очень хороший друг, самое главное его качество — … Кто хочет, чтобы Н. стал его другом? Если вы хотите получить такого друга, то поднимайте цветную карточку и называйте цифру. Цифра означает, сколько хороших слов вы готовы сказать вашему другу, чтобы он согласился с вами дружить. Если кто-то захочет, то он может поднять карточку и назвать свою цифру, больше, чем назвал первый.
Ребята поднимают карточки, говорят хорошие слова. Если кто-то не смог сказать нужного количества хороших слов, то дружеский аукцион продолжается.
Обсуждение: что понравилось, не понравилось в игре? Что запомнилось? Какие выводы можно сделать? Приятно ли слушать хорошие слова о себе? Сложно ли говорить хорошие слова?
Выводы: хорошие слова говорить легко и приятно, потому что видишь, как радуется твой друг, слушая их.
Игра «Вот и закончилось все…»
Время: 10 минут.
Инструкция. Ребята, мы с вами проделали нелегкий путь вместе с купцом и его матросами по морям и океанам. Мы узнали, что «непохожие» люди могут от нас отличаться, но разговаривать с ними нужно вежливо и по-доброму. Поняли, что у каждого есть свое место в классе, что каждый из нас в чем-то лучше другого. Мы увидели, что настоящие друзья — это те, кто желает нам добра и помогает становиться лучше. Теперь же пришло время подводить итоги и прощаться. Что вам больше всего запомнилось на занятиях? Что понравилось, не понравилось? Что показалось самым важным? Чему вы научились?
Ребята, нарисуйте то, что вам показалось самым интересным на наших занятиях.
Упражнение «Оказывается, ты очень хороший, потому что…» (А)
Время: 5 минут.
Инструкция. Мы с вами пережили многое: смех и веселье, злость и слезы. Нам надо друг друга поблагодарить за хорошую работу. Мы сделаем это так: каждый для своего соседа справа продолжит фразу: «Оказывается, ты очень хороший, потому что…» Я начну первой.
«Собираем картину» (А)
Время: 10 минут.
Инструкция. После каждого занятия я давала вам кусочек какой-то картины. Пришло время узнать, что же это за картина. Каждый из вас сейчас достанет свои кусочки картины. Соберите их в одну целую картину. Это будет для вас сюрпризом. (Ведущий выдает детям клей, ватман, чтобы они могли наклеить картину на ватман.) Ребята, каждый из вас внес свой вклад в создание такой красивой картины. Помните, что все мы — разные, мы не хуже и не лучше друг друга. Мы, как мозаика, в которой каждый кусочек важен для того, чтобы получилась красивая картина.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. — М.: Эксмо, 2007.
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. — М.: Просвещение, 1990.