Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Психолог и семья школьника: идем на сближение»

 

Родители и дети: противостояние
или сотрудничество

Театрализованная дискуссия

Данное родительское собрание проводилось для воспитанников и родителей театральной студии «Алые паруса». Нами использовалась форма диалога (совместной работы детей и родителей) для установления наиболее эффективной коммуникации между родителем и его ребенком. Конечно, предложенное родительское собрание может проводиться как в учреждениях дополнительного образования, так и в школе.

Цель: создание условий для более эффективного взаимодействия родителей с детьми.

Задачи:

— познакомить родителей и детей с приемами конструктивного общения («Я-сообщение», активное слушание) и отработка их на практике;

— отработать навыки рефлексии у родителей и детей.

Участники: воспитанники дворца творчества (младшие подростки), родители, педагог-психолог, педагог объединения.

Оборудование:

— магнитофон, запись спокойной фоновой музыки;

— плакаты собрания «Великие мыслители о взаимоотношениях детей и родителей»;

— реквизит: платки, платья, стол, стулья.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка «Броуновское движение»

Все игроки первоначально являются атомами, которые хаотично передвигаются по игровой площадке. По команде ведущего участникам-атомам необходимо создать молекулу, то есть нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Сколько атомов будет в молекуле, зависит от ведущего. Он может назвать любое число (естественно, не более чем количество игроков). Например, ведущий говорит: «Реакция идет по три!» — следовательно, в молекулу должны соединиться три игрока-атома. Кто из играющих не успевает присоединиться к молекулам или оказывается лишним атомом, временно выбывает из игры. По команде ведущего «Реакция окончена!» молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному!»

Основная часть

Ведущий читает стихотворение:

— Поговорим?

— О чем?

— О разном и о прочем.

О том, что хорошо

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты,

А что-то мне известно.

Поговорим?

— Поговорим. Вдруг будет интересно.

Ведущий. Поговорим?! А как часто вы общаетесь со своим ребенком, ведете разговоры по душам? Сегодня у вас есть возможность обсудить те вопросы, которые не всегда затрагиваются в семье. В любой семье рано или поздно возникают такие ситуации, выход из которых родителям трудно найти. Но у каждого из вас есть родительский опыт, которым вы можете поделиться с другими.

Сейчас мы предлагаем вам посмотреть и обсудить типичные ситуации.

Родителям и детям предлагаются ситуации для обыгрывания. Время на подготовку — 15 мин.

Ситуация 1. Ребенок не хочет идти в школу
(театрализация)

Ведущий (обращается к залу). Что ж, давайте обсудим. Может быть, кто-то из вас был в подобной ситуации и имеет опыт ее разрешения.

Безусловная любовь не зависит от того, как ведет себя ваш ребенок. Это очень легко сказать, но невероятно трудно сделать. Этому нужно учиться всю жизнь.

Тем не менее, если вы хотите иметь хорошие отношения с вашими детьми, когда они вырастут, учитесь безусловной, безоговорочной любви. Просто дарите эту любовь. Ваша любовь не зависит ни от каких условий, во всяком случае по отношению к детям.

Ситуация 2. Ребенок пришел домой поздно, не предупредив
(театрализация)

Ведущий. Ваше слово, родители.

(Обсуждение.)

Леонардо да Винчи в свое время сказал фразу, которая актуальна и сейчас: «Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик». Как часто мы срываемся? Вместо того чтобы понять, выходим из себя: «Ты виноват!», «Ты опоздал!». А ведь можно многое узнать, если удается говорить о своих чувствах, не упрекая друг друга.

•Замените «Ты-высказывание» на «Я-высказывание».

Пример: «Я хочу рассказать тебе о себе и о своих чувствах, даже если они не все положительные».

Попробуйте сделать это сейчас в парах.

Ситуация 3. Родителям не нравятся друзья их ребенка

Ведущий. Ну что ж, послушаем вас, уважаемые родители.

(Обсуждение.)

«Терпеливо слушать — одно из величайших совершенств, которое только возможно в общении», — сказал французский мыслитель Ларошфуко.

А умение активно слушать — еще большая ценность. Активное слушание создает отношения теплоты, облегчает решение проблем, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Как это сделать?

Внимательно слушать, используя:

– невербальные средства (кивок головой; поддакивание: «да-да», «возможно», «конечно» и др.);

– уточняющие вопросы: «Я правильно тебя понял?»;

– отражение чувств: «Мне кажется, ты расстроен, обижен» и др.

Подведем итоги. Поделитесь своими впечатлениями о том, что здесь происходило. В помощь предлагаются опорные слова: «Я думаю…», «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…» и т.д.

(Обсуждение.)

Ведущий. «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека» — гласит восточная мудрость.

Воспитать Человека с большой буквы — огромный труд. Мы говорили о том, что можно сделать своими силами, если терпеливо строить добрые отношения с детьми. Поговорили о том, что хорошо и хорошо не очень.

Что-то узнали вы, а что-то нам известно.
Поговорили мы, нам было интересно!

Заключительная часть. Рефлексия

1. Нужны ли вам подобные занятия? Если да, то как часто?

2. Что вам больше всего понравилось на родительском собрании?

3. Ваши пожелания и рекомендации.

Светлана КОМЫШЕВА,
педагог-психолог
Екатерина ТУПИЦИНА,
педагог-психолог,
ГОУ ДОД Дворец творчества
детей и молодежи,
г. Киров