|
||
Мальчики и девочки — почему они разные?Сценарий родительского собрания в 3-м классеЦели и задачи: 1. Познакомить родителей с особенностями развития девочек и мальчиков, с их физиологическими и эмоциональными различиями. 2. Дать рекомендации по воспитанию девочек и мальчиков. Предварительная подготовка: провести диагностику темпа и работоспособности, нарисовать с детьми рисунки на тему «Космос». ХОД СОБРАНИЯ 1. Вступление Психолог. Давайте вернемся на 6–7 лет назад. Ваш первый радостно-тревожный вопрос: «Кто у меня, мальчик или девочка?» А на вопросы близких: «Ну кто?» — гордый ответ: «Мальчик!» — или счастливый: «Девочка». Во многих методических пособиях, рекомендациях, книгах мы видим неумолимое: «Ребенок в 1 год должен... в 4 года должен... к 7 годам должен...» И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. Хотя восприятие, мышление, память и многое другое — индивидуальное и разное. Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и мира девочек. 2. Основная часть Психолог. Начнем с того, как наши дети воспринимают мир. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первом-втором классе у девочек выше кожная чувствительность, то есть их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» — кукол, тряпочки — и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., используя при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. Кроме того, показано, что мальчикам в отличие от девочек для их полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Задайте себе вопрос: а вы умеете понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола? Опять же если среди мальчиков много двоечников, трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, врачи, писатели, конструкторы — мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? А еще среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Оказывается, мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома — мама и бабушка, в детском саду — воспитательница, в начальной школе — учительница, и лишь в старшей школе иногда появляются мужчины — предметники. Утверждают, что женщина вряд ли может вырастить настоящего мужчину. У нее другой тип мозга и другой тип мышления. Давайте посмотрим рисунки детей: особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Вот дети рисовали на тему «Космос». Определите, где рисовали мальчики, а где девочки? Вообще мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит и шумит. А девочки рисуют людей, в том числе и себя. Как мальчики и девочки отвечают на занятиях в школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо учителю; отвечая, ищет подтверждение правильности своего ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации («А какой у нас следующий урок?»), а девочки — для установления контакта со взрослым («А вы к нам еще придете?»). То есть мужчины больше ориентированы на информацию, а женщины — на отношения между людьми. Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок, — период врабатываемости — у детей зависит от пола. Раздаем родителям карточки с графиком работоспособности каждого ребенка по проведенному нами заранее тесту (см. ниже). Можно предложить родителям провести такой тест и построить графики. Диагностика
индивидуально-типологических особенностей Необходимые материалы: часы с секундной стрелкой, карандаш и расчерченный лист бумаги. Очень важно: 1. В точности повторить размер квадратов (два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 сантиметров). 2. Объяснить ребенку, что прямоугольник заполняется в порядке, пронумерованном цифрами от 1 до 6. 3. При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу. 4. На заполнение каждого квадрата отводится по 5 секунд. Инструкция. Перед каждым из вас лист с пронумерованными квадратами. Сейчас вы будете стучать карандашом по квадратам в указанном порядке от 1 до 6, заполняя каждый квадрат просто точками. При этом нельзя облокачиваться на стол, рука должна быть на весу. Переходить к следующему квадрату можно только по команде: «Дальше!» Начинаем работать — стучать — по команде: «Начали!» На каждый квадрат отводится по 5 секунд, а потом, напоминаю, по команде «Дальше!» переходим к следующему квадрату. Ваша задача — поставить в квадрате как можно больше точек. Итак, вы готовы? Начали! Подсчитайте количество точек в каждом квадрате и запишите. Затем подсчитайте среднее количество для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6). График работоспособности Составьте график работоспособности, используя точки, расставленные в квадратах. Напротив номера каждого квадрата отметьте то количество точек, которое в нем поставлено. Полученные результаты могут быть условно разделены на 5 типов, характеризующих различные варианты работоспособности. 1. Сильный тип. Темп (количество точек) нарастает к середине, а затем постепенно снижается. 2. Средний тип. Максимальный темп сохраняется некоторое время без изменений, а затем постепенно снижается. 3. Средне-слабый тип. Темп снижается уже после 10 секунд и остается сниженным в течение всей работы. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). 4. Слабый тип. Максимальный темп снижается практически сразу с момента начала деятельности и остается сниженным до конца работы. Для детей 9–12 лет 20 точек и меньше — медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию. 20–25 точек — средний темп. Нормальный темп работы. 26 точек и выше — высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе. Девочки обычно быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго. Когда они достигли пика работоспособности, девочки, наоборот, уже начали уставать. Психолог. У девочек в младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически. Но их ответы более однообразны. Мальчики нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, они не думают, не ищут решений, а поиск идет. Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, аккуратности оформления невелики. И в школе мальчик может найти новое, нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате «двойку». Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, а типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности велики. Итак, девочке нужно объяснить, как решать задачу, а мальчику не объяснять до конца, а натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Только так он поймет, а значит, и запомнит принцип решения. РЕКОМЕНДАЦИИ: • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные. • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними — неверно. • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. • Старайтесь, давая задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них упражнения на сообразительность. • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала объясните, в чем ее ошибка. • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слышать. • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины, или по незначительным поводам из-за усталости. Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально. • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. 3. Заключительная часть Ведущий подводит итоги, отвечает родителям на возникшие вопросы, дает родителям высказать свое мнение по обсуждаемой теме. Наталья КАРЕЛИНА,
|