Жестокость виртуальная и реальная —
трудные поиски взаимосвязи
Войны не будет, но будет такая борьба за
мир,
что камня на камне не останется.
Из позднесоветского юмора
О пагубном влиянии
виртуального насилия на психику подрастающего
поколения произнесено множество гневных речей,
написаны тысячи обличительных статей. Однако
психологи в своих суждениях по этому, казалось
бы, исчерпанному вопросу далеки от единодушия.
Сам факт однозначной негативной зависимости
вроде бы уже принято считать аксиомой. Несмотря
на это американский исследователь Джерард
Джонсон в своей недавней книге «Укрощая чудовищ»
осмелился в нем усомниться, хотя сама жизнь то и
дело подбрасывает аргументы в пользу
общепринятой точки зрения: после каждой
трагической вспышки беспричинной жестокости
пресса с готовностью сообщает нам, что убийца
увлекался кровавыми боевиками или компьютерными
играми-стрелялками.
Эрик Харрис и Дилан Клиболд, расстрелявшие в 1999
году в школе Коламбайн двенадцать своих
товарищей и учителя, а затем покончившие с собой,
увлекались игрой Doom. Коди Пози, застреливший
в 2004-м отца, мачеху и сводную сестру, несколько
месяцев перед этим играл в Grand Theft Auto, а Чо Сын
Хи, убивший тридцать два человека в Вирджинском
политехническом институте, предпочитал Manhunt.
И общественное мнение даже и без помощи
экспертов (в которых, впрочем, тоже никогда не
бывает недостатка) воспринимает их стереотипно:
насмотрелись — и пошли стрелять! Такое простое
объяснение для многих кажется очевидным. И нужно
обладать незаурядным интеллектуальным
мужеством и непредвзятостью, чтобы публично
спросить: а из чего, собственно, нам это понятно?
Лучше меньше, да лучше
Задавшись этим вопросом, можно обратиться к
научным исследованиям в этой области и
обнаружить необъятную гору работ, самыми
различными способами демонстрирующих связь
между насилием в зрелищах и играх и реальным
агрессивным поведением. Правда, при более
детальном рассмотрении оказывается, что в ряде
случаев эту связь усмотрели пресса и общество, но
не сами исследователи.
В 2001
году группа ученых из Стэнфордского
университета во главе с доктором Томасом
Робинсоном обнаружила четкую связь между
временем, которое младшие школьники тратят на
телевизор и видеоигры, и агрессивностью их
поведения на детской площадке: чем меньше
ежедневная дань «ящику», тем реже дети дерутся и
угрожают сверстникам. Исследование привлекло
внимание многих массмедиа, и все они
прокомментировали его сходным образом:
агрессивность детей воспитывается телевизором,
обрушивающим на них поток жестоких зрелищ.
Видимо, обозреватели кидались писать свои
комментарии, так и не дочитав до конца саму
работу: никто из них не заметил, что стэнфордские
психологи специально выясняли, какую роль в
обнаруженном ими эффекте играло содержание
поглощаемых зрелищ. И выяснили: никакой. Дети,
подолгу смотрящие телевизор, начинали пихаться и
толкаться, даже если смотрели они исключительно
«Телепузиков».
В 2005 году Фредерик Циммерман из Университета
Вашингтона показал, что эта связь может быть
долговременной. Наблюдая 1266 детей с 4- до
11-летнего возраста, он обнаружил, что заядлые
телезрители гораздо чаще вырастают задирами и
драчунами. Циммерман прямо говорил о том, что
главная причина повышенной агрессивности — это
недостаток времени у взрослых для своих детей,
которым приходится коротать досуг у телевизора.
Но даже некоторые агентства научных новостей,
изложив полученные им цифры, уверенно
продолжали: «Вероятнее всего, дело в содержании
программ и фильмов...»
Однако в большинстве случаев авторы
исследований влияния жестоких зрелищ на детскую
агрессивность далеки от научной щепетильности
докторов Робинсона и Циммермана. Еще не
приступив к исследованию, они уже знают: насилие
на экране — причина насилия в жизни. В некоторых
исследованиях этот тезис содержался уже в самой
постановке задачи: «Целью настоящей работы
является демонстрация разрушительного влияния
жестоких зрелищ на детскую психику...» Понятно,
что ни о какой научной непредвзятости в таких
случаях уже не могло быть и речи.
Ответ известен
Для получения заранее известного ответа чаще
всего используются два метода. Один из них —
статистическая корреляция: опросив множество
детей, авторы устанавливают, например, что среди
любителей фильмов со сценами насилия
агрессивное поведение наблюдается заметно чаще,
чем среди прочих детей. О том, что в таких
исследованиях считается «агрессивным
поведением», мы поговорим чуть ниже, пока же
обратим внимание на их неустранимую слабость:
корреляция — вещь симметричная, она не может
указать, какая из двух черт является причиной, а
какая — следствием. Иными словами, все подобные
работы, сколько бы их ни было, можно понимать так:
не жестокие зрелища делают детей агрессивными, а
агрессивные (или чаще неуверенные, тревожные,
социально не адаптированные) дети тянутся к
жестоким зрелищам.
Впрочем, в некоторых случаях авторы пытаются
как-то подкрепить это слабое звено в своих
построениях. Широкую известность получило,
например, лонгитюдное исследование доктора
Леонарда Эрона. Опросив в 1960 году группу младших
школьников, он зафиксировал, что те из них, кто
любил «крутые» телепередачи, совершают, по
мнению сверстников, примерно 20% всех «актов
агрессии» в классе. Десять лет спустя те же самые
парни были (опять-таки, по мнению их сверстников)
виновны уже в 30% проступков.
Исследование выглядит вполне солидно, но
начисто игнорирует культурно-психологический
контекст: в 1960 году американское общество видело
своих героев в людях действия, немногословных
крутых парнях; 1970-й — время максимальной
популярности пацифизма и отвращения к насилию,
особенно в молодежной среде. Представления
девятилеток 1960-го и 19-летних юношей 1970-го о том,
что такое «акты агрессии», попросту
несопоставимы. И в самом деле, когда «оценку
одноклассников» заменили более объективными
методами, в частности личностными тестами,
корреляция исчезла без следа.
Другой излюбленный метод — экспериментальный:
детям показывают то или иное «жестокое» зрелище,
а затем регистрируют изменения в их поведении. И,
как правило, успешно обнаруживают усиление
агрессивности. Корректность такой модели сама по
себе вызывает большие сомнения: ребенок,
смотрящий по приказу чужого дядьки в
непривычном, похожем на больницу месте в
компании незнакомых сверстников не им выбранный
фильм, — это совсем не тот ребенок, что с упоением
пялится у себя дома на приключения любимых
героев. И снова, как и в случае с корреляционным
методом, исправление методологических пороков
немедленно снижало выраженность эффекта, вплоть
до его полного исчезновения или даже перехода в
противоположный. Так, в 1983 году команда
исследователей в максимально естественной и
непринужденной обстановке показывала одной
группе детей фильм с насилием, другой — без
насилия, а третьей не показывали ничего.
Оказалось, что дети, смотревшие «жестокий» фильм,
вели себя после этого более альтруистично и
лучше ладили друг с другом, чем дети из других
групп.
Под горой или на вершине?
Но главный порок коренится даже не в
неестественных условиях опыта, а в том, что
именно считается проявлением агрессивности.
Прародителем всех работ такого рода стал
знаменитый эксперимент, проведенный в 1963 году
Альбертом Бандурой: дети, посмотревшие фильм про
то, как кто-то бьет надувного клоуна, потом били
такую же куклу чаще, чем те дети, которые не
видели фильма. У нас эта игрушка (специально
предназначенная именно для битья) не очень
популярна, поэтому сразу скажем: с таким же
успехом об «агрессивности поведения» можно было
бы судить по тому, сколько раз ребенок толкнул
ваньку-встаньку или стукнул об пол резиновый
мячик. Что, однако, не помешало работе Бандуры
стать классической и породить целый ворох
подобных исследований. Всем им присущ один и тот
же порок: игнорирование разницы между реальным
насилием и игрой.
Сами же дети не просто прекрасно чувствуют эту
разницу — она для них глубоко принципиальна.
Любое увлекшее их зрелище в самом деле требует
немедленного выхода в игру — это даже не реакция
на увиденное, а просто следующая фаза восприятия.
И если дети смотрели фильм, где герой сражался с
врагами, можно не сомневаться: как только
погаснет экран, просмотровый зал тут же
превратится в поле битвы. Но у этой азартной
возни есть четкие правила — никем не
сформулированные, но интуитивно ощущаемые всеми
детьми. Любой выход за их рамки (например,
действительно болезненный удар или укус)
немедленно вызывает яростный протест и
приостановку игры. Если же нарушитель будет
повторять свои действия, очень скоро ему
останется лишь играть с самим собой. Это
справедливо не только для человеческих детей, но
и для детенышей высокоорганизованных животных, в
частности — котят и щенков. Однако
высококвалифицированные специалисты продолжают
считать (или делать вид, что считают), будто удар
подушкой в веселой свалке имеет ту же
психологическую природу, что и удар кастетом в
подворотне. Почему же эти ученые с докторскими
степенями по психологии не хотят понимать то, что
ясно даже трехмесячному котенку?
«Это гора материала, но, как большинство гор,
она устрашает только тогда, когда мы стоим в ее
тени. Если забраться на ее вершину, она
вознаграждает нас воодушевляющим новым видом»,
— пишет Джерард Джонс о работах, посвященных
влиянию экранного насилия. Не найдя в них
сколько-нибудь убедительных доказательств того,
что экранное насилие может быть причиной
реального, он обратился к тем, кто имеет дело с
детьми: педагогам, школьным и детсадовским
психологам и просто родителям. И обнаружил, что
многие из них (в том числе такие именитые, как,
например, доктор Хелен Смит — судебный
психолог, бывший руководитель общенационального
добровольного интернет-надзора за юными
преступниками и автор книги «Сердце в шрамах»,
посвященной психике малолетних убийц) думают так
же, как и он, или, по крайней мере, очень сильно
сомневаются в концепции «зрелища как причины
насилия». Немало скептиков нашлось и в
академической среде — именно они ставят
контрольные опыты, указывают на
методологическую некорректность, предлагают
альтернативные объяснения и в конечном счете
отделяют реальное знание от расхожих
предубеждений.
Но обществу эта работа словно бы и не видна.
Корпоративное мнение американского научного и
педагогического сообщества выражается
документами вроде «Совместного заявления о
влиянии экранного насилия на детей», выпущенного
в июле 2000 года Американской медицинской
ассоциацией, Американской академией педиатрии,
Американской психиатрической ассоциацией,
Американской академией домашних врачей и
Американской академией психиатрии детей и
подростков и позднее поддержанного обеими
палатами конгресса. В нем прямо утверждается, что
«жестокие зрелища могут привести к жестокости в
реальной жизни», и эта позиция представлена как
«консенсус сообщества публичного
здравоохранения», хотя, как уже говорилось,
многие виднейшие специалисты придерживаются
совсем иных взглядов.
Правда, пока что усилия борцов с экранной
жестокостью на государственном уровне особым
успехом не увенчались: как правило, дело
ограничивается декларациями, если же
какой-нибудь продвинутый штат и принимает
жесткие нормы, те долго не живут. Однако связь
между экранным и реальным насилием прочно
утвердилась в общественном сознании, и многие
родители и педагоги сами пытаются оградить своих
питомцев от «жестоких» игр и зрелищ.
Барби-автомат
В упомянутой уже книге Джонса приведено немало
историй о том, что получается из подобных благих
начинаний. Например, в еврейском детском саду в
Гринвич-Виллидж были безусловно запрещены все
виды игрушечного оружия, а в праздничном
рассказе об исходе евреев из Египта ни единым
словом не упоминались казни египетские. После
рассказа детям, естественно, раздавали
праздничную мацу — большие квадратные листы
хрустящего хлебца. Один мальчик, взяв такой лист,
внимательно посмотрел на него. Затем он зубами
проделал довольно аккуратный прямоугольный
вырез, откусил немного с другой стороны, повертел
в руках, подравнял сзади... И вдруг принялся
носиться по комнате, наводя на других детей
получившееся подобие автомата и вопя «пу-пу-пу!»,
а те восторженно визжали и падали на пол
«убитыми».
В другом случае в смертоносное оружие
перевоплотилась кукла Барби: ее ноги стали
рукояткой, руки — магазином, а из головы
вылетали воображаемые пули. В третьем — дети
хотели превратить коробку от холодильника в
осажденную крепость, но мать строго сказала:
«Никаких игр со стрельбой! Почему бы вам не
поиграть в космический корабль?!» Так они и
сделали. И едва мать уселась обратно в кресло, как
услышала восторженные вопли: «Смотри! Пришельцы!
Стреляй в них!»
Психолог Эрик Штайн считает: одна из задач
растущей личности — научиться отличать фантазию
от реальности, совершаемое в воображении — от
совершаемого на самом деле. И важнейшим
средством для этого служит игра, в том числе и с
воображаемым оружием.
«Вы делаете для агрессии то же, что старик Фрейд
сделал для сексуальности!» — сказал Джонсу один
из его собеседников-психологов. В самом деле,
кампания против элементов насилия в играх и
зрелищах — не первая попытка общества
отвратить подрастающее поколение от
нежелательного поведения, убрав из его мира все,
что напоминает о соблазне. В конце XIX века
общество точно так же верило, что
сексуальность — опасная сила, которую лучше
не возбуждать и не обсуждать. Чтобы не вызывать у
детей, и в особенности у подростков, ненужных и
преждевременных реакций, необходимо исключить
из их поля зрения все, что может наводить на мысль
о сексе, отношениях полов и пр. Более всех
отличалась этим викторианская Британия: в ней
правила приличия требовали, чтобы ножки стола
были полностью закрыты скатертью, а книги
авторов-мужчин и авторов-женщин ни в коем случае
не стояли на одной полке.
О том, на что толкало юных викторианских
джентльменов пробуждающееся половое желание, мы
лучше умолчим, напомнив лишь, что именно с этих
пор в английских университетах и
привилегированных частных школах прочно
укоренилась традиция гомосексуализма. Потому
что во всех этих случаях (как и в ходе борьбы с
жестокими играми и зрелищами) людей пытались
заставить делать то, что противоречит их природе,
врожденным поведенческим программам.
Не объект, а субъект
Беседуя с непредубежденными учеными, с
практикующими психологами и педагогами, с
родителями, убеждаешься: психика ребенка — не
чистый лист, на котором записывается все, что
подвернется, а активная система, ищущая и
выбирающая в потоке информации то, что
необходимо ей в данный момент. А игра — не
копирование увиденных сцен, а способ освоить и
присвоить те явления и отношения, с которыми
сталкивается ребенок, найти им место во
внутреннем мире и научиться безопасно с ними
обращаться. И игры с образами насилия тут не
исключение.
Коль скоро насилие и агрессия не только
существуют в этом мире, но и заложены в
человеческой природе, формирующейся личности
надо уметь управляться и с ними. Уметь не только
защищать свою суверенность от внешних
посягательств, но и контролировать собственный
гнев, страх, неуверенность, капризы, облекая их в
общественно приемлемые формы.
Это понимание очень близко к взглядам
отечественной психологической школы. Она мало
известна в США, где подавляющее большинство
психологов принадлежит либо к
психоаналитической, либо к бихевиористской
традиции.
Бихевиоризм
первоначально исходил из того, что, коль скоро мы
не можем непосредственно исследовать устройство
психики, надо относиться к ней как к «черному
ящику»: воздействовать на него различными
стимулами, регистрировать ответные реакции и
пытаться найти закономерности, связывающие одно
с другим. Эта программа имела один
фундаментальный порок: при таком подходе
поведение неизбежно рассматривается как
отражение внешних стимулов. В то время как на
самом деле оно всегда запускается и
контролируется внутренним состоянием организма.
К чести лучших представителей бихевиористской
школы, они в конце концов это поняли, пройдя через
десятилетия теоретических тупиков, необъяснимых
фактов и опасных рекомендаций.
Соблазнительно было бы списать слепую веру
американского общества в зловещую роль
экранного насилия именно на последствия
господства бихевиоризма. Увы, оснований к тому
нет никаких. Сегодня голоса, требующие «защитить
детей от тлетворного влияния экранного насилия»,
раздаются у нас ничуть не реже и не тише, чем в
США. Не отстает и просвещенная Европа.
Популярность никем и ничем не подтвержденной
идеи «зрелища как причины насилия», видимо, имеет
более глубокие и мощные причины, чем та или иная
научная теория. И вероятно, одна из главных среди
них — это стойкое нежелание взрослого
человека-родителя впустить в сознание тот факт,
что его ребенок не объект (пусть даже и самой
нежной любви), а субъект, отдельное существо,
обладающее собственными желаниями и вкусами.
Как пишет Джерард Джонс, борцы с виртуальным
насилием любят патетически вопрошать: «что мы
делаем с нашими детьми?!» — но никто из них
никогда не спрашивает у самих детей, что они сами
думают и зачем им это нужно.
Сергей СТЕПАНОВ