Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2008


Гильдия

Будет день, будут и песни

Беседовала с директором одной из сильных московских школ. Зашел разговор о банальном — о новом подходе к финансированию школ, проблемах, которые из-за этого возникают. Конечно же, заговорили о школьных психологах. Я говорю: «Теперь, когда директор будет сам решать, как ему тратить имеющиеся средства, какой персонал нанимать, психологи мало где выживут…» А в ответ слышу неожиданное: «У нас выживут обязательно, именно потому, что мне решать, какие специалисты нужны школе». Что-то меняется в мире…
Из личного рабочего дневника

 

 

Вот такие времена…

Попробуем в контексте такого вступления продолжить следующую фразу: «Времена нынче для психологов в школе настали…» Какие? Предполагаю наиболее очевидные продолжения: трудные, тяжелые, грустные, непростые… Примите среди прочих и мой вариант: «Времена нынче для психологов в школе настали диагностичные».

Мы пожинаем плоды. И наших собственных трудов, и развития всей системы психологической деятельности в образовании. Плоды эти очень разные: от вкусных и сочных, до червивых и практически несъедобных. Что вырастили? Как ухаживали? Чем подкармливали? От дружных всходов по городам и весям всей страны в восьмидесятые годы («Наконец-то!», «Без психологии мы в школе никуда!», «Психолог и объяснит, и все решит!») через эпоху полузрелой неопределенности («Да кто они вообще такие?», «Педагог все это может делать сам!», «С чем его есть-то, психолога этого?») — к результатам. И в качестве такового мы имеем весь диапазон отношений к психологу остальных субъектов образовательного процесса — его коллег, администрации, детей, их родителей.

Только шкала оценок существенно изменилась по сравнению с предыдущими годами. Один ее полюс — понимание того, зачем психолог в школе, принятие границ его профессиональных возможностей, наличие нормального профессионального запроса на его деятельность и взаимодействие с ним. Другой полюс — разочарование, основанное на непонимании, расширительном или искаженном толковании профессиональной роли психолога в образовании, на несостоявшейся попытке переложить на него ответственность за свои задачи. В одних школах изыскиваются ресурсы, принимаются непростые управленческие решения, позволяющие пригласить (или удержать) психолога. В других… В других нас уже нет. И делается все, чтобы даже дух психологический из образовательной среды поскорее выветрился.

Конечно, не все происходит по нашей воле или по нашей вине. И директор может быть негибким и косным, и обстоятельства могут сложиться не в нашу пользу при том, что мы белые и пушистые.

Да, не все, но очень многое происходит по нашей воле и по нашей вине. И понимание того, зачем нужны психологи, пришло (если и вправду пришло) к педагогам и родителям нашей школы не само по себе, а вследствие нашего собственного понимания, что мы можем и зачем нужны. Мы слушали и слышали школу, а не свой возмущенный шепот. Нам хотелось стать нужными образованию, а не подстроить образование под себя, свои интересы, свое видение того, как должно. Мы воспринимали «соседей по цеху» (педагогов) как коллег и соратников, а не как «тех, которые мучают детей и не хотят меняться». И все это мы делали не пару месяцев и даже не полгода, а терпеливо, последовательно и достаточно долго. И в качестве награды школа нас тоже услышала и мы стали ей нужны, у нас появились соратники и коллеги.

Сегодня возникло много школ — хороших и разных. Точнее — разных и при этом хороших. В них создаются такие образовательные миры, в которых есть место психологу. Какому? Самый общий ответ: психологи сегодняшнему образованию тоже нужны разные и хорошие. Более полный ответ должен, как мне представляется, содержать три пункта:

— какие психологи уже точно не нужны сегодня школе;

— каким школам в принципе не нужны психологи (разные);

— какие психологи в школах хороших и разных нужны.

И важное добавление: это частный взгляд, за который несет ответственность (и, возможно, получает поддержку и одобрение коллег) только автор.

Какие психологи не нужны школе?

• Одиночки, выстраивающие свою деятельность как нечто автономное, самостоятельное, закрытое от других специалистов и родителей.

• Исследователи и теоретики, рассматривающие школу как полигон для решения своих собственных научных задач.

• Психологи-консультанты, психологи-психотерапевты, решающие проблемы ребенка через индивидуальную психокоррекционную работу в отрыве от среды, порождающей или поддерживающей эти проблемы.

• Психологи, не знающие, что такое современное образование на философском, содержательном и технологическом уровне, готовые прикладывать к нему теоретические схемы, созданные для совсем иных общественных институтов или сугубо абстрактного обобщенного анализа и умозрительного проектирования.

• Психологи, работающие интуитивно, очень уж «по-авторски», после ухода которых в школе не остается никаких документов, никаких зацепок для организации преемственности в работе старого и нового специалиста.

Прошу обратить внимание на следующее: вообще говоря, все перечисленные типы психологов — это очень нужные и важные специалисты. Они просто не нужны школе и в школе.

А еще школе категорически не нужны (и вообще, трудно назвать место, в котором они нужны):

• «транзитники», рассматривающие школу как временное пристанище на период обучения в аспирантуре или притормозившие у ее порога по иной причине;

• психологи, влюбленные в «науку психологию» больше, чем в людей, внутренний мир которых она описывает и для счастья которых она развивается как практика;

• психологи, перемешавшие в своем профессиональном мировоззрении хиромантию, астрологию, йогу, соционику и деятельностный подход;

• психологи, воспринимающие школу, образование как насилие над индивидуальностью ребенка, как Зло (именно так, с большой буквы), педагогов — как воплощение этого Зла, а себя — как адептов Света и адвокатов ребенка.

Каким школам не нужны психологи?

Во-первых, школам, закуклившимся в качестве учебных (не образовательных, а именно учебных) заведений строго «ЗУНовского» характера. В них — пыльные лозунги про индивидуализацию и всестороннее развитие личности, скучный, но устоявшийся в своих фронтальных формах учебный процесс и стандартный набор «воспитательных мероприятий». Таких школ, увы, немало. Не ходите туда: это бесполезно и даже вредно. Причем для всех: хороший психолог такую школу взбудоражит, она всколыхнется, затем вытеснит его привычными ей методами и заново заснет. Но пыль еще долго будет висеть в воздухе, а ведь среди современных детей много аллергиков! В такую школу можно входить с новым директором, новой административной командой и большой таблеткой валидола. Тогда лет через пять ее можно сделать местом комфортно-осмысленного профессионального существования.

Во-вторых, школам, выстроенным на конфессиональных или религиозно-философских основаниях. Они решают свои проблемы иными, специфическими средствами. И, как известно, часто весьма успешно. Нужно перестать быть психологом, чтобы найти свое место в такой школе. Это может оказаться очень интересно, но только это уже совсем другая история…

Какие психологи востребованы в школах?

• Сильные «знаньевые» школы запрашивают психолога, готового работать в двух конкретных и локальных направлениях. Первое направление — коррекционная работа с теми, кто не справляется с объемами, нагрузками, когнитивно-сложным содержанием обучения. Педагоги готовы слышать рекомендации, если они касаются конкретных вещей: как учить Петю и Олю так, чтобы они сами что-то понимали и не мешали понимать другим. Психолог должен осознавать, какие именно психологические способности запрашивает учебный процесс, и знать, как помочь конкретному ребенку развить в себе эти способности. Кроме того, каковы границы урока и как можно управлять процессом внутри этих границ для того, чтобы этому ребенку жилось легче и училось веселее. Порою в таких школах возникают и успешно работают психокоррекционные психолого-педагогические центры, объединяющие психологов, логопедов, дефектологов. Второе направление — повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах психологии и педагогики мышления, понимания, усвоения информации. Передача им современных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих эффективное усвоение и понимание учебного материала.

• Школы, выстраивающие систему развивающего образования, нуждаются в психологе-проектировщике. Он должен уметь соотносить цели развивающего образования с механизмами и закономерностями развития ребенка (определенного социального статуса, возраста, обладающего индивидуальными особенностями развития) и проектировать систему работы, позволяющую «настраивать» весь образовательный процесс на решение задач развития детей. Сопровождать процесс развития своими психологическими средствами. Плюс — уметь создавать и воплощать в инструменты программы мониторинга развития. У него могут быть разные позиции в школе: административная, если он включен в проектировочный «мозговой» центр школы, или позиция психолога, курирующего несколько классов и ведущего в этих классах «штучную» тонкую сопровождающую работу.

• Школы, работающие с чрезвычайно разноуровневым и пестрым контингентом учащихся, день за днем решающие сиюминутные проблемы совместимости несовместимого, запрашивают психолога, умеющего работать на задачи социально-психологической адаптации и социализации учащихся, причем не только и не столько средствами индивидуальной работы, сколько через образовательную среду и групповые формы работы. Такому психологу нужно понимание механизмов социализации, развития ценностей и моральных норм у детей разного возраста, владение различными социально-психологическими и социально-педагогическими технологиями работы. Он точно будет работать не один, а в команде с классными руководителями, социальными педагогами и другими специалистами. Следовательно, ему понадобятся навыки работы в команде и совместного проектирования.

• Школы, реализующие инновационные, экспериментальные программы, запрашивают психолога с хорошим академическим образованием, но знающим и понимающим школу и ее образовательные задачи. Ему понадобится совмещение исследовательских (аналитических) и проектировочных способностей. Он должен уметь работать с информацией, анализировать процессы, происходящие в школе, с точки зрения того, решаются ли психологические задачи эксперимента (инновации), какой ценой для детей и педагогов и пр. Ему нужно будет увидеть лучшие находки и протянуть ниточки от экспериментальной деятельности к повседневной работе.

Самоопределение психолога в современной школе — это одновременно взгляд в себя (какой я специалист, зачем я оказался тут?) и на школу (какая она? какие задачи решает? зачем ей может быть нужен психолог и нужен ли вообще?). Совмещение ответов на эти два вопроса и помогает определиться.

В общем, ничего плохого с нами не происходит. Напротив, ситуация проясняется, туман уходит, а значит, легче найти свое место на поляне, которое зовется «современная школа». Или спокойно ее покинуть.

Статья подготовлена при поддержке компании «Стройпарк». Если Вы решили преобразить свою квартиру или офис, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Стройпарк». Компания «Стройпарк» специализируется на продаже товаров для дома и ремонта, а также предоставляет услуги по изменению планировки помещения. На сайте www.Stroypark.Su вы сможете узнать более подробную информацию о ценах и акциях, действующих на данный момент.

Марина БИТЯНОВА