Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2008


Метод в теории и на практике

В сопровождении гида-переводчика

Общая логика работы с пятиклассниками

Представьте, что вы — космонавты-испытатели, которые оказались на неизвестной планете. Вы, конечно, прошли подготовку и уже многое знаете и умеете, да и эта планета — не первое ваше путешествие. Встретили вас неплохо. Но что именно ждет вас на этой планете — загадка! Вы незнакомы ни с территорией этой планеты, ни с ее правилами и обычаями народа, населяющего ее. У вас много сомнений, вопросов и тревог. Мудрые, заботящиеся о вас люди из ЦУПа уверены, что вы справитесь с заданием, преодолеете все трудности. Но это и усиливает тревогу. Страшно не оправдать их ожиданий и страшно осваивать это пространство.

Ну, как вы себя ощущаете? Наверное, вы почувствовали интерес, может быть, даже азарт, но вместе с тем неловкость, волнение. Возможно, вас немного раздражало, что все взгляды прикованы к вам.

Если вы, уважаемые коллеги, сейчас испытываете подобные чувства, то вы переживаете примерно то же самое, что и пятиклассник, делая свои первые шаги по старшей школе.

И тут появляюсь я — гид-переводчик, педагог-психолог.

Итак, чем же я могу помочь пятиклассникам-испытателям?

Ну, во-первых, со мной они знакомы еще с четвертого класса, а знакомое лицо успокаивает. А кроме того, я могу:

• помочь сориентироваться на этой большой и незнакомой планете, открыть новые возможности и ресурсы;

• помочь навести мосты понимания с местными жителями (учителями и старшеклассниками);

• объяснить возможные сложности людям из ЦУПа (родителям), если вдруг они потеряют с ними связь или связь станет односторонней;

• и наконец, за поддержкой и новыми силами слетать на уже освоенную планету младшей школы.

Вот основная логика нашей жизни (cм. таблицу и приложение 1).

Общая логика системы психологического сопровождения
при переходе учеников в 5-й класс

  4-й класс 5-й класс
Ученики Повышение уверенности при переходе в старшую школу Освоение требований старшей школы.
Осознание своих новых возможностей, нового статуса
Учителя Подготовка учащихся к освоению требований старшей школы (учителя 4-х классов)
Знакомство с особенностями классов в целом и отдельными учащимися (учителя будущих 5-х классов)
Помощь учителям 5-х классов в создании условий для освоения учащимися требований старшей школ (учителя 4-х классов)
Оптимизация педагогических воздействий для освоения учащимися требований старшей школы (учителя 5-х классов)
Родители Создание дома условий для подготовки учеников к освоению требований старшей школы (новая ступень самостоятельности) Оказание учащимся поддержки в процессе освоения новой роли ученика старшей школы

Проиллюстрируем таблицу тремя кадрами.

Кадр 1: вы — учащиеся. С началом 5-го класса с вами стало твориться что-то необычное: много информации, многое непонятно, вы теряетесь, вы не чувствуете себя хозяевами положения и это не нравится, это раздражает. Но высказать вслух свои чувства вы не можете. Вы стараетесь быть хорошим учеником, хорошим ребенком, хорошим другом, боитесь обидеть неосторожным словом. Как быть с этими чувствами? Носить в себе или выражать? А если выражать, то как? И что вообще может происходить? Давайте посмотрим. Вклейте в тетрадь эти карточки.

1) Вулкан. Как вы думаете, что значит выражать свои чувства как вулкан?

А какие трудности при этом могут возникать?

2) Человечек

Кто-то закрывает рот пластырем и не говорит, руки не действуют, ноги не двигаются. Что произойдет, если заклеить все?

3) Хорошая собачка. Она гавкает, но только по делу. Высказывает то, что не нравится. А правильно ли это?

Протестируйте себя по 10-балльной шкале: как чаще всего вы выражаете свои чувства. Теперь давайте обсудим результаты.

• Что посоветуем вулканам? Как вовремя делать дырочки, чтобы взрыв не был таким разрушительным?

• Что посоветовать пластырям, куда девать чувство вины?

• Как приручить хорошую собачку?

А сейчас я вам открою секрет: если ты высказываешь человеку плохие чувства, это значит, что ты ему очень доверяешь.

Кадр 2: вы родители. Ваш ребенок сильно изменился: стал говорить, что он личность, не прислушивается к вашему мнению, а может, он стал замкнутым, закрывает дверь в свою комнату и до него не достучаться. Что делать? Выход есть: прийти на нашу игру «Ступени». На ней вы сможете вспомнить свой 5-й класс — свои трудности и радости — и сравнить их с трудностями и радостями своих детей. Оказывается, детям так интересно узнать о вашем детстве. Они не знают, что такое сбор макулатуры и металлолома и зачем вообще это было нужно. Им интересна игра «Зарница», и они думают, что на пионерском значке изображен крейсер Аврора.

А вы, родители, оказывается, тоже не очень хорошо знаете своих детей, их любимые блюда, количество уроков в день, объем домашнего задания. На эти вопросы вы не смогли ответить. Но наибольшее затруднение вызвал вопрос: как вы думаете, сколько детей хотят иметь ваши дети? То есть сколько у вас будет внуков?

Постепенно приходит понимание друг друга. Детям приятно узнавать, что их родители не всегда были такими строгими и правильными: сбегали с уроков, не выполняли домашние задания, подкладывали кнопки друзьям на стул. А вы, уважаемые взрослые, настолько впадаете в детство, что закидываете ноги на стол, изображая трудного пятиклассника. Вас трудно успокоить.

Завершаем игру мы трудным тестовым заданием: узнать своего родителя и родителя своих одноклассников из заранее собранных детских фотографий. Скажете, это легко? Попробуйте!

Кадр 3: вы педагоги. Конец августа, вы хорошо отдохнули, накупались в море, гуляли в лесу, на вашей грядке созрел самый большой кабачок. Несмотря на это вам тревожно: предстоит работать с пятыми классами, а к ним всегда особое внимание администрации, ими всегда пугают, поэтому важно почувствовать, что вы не одиноки. Я приглашаю вас на тренинг «Мы — команда».

Оказывается, каждый из вас — уникальная личность. Кто-то знает поэзию, кто-то поет, кто-то умеет готовить пиццу, но при этом у всех вас много общего: вы активные, бескорыстные, умеете дружить и уступать, честные и щедрые, эмоциональные и жизнерадостные, умеющие дарить заботу. Мы вместе можем создать портрет пятиклассника и успешно работать с ним. А в завершение давайте подарим друг другу ресурсы. Протянем друг другу ниточки поддержки.

Надеюсь, вы получили сейчас много разных эмоций, а это самый главный ресурс для любых свершений! Спасибо всем за внимание!

Вы посмотрели три кадра, а теперь вновь возвращаемся в школу, она ждет нас!

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Мастер перевода». Компания «Мастер перевода» предоставляет услуги профессионального перевода в Москве. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете по выгодной цене заказать услуги опытных специалистов, обладающих глубокими познаниями в отраслевой терминологии и различных технологических процессах, которые в самые быстрые сроки осуществят перевод технической, медицинской, юридической или научной документации любой сложности. Подробнее ознакомиться с предложением компании «Мастер перевода» можно по адресу http://www.masterperevoda.ru

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

4-й класс

 

5-й класс

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Детско-родительская игра «Ступени»

Все рассаживаются свободно на стульях, не за столами.

На столах лежат шесть листов А3 и ручки (фломастеры) на команду.

Основная идея проекта — обмен опытом школьной жизни. Зачем это необходимо? Обсуждение.

1. Разминка. Нужно закончить предложение:

«Если я пятиклассник, то я…»

2. Деление на команды. На столах таблички с именами детей. Родители садятся к своим детям.

3. Придумать название команде.

4. Задание. Написать на листах: «Трудности пятиклассника — раньше и сейчас»; «Радости пятиклассника — раньше и сейчас».

5. Обсуждение. Совпадают ли радости? Трудности у ваших родителей тоже были, но все же они стали успешными людьми.

6. Конкурс для детей. Родители выступают в роли экспертов. Какие качества помогли родителям (в целом, а не конкретно каждому) добиться жизненного успеха (семья, работа)? Составляется общий список на плакате, каждая команда по очереди называет по одному качеству. Ведущий записывает.

7. А теперь посмотрим, как проходят в действительности путь к успеху. Каждая команда получает карточку с ситуациями и должна будет продолжить их и разыграть. Но роль взрослых должны играть дети, а вот пятиклассников сыграют родители.

Ситуации

• Учитель поставил оценку за ответ, а ученик с ней не согласен и говорит… Что дальше?

• Ребенок плохо сделал домашнее задание, родитель просит переделать, иначе будет «тройка». Ребенок отвечает: «А зачем мне «пять»?» Родитель говорит… Что дальше?

• Учитель, войдя в класс, видит, что дети списывают друг у друга домашнее задание. Он говорит детям, что если они будут списывать, то не получат знаний. Дети отвечают… Что дальше?

• Выходные. Ребенок делает домашнее задание, но не может сосредоточиться, постоянно отвлекается. Родители говорят: пока не выполнишь задания, не будешь смотреть кино, играть в компьютер. Ребенок отвечает …

 

8. Следующим заданием будет викторина для детей и взрослых. Вопросы задаются поочередно.

Для детей:

• Что такое пионерский значок и что на нем было нарисовано?

• Что такое «Зарница»?

• Как выглядела школьная форма?

• Что такое сбор макулатуры и зачем это было нужно?

• Кто такой «вожатый»?

• Кто такие «октябрята»?

• Что обязательно должны были надевать пионеры в школе?

• Пропойте строчку из любой пионерской песни.

Для взрослых:

• Любимая еда наших детей?

• Какие жизненные ценности наши дети ставят на первые места?

• На какие профессии ориентированы ученики 5–8-х классов нашей школы?

• Каков максимальный объем домашнего задания, выполняемого вашими детьми за один день?

• О чем мечтают современные пятиклассники?

• Любимые школьные предметы.

• Как вы думаете, зачем наши дети учатся?

• Какие фильмы нравятся нашим детям? Назовите один.

 

9. А сейчас команды обменяются пожеланиями на пути к знаниям, но сделать это нужно в виде пантомимы без слов. На подготовку 1 минута.

10. В завершение нашей встречи предлагается очень сложное задание. Нужно среди фотографий милых деток угадать родителей своих одноклассников. Дети подходят к ватману, на котором наклеены детские фотографии родителей. Взрослые тоже могут принять участие.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тренинг с педагогами

Цель: сплочение коллектива и создание позитивного настроения на новый учебный год.

Необходимые материалы: игрушка (мячик), ватман (3–4 листа), фломастеры, карандаши, степлер, скотч, различные арт-терапевтические материалы, доска, бейджи, булавки, прочная нитка или веревка, ножницы, клей, 4 парты.

Время проведения: 1 час.

Вступительное слово психолога

Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем тренинге, который посвящен созданию настроя на весь учебный год. У каждого из нас есть определенные ожидания, представления о том, каким будет год, какие дети к нам придут. Во многом успех зависит и от того, с каким настроем мы их встретим. И сегодня мы не будем обсуждать особенности детей, мы не будем говорить о трудностях пятиклассников и адаптационном периоде. Мы постараемся создать общее коллективное настроение. Такое настроение, которое рождает улыбки на наших лицах, вселяет веру и надежду, что у нас все получится. И нам бы хотелось, чтобы сегодняшняя встреча была одним из шагов к его созданию.

Игра-разминка «Вопрос — ответ»

Ведущий кидает мяч любому из участников и задает вопрос; тот, у кого мяч, отвечает и возвращает мяч ведущему; ведущий повторяет процедуру с другим участником.

Вопрос: какое у тебя (у вас) сегодня настроение?

Следующий вопрос зависит от ответа. Пример:

Ведущий. Какое у тебя сегодня настроение?

Участник. Солнечное

Ведущий. Что еще бывает солнечным?

Участник. День

Ведущий. Какой еще бывает день?

Участник. Счастливый. И т.д.

Игра-разминка «Сегодня я увидел в группе...»

Ведущий предлагает всем посмотреть на соседа справа и увидеть в нем что-то необычное, особенное, удивительное, то, чего раньше не видел, и сказать ему об этом. Процедура проходит по кругу. Каждый участник начинает с предложения: «Сегодня здесь в группе я увидел, что.....»

Игра-разминка «Кинорежиссер»

Ведущий предлагает каждому представить себя в роли кинорежиссера, для которого остальные учвстники будут актерами. Идет съемка «Ералаша», и режиссер подбирает актеров. Ведущий называет типаж роли, режиссер подходит к тому актеру, который, как ему кажется, сможет сыграть данную роль, и кладет ему руку на плечо.

Роли:

• пятиклассника,

• ответственного пятиклассника,

• самого хулиганистого пятиклассника,

• пятиклассника, в которого все влюблены,

• ученика-вундеркинда,

• ученика — любимчика учителей.

Игра «Ассоциации»

Ведущий предлагает отвечать первое, что придет в голову в связи со словом «пятиклассник». Процедура проводится по кругу с бросанием игрушки (мяча).

Коллаж «Образ пятиклассника»

Иструкция: «У каждого из нас есть определенный образ пятиклассника. Кто-то уже работал с ними, кому-то этот опыт только предстоит. Но каждый имеет представление, о ком идет речь. И сейчас вам всем вместе надо будет создать общий образ пятиклассника, используя все имеющиеся материалы. Затем мы с вами вернемся в круг для представления полученного образа. И каждый озвучит, что он привнес в создание образа пятиклассника».

Игра «Как поощрить пятиклассника»

Ведущий предлагает на время стать пятиклассником, который заслужил похвалу. Участник-доброволец садится в центр, а все остальные его хвалят.

Варианты:

• Ученик успешно закончил четверть.

• Ученик — новенький в классе.

• Ученик усердно готовился к контрольной, но плохо написал.

• Ученик очень старается, но не получается учиться так, как ему хочется или как того требуют родители.

Игра-заключение «Паутинка»

Инструкция. «И в заключение давайте пожелаем друг другу что-нибудь на новый учебный год. Но сделаем мы это не обычным способом. У меня в руках клубок. Я отматываю немного нитки на палец. Затем кидаю клубок любому участнику со словами:

— Анна Сергеевна! Я желаю вам в новом учебном году...»

Важно кидать клубок по диагонали, чтобы получилась паутина.

Наталья ВИРАХОВСКАЯ,
психолог Ломоносовской школы, Москва