Наталья БАРИНОВА,
педагог-психолог Центра развития ребенка
«Детский сад № 69»,
г. Москва
Ярмарка эмоций
Праздник для детей старшего
дошкольного возраста и их родителей
В работе педагога-психолога
особое место занимает эмоционально-волевое
развитие детей. Профилактика
психосоматических заболеваний, знакомство детей
с базовыми эмоциями, помощь в формировании
эмоциональной децентрации — важнейшие задачи в
нашей деятельности. В настоящее время существует
несколько программ по эмоциональному развитию
детей. В нашем детском саду проводятся
психологические занятия с детьми 6–7 лет по
программе О.В. Хухлаевой. Ярким завершением
занятий по эмоциональному блоку программы
становится праздник «Ярмарка эмоций».
По моему мнению, по какой бы программе
эмоционального развития ни занимался психолог с
детьми, обязательно нужен праздник для ребят, их
родителей и воспитателей. Пусть в наших детских
садах будет на одно радостное событие больше!
Праздник готовится во взаимодействии
психолога с воспитателями и музыкальным
руководителем.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
Музыкальный зал оформлен в стиле русской
народной ярмарки.
Дети входят в зал под русскую народную мелодию,
родители — зрители.
Воспитатель:
Девочки — подружки,
Веселушки, хохотушки,
И мальчишки молодцы,
Что за шум, что за гам?
Дети:
Едет ярмарка к нам! (хором)
Внимание! Внимание! (1-й ребенок)
Народное гуляние! (2-й ребенок)
Торопись, честной народ,
Всех сегодня праздник ждет! (3-й ребенок)
Воспитатель:
Эй! Дорогие родители,
Детских праздников любители!
Вы не стойте у дверей,
Проходите поскорей!
Звучит музыка «Эх, полным-полна моя коробочка»,
входит психолог в русском костюме с горкой
коробок, как коробейник.
Психолог (поет песню):
Эх, полным-полна моя коробочка,
В ней загадок до краев,
Приглашаю всех ребят отгадывать –
И девиц и пареньков!
Приглашаю всех ребят отгадывать –
И девиц и пареньков!
Здравствуйте,
мальчики! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте,
уважаемые мамы и папы! У нас сегодня особенная
ярмарка — ярмарка эмоций, а у меня в коробках и
лежат эти эмоции, только вот беда: коробки-то не
подписаны, придется нам угадывать — в какой
коробке какая эмоция! А поможет нам в этом музыка!
Психолог открывает первую коробку, слышится
флейта (печальная мелодия, например русская
народная песня «Степь да степь кругом…»).
Психолог:
Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?
Дети: Грусть!
Психолог вынимает сделанную заранее на
занятиях с детьми пиктограмму эмоции грусти.
Психолог:
Как
верно вы, ребята, угадали,
Да и вы, родители, нам помогали!
Только слышите, ребята, — грустная мелодия
опять звучит! Кто же так грустно играет на флейте?
Открывается занавес — сидит девочка-пастушка
с флейтой, плачет.
Психолог:
Сидит пастушка, скучает,
А всяк ее поучает:
Дети (подбегают к пастушке по одному):
— Займись делом, порисуй мелом! (ребенок с
мелком)
— Возьми лопатку, вскопай грядку! (ребенок с
лопаткой)
— Позвони Косте, позови в гости! (ребенок с
телефоном)
— Попрыгай, пастушка, не сиди как старушка! (ребенок
с прыгалками)
Пастушка:
Оставьте меня в покое,
У меня настроенье такое!
Психолог:
Ну, ребята, давайте тогда поиграем, ведь мы-то
знаем, что игра — лучшее средство от грусти и
печали. А пастушка, может быть, захочет к нам
присоединиться и тогда наверняка развеселится!
Дети играют в игру «Пойдем с бабушкой на
базар». Пастушка постепенно включается в
веселую игру.
Пастушка: Спасибо, ребята, развеселили
вы меня!
Психолог: Знаешь, пастушка, мы с
ребятами давно заметили, что если тебе грустно,
надо о своей грусти рассказать другу, или маме,
или папе, и они тебе обязательно помогут.
А мы помогли тебе нашей игрой! Хорошо мы
поиграли, ребята, можно посидеть, отдохнуть, а я
пока открою вторую коробочку.
Психолог открывает коробочку, слышится
мелодия «Разноцветные стекляшки». (Дети знают
эту песенку и танец из предыдущих музыкальных
занятий, в ней звучат слова: «А теперь глаза
открой и удивись!»)
Психолог:
Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?
Дети: Удивление!
Психолог вынимает пиктограмму эмоции
удивления.
Психолог:
Как верно вы, ребята, угадали,
Да и вы, родители, нам помогали!
А у нас ребята знают такие стихотворения,
Которые вызовут у всех великое удивление!
Дети:
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете. (1-й ребенок)
А за ним во всю прыть,
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами. (2-й ребенок)
Заяц на небо взглянул –
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капнуло варенье! (3-й ребенок)
Спит в речушке рыболов! (4-й ребенок)
Собирают сыр с кустов! (5-й ребенок)
С зайцами пасут коров! (6-й ребенок)
На лугу доят волов! (7-й ребенок)
В пляс пускается медведь! (8-й ребенок)
Тыквы стали песни петь! (9-й ребенок)
Косят косари леса! (10-й ребенок)
На снегу лежит роса! (11-й ребенок)
А луна нам утром светит! (12-й ребенок)
И конфет не любят дети! (дети хором)
Психолог:
Ну что, папы и мамы, удивили мы вас?
А теперь — пора нам в пляс!
Танец под песню «Разноцветные стекляшки».
Психолог: Спасибо, ребята, вам за танец,
отдохните пока, а я открою следующую коробочку.
Психолог открывает коробочку, слышится
гневная музыка.
Психолог:
Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?
Дети: Гнев!
Психолог вынимает пиктограмму эмоции гнева.
Психолог:
Как верно вы, ребята, угадали,
Да и вы, родители, нам помогали!
Упражнение с воздушным шариком на совладание
с гневом.
Психолог:
Ох, с гневом-то осторожно надо обращаться! Пусть
ко мне подойдут Паша и Маша, мы покажем вам с
помощью воздушных шариков, как это сделать.
Представьте, что воздушный шарик — это вы сами,
а воздух в этом шарике — гнев, который в эту
минуту вас так и переполняет. Что будет, если весь
свой гнев, не раздумывая, сразу выпустить?
Надутый, но не завязанный шарик Паша сразу
отпускает из рук.
Психолог: Как себя вел наш шарик?
Паша: Как бешеный! Он натыкался на стены
и носился как сумасшедший! (Сохранена лексика
реального ребенка.) Так и люди, если так будут
поступать, могут обидеть кого-нибудь, да и себе
набить шишки!
Психолог: А теперь Машина очередь
показать нам свой шарик.
Маша выпускает воздух из шарика постепенно, и
он осторожно сдувается.
Психолог: Как себя вел наш шарик?
Маша:
Мой шарик гнев выражает,
Но никого не обижает!
Психолог: Здорово! А сейчас мы вам
покажем, как это делают жители одного лесного
царства-государства.
Игра « Король-боровик»
Хоровод. В центре ребенок в шапочке гриба:
король Боровик.
Король Боровик:
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он ворчал и кричал
И ногами стучал.
Был король-боровик не в духе,
Короля покусали мухи.
(В. Приходько)
Дети (останавливаются и говорят Боровику):
— Эй, король Боровик!
Ты ж хороший старик,
Никого не обижай –
Свои чувства выражай!
Боровик (топает ногами):
— Ох, я злюсь, ох, я злюсь,
Очень сильно сержусь!
Дети (Боровику):
— Глубоко подыши (останавливаются, делают
дружно два раза вдох-выдох),
Улыбнись от души! (улыбаются)
Психолог: Как хорошо, ребята, Боровика
мы успокоили, научили его свои чувства выражать,
никого не обижать. А теперь пришла пора открыть
последнюю коробочку!
Психолог открывает коробочку, слышится
радостная музыка (песня «Русский чай»).
Психолог:
Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?
Дети: Радость! Ура!!!
Психолог вынимает пиктограмму эмоции
радости.
Все поют песню «Русский чай».
Психолог: Здорово вы, ребята, умеете
эмоции узнавать! А какие органы чувств вам
помогают узнавать эти эмоции?
Молодцы, ребята! Спасибо вам за песню и, конечно,
за выставку «Мои эмоции», которую вы приготовили
для нас.
Дорогие родители, выходите с нами в круг,
поиграем вместе в нашу любимую игру «Море
эмоций».
Игра «Море Эмоций»
Психолог: Море волнуется — раз, море
волнуется — два, море волнуется — три,
удивленная (виноватая, радостная, грустная,
заинтересованная) фигура на месте замри!
Спасибо всем! До свидания! Желаем вам
много-много радости!
Звучит мелодия песни «Эх, полным-полна моя
коробочка».