Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2008


Игротека

Знатные сыщики, или Сбежавшая невеста

Ролевая игра

 

Цель: тренировка навыка распознавания невербальных сигналов, формирование навыков делового общения (общение как метод решения задачи в ограниченное время), тренировка лидерского самопредъявления.

Материалы: фольга, цветная бумага, ножницы, лоскуты тканей, булавки, клей, нитки, иголки, фломастеры, ленты, украшения, парты, стулья, ручки, карточки с ролями.

Количество участников: 15–26 человек.

Время: 1 час.

План

1. Получив карточки с ролями, придумать себе имя и нарисовать свой герб. Представиться по кругу, соблюдая нормы этикета (20 минут).

2. В течение 10 минут найти своего супруга/супругу, используя только мимику, жесты и гербы. При этом вести себя в соответствии с ролью, как подобает королю, графу, принцу и пр.

3. В течение 10–15 минут выстроиться рядами, проранжировав свои звания (составить свиту верховному владыке).

4. Обсуждение, не выходя из ролей (5–10 минут).

5. Деролинг и обсуждение (10 минут).

ХОД ИГРЫ

1. Ведущий выкладывает перед участниками карточки с ролями. Проговаривает инструкцию и раскладывает приготовленные материалы. Помогает участникам распределиться в комнате так, чтобы всем было комфортно заниматься индивидуальным творчеством.

Ведущий. Проходите, пожалуйста, в аудиторию, рассаживайтесь на стулья. Сейчас мы с вами поиграем в игру под названием «Знатные сыщики, или Сбежавшая невеста». Я раздам всем карточки, на которых прописаны ваши роли. По ходу игры я буду говорить, что следует делать дальше.

Рис. Е. МедведеваА сейчас я попрошу всех подойти к столу и вытянуть карточку с вашей ролью, но что написано на вашей карточке, никому не показывайте. Возможно, благодаря карточке в течение игры девочке придется побыть в мужской роли, а мальчику в женской. Отнеситесь к этой ситуации с юмором — как к возможности узнать что-то новое о другой половине человечества.

Участники вытягивают карточки.

На ваших карточках написано, кем вы будете до конца игры. Все вы — знатные сеньоры и сеньориты, чтящие традиции ваших семей и хорошо знающие этикет.

Спрячьте пока ваши карточки, чтобы другие не узнали, кем вы являетесь, и послушайте первое задание.

Придумайте себе имя и фамилию, согласно вашей роли. Подумайте, чем знаменит ваш род, потому что сейчас я покажу вам материалы, из которых вы сможете сделать свой фамильный герб и украсить одежду. Не раскрывайте пока другим, как вас зовут. Мы все познакомимся попозже. На создание герба и придумывание имени у вас 15 минут.

Участники делают гербы, ведущий наблюдает и помогает при затруднениях.

А сейчас я прошу всех встать в круг, по очереди представиться, соблюдая этикет, и рассказать немного про свой герб.

Участники представляются по кругу, затем убирают гербы и возвращаются в круг.

2. Ведущий. Вчера в нашей местности произошла невероятная история. После бала многие знатные дамы не вернулись домой. Верховный правитель объявил тревогу и велел собраться во дворце всем своим приближенным. А так как не явившимся правитель грозился отрубить голову, пришли действительно все, даже пропавшие дамы. Верховный правитель очень ценил семейные узы и потому приказал собравшимся мужьям и женам быстро встать парами, взявшись за руки.

Поскольку говорить без разрешения верховного правителя в его присутствии не разрешается, вам придется искать свои пары, используя только мимику и жесты. Если вам могут помочь ваши гербы, можете воспользоваться ими. Попытайтесь вспомнить, кто как представлялся. Например, если вы барон, то ваша супруга баронесса, если король — ваша супруга королева. И не забывайте, что все вы — знатные господа, которые не должны терять свое лицо.

На поиск своей пары у вас 5 минут.

Участники пытаются найти каждый свою пару. По истечении времени ведущий предлагает мужьям представить по очереди себя и свою супругу. Например: я — барон такой-то, а это моя супруга — баронесса. Если сделана ошибка, пара расходится в разные стороны. Когда все представятся, тем, кто ошибся, предлагается все-таки найти свою пару и попросить друг у друга прощения за то, что не смогли друг друга быстро отыскать. Роли заданы так, что несколько человек окажутся без пары.

3. Ведущий. Теперь, когда вы наконец-то нашли своих мужей и жен, верховный правитель требует выстроить свою свиту по званиям.

Для этого вам необходимо встать друг за другом рядами, используя информацию на ваших карточках и не забывая держаться подобающим вам образом. В первый ряд становится самый главный, держа за руку супругу, во второй — его подчиненные и так далее. В одном ряду может быть больше одной семьи, если их титулы и права равнозначны. На все выяснения и построения у вас 10 минут. Начинайте.

Участники выстраиваются рядами. Ведущий проверяет, как участники справились с заданием, с помощью таблицы.

Император,
монарх, царь,
король, принц
Государь   Барин
Боярин,
герцог, князь
Государь Вельможа,
дворянин
Граф, барон  
Четкое
распределение рядов
Могут встать в любое место
в указанных границах

Ведущий поправляет участников и при необходимости выстраивает в нужном порядке.

Ведущий. А теперь по команде «Начали!» вам необходимо всем одновременно прославить свое доброе имя, проскандировав, например: «Слава мне, великому императору всея Руси Гусеву Ивану Петровичу!» — используя ваши ролевые имена. Прославлять три раза подряд. Начали!

4. Ведущий. Я поздравляю вас с окончанием игры и прошу сесть в круг на стулья, не выходя из ролей.

Ведущий задает участникам вопросы о том, насколько трудно им было, выполняя различные задания, постоянно помнить о своем высоком положении, постоянно соблюдать этикет. Участники отвечают по желанию.

5. Ведущий проводит деролинг. Участники снимают с себя все бантики и другие аксессуары, связанные с ролью. Ведущий просит всех по очереди поделиться своими впечатлениями, эмоциями. Спрашивает, понравилось ли быть в роли знатных сеньоров, трудно ли было играть роли противоположного пола, какие использовались приемы, чтобы невербально отыскать свою пару, опирались ли они на полученные знания о жестах, позах, выражении лица, чтобы передать свою значимость, чтобы отыскать партнера. Почему объединялись в пары те, кто по ролям был без пары. Каким образом удалось выстроить ряды (кто-то брал инициативу на себя, использовал схемы, логику или просто выкрикивали свои звания, помогали ли друг другу). Обсуждается важность лидерских качеств, взаимовыручки в коллективе.

Карточки

Барон — носящий звание, достоинство баронства, низшей степени титулованного дворянства, которая иногда жалуется и не служащим, например именитым торговым людям.

Боярин — встарь это был жалованный сан: вельможа, знатнейшее сословие в государстве.

Барин — господин, человек высшего сословия, дворянин. Иногда всякий, на кого другой служит.

Граф — наследственное дворянское достоинство, почетное, оно выше баронского, но ниже княжеского.

Дворянин — знатный гражданин на службе при государе, чиновник при дворе; звание это обратилось в потомственное и означает благородного по роду или по чину, принадлежащего к жалованному высшему сословию, владеющему населенными имениями, людьми.

Государь — всякий светский владыка, верховный глава страны, владетельная особа: император, царь, король, владетельный герцог или князь. Например, государь император, государь великий князь.

Император — властитель государства, неограниченный высший по сану правитель.

Князь начальник, властелин, владетель области, княжества. Почетное звание некоторых дворянских родов от владетельных князей или жалованных почетно.

Король — государь, управляющий королевством; владельческий сан, почитаемый ниже императора.

Принц — сын короля, лицо королевского семейства.

Принцесса — дочь короля, лицо королевского семейства.

Герцог — звание владетельных особ герцогства, иногда и их невладетельных потомков или жалованных этим званием.

Царь — государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства.

Монарх —единодержавный государь, или самодержец.

Вельможа — особа знатного рода и звания либо высокого сана; вообще человек важный и знатный.

(В карточках с женскими ролями – тот же текст.)

Примечание: избыточное число карточек дается, чтобы никому не пришлось тянуть последнюю и чтобы не все смогли образовать пары. Если ведущего не устраивает этот пункт, он может заранее исключить лишние карточки. Если участников намного меньше 26, то количество карточек лучше заранее сократить, чтобы избежать сумятицы (могут вытянуть много непарных ролей).

Ирина НИЛОВА,
педагог-психолог, Москва